Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 09.10.2026

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О признании объектом ОПХ в целях налога на прибыль подразделения, предоставляющего услуги, аналогичные гостиничным, и используемого для обеспечения основной деятельности налогоплательщика.

Ответ:

Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (далее - ОПХ), предусмотрены статьей 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно положениям указанной статьи Кодекса налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием ОПХ, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Для целей налогообложения прибыли к ОПХ относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

При этом к объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих.

Исходя из изложенного следует, что к объектам ОПХ относятся подразделения, осуществляющие деятельность (услуги) в целях обслуживания (обеспечения) основной деятельности налогоплательщика.

Следовательно, подразделение налогоплательщика, предоставляющее услуги, аналогичные гостиничным, как своим сотрудникам, так и сторонним лицам на возмездной основе и используемое для обеспечения основной деятельности налогоплательщика, признается объектом ОПХ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.06.2026 N 03-03-06/1/55974

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде стоимости замещающих облигаций в рублях, которые получены при обмене (замещении) замещаемых облигаций в валюте.

Ответ:

В соответствии с абзацем тридцать первым пункта 13 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях Кодекса замещаемыми облигациями в валюте признаются облигации российских организаций, номинальная стоимость которых выражена в валюте иностранных государств и территорий, включенных в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, приобретенные владельцами таких облигаций до 1 марта 2022 года или полученные в качестве замещающих облигаций российских организаций в обмен на облигации иностранных организаций (еврооблигации) и не передававшиеся налогоплательщиком третьим лицам с передачей права собственности до их замещения на замещающие облигации в рублях.

В соответствии с подпунктом 33.5 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде стоимости замещающих облигаций в рублях, полученных налогоплательщиком в результате обмена (замещения) замещаемых облигаций в валюте.

Указанные в подпункте 33.5 пункта 1 статьи 251 Кодекса доходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в пределах суммы рублевого эквивалента номинальной стоимости замещаемых облигаций в валюте, определенного по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на наиболее позднюю из следующих дат: дата размещения либо дата изменения валюты номинала замещающих облигаций в рублях.

Положения подпункта 33.5 пункта 1 статьи 251 Кодекса применяются держателями замещаемых облигаций в валюте (за исключением эмитентов таких облигаций по выкупленным и не погашенным ими к моменту замещения объемам таких облигаций) по каждому выпуску таких облигаций при условии обмена всех принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве замещаемых облигаций в валюте одного выпуска.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.06.2026 N 03-03-06/1/54897

Вопрос:

В рамках внешнеторгового контракта на территорию Российской Федерации было ввезено медицинское оборудование "Микроскоп операционный офтальмологический", которое прошло государственную регистрацию и имеет действующее регистрационное удостоверение с кодом ОКПД 2 26.70.22.150.

При таможенном оформлении данное медицинское оборудование классифицировано ФТС России по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9018 50 900 0.

Согласно ст. 149 Налогового кодекса РФ реализация медицинских изделий, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ, освобождается от НДС при наличии регистрационного удостоверения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 код ОКПД 2 26.70.22.150 включен в перечень для освобождения от НДС, а именно в п. 11 "Микроскопы биологические". В то же время общий код ТН ВЭД 9018 включен в перечень в п. 13 "Приборы и аппараты для медицинских и лабораторных исследований...".

При ввозе оборудования начислен и уплачен НДС по ставке 22%, в связи с тем что код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 отсутствует в п. 11 Перечня.

Может ли организация применить льготу по НДС при реализации на территории РФ медицинского оборудования "Микроскоп операционный офтальмологический", опираясь только на наличие действующего регистрационного удостоверения с кодом ОКПД 2 26.70.22.150, включенным в п. 11 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042? Либо для применения льготы по НДС при реализации на территории РФ она должна руководствоваться исключительно одновременным соответствием Перечню наименования, кода ТН ВЭД ЕАЭС, определенного ФТС России при ввозе указанного товара на территорию РФ, и кода ОКПД 2, указанного в регистрационном удостоверении?

Каков порядок применения Постановления Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042, а именно Примечания 1 Перечня:

"Для целей применения разд. I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.11.2017 N 1404, от 29.01.2022 N 69)",

в случае расхождения классификации товаров по кодам ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 для целей освобождения от НДС при реализации на территории РФ товаров, имеющих Регистрационные удостоверения с кодами ОКПД, включенными в Перечень?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) освобождаются операции по реализации на территории Российской Федерации медицинских товаров (в том числе медицинских изделий) отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 утвержден перечень кодов вышеуказанных товаров, освобождаемых от налогообложения НДС, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее соответственно - Перечень, ОКПД 2, ТН ВЭД ЕАЭС), который применяется с учетом примечаний, а также сносок.

Так, примечанием 1 предусмотрено, что для целей применения раздела I "Медицинские изделия" Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или ОКПД 2 (ОК 034-2014) при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, освобождение от НДС в отношении медицинских изделий, реализуемых в Российской Федерации, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия, а также включении их в Перечень с учетом примечаний к данному Перечню.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.06.2026 N 03-07-07/54382

Вопрос:

Организация применяла общую систему налогообложения по 31.12.2025 включительно и являлась плательщиком налога на добавленную стоимость. С 01.01.2026 организация перешла на упрощенную систему налогообложения с исполнением обязанностей налогоплательщика, применяющего налоговую ставку 5 процентов в соответствии с п. 8 ст. 164 Налогового кодекса РФ.

