Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 03.05.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете заимодавцем (кредитором) процентного дохода по долговому обязательству в целях налога на прибыль.

Ответ:

Для целей налогообложения прибыли согласно пункту 4 статьи 328 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов, по каждому виду долговых обязательств исходя из установленных условиями договора доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений данного пункта статьи 328 НК РФ.

В силу пункта 6 статьи 271 НК РФ по договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, в целях главы 25 НК РФ доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренной договором, за исключением доходов, указанных в подпункте 14 пункта 4 статьи 271 НК РФ.

Признание доходов (расходов) в виде процентов по долговым обязательствам осуществляется налогоплательщиком, определяющим доходы (расходы) по методу начисления, ежемесячно независимо от срока их уплаты, предусмотренного договором, по которому срок его действия приходится более чем на один отчетный (налоговый) период. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, определяемую в порядке, установленном соответственно пунктом 6 статьи 271 и пунктом 8 статьи 272 НК РФ (пункт 4 статьи 328 НК РФ).

Таким образом, в целях главы 25 НК РФ основанием для отражения заимодавцем (кредитором) доходов по долговому обязательству является действующее долговое обязательство, условиями которого установлены доходность и срок действия такого обязательства. Процентный доход по долговому обязательству отражается налогоплательщиком-заимодавцем (кредитором) в составе внереализационных доходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода, а также на дату прекращения (погашения) обязательства вне зависимости от даты (сроков) выплат, предусмотренной договором.

При этом основания прекращения и изменения обязательств установлены нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и положениями НК РФ не регулируются. Для целей главы 25 НК РФ в силу статьи 11 НК РФ правоотношения принимаются в той квалификации, в которой они определяются нормами ГК РФ и отраслевого законодательства.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.01.2024 N 03-03-07/7038

Вопрос:

Об учете доходов в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно подпункту 11.2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данная норма подлежит применению только в отношении полученных результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств налогоплательщика, выполненных сторонними организациями при осуществлении вышеназванных мероприятий и вышеуказанном финансировании.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.01.2024 N 03-03-06/1/6342

Вопрос:

О применении ставки налога на прибыль 0% при реализации или ином выбытии акций (долей участия в уставном капитале) российских и (или) иностранных организаций.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 284.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ, применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей участия в уставном капитале) российских и (или) иностранных организаций, при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.

При этом пункт 1 статьи 284.2 НК РФ применяется при соблюдении требований, установленных пунктом 2 статьи 284.2 НК РФ.

Указанный в пункте 1 статьи 284.2 НК РФ срок непрерывного владения на праве собственности или на ином вещном праве акциями (долями участия в уставном капитале) российских и (или) иностранных организаций определяется в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении каждого отдельного налогоплательщика, исчисляющего налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.01.2024 N 03-03-07/6284

Вопрос:

Между субъектом РФ (Концедент) и организацией (Концессионер) 11.10.2019 заключено Концессионное соглашение о создании и использовании (эксплуатации) трамвайной сети (далее - Соглашение).

Организация как Концессионер осуществляет деятельность по созданию объекта инфраструктуры. В процессе строительства объекта Концессионер предъявляет "входящий" НДС к вычету (возмещению).

В целях строительства объекта инфраструктуры заключаются договоры аренды, а также соглашения о праве ограниченного пользования (сервитуте) на земельные участки в соответствии с документацией по планировке территории.

Является ли коммерческая организация - сервитуарий налоговым агентом по НДС при внесении платы за право ограниченного пользования (сервитута) земельным участком по Соглашению, заключенному с казенным учреждением, если это учреждение владеет таким земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования?

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ "...налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому земельном участку, в отношении которого установлен сервитут".

Если сервитуарий является налоговым агентом по уплате НДС, каким образом исчисляется НДС, если соглашением о предоставлении права ограниченного пользования (сервитута) предусмотрено предоставление права на несколько земельных участков, а размер платы установлен в общей сумме за несколько земельных участков (без отражения расчета платы за сервитут по каждому земельному участку)?

Является ли отсутствие расчета платы по каждому земельному участку нарушением налогового законодательства при исчислении и уплате НДС налоговым агентом?

В случае если налоговый агент в целях соблюдения норм налогового законодательства произведет расчет налоговой базы по каждому земельному участку самостоятельно расчетным путем либо на основании данных оценки, но в соответствии с общей суммой, указанной в соглашении, будет ли данный факт являться основанием для последующего отказа в возмещении НДС налоговому агенту?

Ответ:

Согласно абзацам второму и третьему пункта 3 статьи 161 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговыми агентами, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, в интересах которых установлен сервитут. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой данного налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.

При этом налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом отдельно по каждому земельному участку, в отношении которого установлен сервитут, как сумма оплаты, перечисленной за установленный сервитут, с учетом налога.

Таким образом, порядок уплаты налога на добавленную стоимость, предусмотренный вышеуказанными абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 Кодекса, применяется только в случае предоставления права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус".

В связи с этим при предоставлении казенным учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении находящегося в собственности субъекта Российской Федерации земельного участка, предоставленного этому учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, исчисление и уплату в бюджет налога на добавленную стоимость должно осуществлять данное казенное учреждение, предоставляющее указанное право.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.01.2024 N 03-07-11/6133

Вопрос:

Об НДС при предоставлении сервитута органами государственной власти (ОМСУ).

Ответ:

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма оплаты, перечисленной за установленный сервитут, с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, в интересах которых установлен сервитут.

Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.

