Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 12.12.2025

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об исчислении среднего месячного заработка в целях применения освобождения от НДФЛ компенсационных выплат, связанных с увольнением.

Ответ:

В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением физических лиц, за исключением сумм выплат в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (дохода, денежного довольствия), исчисляемого в порядке, аналогичном применяемому при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а для физических лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в части, превышающей шестикратный размер такого среднего месячного заработка (дохода, денежного довольствия).

Порядок исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен, в частности, Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).

На основании статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2021 N 1540 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 1540).

В этой связи нормы, в частности, Федерального закона N 255-ФЗ и Положения N 1540 в части порядка исчисления размера среднего заработка при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком применяются также для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса.

Так, для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса средний месячный заработок исчисляется с учетом положений, установленных частью 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктом 5 Положения N 1540, путем исчисления его за два календарных года, предшествующих году увольнения, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя.

При отсутствии у работодателя сведений о среднем заработке работника за два календарных года, предшествующих году его увольнения, средний месячный заработок для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса может быть рассчитан с учетом положений части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пункта 8 Положения N 1540.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.07.2025 N 03-04-05/66167

Вопрос:

Об определении объемной доли этилового спирта в алкогольной продукции в целях применения ставок акциза.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента признается подакцизным товаром.

Статьей 193 Кодекса ставки акциза на такие виды алкогольной продукции, как пиво, вино, плодовая алкогольная продукция, винные напитки, виноградосодержащие напитки, плодовые алкогольные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, крепленое (ликерное) вино, фруктовое вино и винные напитки, произведенные за пределами территории Российской Федерации, игристое вино, включая российское шампанское, сидр, пуаре, медовуху, установлены в твердой сумме за 1 литр указанной продукции и не зависят от объемной доли этилового спирта.

При расчете ставок акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов и свыше 9 процентов (за исключением вышеназванной алкогольной продукции) единицей измерения налоговой базы является 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать в том числе сведения о содержании этилового спирта в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 7 процентов объема готовой продукции в 100 миллилитрах данной продукции и в объеме потребительской тары.

Иные требования к указанию на этикетке крепости алкогольной продукции Федеральным законом N 171-ФЗ не установлены.

Учет объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) и спиртосодержащей продукции осуществляется посредством внесения в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации, в том числе представленной организациями в уведомлениях о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции (далее - уведомления) (пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).

При этом на основании пункта 11 Приложения N 1 к Правилам ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, перечнем информации, содержащейся в уведомлениях, предусмотрено указание крепости алкогольной продукции.

Так, в процентах указывается содержание этилового спирта в алкогольной продукции или диапазон содержания этилового спирта в алкогольной продукции в зависимости от ее вида в соответствии с национальным стандартом, техническим регламентом или техническими условиями ее производства; для алкогольной продукции, ввезенной в Российскую Федерацию, - в соответствии с сопроводительной технической документацией.

При этом определение объемной доли этилового спирта в алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 процентов и свыше 9 процентов имеет ключевое значение при определении действительных налоговых обязательств по уплате акциза. Такое определение должно осуществляться участниками налоговых правоотношений с использованием всех имеющихся документов, на основании которых могут быть сделаны выводы об объемной доле этилового спирта у таких товаров. При этом налоговыми и таможенными органами в рамках имеющихся у них полномочий при проведении контрольных мероприятий могут использоваться результаты исследований, предметом которых является установление этих характеристик.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.07.2025 N 03-13-05/66103

=============================================================================