По страницам журнала "Главная книга" от 19.12.2025

ДИВИДЕНДЫ ПО ЧАСТЯМ: КОГДА ЭТО НЕ ТОЛЬКО УДОБНО, НО ЕЩЕ И ВЫГОДНО

И.В. Овчинникова, старший эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

К нам в редакцию уже не единожды поступал вопрос: можно ли уже объявленные дивиденды выплачивать поэтапно в течение нескольких месяцев (то есть за пределами 60 дней)? Ответ - можно, но есть нюансы. Об этом и не только - в нашей статье.

По общему правилу ООО должно успеть выплатить дивиденды в срок не более 60 дней с момента принятия участниками решения о выплате дивидендов либо в меньший срок, указанный в этом решении или уставе <1>. А вот увеличивать 60-дневный срок общее собрание участников не вправе.

Основываясь на вышесказанном, многие полагают, что выплачивать дивиденды по частям в течение нескольких месяцев (то есть за пределами 60 дней) нельзя, но это не так. Делать так можно, но только по волеизъявлению участника. Дело в том, что 60-дневный срок расчетов по дивидендам установлен для защиты прав самих участников. Так, если сроки выплаты дивидендов нарушены по вине ООО, то они вправе потребовать от него проценты за пользование чужими денежными средствами <2>. Однако когда участник сам дает добро на поэтапную выплату дивидендов за пределами указанного срока, то нарушения п. 3 ст. 28 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ нет.

Нужно лишь принять решение о распределении всей суммы прибыли сразу и указать в нем график выплаты дивидендов. Нелишним будет упомянуть и о причинах, по которым участник хочет получать деньги частями.

Что касается налогообложения, то при поэтапной выплате дивидендов оно осуществляется в общем порядке. Подробнее об этом на нашем сайте: https://glavkniga.ru/ - Спецвыпуски - Ликбез по выплате и налогообложению дивидендов в ООО.

Единственное, в случае с участниками-физлицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, можно выделить следующий момент. В определенной ситуации поэтапные расчеты с участниками могут помочь сэкономить на НДФЛ с дивидендов. Поясним на примере.

Пример. Расчет суммы НДФЛ при выплате дивидендов по итогам 9 месяцев

Условие. ООО (не получающее от других компаний дивиденды) приняло решение выплатить дивиденды единственному участнику - физлицу по итогам 9 месяцев 2025 г. в размере 4 млн руб. До этого дивиденды в течение года не выплачивались. Общество составило график платежей с участником, согласно которому деньги выплачиваются с ноября 2025 г. по февраль 2026 г. ежемесячно в сумме 1 млн руб. Посчитаем НДФЛ к уплате.

Решение. НДФЛ с части суммы свыше 2,4 млн руб. рассчитывается по ставке 15%, а с части в пределах указанной суммы - по ставке 13% <3>. Налог удерживают только при выплате дивидендов.

С начисленных, но не выплаченных дивидендов платить налог не надо. НДФЛ с промежуточных и годовых дивидендов считают и платят одинаково <4>.

Следовательно, в 2025 г. НДФЛ будет удержан с суммы 2 млн руб. по ставке 13%. В следующем году - аналогично. Итого налог к уплате за всю сумму дивидендов составит 520 тыс. руб. Для сравнения при единовременной выплате дивидендов участнику в бюджет пришлось бы заплатить НДФЛ с суммы 2,4 млн руб. по ставке 13%, а с суммы 1,6 млн руб. - по ставке 15%. Итого налог к уплате получился бы 552 тыс. руб. Как видим, экономия на налоге составила 32 тыс. руб.

Разумеется, если в следующем году будут выплачены дивиденды в крупной сумме, то вся эта экономия может сойти на нет (получится только отсрочить срок уплаты налога), но если выплата дивидендов в ООО не частое и не "крупное в денежном эквиваленте" явление, то выплата дивидендов по частям вполне может снизить налоговую нагрузку.

* * *

И еще немаловажный момент: не устанавливайте ежемесячную периодичность расчетов на постоянной основе. То есть выплатить дивиденды ежемесячно в течение, допустим, 4 месяцев в качестве разовой акции можно, а вот платить дивиденды ежемесячно на протяжении нескольких лет уже рискованно. Поскольку налоговики могут признать такие выплаты зарплатой и, как следствие, доначислить обществу страховые взносы, а участнику - НДФЛ (если налог был рассчитан с учетом вычета в сумме полученных ООО дивидендов). Подробнее об этом написано в ГК, 2024, N 10, с. 10; 2023, N 19, с. 37.