Что касается вычетов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налоговыми агентами - организациями и индивидуальными предпринимателями, в интересах которых установлен сервитут, то указанные вычеты осуществляются в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли организаций с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 272 Кодекса, и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Таким образом, если расходы относятся к определенному периоду времени, то они учитываются равномерно в течение этого срока.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.01.2024 N 03-03-06/1/5888

Вопрос:

О признании задолженности безнадежной, в том числе при наличии нескольких оснований для признания ее таковой, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Перечень оснований для признания долгов безнадежными (нереальными к взысканию) установлен пунктом 2 статьи 266 Кодекса и является закрытым.

В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации, за исключением задолженности по договору кредита (займа) в пределах обязательства кредитора перед внешним участником по соглашению о финансировании участия в кредите (займе).

Дополнительно обращается внимание, что налогоплательщик может отнести списываемую задолженность к безнадежным долгам по любому из перечисленных в пункте 2 статьи 266 Кодекса оснований в зависимости от того, что наступило раньше.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.01.2024 N 03-03-06/1/5276

Вопрос:

О налоге на прибыль при погашении инвестиционного пая ПИФа имуществом (имущественными правами).

Ответ:

При погашении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда налогоплательщик (учредитель доверительного управления) определяет доходы и расходы, учитываемые при определении соответствующей налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в порядке, предусмотренном статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Имущество (имущественные права), полученное налогоплательщиком в погашение инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, является доходом от реализации ценных бумаг. При этом налоговая стоимость этого имущества (имущественных прав) определяется в размере дохода, учтенного для целей налогообложения.

Доходы, полученные в натуральной форме, определяются в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 274 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.01.2024 N 03-03-06/1/5256

Вопрос:

Об учете выплаченных эмитентом обладателю денежных средств, не связанных с выкупом ЦФА, в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 282.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по операциям с цифровыми финансовыми активами (далее - ЦФА) и (или) цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и УЦП, определяется совокупно с операциями с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами в порядке, установленном статьей 282.2 и статьей 304 НК РФ, и отдельно от общей налоговой базы, если иное не предусмотрено статьей 282.2 НК РФ.

Пунктом 26 статьи 250 НК РФ и подпунктом 19.9 пункта 1 статьи 265 НК РФ предусмотрено включение в состав внереализационных доходов и расходов денежных средств, причитающихся к получению (выплате) в соответствии с обязательствами, предусмотренными решением о выпуске этих ЦФА, не связанными с их выкупом.

Доходы и расходы, не относящиеся к выкупу ЦФА, признаются на дату, на которую у эмитента ЦФА возникают обязательства, предусмотренные решением о выпуске этих цифровых финансовых активов и (или) цифровых прав (подпункт 16 пункта 4 статьи 271 НК РФ и подпункт 14 пункта 7 статьи 272 НК РФ).

Учитывая указанное, согласно установленному положениями главы 25 НК РФ порядку, если условиями эмиссии ЦФА (цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП) предусмотрено обязательство эмитента таких прав выплатить их обладателю денежные средства, не связанные с выкупом, то выплаченные суммы учитываются эмитентом в составе внереализационных расходов, а полученные обладателем суммы - в составе внереализационных доходов в отдельной налоговой базе, формируемой в соответствии с пунктом 1 статьи 282.2 НК РФ.

Вышеуказанный порядок налогообложения ЦФА был введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 324-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в целях установления специального порядка налогообложения операций с ЦФА, в связи с чем в настоящее время основания для его изменения отсутствуют.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.01.2024 N 03-03-06/2/4355

Вопрос:

Об условиях учета расходов в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, содержащим обязательные реквизиты, определенные Законом N 402-ФЗ.

НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 252 НК РФ, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

Таким образом, расходы организации могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в случае оформления любыми документами, подтверждающими совершение факта хозяйственной жизни и соответствующими требованиям действующего законодательства, при условии обоснованности таких расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.01.2024 N 03-03-06/1/3797

Вопрос:

О моменте начала применения пониженных ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов IT-организацией, использующей для оказания услуг собственные программы, впоследствии доработанные.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

Кроме того, для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, пунктом 2.2 статьи 427 Кодекса установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 процента, условиями применения которого на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют профильные доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

В абзацах двенадцатом - шестнадцатом пункта 1.15 статьи 284 и абзацах двенадцатом - шестнадцатом пункта 5 статьи 427 Кодекса перечислены учитываемые в необходимой доле доходов от профильной деятельности организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, доходы от оказания некоторых видов услуг с использованием собственных программ для ЭВМ, баз данных. При этом данные собственные программы для ЭВМ, базы данных (либо составная часть собственной программы для ЭВМ) должны быть включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр).

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 271 Кодекса в целях главы 25 Кодекса доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 271 Кодекса (метод начисления).

Пунктом 3 статьи 271 Кодекса установлено, что для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли организаций датой получения дохода от оказания услуг признается дата возмездного оказания услуг одним лицом другому лицу.

В связи с этим доходы от оказания поименованных в абзацах двенадцатом - шестнадцатом пункта 1.15 статьи 284 и абзацах двенадцатом - шестнадцатом пункта 5 статьи 427 Кодекса услуг с использованием собственных программ для ЭВМ, баз данных учитываются в 70-процентной доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий в целях применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов, при условии, что на дату оказания таких услуг соответствующие собственные программы для ЭВМ (либо составная часть собственной программы для ЭВМ), базы данных включены в Реестр.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.01.2024 N 03-03-06/1/3392