Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 24.10.2025

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об НДФЛ при выплате гарантированного среднего заработка лицам, работающим (служащим) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и при невозможности его удержания налоговым агентом.

Ответ:

На основании абзаца первого пункта 6.2 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по налогу на доходы физических лиц, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1.2 статьи 224 НК РФ, определяется по доходам в виде оплаты труда (денежного довольствия, денежного содержания), получаемой (получаемого) лицами, работающими (служащими) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях (районах) с неблагоприятными (особыми) климатическими или экологическими условиями, в части, относящейся к установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации районным коэффициентам к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) за работу (службу) в данных районах или местностях и процентным надбавкам к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) за работу (службу) в данных районах или местностях.

В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Таким образом, оплата труда в части, относящейся к указанным районным коэффициентам и процентным надбавкам к заработной плате, включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1.2 статьи 224 НК РФ.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, если выплачиваемый гарантированный средний заработок не относится к заработной плате (оплате труда работника) и к такой выплате не применяются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, положения пункта 6.2 статьи 210 НК РФ не применяются к таким доходам.

Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности до 31 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

В соответствии с пунктом 6 статьи 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 НК РФ, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено статьей 228 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.08.2025 N 03-04-05/81996

Вопрос:

О выполнении организацией обязанностей налогового агента по НДФЛ при выплате арендной платы физлицу.

Ответ:

На основании статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения по налогу на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиком.

Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Суммы арендной платы являются доходом физического лица - собственника имущества, предоставляемого в аренду, подлежащим налогообложению в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

Указанные лица именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.

Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 226.2, 227 и 228 Кодекса.

Пунктом 4 статьи 226 Кодекса установлено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Таким образом, при получении налогоплательщиком от налогового агента дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, налоговый агент обязан исполнить обязанности, предусмотренные, в частности, статьей 226 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.08.2025 N 03-04-05/81500

Вопрос:

Об уплате налога на прибыль, представлении декларации и исполнении обязанностей налогового агента по НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения.

Ответ:

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений, до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду.

Таким образом, в случае если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то налогоплательщик вправе принять решение об уплате им налога на прибыль организаций в бюджет этого субъекта Российской Федерации за свои обособленные подразделения.

Статьей 289 Кодекса установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

На основании пункта 5 статьи 289 Кодекса организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Учитывая изложенное, в случае уплаты головной организацией налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации за свои обособленные подразделения она вправе представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций в налоговый орган только по своему месту нахождения.

В части исполнения обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) сообщается следующее.

На основании абзаца первого пункта 7 статьи 226 Кодекса сумма НДФЛ, исчисленная по налоговой ставке в соответствии со статьей 224 Кодекса и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, перечисляется по месту учета налогового агента в налоговом органе (месту его жительства), а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения.

Согласно абзацу третьему пункта 7 статьи 226 Кодекса сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации с физическими лицами или с организациями (в отношении доходов, исчисление налога с которых осуществляется в соответствии со статьей 226.1 Кодекса).

В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, и расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета этих обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 230 Кодекса.

Таким образом, организация, имеющая обособленное подразделение, поставленное на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, обязана перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту учета своего обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также представлять сведения о доходах физических лиц и расчет сумм НДФЛ в отношении работников этого обособленного подразделения в налоговый орган по месту учета такого обособленного подразделения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.08.2025 N 03-03-06/1/81614

Вопрос:

Об учете цессионарием, применяющим УСН, средств, подлежащих погашению по приобретенному праву требования по договору займа.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса.

Исходя из положений статей 382 и 384 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. При этом, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.

Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования установлены статьей 279 Кодекса.

Так, согласно пункту 3 статьи 279 Кодекса налогооблагаемый доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства.

В этой связи при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходом у цессионария (нового кредитора) будет признаваться вся сумма средств, подлежащих погашению по приобретенному праву требования по договору займа (сумма основного долга и проценты, начисленные до переуступки).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.08.2025 N 03-11-11/81396

Вопрос:

Об условиях применения ставки 10% по НДС при реализации лекарственных средств.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства (в частности, лекарственных средств) облагаются по ставке налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 10 процентов при выполнении условий, определенных пунктом 2 статьи 164 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в этом пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Перечень кодов медицинских товаров (в том числе лекарственных средств) в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688 (далее - Перечень).

Примечанием 1 к Перечню предусмотрено, что коды ОКПД 2, приведенные в разделе I "Лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями" Перечня, применяются в отношении:

фармацевтических субстанций, сведения о которых содержатся в государственном реестре лекарственных средств или в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС);

лекарственных препаратов, которые включены в государственный реестр лекарственных средств или сведения о которых содержатся в едином реестре зарегистрированных лекарственных средств ЕАЭС, при этом лекарственные препараты должны быть зарегистрированы в установленном порядке уполномоченным органом и иметь документ, подтверждающий их регистрацию, а также лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями;

лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, проведения экспертизы лекарственных средств для осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов или регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках ЕАЭС в соответствии с правом ЕАЭС, на ввоз конкретной партии которых имеется заключение (разрешительный документ) уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Таким образом, при реализации лекарственных средств применяется налоговая ставка НДС в размере 10 процентов в случае соблюдения вышеназванных условий.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.08.2025 N 03-07-07/81170

Вопрос:

Об освобождении от НДС при передаче программного обеспечения, если оно реализуется в составе программно-аппаратного комплекса.

