Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 21.11.2025

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Предлагается разъяснить применение налоговыми агентами ст. 214 НК РФ.

С 2024 г. исчисление, удержание и уплата НДФЛ с дивидендов по ценным бумагам, выпущенным иностранными организациями, производятся налоговым агентом, являющимся брокером (доверительным управляющим), депозитарием, если такие дивиденды поступают на счет брокера (доверительного управляющего), депозитария.

Для целей НК РФ понятие "дивиденд" определено, в частности, в абз. 1 п. 1 ст. 43 НК РФ.

При этом абз. 2 п. 1 ст. 43 НК РФ установлено, что к дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.

В п. 2 ст. 43 НК РФ предусмотрен ряд выплат, которые не отнесены НК РФ к дивидендам. В частности, не признаются дивидендами выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность (пп. 2 п. 2 ст. 43 НК РФ). При этом возможно толкование, что указанные исключения применимы только к выплатам, признаки которых перечислены в абз. 1 п. 1 ст. 43 НК РФ (к "российским" дивидендам).

Учитывая изложенное, должен ли депозитарий / брокер / доверительный управляющий осуществлять функции налогового агента по НДФЛ согласно ст. 214 НК РФ, если в соответствии с иностранным законодательством и на основании соответствующего решения иностранного эмитента выплата дивидендов физическим лицам производится собственными акциями эмитента?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.

Вместе с тем подпунктом 2 пункта 2 статьи 43 Кодекса установлено, что не признаются дивидендами выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 214 Кодекса исчисление, удержание и уплата суммы налога, с учетом положений указанного пункта, производятся налоговым агентом, являющимся брокером (доверительным управляющим), депозитарием, если дивиденды по ценным бумагам, выпущенным иностранными организациями, поступают на счет у таких брокера (доверительного управляющего), депозитария.

Если соответствующие выплаты не признаются для целей Кодекса дивидендами, положения абзаца четвертого пункта 2 статьи 214 Кодекса не применяются.

Одновременно сообщается, что статьей 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.10.2025 N 03-04-06/104766

Вопрос:

Работнице организации ежедневно предоставляются перерывы для кормления ребенка. С ее письменного согласия она привлекается к работе в выходной день. В этот день также предоставляются перерывы для кормления, при этом рабочее время и указанные перерывы оплачиваются в двойном размере в соответствии со ст. 290 ТК РФ. Правомерно ли при расчете налога по УСН "доходы минус расходы" учитывать в составе расходов на оплату труда оплату перерывов для кормления ребенка в выходной день в двойном размере?

Ответ:

Перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Данный перечень расходов является закрытым.

Согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

Расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9 - 21, 38 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 265 и 269 Кодекса.

Расходы, не включенные в указанный перечень расходов, при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не учитываются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.10.2025 N 03-11-06/2/102816

Вопрос:

О применении коэффициента 2 в целях налога на прибыль при учете расходов на техподдержку, гарантийное обслуживание и иные услуги, связанные с использованием программ для ЭВМ и баз данных.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных, программно-аппаратных комплексов по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям), а также расходы на адаптацию и модификацию этих программ для ЭВМ, баз данных. К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной пунктом 1 статьи 256 Кодекса. Указанные расходы, связанные с приобретением права на использование по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям) программ для ЭВМ и баз данных, программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, могут учитываться в размере фактических затрат с применением коэффициента 2.

Таким образом, коэффициент 2 применяется только к расходам, связанным с приобретением права на использование по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям) программ для ЭВМ и баз данных, программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

При этом применение повышающего коэффициента к расходам на техническую поддержку, гарантийное обслуживание и иные услуги, непосредственно связанные с использованием программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подпунктом 26 пункта 1 статьи 264 Кодекса не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.09.2025 N 03-03-06/2/90056

Вопрос:

О соблюдении критерия о сумме доходов в целях применения освобождения от НДС с 01.10.2025 и пониженного тарифа страховых взносов с 01.01.2026 организацией, оказывающей услуги общественного питания.

Ответ:

Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) освобождается оказание организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении условий, предусмотренных данным подпунктом.

Так, одним из условий применения вышеуказанного освобождения является условие, что за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налогообложения НДС, сумма доходов организации или индивидуального предпринимателя, определяемых в порядке, установленном главой 23 "Налог на доходы физических лиц", 25 "Налог на прибыль организаций" или 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса, не превысила в совокупности два миллиарда рублей.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания через объекты общественного питания, сумма доходов которых в 2024 году превысила два миллиарда рублей, с 1 января 2025 года не применяют освобождение от НДС, предусмотренное подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Федеральным законом N 227-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 227-ФЗ) предусматривается в том числе увеличение с двух до трех миллиардов рублей суммы доходов организации или индивидуального предпринимателя при оказании услуг общественного питания, освобождаемых от налогообложения НДС. На основании статьи 2 Федерального закона N 227-ФЗ данные изменения в Кодекс вступают в силу с 1 октября 2025 года.