<1> п. 3 ст. 28 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ

<2> ст. 395 ГК РФ

<3> п. 1.1 ст. 224, п. 1.1 ст. 225 НК РФ

<4> ст. 214 НК РФ

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 23, 2025


ВЫПЛАТЫ РАБОТНИКАМ НА АУСН: НДФЛ И ВЗНОСЫ

Л.А. Елина, ведущий эксперт

В статье на с. 52 мы разобрали основы применения АУСН-режима. Сейчас рассмотрим, как АУСНщик должен выполнять обязанности налогового агента по НДФЛ и как платить страховые взносы за работников при применении АУСН, а также нужна ли отчетность по зарплатным налогам и начислениям работников, которые трудятся у АУСНщика.

Расчет зарплаты, НДФЛ и его уплата

Зарплату начисляют на АУСН стандартно. На АУСН есть особенность только по выплате: надо выплачивать зарплату безналично, нельзя выдавать ее наличными или в натуральной форме. Также нельзя быть источником материальной выгоды для физлиц <1>. В противном случае работодатель просто потеряет право на применение АУСН.

АУСНщик должен вести учет выплат работникам, деля их:

на облагаемые НДФЛ;

на не облагаемые НДФЛ.

НДФЛ платить по-прежнему надо, АУСНщик считается налоговым агентом. Но он может выбрать, кто будет считать НДФЛ и делать платежки на его перечисление в бюджет (в виде ЕНП на ЕНС): сам АУСНщик или его банк.

Вариант 1. АУСНщик сам решил считать НДФЛ и платить его. Тогда надо исчислять, удерживать НДФЛ из доходов работника и платить его в бюджет - на свой ЕНС в стандартные сроки, предусмотренные п. 6 ст. 226 НК РФ. В дополнение к этому через личный кабинет АУСНщика нужно направлять в ИФНС данные по каждому физлицу (с указанием идентифицирующих его данных) <2>:

о суммах и видах выплаченных доходов (как облагаемых, так и не облагаемых налогом);

о суммах стандартных и профессиональных НДФЛ-вычетов, уменьшающих налоговую базу. Другие вычеты (социальные, имущественные) плательщик АУСН не вправе предоставлять работникам. Они сами смогут получить их по окончании года в своей ИФНС по месту жительства, подав декларацию 3-НДФЛ <3>;

об исчисленных, удержанных и перечисленных суммах НДФЛ.

Для АУСН есть свои коды видов доходов и вычетов. Их налоговая служба утвердила Приказом еще в 2022 г. <4>

Подавать такую информацию в ИФНС нужно в следующие сроки:

за период с 1 по 22 января - не позднее 25 января;

за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца - не позднее 25-го числа текущего месяца;

за период с 23 по 31 декабря - не позднее последнего рабочего дня календарного года.

Расчет по форме 6-НДФЛ в ИФНС сдавать не нужно, ЕНП-уведомление на уплату НДФЛ тоже не направляют <5>.

Вариант 2. АУСНщик поручает банку считать НДФЛ.

Тогда всю ту информацию, которую АУСНщик должен при первом варианте направить в ИФНС, он должен направлять в банк при каждой выплате. Получив все эти данные, банк обязан <6>:

посчитать НДФЛ и сообщить о его сумме АУСНщику. Банк будет исчислять НДФЛ только по базовой ставке 13% <7>. Так что при больших доходах работника ИФНС пересчитает ему лично его НДФЛ и пришлет уведомление на доплату;

удержать этот НДФЛ из выплат каждого работника АУСНщика;

перечислить в бюджет удержанный НДФЛ;

выплатить на карту каждого работника его доход за минусом удержанного НДФЛ;

сообщить инспекции о суммах и видах выплаченных доходов (как облагаемых, так и не облагаемых НДФЛ), о суммах стандартных, профессиональных вычетов, об исчисленном, удержанном и перечисленном НДФЛ. Банк делает это в те же сроки, что и плательщик АУСН при варианте 1 (см. выше).

Налоговая служба еще в 2022 г. разъяснила, что уполномоченный банк считает НДФЛ только по ставке 13% на основании тех данных, которые представил плательщик АУСН именно этому банку в текущем месяце. Он не должен узнавать либо отслеживать сумму дохода каждого работника с начала года. Также он не должен выяснять, какую сумму дохода работник АУСНщика получил через другой уполномоченный банк <8>.