Ответ:

Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации реализация прав на программы ЭВМ (базы данных) освобождается от налога на добавленную стоимость (далее - НДС), если указанные программы (базы данных) включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Таким образом, освобождение распространяется на программное обеспечение, входящее в состав программно-аппаратных комплексов, в случае если стоимость программы указана отдельно в цене программно-аппаратного комплекса с целью раздельного определения налоговой базы по программному обеспечению и по части программно-аппаратного комплекса, имеющей материальное выражение.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.08.2025 N 03-07-07/81031

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных электромобилей.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса уменьшает полученные доходы на сумму произведенных экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, относятся, в частности, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса).

При этом нормы расходов организации на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" (далее - Постановление N 92).

Таким образом, в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик учитывает расходы в виде компенсации за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля только в пределах норм, установленных Постановлением N 92.

В связи с изложенным расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, категории которых не предусмотрены Постановлением N 92 (в частности, электромобилей), для целей налогообложения прибыли не учитываются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.08.2025 N 03-03-06/1/80897

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах в отношении частичной компенсации расходов работника по приобретению путевок в детский оздоровительный лагерь.

Ответ:

1. Налог на доходы физических лиц

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Вместе с тем статьей 217 Кодекса предусмотрен перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц.

Пунктом 9 статьи 217 Кодекса установлено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 18 лет детей, а также детей в возрасте до 24 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые, в частности, за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), за исключением случаев такой компенсации (оплаты) стоимости путевок, приобретаемых в одном налоговом периоде повторно (многократно).

В целях главы 23 "Налог на доходы физических лиц" к санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

Таким образом, в соответствии с пунктом 9 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц суммы полной или частичной компенсации (оплаты) организацией стоимости путевок, на основании которых лицам, указанным в пункте 9 статьи 217 Кодекса, оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемых однократно за налоговый период.

2. Страховые взносы

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, начисляемые в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм выплат физическим лицам, приведенный в статье 422 Кодекса, является исчерпывающим.

Таким образом, учитывая, что компенсация организацией расходов работников по оплате стоимости путевок в детский оздоровительный лагерь, приобретаемых для своих детей, не поименована в перечне не подлежащих обложению страховыми взносами выплат, приведенном в статье 422 Кодекса, сумма такой компенсации облагается страховыми взносами в установленном порядке как выплата, производимая в рамках трудовых отношений.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.08.2025 N 03-04-05/80142

Вопрос:

Об НДФЛ, налоге на прибыль и страховых взносах при выплате работнику компенсации за использование личного электромобиля в служебных целях.

Ответ:

Согласно статье 188 Трудового кодекса Российской Федерации при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

В части порядка налогообложения таких расходов работодателя отмечается следующее.

1. В части налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ)

На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, предусмотрен статьей 217 Кодекса.

Согласно абзацам второму и одиннадцатому пункта 1 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению НДФЛ, если иное не предусмотрено указанным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и направление в служебную командировку).

2. В части налога на прибыль организаций

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса налогоплательщик в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса уменьшает полученные доходы на сумму произведенных экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, относятся, в частности, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации (подпункт 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса).

При этом нормы расходов организации на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" (далее - Постановление N 92).

В целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик учитывает расходы в виде компенсации за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля только в пределах норм, установленных Постановлением N 92.

3. В части страховых взносов

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса объектом и базой для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

На основании положений абзаца одиннадцатого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Таким образом, расходы организации в виде компенсации, выплачиваемой работнику за использование при исполнении трудовых обязанностей личного транспорта, в частности электромобиля, не подлежат налогообложению НДФЛ, а также не облагаются страховыми взносами в размере, определяемом соглашением между организацией и сотрудником, и могут быть учтены в расходах организации при исчислении налога на прибыль организации в пределах норм, установленных Постановлением N 92.

Размер указанной компенсации должен быть экономически обоснован и связан с фактическим использованием сотрудником личного транспортного средства (электромобиля) непосредственно для целей трудовой деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.08.2025 N 03-00-08/79253

Вопрос:

Об отнесении объектов недвижимого имущества к торговым объектам в целях исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости.

Ответ:

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), определяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества (далее - Перечень), указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, с учетом положений пунктов 3, 4, и 5 статьи 378.2 Кодекса.

К таким объектам отнесены:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах глава 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса не содержит определения понятия "торговый объект".

На основании статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Понятие торгового объекта определено Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) и Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2023 "Торговля. Термины и определения" (далее - Национальный стандарт), из которых следует, что под торговым объектом понимается здание (часть здания), строение (часть строения), сооружение (часть сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (статья 2 Федерального закона N 381-ФЗ, пункт 14 Национального стандарта), в составе которого имеются торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения (пункт 36 Национального стандарта).

По затронутому вопросу судебные органы, которые также, учитывая положения Федерального закона N 381-ФЗ, Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" и исследуя данные технического паспорта здания, исходят из того, что в состав торгового объекта входят торговый зал, подсобные и складские помещения (Апелляционные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2020 N 14-АПА19-16 и от 17.10.2019 N 18-АПА19-55).

Согласно пункту 9 статьи 378.2 Кодекса вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Кодекса высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, при отнесении объектов недвижимого имущества к торговым объектам в целях применения положений статьи 378.2 Кодекса целесообразно руководствоваться указанными выше актами и критериями, установленными статьей 378.2 Кодекса.

При этом отмечается, что если здание (строение, сооружение) включено в соответствующий Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения этих помещений в Перечень.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.08.2025 N 03-05-05-01/78803