Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 16.05.2025

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Правомерно ли возместить НДС 20%, уплаченный при ввозе (импорте) медицинских товаров на территорию РФ, в следующей ситуации?

Организация импортирует медицинские изделия - картридж i-15 для количественного определения газов и химического состава крови для диагностики in vitro с принадлежностями (далее - товар), который имеет код 9027 90 500 0 ТН ВЭД ЕАЭС согласно решению таможни и предполагает уплату НДС 20%, а код 21.20.23.110 ОКПД согласно Регистрационному удостоверению (РУ) предполагает его реализацию на территории РФ с НДС 10%.

Обоснование:

1) согласно пп. 4 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ Правительство РФ приняло Постановление от 15.09.2008 N 688 "Об утверждении перечней, кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов", в том числе:

- Перечень N 1 кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКВЭД), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их реализации;

- Перечень N 2 кодов медицинских товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при их ввозе в РФ.

Товары с кодом 21.20.23.110 ОКПД, к которому отнесен картридж i-15, включены в Перечень N 1 и, следовательно, должны реализовываться с НДС 10%.

Товары с кодом 9027 90 500 0 ТН ВЭД ЕАЭС, к которому отнесен картридж i-15, в Перечень N 2 не включены и, соответственно, должны ввозиться с НДС 20%.

Код ТН ВЭД ЕАЭС присваивается товару на основании нормативного акта - Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80.

Ответ:

На основании пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат в том числе суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в случае использования этих товаров для операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, после их принятия на учет.

Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса указанные налоговые вычеты производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

В соответствии со статьями 135, 136, 175, 186 и 208 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры, предусмотренные вышеуказанными статьями Таможенного кодекса, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары и подлежит исполнению при применении соответствующей таможенной процедуры.

Таким образом, документом для целей применения вычетов сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах, указанных в пункте 2 статьи 171 Кодекса, является декларация на товары, в которой содержатся сведения, свидетельствующие о выпуске товаров в соответствующей таможенной процедуре, а также сведения о сумме исчисленного и уплаченного налога.

Учитывая изложенное, суммы НДС, фактически уплаченные таможенному органу при ввозе медицинских товаров на территорию Российской Федерации, принимаются к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 171 и 172 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.04.2025 N 03-07-07/35654

Вопрос:

О применении в целях налога на прибыль федерального инвестиционного вычета при получении убытка в текущем налоговом (отчетном) периоде и передаче права применения такого вычета иному лицу.

Ответ:

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 286.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик налога на прибыль организаций, осуществивший расходы, предусмотренные пунктом 4 статьи 286.2 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 286.2 Кодекса, имеет право уменьшить сумму налога на прибыль организаций (авансового платежа), исчисленную им в качестве налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 286 Кодекса по налоговой ставке, установленной абзацем вторым пункта 1 статьи 284 Кодекса, и подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на установленный статьей 286.2 Кодекса федеральный инвестиционный налоговый вычет в порядке, установленном статьей 286.2 Кодекса.

На основании пункта 5 статьи 286.2 Кодекса неиспользованный федеральный инвестиционный налоговый вычет предыдущих налоговых (отчетных) периодов, определяемый с учетом положений пункта 9 статьи 286.2 Кодекса, может уменьшить сумму налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащую зачислению в федеральный бюджет, текущего налогового (отчетного) периода.

Согласно пункту 6 статьи 286.2 Кодекса уменьшение суммы налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, на величину расходов, предусмотренных пунктом 4 статьи 286.2 Кодекса, осуществляется в налоговом (отчетном) периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты основных средств или нематериальные активы и (или) изменена их первоначальная стоимость.

При этом такое уменьшение может быть осуществлено также в последующие налоговые (отчетные) периоды с учетом положения пункта 9 статьи 286.2 Кодекса.

Однако сумма налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в результате уменьшения на федеральный инвестиционный налоговый вычет не может быть ниже суммы налога на прибыль организаций, исчисленной по ставке 2 процента (3 процента - в 2025 - 2030 годах).