А вот если НДФЛ считает АУСНщик самостоятельно, должен ли

он учитывать прогрессивную НДФЛ-шкалу или нет? С одной стороны, в Законе N 17-ФЗ для него никаких поблажек нет. В Налоговом кодексе тоже лишь общие правила. Но УФНС по Иркутской области разъяснило, то сами АУСНщики должны считать НДФЛ с выплат работникам тоже только по ставке 13%, а прогрессивные ставки (15%, 18%, 20% и 22%) им не нужно использовать. По итогам года работники сами доплатят НДФЛ по уведомлению из инспекции <9>. Но пока нет аналогичного официального разъяснения самой ФНС, так делать небезопасно. Можно попасть на штраф за неполное удержание НДФЛ в качестве налогового агента.

При применении АУСН проще всего, конечно, переложить удержание НДФЛ полностью на банк. Тогда у самого АУСНщика даже не возникнет вопроса о применении прогрессивной шкалы по НДФЛ.

В любом случае на АУСН не нужно направлять налоговикам ЕНП-уведомление об исчисленных суммах НДФЛ. Также не надо сдавать 6-НДФЛ в ИФНС <10>.

Страховые взносы на АУСН На АУСН <11>:

страховые взносы ИП за себя не платят. Лишь в случае совмещения деятельности с частной практикой в качестве адвоката, нотариуса, оценщика надо платить фиксированные взносы за себя на ОПС по тарифу 1% с дохода, превышающего 300 000 руб. в год. Максимальная сумма взносов за 2026 г. - 321 818 руб. <12>;

взносы за работников по НК (по единому тарифу - на ОПС, ОМС и ВНиМ) тоже не надо платить;

взносы на травматизм: АУСНщики платят фиксированные взносы, которые не зависят от количества работников. В 2025 г. общая сумма была 2 750 руб. в год, ежемесячно надо было платить по 229,17 руб. (2 750 руб. / 12 мес.). А в 2026 г. общая сумма взносов на травматизм будет 2 959 руб. в год (2 750 руб. х коэффициент 1,076) <13>. Так что ежемесячно надо будет платить чуть меньше чем 246,60 руб.

Учтите, что на АУСН с объектом "доходы" сумму налога нельзя уменьшить на взносы на травматизм. А на "доходно-расходной" АУСН уплаченные взносы учитываются в расходах.

АУСНщик должен направлять в ИФНС данные о суммах выплат, облагаемых и не облагаемых страховыми взносами (по каждому физлицу, получающему выплаты) <14>. Это надо делать либо через личный кабинет - данные направляются прямо в ИФНС (если АУСНщик сам считает НДФЛ), либо направлять эти сведения в банк, который в том числе посчитает НДФЛ и затем перешлет такие данные в ИФНС.

На АУСН не надо сдавать в ИФНС ни РСВ, ни ПСВ, ни направлять ЕНП-уведомления об исчисленных суммах взносов <15>. Однако на АУСН нужно сдавать как обычно:

подраздел 1.1 ЕФС-1 о кадровых событиях. К примеру, о приеме или увольнении работников;

подраздел 1.2 ЕФС-1 об особом стаже работников для пенсии.

* * *

На основные вопросы, которые часто возникают у тех, кто только знакомится с АУСН, мы ответили в отдельной статье на с. 61.


<1> подп. 30, 31 ч. 2 ст. 3 Закона от 25.02.2022 N 17-ФЗ (далее - Закон N 17-ФЗ)

<2> ч. 9 ст. 17 Закона N 17-ФЗ; Письмо ФНС от 24.07.2023 N АБ-4-20/9403@

<3> ч. 1 ст. 17 Закона N 17-ФЗ

<4> Приказ ФНС от 07.06.2022 N ЕД-7-11/473@

<5> ч. 11 ст. 17 Закона N 17-ФЗ

<6> ч. 4-8 ст. 17 Закона N 17-ФЗ

<7> ч. 5 ст. 17 Закона N 17-ФЗ

<8> Письмо ФНС от 28.03.2022 N АБ-4-20/3688@

<9> https://www.nalog.gov.ru/rn38/news/activities_fts/16464767/

<10> ч. 11 ст. 17 Закона N 17-ФЗ

<11> ст. 18 Закона N 17-ФЗ

<12> подп. 2 п. 1.2 ст. 430 НК РФ; Письмо Минфина от 12.01.2024 N 03-15-07/1865

<13> Постановление Правительства от 01.11.2025 N 1729

<14> ч. 3, 5 ст. 18 Закона N 17-ФЗ

<15> ч. 11 ст. 17, ч. 2 ст. 18 Закона N 17-ФЗ

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 23, 2025


ОБЛАГАЕТСЯ ЛИ КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОГО АВТО ДЛЯ РАБОТЫ ВЗНОСАМИ НА ТРАВМАТИЗМ

Компенсация, которую работодатель выплачивает сотруднику за использование его личного автомобиля для служебных целей, не облагается взносами на травматизм в полной сумме <1>.