Учитывая изложенное, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания через объекты общественного питания, сумма доходов которых в 2024 году не превысила три миллиарда рублей, вправе с 1 октября 2025 года применять освобождение от НДС, предусмотренное подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Что касается вопроса о применении с 1 января 2026 года единого пониженного тарифа страховых взносов, то исходя из положений пункта 2.4 и пункта 13.1 статьи 427 Кодекса для плательщиков, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 15 процентов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной полуторакратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, который применяется в случае соответствия плательщика применимым к нему условиям, предусмотренным подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Таким образом, одним из условий применения упомянутого единого пониженного тарифа страховых взносов является отнесение вышеуказанных плательщиков к субъектам МСП в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ.

На основании пункта 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ в целях отнесения организаций к субъектам МСП их доход не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов МСП.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" предельное значение дохода для средних предприятий составляет два миллиарда рублей.

Следовательно, в случае превышения установленного для средних предприятий предельного значения дохода такая организация исключается из единого реестра МСП в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ и, соответственно, утрачивает право на применение единого пониженного тарифа страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором она исключена из единого реестра субъектов МСП.

Изменения, внесенные Федеральным законом N 227-ФЗ в подпункт 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, предусматривающие увеличение до трех миллиардов рублей суммы доходов организации общественного питания для получения освобождения от НДС, не касаются применения пониженных тарифов страховых взносов, так как такие организации не являются субъектами МСП.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.09.2025 N 03-07-07/88081

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде сумм платежей по договорам добровольного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с положениями пункта 16 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда, учитываемым для целей налогообложения прибыли организаций, относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников. При этом указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Таким образом, расходы в виде сумм платежей по договорам добровольного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, в случае если выполняются условия, предусмотренные в пункте 16 статьи 255 Кодекса, а также если указанные расходы отвечают критериям статьи 252 Кодекса.

Так, в части условия по сроку действия договора в целях применения положений пункта 16 статьи 255 Кодекса указанный минимальный срок действия должен быть установлен при заключении договора. Соответственно, расходы в виде сумм платежей (взносов) по договорам добровольного страхования работников, заключенным на срок менее одного года, не учитываются в целях налогообложения прибыли организаций как не соответствующие условиям пункта 16 статьи 255 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.09.2025 N 03-03-06/2/87332

Вопрос:

ФГУП (далее - предприятие) на основании проездных документов возмещает временно переведенным работникам расходы при их переезде на работу в другую местность и обратно, а также компенсирует расходы на проезд работникам, работающим вахтовым методом, до места вахты и обратно.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.

Вправе ли предприятие производить налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, на основании проездных документов (билеты установленного образца на автотранспорт общего назначения (кроме такси) пригородного и международного сообщения, воздушный, железнодорожный (без питания) и водный транспорт) при возмещении (компенсации) расходов на проезд:

1) временно переведенным работникам при их переезде на работу в другую местность и обратно;

2) работникам, работающим вахтовым методом, до места вахты и обратно?

Ответ:

Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации, подлежат вычетам при использовании этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) в операциях, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса вычеты налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг, имущественных прав) при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пункту 7 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по расходам на командировки, в том числе расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, принимаются к вычету при исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет. При этом в соответствии с пунктом 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок, предназначенной для определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету, регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

При вахтовом способе организации работ по услугам по перевозке работников организации различными видами транспорта (кроме такси) к месту выполнения работ и обратно, стоимость которых оплачивается работникам за счет средств организации в соответствии с коллективным договором, суммы налога на добавленную стоимость следует принимать к вычету на основании вышеуказанных документов, то есть бланков строгой отчетности с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, в доле, соответствующей сумме оплачиваемых организацией расходов, принятых к учету.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.09.2025 N 03-07-11/86955

Вопрос:

О порядке начисления пеней.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

При этом не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки либо заявления о предоставлении инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Также не начисляются пени на сумму недоимки в размере, не превышающем размера положительного сальдо единого налогового счета налогоплательщика в соответствующий календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, увеличенного на сумму денежных средств, зачтенную в счет исполнения предстоящей обязанности этого налогоплательщика по уплате конкретного налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.09.2025 N 03-03-06/1/86479

Вопрос:

Согласно абз. 3 п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с п. 1 ст. 166 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с настоящей главой, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Таким образом, представляется, что право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных налогоплательщиком при выполнении СМР для собственного потребления, возникает при выполнении следующих условий:

- строящийся объект предназначен для использования в операциях, облагаемых НДС;

- стоимость объекта подлежит включению в налогооблагаемые расходы.

Плательщики УСН с 01.01.2025 являются плательщиками НДС в случае превышения их выручки за предшествующий год лимита в сумме 60 млн руб. Таким образом, их хозяйственные операции облагаются налогом на добавленную стоимость при выполнении указанного условия. Аналогично их имущество предназначено для осуществления операций, облагаемых налогом, тогда, когда выручка за предшествующий год превысила 60 млн руб., и не предназначено - в противном случае.

При расчете налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов"), налогоплательщик вправе учесть расходы на приобретение, сооружение, изготовление основных средств (согласно пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Таким образом, стоимость строящегося объекта включается в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли (хотя и не налогом на прибыль организаций).