В соответствии пунктом 9 статьи 286.2 Кодекса федеральный инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода в части, превышающей сумму налога, исчисленного в соответствии с пунктом 1 статьи 286.2 Кодекса с учетом положения пункта 6 статьи 286.2 Кодекса в текущем налоговом периоде, может быть использован для уменьшения суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в последующих налоговых (отчетных) периодах, но не более чем в течение периода, определяемого Правительством Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 статьи 286.2 Кодекса.

На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 N 1638 "О параметрах применения федерального инвестиционного налогового вычета" федеральный инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода в части, превышающей сумму налога на прибыль организаций, исчисленного в соответствии с пунктом 1 статьи 286.2 Кодекса с учетом положения пункта 6 статьи 286.2 Кодекса в текущем налоговом периоде, может быть использован для уменьшения суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в последующих 10 налоговых периодах.

Учитывая изложенное, федеральный инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода, в котором налогоплательщиком получен убыток, может быть использован в течение 10 последующих налоговых периодов для уменьшения суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащей зачислению в федеральный бюджет, как неиспользованный федеральный инвестиционный налоговый вычет предыдущих налоговых периодов.

Одновременно обращается внимание, что в соответствии с пунктом 7 статьи 286.2 Кодекса объекты амортизируемого имущества, в отношении которых было принято решение об использовании права на применение федерального инвестиционного налогового вычета в соответствии со статьей 286.2 Кодекса, включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости, уменьшенной на федеральный инвестиционный налоговый вычет, определенный по этим объектам амортизируемого имущества (а также на суммы, отнесенные в состав расходов отчетного (налогового) периода, в соответствии с положениями пункта 9 статьи 258 Кодекса по данному объекту), а суммы расходов, на которые изменяется первоначальная стоимость таких объектов в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения при формировании суммарного баланса амортизационных групп (подгрупп) (изменении первоначальной стоимости объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со статьей 259 Кодекса), уменьшаются на федеральный инвестиционный налоговый вычет, определенный по этим расходам (а также на суммы, отнесенные в состав расходов отчетного (налогового) периода, в соответствии с положениями пункта 9 статьи 258 Кодекса по данному объекту).

2. Согласно пункту 2 статьи 286.2 Кодекса федеральный инвестиционный налоговый вычет может быть также применен налогоплательщиками, входящими в одну группу с лицом, указанным в пункте 1 статьи 286.2 Кодекса, при условии передачи этим лицом таким налогоплательщикам данных налогового учета и копий документов, подтверждающих суммы осуществленных расходов, указанных в пункте 4 статьи 286.2 Кодекса.

При этом, как было отмечено выше, уменьшение суммы налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, на величину расходов, предусмотренных пунктом 4 статьи 286.2 Кодекса, осуществляется в налоговом (отчетном) периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты основных средств или нематериальные активы и (или) изменена их первоначальная стоимость (пункт 6 статьи 286.2 Кодекса).

В этой связи федеральный инвестиционный налоговый вычет может быть применен налогоплательщиком, входящим в одну группу лиц с организацией, осуществившей соответствующие расходы, предусмотренные пунктом 4 статьи 286.2 Кодекса, при условии передачи данных налогового учета и копий документов, подтверждающих суммы осуществленных расходов, на дату ввода в эксплуатацию соответствующих объектов основных средств или нематериальных активов и (или) изменения их первоначальной стоимости.

Следовательно, если организация, осуществившая расходы, предусмотренные пунктом 4 статьи 286.2 Кодекса, начала сама применять федеральный инвестиционный налоговый вычет в отношении конкретного объекта основных средств (нематериального актива) либо такая организация на дату ввода в эксплуатацию указанного объекта основных средств (нематериального актива) не передала право на его применение (несмотря на потенциальные убытки по итогам текущего налогового (отчетного) периода) лицу, входящему с ней в одну группу, то указанная организация в последующем не может передать право на применение федерального инвестиционного налогового вычета данному лицу.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.04.2025 N 03-03-06/1/34838

Вопрос:

Об определении остаточной стоимости объектов амортизируемого имущества, в отношении которых применен федеральный инвестиционный вычет по налогу на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 286.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик налога на прибыль организаций, осуществивший расходы, предусмотренные пунктом 4 статьи 286.2 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 286.2 Кодекса, имеет право уменьшить сумму налога на прибыль организаций (авансового платежа), исчисленную им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьей 286 Кодекса по налоговой ставке, установленной абзацем вторым пункта 1 статьи 284 Кодекса, и подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на установленный статьей 286.2 Кодекса федеральный инвестиционный налоговый вычет в порядке, установленном статьей 286.2 Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 286.2 Кодекса объекты амортизируемого имущества, в отношении которых было принято решение об использовании права на применение федерального инвестиционного налогового вычета в соответствии со статьей 286.2 Кодекса, включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости, уменьшенной на федеральный инвестиционный налоговый вычет, определенный по этим объектам амортизируемого имущества (а также на суммы, отнесенные в состав расходов отчетного (налогового) периода, в соответствии с положениями пункта 9 статьи 258 Кодекса по данному объекту), а суммы расходов, на которые изменяется первоначальная стоимость таких объектов в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения при формировании суммарного баланса амортизационных групп (подгрупп) (изменении первоначальной стоимости объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со статьей 259 Кодекса), уменьшаются на федеральный инвестиционный налоговый вычет, определенный по этим расходам (а также на суммы, отнесенные в состав расходов отчетного (налогового) периода, в соответствии с положениями пункта 9 статьи 258 Кодекса по данному объекту).

Следовательно, при определении остаточной стоимости объектов амортизируемого имущества, в отношении которых применен федеральный инвестиционный вычет, предусмотренный статьей 286.2 Кодекса, применяется первоначальная стоимость этих объектов амортизируемого имущества, уменьшенная на федеральный инвестиционный налоговый вычет, примененный к этим объектам амортизируемого имущества.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.04.2025 N 03-03-06/1/33060

Вопрос:

Об уплате налога на прибыль организацией, являющейся резидентом Киргизской Республики и одновременно признавшей себя резидентом РФ, и об НДФЛ с зарплаты ее гендиректора.

Ответ:

В соответствии с пунктом 8 статьи 246.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, а также указанной статьей, иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 246 Кодекса иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном статьей 246.2 Кодекса, приравниваются в целях главы 25 Кодекса к российским организациям.

Одновременно отмечается, что согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы от 13 января 1999 года (далее - Соглашение) для целей Соглашения термин "резидент Договаривающегося Государства" означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основании его места жительства, резидентства, места управления, регистрации или создания или любого другого критерия аналогичного характера, а также включает само Договаривающееся Государство и его местные органы власти. В случае Российской Федерации этот термин также включает субъекты Российской Федерации.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 4 Соглашения установлено, что, если в соответствии с положениями пункта 1 статьи 4 Соглашения лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих Договаривающихся Государств, оно считается резидентом того Государства, в котором расположен его фактический руководящий орган.

Таким образом, компания, зарегистрированная в соответствии с законодательством Киргизской Республики и признаваемая налоговым резидентом Киргизской Республики, которая одновременно самостоятельно признала себя налоговым резидентом Российской Федерации согласно пункту 8 статьи 246.2 Кодекса, для целей Соглашения будет считаться резидентом того Договаривающегося Государства, в котором расположен ее фактический руководящий орган.

Касательно порядка налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности отмечается, что согласно пункту 1 статьи 7 Соглашения прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение. Если предприятие осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность как сказано выше, то его прибыль может облагаться налогом в другом государстве, но только в той части, которая относится к такому постоянному учреждению.

С учетом положений пункта 3 статьи 7 Соглашения пунктом 2 статьи 7 Соглашения установлено, что если предприятие одного Договаривающегося государства осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение, то в каждом Договаривающемся государстве к этому постоянному учреждению относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было самостоятельным и отдельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях, и действовало совершенно самостоятельно от предприятия, постоянным учреждением которого оно является.