Отметим, что под полной суммой понимается размер компенсации, определенный письменным соглашением между работодателем и сотрудником. При этом, чтобы неначисление взносов на травматизм было правомерным, организация должна располагать документами, подтверждающими:

право собственности работника на используемый в служебных целях автомобиль (копии свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС) и паспорта транспортного средства (ПТС));

расходы, понесенные работником при использовании своего авто в рабочих целях (путевые листы, журнал учета служебных поездок, чеки на приобретение ГСМ и т.д.).

Также СФР предупреждает: сумма компенсации, превышающая размер, предусмотренный соглашением сторон, подлежит обложению взносами на травматизм. Также взносы придется начислить, если такого соглашения вообще нет.


<1> Письма СФР от 26.09.2025 N 19-02/93619л, от 26.09.2025 N 19-02/93633л, от 26.09.2025 N 19-02/93615л

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 24, 2025


ООО ИСКЛЮЧИЛИ ИЗ ЕГРЮЛ: МОЖНО ЛИ ОСТАТЬСЯ ДИРЕКТОРОМ ДРУГОЙ ФИРМЫ?

А.Ю. Никитин, старший эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

С 2026 г. компании, которые платят директорам зарплату меньше минимальной, будут считать по ней страховые взносы исходя из МРОТ. Вероятно, коснется это и так называемых спящих компаний, руководители которых зарплату вообще не получают. Поэтому снова стал популярным вопрос: можно ли просто бросить такую фирму, чтобы налоговики сами исключили ее из ЕГРЮЛ?

А что, если директор при этом является руководителем другой, действующей организации?

Когда компанию могут исключить из ЕГРЮЛ

Человек может быть руководителем сразу в нескольких организациях, законом это не запрещено. Правда, директору для совмещения должностей нужно разрешение совета директоров или собственника компании по основному месту работы <1>.

А если человек числится руководителем сразу более чем десятка компаний, налоговики будут считать его "массовым" директором <2>.

Это может быть поводом для проведения регистрирующим налоговым органом проверки сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. И если окажется, что какой-либо фирмой директор руководит номинально, в госреестр внесут запись о недостоверности сведений об этой компании <3>. Через полгода после внесения такой записи регистрирующая ИФНС может инициировать процедуру исключения компании из госреестра <4>. Если же документы подаются при создании юрлица с "массовым" директором, есть вероятность получить отказ <5>.

Справка. С 2023 г. ООО, относящееся к МСП, может ликвидироваться в упрощенном порядке, просто подав заявление в регистрирующую ИФНС. Но для этого нужно соответствовать определенным критериям, в частности не иметь задолженности ни перед бюджетом, ни перед работниками и контрагентами <6>. Так что подходит этот вариант не всем.

Напомним, компанию могут исключить из ЕГРЮЛ в административном порядке, в частности, если:

она обладает признаками недействующей, то есть в течение последних 12 месяцев, предшествующих принятию регистрирующим органом решения об исключении, не сдавала налоговую отчетность и не проводила операций хотя бы по одному банковскому счету <7>;

в отношении компании в реестр более 6 месяцев назад внесена запись о недостоверности сведений (об адресе юрлица, участниках или директоре) <8>.

Важно: запись о недостоверности - самостоятельное основание для исключения из ЕГРЮЛ. В этом случае вопрос о том, отвечает ли юрлицо признакам недействующего, не подлежит исследованию и не имеет правового значения. Это значит, что исключить из госреестра из-за записи о недостоверности могут даже реально работающую компанию, если она ничего не предпримет для исправления ситуации <9>.

Теперь посмотрим, что сказано в Законе <10> о последствиях административного исключения из ЕГРЮЛ.

Чем чревато для директора и участников принудительное исключение фирмы из ЕГРЮЛ

Негативные последствия при исключении компании из ЕГРЮЛ для ее учредителей и руководителя есть не всегда. А бывают случаи, когда ограничения для них действуют, даже если фирма не исключена из госреестра.

