Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 05.12.2025

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на обязательное и добровольное страхование (имущественное страхование, негосударственное пенсионное обеспечение).

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Порядок учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов на обязательное и добровольное имущественное страхование установлен положениями статьи 263 Кодекса.

При этом расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) в силу пункта 6 статьи 272 Кодекса признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на уплату страховых (пенсионных) взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страховой премии (пенсионного взноса) в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.07.2025 N 03-03-06/1/71229

Вопрос:

Об определении даты признания расходов в целях налога на прибыль.

Ответ:

Для целей налогообложения прибыли организаций дата признания расходов определяется положениями статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом дата признания расходов не связана с датой получения документов, подтверждающих соответствующие расходы.

Таким образом, расходы организации относятся к тому периоду, когда они возникли, вне зависимости от даты поступления налогоплательщику документов, подтверждающих эти расходы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.07.2025 N 03-03-06/1/71628

Вопрос:

Об определении налоговой базы по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и обязательных отчислениях за распространение рекламы в сети Интернет.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено статьей 154 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом суммы НДС.

Кроме того, подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса установлено, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные налогоплательщиком за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.07.2025 N 03-07-11/71155

Вопрос:

Об учете доходов и расходов при передаче паев ЗПИФа в счет оплаты доли в уставном капитале дочернего общества, приобретенных за счет субсидии, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно абзацу второму пункта 4.1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) средства в виде субсидий, полученных на формирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются в целях налогообложения прибыли организаций по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств.

В этом случае на дату получения субсидии и дату приобретения паев закрытого паевого инвестиционного фонда (далее - ЗПИФ) расходы на приобретение таких паев не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Статьей 280 Кодекса установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.

Так, на основании пункта 3 статьи 280 Кодекса расходы налогоплательщика при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение) и величины внесенного им вклада в виде денежных средств, уменьшенных на сумму денежных средств, указанных в подпункте 11.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса, в имущество организации, ценные бумаги которой реализуются (выбывают), если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 Кодекса, затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги.

Таким образом, при выбытии инвестиционных паев, в том числе при передаче паев в счет оплаты доли в уставном капитале организации, возникают доходы и расходы в соответствии со статьей 280 Кодекса.

Следовательно, при передаче паев ЗПИФа в счет оплаты доли в уставном капитале дочернего общества налогоплательщик признает в целях налогообложения прибыли организаций не только расходы на приобретение паев ЗПИФа, но и доходы в виде субсидии, за счет которой были приобретены данные паи ЗПИФа.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.07.2025 N 03-03-08/70574

Вопрос:

Об НДФЛ в отношении доходов в виде районных коэффициентов (процентных надбавок) к зарплате (денежному довольствию, содержанию) за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Ответ:

Пунктом 6.2 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что налоговая база по налогу на доходы физических лиц, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1.2 статьи 224 Кодекса, определяется по доходам в виде оплаты труда (денежного довольствия, денежного содержания), получаемой (получаемого) лицами, работающими (служащими) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях (районах) с неблагоприятными (особыми) климатическими или экологическими условиями, в части, относящейся к установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации районным коэффициентам к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) за работу (службу) в данных районах или местностях и процентным надбавкам к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) за работу (службу) в данных районах или местностях.

Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Таким образом, пункт 6.2 статьи 210 Кодекса применяется в отношении районных коэффициентов (процентных надбавок) к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) в той части, которая установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе районных коэффициентов, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 316 ТК РФ), и выплачивается в связи с работой (службой) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях (районах) с неблагоприятными (особыми) климатическими или экологическими условиями.

Кроме того, согласно статье 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.07.2025 N 03-04-05/70283

Вопрос:

О представлении налогоплательщиками в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, формах налогового контроля и истребовании налоговыми органами документов.

Ответ:

Согласно абзацу первому подпункта 5.1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в Центральный банк Российской Федерации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не предусмотрено указанным подпунктом.