Порядок налогообложения заработной платы генерального директора организации регулируется статьей 16 Соглашения, согласно которой гонорары директоров и другие подобные выплаты, получаемые резидентом одного Договаривающегося государства в качестве члена совета директоров или аналогичного органа компании, которая является резидентом другого Договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве.

Согласно пункту 1 статьи 23 Соглашения если резидент одного Договаривающегося государства получает доход в другом Договаривающемся государстве, который в соответствии с положениями Соглашения может облагаться налогом в другом государстве, то сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в первом упомянутом государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого упомянутого государства на указанный доход, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.03.2025 N 03-08-05/31556

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде компенсации, полученной в связи с изъятием недвижимого имущества.

Ответ:

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен в статье 251 НК РФ.

Учитывая, что доходы в виде компенсации, полученной в связи с изъятием недвижимого имущества, не поименованы в статье 251 НК РФ, эти доходы учитываются в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

При этом налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на остаточную стоимость указанных объектов недвижимости, а также на расходы, связанные с такой операцией.

Таким образом, если сумма доходов в виде денежной компенсации не превышает сумму расходов, на компенсацию которых она предоставляется, то у налогоплательщика не возникает объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций в отношении данной операции.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.03.2025 N 03-03-06/1/31384

Вопрос:

О налоге на имущество организаций в отношении машино-мест, административно-деловых центров и помещений в них.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 375 Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.

Виды объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, определены в пункте 1 статьи 378.2 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса законом субъекта Российской Федерации могут определяться особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса к объектам недвижимого имущества, облагаемым по кадастровой стоимости, отнесены, в частности, машино-места.

На основании пункта 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее - Перечень), в частности, административно-деловых центров и помещений в них.

В силу указанных норм подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости объекты недвижимого имущества, включенные в Перечень на начало соответствующего налогового периода исходя из установленных статьей 378.2 Кодекса условий (во взаимосвязи с положениями законов субъектов Российской Федерации о налоге).

Таким образом, в отношении объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса, в частности, машино-мест, а также включенных в Перечень административно-деловых центров и помещений в них, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса как кадастровая стоимость имущества, внесенная в ЕГРН.

В случае если объект, в частности административно-деловой, и помещения в нем не включены в Перечень, налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса как среднегодовая стоимость имущества.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.03.2025 N 03-05-05-01/31291

Вопрос:

О принятии к вычету НДС, уплаченного с оплаты (частичной оплаты) по ставке 10 (20)%, при реализации с 01.01.2025 товаров (работ, услуг) по ставке НДС 5 (7)% организациями и ИП, применяющими УСН.

Ответ:

На основании положений пункта 1 статьи 145, пункта 1 статьи 146 и пункта 8 статьи 164 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2025 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС), у которых за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на УСН, сумма доходов превышает в совокупности 60 млн рублей, вправе в порядке, установленном пунктами 8 и 9 статьи 164 Кодекса, применять налоговые ставки в размере 5 (7) процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектами налогообложения НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса.

В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

Согласно пункту 8 статьи 171 и пункту 6 статьи 172 Кодекса вычеты сумм НДС, исчисленных с сумм оплаты (частичной оплаты), полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), производятся с даты отгрузки (передачи) соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в размере НДС, исчисленного исходя из стоимости отгруженных (переданных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при наличии таких условий).

Таким образом, при реализации с 1 января 2025 г. товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС по налоговым ставкам в размере 5 и 7 процентов, налогоплательщикам, получившим до указанной даты суммы предварительной оплаты (частичной оплаты), по которой НДС был исчислен и уплачен в бюджет по налоговым ставкам в размере 10 и 20 процентов, возможно руководствоваться следующим:

- если в договор о реализации товаров (работ, услуг) внесены изменения, согласно которым стоимость товаров (работ, услуг) уменьшена на соответствующую сумму НДС, то сумма НДС, исчисленная и уплаченная при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), возвращенная покупателю товаров (работ, услуг) на основании изменений к договору, принимается к вычету;

- если в договор о реализации товаров (работ, услуг) внесены изменения, согласно которым стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС, исчисленного по налоговой ставке в размере 5 или 7 процентов, соответствует ранее установленной стоимости товаров (работ, услуг) с учетом НДС, исчисленного по налоговой ставке в размере 10 или 20 процентов, то сумма НДС, исчисленная и уплаченная при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), принимается к вычету только в размере суммы НДС, исчисленного при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.03.2025 N 03-07-11/31401

Вопрос:

О применении единого пониженного тарифа страховых взносов организацией - субъектом МСП при изменении в 2025 г. основного вида деятельности с кода 28.25 на код 22.21 ОКВЭД.