Закон о госрегистрации юрлиц и ИП <11> предусматривает трехлетний запрет на госрегистрацию для граждан, которые раньше уже проявили недобросовестность при исполнении гражданско-правовых и публичных обязательств в рамках деятельности ООО. В этот период откажут в госрегистрации при создании нового ООО, реорганизации компании, внесении изменений в ЕГРЮЛ, если в регистрирующий орган представлены документы для включения в реестр сведений о предполагаемом участнике и/или руководителе, который раньше являлся <12>:

руководителем или основным участником (то есть владевшим не менее чем 50% доли в уставном капитале) ООО, которое было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее и на момент исключения имело задолженность перед бюджетом либо эта задолженность была признана безнадежной к взысканию.

Если долгов перед бюджетом у исключенной недействующей фирмы не было, то и проблем с регистрацией нового ООО с тем же директором/участником не будет. А вот погашение задолженности юрлица уже после исключения из ЕГРЮЛ не рассматривается как основание для снятия ограничений с бывшего учредителя или директора - такая возможность просто не предусмотрена законом <13>;

руководителем или основным участником ООО, исключенного из ЕГРЮЛ в связи с тем, что в госреестре более полугода была запись о недостоверности сведений об адресе юрлица, его участниках или руководителе;

руководителем или основным участником ООО, исключенного из ЕГРЮЛ на основании сведений, которые поступили из ЦБ РФ после того, как компании была присвоена высокая степень риска по "антиотмывочному" Закону <14>, а компания не обжаловала его в межведомственную комиссию или обжаловала, но получила отказ <15>.

Срок действия ограничения в этих случаях исчисляется с момента исключения компании из госреестра.

Запрет на госрегистрацию предусмотрен также для руководителей и основных участников действующих ООО, если <16>:

в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности сведений об адресе организации или ее руководителе. Запрет не работает, если это сам руководитель/участник сообщил, что содержащиеся в госреестре сведения о нем недостоверны, подав заявление по форме N Р34001.

Однако если в итоге ООО все-таки исключат из ЕГРЮЛ, никаких поблажек не будет: человеку откажут в регистрации новых компаний на общих основаниях.

Срок действия ограничения в 3 года здесь отсчитывается именно с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности;

имеется неисполненное решение суда о ликвидации юрлица. Запрет действует бессрочно, пока решение суда не будет исполнено.

Внимание. Чтобы устранить данные о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, компания должна представить в регистрирующий орган документы для внесения в реестр новых, достоверных сведений. Решение регистрирующего органа, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности, при этом не отменяется, то есть неактуальная запись останется в реестре. Но если нет актуальных записей - о недостоверности новых сведений, то и ограничения на госрегистрацию для руководителя/основного участника ООО не действуют <17>.

Что с компаниями, созданными ранее?

Может ли директор или участник исключенной фирмы (или фирмы, у которой в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности сведений об адресе/руководителе) продолжать руководить другими компаниями, созданными ранее? Или нужно срочно искать нового директора?

Минфин в своих разъяснениях говорит так: нормы Закона <18> предусматривают временный запрет на создание новых организаций и на участие в управлении уже существующими для граждан, проявивших недобросовестность в этом качестве <19>. Иногда это понимают как запрет на участие гражданина в деятельности всех компаний, в том числе и существовавших ранее исключения из ЕГРЮЛ конкретного ООО.

Но на наш взгляд, как нормы Закона N 129-ФЗ, так и разъяснения Минфина говорят о запрете на включение сведений о таких гражданах в ЕГРЮЛ, например, при попытках создать новую компанию или ввести их в качестве нового директора/участника уже действующих организаций <20>. Распространять запрет на ранее созданные компании, в которых человек уже является руководителем/участником, нельзя.

А иначе получится, что ООО "Ромашка" и ООО "Одуванчик" должны вносить изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, из-за того, что из госреестра исключили ООО "Лютик" (или внесли в госреестр запись о недостоверности сведений о его руководителе). Такой обязанности действующее законодательство точно не устанавливает.

А вот что нам сказал специалист ФНС.

Может ли исключение из ЕГРЮЛ привлечь внимание налоговиков к другим компаниям с тем же директором.