Кроме того, пунктом 1 статьи 82 Кодекса установлено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.07.2025 N 03-02-08/69515

Вопрос:

О налогообложении доходов ИП, а также учете доходов в целях налога при УСН.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), при определении объекта налогообложения учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса определено, что датой получения доходов у налогоплательщиков, применяющих УСН, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает, что налогообложению при применении УСН подлежат доходы налогоплательщиков, полученные как из источников в Российской Федерации, так и из источников за пределами Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.07.2025 N 03-04-05/68299

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах с сумм компенсации работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплаты стоимости проезда и провоза багажа в отпуск за пределы РФ.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Налогового Кодекса.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Налогового Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, начисляемые в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 "Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами" Налогового Кодекса.

Исходя из положений абзацев второго и десятого пункта 1 статьи 217 и подпункта 7 пункта 1 статьи 422 Налогового Кодекса не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами стоимость оплаты работодателем проезда работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза ими багажа весом до 30 килограммов. В случае использования отпуска за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами стоимость проезда или перелета работника (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работник проходит пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Таким образом, только для целей применения упомянутых норм Налогового Кодекса по освобождению от уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов сумм оплаты проезда (компенсации стоимости проезда) работника, работающего и проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в отпуск за пределы территории Российской Федерации следует использовать в расчете стоимость проезда от места отправления именно до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в котором осуществляется прохождение работником пограничного контроля, что не всегда совпадает с географической точкой непосредственного пересечения Государственной границы Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.07.2025 N 03-15-05/67117

Вопрос:

Об определении налоговой базы по НДФЛ при получении материальной выгоды от приобретения ценных бумаг.

Ответ:

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от приобретения, в частности, ценных бумаг, с учетом исключений, предусмотренных указанным подпунктом.

В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 212 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 3 пункта 1 указанной статьи, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, производных финансовых инструментов, долей участия в уставном капитале над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.

Согласно абзацу шестому пункта 4 статьи 212 Кодекса рыночная стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется исходя из их рыночной цены с учетом предельной границы ее колебаний, если иное не установлено указанной статьей.

На основании абзаца девятого пункта 4 статьи 212 Кодекса порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также порядок определения предельной границы колебаний рыночной цены устанавливаются в целях главы 23 Кодекса Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации с учетом положений пункта 4 статьи 212 Кодекса.

До принятия Центральным банком Российской Федерации согласованного с Министерством финансов Российской Федерации порядка определения рыночной цены ценных бумаг применяется порядок определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Кодекса, утвержденный приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н "Об утверждении Порядка определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации".

Таким образом, положениями пункта 4 статьи 212 Кодекса установлено, что при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 3 пункта 1 статьи 212 Кодекса, налоговая база определяется на основании рыночной стоимости ценных бумаг, которая определяется на основании их рыночной цены для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.07.2025 N 03-04-05/66855

Вопрос:

Вопрос о применении действующего законодательства о налогах и сборах в отношении применения ставки НДС 0% при оказании услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава для осуществления международных перевозок.

Организация в рамках договоров с заказчиками (резиденты РФ) оказывает услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозки грузов со стыкового пункта российских железных дорог Петропавловска, расположенного на территории Республики Казахстан, на станции российских железных дорог, расположенные на территории РФ, и в обратном направлении.

Железнодорожная станция Петропавловск - уникальная, так как целиком и полностью, со всей железнодорожной инфраструктурой относится к Южно-Уральской железной дороге.

Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ считаются ли данные услуги по перевозке товаров международными, так как пункт отправления или назначения - Петропавловск - расположен за пределами территории РФ?

Вправе ли организация применять ставку НДС 0% при оказании услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава для осуществления перевозок на станцию Петропавловск и обратно?

Ответ:

В соответствии с абзацем четвертым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ставка налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 0 процентов применяется в отношении оказываемых российскими налогоплательщиками (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте) услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления международных перевозок. При этом под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров, в том числе железнодорожным транспортом, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки НДС в размере 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, установлен пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.

Таким образом, услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для осуществления международной перевозки, в том числе оказываемые российской организацией по договору с другой российской организацией, облагаются НДС по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, перечень которых установлен пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.07.2025 N 03-07-08/66624