Необходимо учитывать, что индивидуальные предприниматели на общем режиме также не являются плательщиками налога на прибыль организаций (уплачивают НДФЛ с дохода, уменьшенного на сумму профессионального налогового вычета) и стоимость объектов основных средств равномерно учитывается в их расходах (если буквально трактовать нормы НК РФ, это не совсем амортизационные отчисления). Тем не менее эта категория налогоплательщиков вправе учесть в составе вычета по НДС суммы налога, исчисленного при выполнении СМР для собственного потребления.

На основании изложенного вправе ли плательщик УСН (с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов"), ставший плательщиком НДС в связи с превышением выручки за предшествующий год 60 млн руб., осуществляющий строительно-монтажные работы для собственного потребления, исчисливший на стоимость указанных работ НДС по ставке 20%, получить налоговый вычет по НДС в исчисленной сумме?

Ответ:

Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2025 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы минус расходы" (далее - УСН), признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

На основании статьи 145 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса, в случае если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на УСН, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у организации сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такая организация не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года организацией, исполняющей обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС в порядке, установленном главой 21 Кодекса. При этом указанные организации при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса, могут применять налоговые ставки в размере 0, 10 или 20 процентов, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 164 Кодекса (если этими организациями решение о применении норм пункта 8 статьи 164 Кодекса не принято), и, соответственно, заявлять налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в порядке и на условиях, определенных статьей 172 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.09.2025 N 03-07-11/85025

Вопрос:

Возникли вопросы, касающиеся применения законодательства о налогах и сборах в отношении "входного" НДС при реализации медных полуфабрикатов. Организация 1 (не входящая в перечень производителей медных полуфабрикатов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.05.2025 N 807) покупает медные полуфабрикаты у ООО на ОСН и продает производителю кабельно-проводниковой продукции (Покупателю), включенному в перечень в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.05.2025 N 807. Покупатель, в соответствии со ст. 161 НК РФ, становится налоговым агентом по НДС. Что в этом случае происходит с "входным" НДС у Организации 1? Может ли Организация 1 принять к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом медных полуфабрикатов, при соблюдении требований п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ в общеустановленном порядке?

Ответ:

Согласно абзацу первому пункта 8 статьи 161 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 июля 2025 г. при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость) медных полуфабрикатов налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом, исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом налога.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 8 статьи 161 Кодекса налоговая база, указанная в абзаце первом данного пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено этим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 Кодекса, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса, или нет.

Также абзацем двенадцатым пункта 8 статьи 161 Кодекса установлено, что в отношении медных полуфабрикатов положения данного пункта применяются в случае их реализации организациями (индивидуальными предпринимателями), не включенными в перечень производителей кабельно-проводниковой продукции либо в перечень производителей медных полуфабрикатов, организациям (индивидуальным предпринимателям), включенным в перечень производителей кабельно-проводниковой продукции.

Таким образом, если налогоплательщиком налога на добавленную стоимость (за исключением налогоплательщика, освобожденного от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость), не включенным в перечень производителей медных полуфабрикатов либо в перечень производителей кабельно-проводниковой продукции, медные полуфабрикаты реализуются покупателям (получателям), включенным в перечень производителей кабельно-проводниковой продукции, обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость при реализации медных полуфабрикатов возлагается на налоговых агентов, которыми признаются указанные покупатели (получатели) данных товаров.

Что касается вычетов налога на добавленную стоимость, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, используемых для вышеуказанных операций по реализации медных полуфабрикатов, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 20 процентов, то в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, используемых для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. При этом пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, используемых для операций по реализации медных полуфабрикатов, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 20 процентов, принимаются к вычету в вышеуказанном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.09.2025 N 03-07-11/84973

Вопрос:

Организация приобрела товар за рубежом для поставки клиенту в РФ. Товар прошел таможенную очистку с уплатой таможенных платежей и выпущен для внутреннего потребления (импорт). При оплате транспортировки товара от таможенного терминала до места прибытия на территорию РФ российская транспортная компания выставила счет со ставкой НДС 0%, ссылаясь на пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Обоснованно ли использование ставки НДС 0% на таможенное оформление и транспортно-экспедиционные услуги, оказанные на территории РФ?

Ответ:

Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено применение ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 0 процентов при оказании транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров, под которой понимается перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Согласно абзацам шестому - восьмому подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса положения данного подпункта не распространяются на услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) по перевозке вывозимого (ввозимого) с территории Российской Федерации (на территорию Российской Федерации) товара, а также на транспортно-экспедиционные услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) при организации такой перевозки, если одновременно выполняются следующие условия:

указанные организации (индивидуальные предприниматели) осуществляют перевозку только между пунктами, находящимися на территории Российской Федерации;

указанные организации (индивидуальные предприниматели) не указаны в транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в качестве одного из перевозчиков.

Таким образом, в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации перевозки ранее ввезенных в Российскую Федерацию из-за рубежа товаров по территории Российской Федерации, а также услуг по таможенному оформлению товаров применяется ставка НДС в размере 20 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.09.2025 N 03-07-08/85089