Здание, используемое в деятельности организации, было приобретено у физического лица и введено в эксплуатацию в 2013 г. При приобретении указанного здания налог на добавленную стоимость продавцом не предъявлялся, организацией к вычету не принимался, и, соответственно, вопрос о восстановлении НДС по операции приобретения здания не возникает.

В декабре 2020 г. в отношении данного здания была проведена реконструкция, в результате которой увеличилась первоначальная стоимость объекта основных средств. По товарам, работам и услугам, использованным при проведении реконструкции, организация приняла к вычету суммы налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.

В связи с переходом с 01.01.2026 на упрощенную систему налогообложения с применением ставки НДС 5 процентов у организации возник вопрос о порядке восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету именно по реконструкции объекта недвижимости. При этом затруднение связано с соотношением пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, предусматривающего восстановление налога в первом налоговом периоде применения специальной ставки, и п. п. 6 и 7 ст. 171.1 НК РФ, устанавливающих специальный порядок восстановления НДС по реконструкции объекта недвижимости по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта.

Правомерно ли при переходе организации с 01.01.2026 на упрощенную систему налогообложения с применением ставки НДС 5 процентов восстанавливать суммы НДС, принятые к вычету по реконструкции объекта недвижимости, в специальном порядке, предусмотренном п. п. 6 и 7 ст. 171.1 НК РФ, а не единовременно в первом налоговом периоде 2026 г. по пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ?

Правильно ли понимать, что в случае применения п. п. 6 и 7 ст. 171.1 НК РФ восстановление отражается по окончании каждого календарного года в течение десятилетнего периода, исчисляемого с года начала начисления амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта, и что в налоговой декларации по НДС за IV квартал 2026 г. отражается сумма восстановления, относящаяся к 2026 г. как к одному из лет указанного десятилетнего периода?

Ответ:

С 1 января 2025 г. согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС). В связи с этим указанные организации и индивидуальные предприниматели исчисляют НДС для уплаты в бюджет в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

На основании пункта 8 статьи 164 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и исполняющие обязанности налогоплательщика НДС, при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС, имеют право исчислять НДС по налоговой ставке в размере 5 (7) процентов при соблюдении условий, предусмотренных данным пунктом статьи 164 Кодекса.

Статьей 171.1 Кодекса установлен особый порядок восстановления сумм НДС, принятых налогоплательщиком к вычету по объектам основных средств, относящимся к объектам недвижимости (за исключением космических объектов), при применении которого необходимо учитывать в том числе следующее.

Согласно пункту 6 статьи 171.1 Кодекса, в случае если налогоплательщиком проведена модернизация (реконструкция) объектов основных средств (в том числе после истечения 15 лет с момента ввода в эксплуатацию объектов основных средств), приводящая к изменению их первоначальной стоимости, суммы НДС по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), принятые налогоплательщиком к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению, в случае если указанные объекты основных средств в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса, в числе которых поименованы операции, не облагаемые НДС, а также осуществляемые налогоплательщиком, применяющим УСН и исполняющим обязанности налогоплательщика НДС, применяющего налоговую ставку в размере 5 (7) процентов.

При этом предусмотрено, что в указанном случае налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму НДС по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором на основании пункта 4 статьи 259 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта основных средств, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти лет.

Таким образом, если организация с 1 января 2026 г. перешла с общей системы налогообложения на УСН с исполнением обязанностей налогоплательщика НДС, применяющего налоговую ставку в размере 5 (7) процентов, и на дату такого перехода организацией эксплуатируется реконструируемый объект недвижимого имущества, по которому не истекло десяти лет начиная с года, в котором на основании пункта 4 статьи 259 Кодекса начисляется амортизация с измененной первоначальной стоимости данного объекта, в указанном случае организация восстановление сумм НДС, принятых к вычету по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении реконструкции объекта недвижимости, производит в порядке, установленном вышеуказанной статьей 171.1 Кодекса, за каждый календарный год до истечения указанных десяти лет.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.06.2026 N 03-07-11/53908

Вопрос:

О применении впервые зарегистрированным в 2026 г. ИП ставки 0% по налогам, уплачиваемым при УСН или ПСН, с 1 января 2027 г.

Ответ:

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих определяемые Правительством Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности, а также отвечающих критериям, установленным Правительством Российской Федерации.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

Согласно пункту 3 статьи 346.50 Кодекса законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2014 N 477-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" положения пункта 4 статьи 346.20 и пункта 3 статьи 346.50 Кодекса не применяются с 1 января 2027 г.

В этой связи индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные в 2026 г., применять налоговую ставку в размере 0 процентов по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, или по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН, после 1 января 2027 г. не вправе.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.04.2026 N 03-11-10/29518

=============================================================================