Ответ:

Исходя из положений пункта 13.2, пункта 2.5 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для организаций, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства (далее - МСП) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", основным видом экономической деятельности которых является один из видов экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (за исключением производства напитков, производства табачных изделий, производства кокса и нефтепродуктов, металлургического производства) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6% в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной полуторакратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, являются:

- соответствующий вид экономической деятельности указан в качестве основного вида экономической деятельности в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ);

- по итогам календарного года, предшествующего году перехода плательщика на уплату страховых взносов по упомянутому единому пониженному тарифу, а также по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов, определяемых в порядке, установленном главой 25 или 26.2 НК РФ, не менее 70% составляют доходы от осуществления основного вида экономической деятельности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2024 N 3689-р утвержден Перечень видов экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности для целей применения единого пониженного тарифа страховых взносов (далее - Перечень), в котором отсутствуют коды ОКВЭД, входящие в класс 28 "Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки", но содержится код ОКВЭД - 22.2 "Производство изделий из пластмасс", включающий вид экономической деятельности по коду ОКВЭД - 22.21 "Производство пластмассовых плит, полос, труб и профилей".

Учитывая изложенное, если организация, признаваемая субъектом МСП, изменила в 2025 году основной вид экономической деятельности в ЕГРЮЛ на вид деятельности по коду ОКВЭД, который указан в Перечне, то она будет вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6%, предусмотренный пунктом 2.5 статьи 427 НК РФ, с 1 января 2026 года при соблюдении вышеупомянутого условия о доле доходов в размере не менее 70% от осуществления этого основного вида экономической деятельности по итогам 2025 года и отчетных (расчетного) периодов 2026 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.03.2025 N 03-15-06/31247

Вопрос:

Об НДС в отношении услуг в сфере образования, оказываемых налогоплательщиками, применяющими УСН с 01.01.2025.

Ответ:

С 1 января 2025 года в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Пунктом 1 статьи 145 Кодекса предусмотрено, что с 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (далее - освобождение от НДС), при соблюдении одного из следующих условий:

за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходят на УСН, у указанных организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в порядке, установленном главой 23, 25 или 26.1 Кодекса, не превысила в совокупности 60 миллионов рублей;

за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у указанных организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.

В случае если в течение налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих освобождение от НДС, сумма доходов, определяемых в установленном порядке, превысила в совокупности 60 миллионов рублей, то согласно пункту 5 статьи 145 Кодекса такие организация или индивидуальный предприниматель утрачивают освобождение от НДС начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место такое превышение, и, соответственно, начинают исполнять обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС.

В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место указанное превышение, будут облагаться НДС с применением налоговых ставок, указанных в статье 164 Кодекса, либо не облагаться НДС на основании пункта 2 статьи 146 и статьи 149 Кодекса.

Так, согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация услуг в сфере образования, оказываемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных лицензией, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Таким образом, налогоплательщики НДС, в том числе применяющие с 1 января 2025 года УСН, вправе применять освобождение от НДС в отношении услуг в сфере образования при выполнении условий, установленных подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.03.2025 N 03-07-07/30329

Вопрос:

О документальном подтверждении командировочных расходов на наем жилого помещения в целях налога на прибыль.

Ответ:

На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности затраты на наем жилого помещения.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 утверждено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 26 Положения работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах. К авансовому отчету прилагаются документы, подтверждающие расходы, связанные с командировкой.

Таким образом, документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли организаций будет являться авансовый отчет работника с приложением к нему надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих осуществление расходов работника, направленного в командировку.

При этом НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.03.2025 N 03-03-07/29889