Григоренко Екатерина Сергеевна. Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Действительно, норма подп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ сформулирована достаточно четко и устанавливает право регистрирующего органа в течение 3 лет отказывать в государственной регистрации юридического лица тогда, когда представлен пакет документов, предполагающих включение в ЕГРЮЛ данных о руководителе и/или учредителе, в отношении которых ранее уже была установлена недостоверность сведений в реестре. Либо если организация, в которой человек был руководителем и/или основным участником, уже исключена из ЕГРЮЛ, в том числе с задолженностью.

Одновременно с этим законодательство не регламентирует действия регистрирующего органа в отношении иных, уже существующих организаций, в которых тот же гражданин является руководителем и/или учредителем. То есть таким гражданам откажут в регистрации нового юрлица или во внесении в реестр сведений о них как о новом руководителе/участнике уже действующей компании. Но каких-либо автоматических последствий для иных юридических лиц, где человек уже является руководителем и/или учредителем, Закон <21> не предусматривает.

Чтобы принудительно исключить из ЕГРЮЛ конкретную организацию, регистрирующий орган обязан предпринять определенные правовые действия, которые также строго регламентируются Законом N 129-ФЗ.

Тот факт, что одно из юрлиц с одним и тем же руководителем/учредителем исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке (либо в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений), может быть для регистрирующего органа дополнительным сигналом, чтобы провести проверку всех остальных организаций с участием такого гражданина. Но это будет самостоятельная проверка каждой организации. Мониторинг баз данных ЕГРЮЛ проводится на постоянной основе, это повседневная деятельность ФНС. И регистрирующий орган не ограничен в своем праве поставить под сомнение достоверность сведений, включенных в ЕГРЮЛ, исходя из данных своих информационных ресурсов, другой имеющейся информации и инициировать проверку достоверности сведений, включенных в реестр, например проверку достоверности юридического адреса компании, руководитель которой являлся также директором фирмы, исключенной из ЕГРЮЛ как недействующей.

Таким образом, законодатель рассматриваемой нормой возложил определенные ограничения на недобросовестных руководителей/учредителей, предусмотрев основания для отказа в государственной регистрации, когда для включения в ЕГРЮЛ представляются сведения в отношении лиц, ранее скомпрометировавших себя (недостоверные данные в реестре, задолженность исключенной компании перед бюджетом). И у регистрирующего органа есть основания для проведения проверки сведений в ЕГРЮЛ по всем обществам, руководителем или участником которых является гражданин, по которому ранее было установлено недобросовестное поведение в отношении одной из компаний. Но эти мероприятия проводятся в установленном порядке.

* * *

Может ли гражданин, который попал под трехлетний запрет на участие в ООО/руководство ими, зарегистрировать ИП? Да, может, если нет других ограничений. Например, нельзя зарегистрироваться как ИП раньше чем через 3 года после исключения из ЕГРИП по решению регистрирующего органа. А бизнесмен, признанный банкротом, не может зарегистрировать ИП в течение 5 лет с момента завершения процедуры реализации его имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры <22>.


<1> статьи 60.1, 276, 282 ТК РФ

<2> п. 1.1 Порядка, утв. Приказом ФНС от 12.08.2010 N ЯК-7-6/383@

<3> п. 6 ст. 11 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ)

<4> подп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ

<5> см., например, Постановление АС ПО от 03.05.2018 N Ф06-32244/2018

<6> п. 7 ст. 21.3 Закона N 129-ФЗ

<7> пп. 1, 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ

<8> подп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ

<9> п. 3.3 Обзора судебной практики, направленного Письмом ФНС от 27.12.2023 N КВ-4-14/16340@

<10> Закон N 129-ФЗ

<11> Закон N 129-ФЗ

<12> подп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ

<13> Письма Минфина от 25.03.2020 N 03-12-13/23263, от 19.10.2018 N 03-12-13/75297

<14> Закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ

<15> п. 4 ст. 7.8 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ

<16> подп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ

<17> Письмо ФНС от 16.11.2016 N ГД-4-14/21720@

<18> Закон N 129-ФЗ

<19> Письма Минфина от 12.05.2020 N 03-12-13/38330, от 17.04.2020 N 03-12-13/31033

<20> см., например, п. 1.6 Обзора судебной практики, направленного Письмом ФНС от 05.08.2025 N КВ-4-14/7293@; п. 1.7 Обзора судебной практики, направленного Письмом ФНС от 28.12.2024 N КВ-4-14/14787@

<21> Закон N 129-ФЗ

<22> п. 4 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ; п. 2 ст. 216 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 24, 2025