По страницам журнала "Главная книга" от 21.11.2025

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВА СОМНИТЕЛЬНЫХ ДОЛГОВ

А.А. Жоголев, старший эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Если вы обнаружили у себя сомнительную дебиторскую задолженность, создайте резерв под нее. Причем в бухгалтерском учете вы обязаны это сделать. В налоговом учете резерв можно не создавать, но тогда возникнут временные разницы. И необходимость применения ПБУ 18/02, если у вас нет права на упрощенный бухучет.

Бухгалтерский учет

В бухучете организация обязана создавать резерв сомнительных долгов. Это касается в том числе организаций, которые имеют право на упрощенный учет, они создают резерв так же, как и все. Необходимость создания такого резерва обусловлена требованием осмотрительности и формирования достоверной бухотчетности <1>.

Сомнительным долгом признают дебиторскую задолженность, если она просрочена (то есть не погашена в установленный договором срок) или с высокой степенью вероятности будет просрочена.

И не обеспечена соответствующими гарантиями (залогом, поручительством, возможностью удержания имущества должника или иными способами).

Сумма резерва является оценочным значением и определяется отдельно по каждому сомнительному долгу. При этом нужно учитывать платежеспособность должника и возможность погашения долга. Резерв создают по любой сомнительной дебиторке, а не только относящейся к реализации товаров, работ, услуг <2>.

Величина резерва по сомнительным долгам подлежит корректировке, если появилась новая информация (например, сомнительная задолженность стала больше). При создании резерв относят на прочие расходы, а его корректировка может быть либо прочим расходом, либо прочим доходом <3>.

Резерв лучше формировать перед составлением бухгалтерской отчетности. Но организация может установить в учетной политике и другую периодичность. Методику формирования резерва организация также определяет самостоятельно. При этом можно использовать алгоритм, установленный для налога на прибыль. А можно разработать свой собственный. Главное - закрепите его в учетной политике для целей бухучета.

Нереальную для взыскания дебиторскую задолженность списывают за счет созданного по этому долгу резерва. Это делают по каждому обязательству после проведения инвентаризации на основании письменного обоснования и приказа руководителя <4>. Если резерва оказалось недостаточно, то оставшуюся часть списанной задолженности включают в прочие расходы <5>.

Списанная задолженность неплатежеспособного должника должна быть отражена за балансом в течение 5 лет после списания <6>.

Пример. Формирование и использование резерва сомнительных долгов

Условие. Организация (ОСН) в бухгалтерском учете создает резерв сомнительных долгов. Согласно учетной политике в резерв включается дебиторская задолженность, просроченная на 100 дней и не обеспеченная гарантиями, в полном объеме. Проведенная инвентаризация показала наличие такой задолженности в размере 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Остаток резерва прошлых периодов равен нулю.

В налоговом учете резерв сомнительных долгов организация не создает. Даты списания задолженности в бухгалтерском и налоговом учете совпадают.

Решение. В бухучете надо сделать такие проводки.

Содержание операции

Дт

Кт

Сумма, руб.

На дату формирования резерва

Отражено формирование резерва сомнительных долгов

91-2

63

600 000

Отражен отложенный налоговый актив (ОНА)

(600 000 руб. х 25%)

91-2

68

150 000

На дату списания нереальной для взыскания задолженности

Отражено списание задолженности за счет резерва

63

62

600 000

Списанная задолженность отражена за балансом

007

600 000

Погашен ОНА

68

09

150 000

В налоговом учете на дату списания безнадежной (нереальной для взыскания) задолженности в состав внереализационных расходов нужно включить 600 000 руб.

Если на конец года задолженность продолжает оставаться сомнительной, то неизрасходованные суммы созданного ранее резерва восстанавливать (списывать на прочие доходы) не нужно. Резерв следует скорректировать, если появилась новая информация <7>.

Восстановите резерв, то есть включите его в прочие доходы, если задолженность выбыла в результате ее уступки другому лицу, погашена или перестала быть сомнительной.

Налог на прибыль

В "прибыльных" целях сомнительным долгом признают задолженность перед вашей организацией, только если она связана с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом она должна быть просрочена (не погашена в сроки, установленные договором) и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.

Если у вас есть встречная кредиторка перед контрагентом, то сомнительный долг - сумма, превышающая вашу задолженность перед ним <8>.

Не будет сомнительной задолженность:

возникшая из договора цессии <9>;

по штрафным санкциям за нарушение договорных обязательств <10>;

по процентам по займу, если организация не является банком <11>;

связанная с поставкой товаров (работ, услуг), оплаченных авансом <12>.

В целях налога на прибыль создание резерва по сомнительным долгам является правом, а не обязанностью. Но если решили его создавать, нужно использовать предложенную в НК РФ методику <13>.

Шаг 1. По итогам проведения инвентаризации дебиторской задолженности на последнее число отчетного (налогового) периода выберите сомнительные долги.

Шаг 2. Включите в резерв половину суммы сомнительных долгов с просрочкой 45 - 90 календарных дней (включительно) и всю сумму долгов с просрочкой свыше 90 дней.

Шаг 3. Определите предельную величину резерва. Если создаете резерв по итогам года, резерв не может быть больше 10% выручки от реализации за этот год. Если по итогам отчетного периода - рассчитайте 10% выручки за предыдущий год и 10% выручки за текущий отчетный период: пределом будет наибольшая из этих величин.

Шаг 4. Сравните рассчитанную на шаге 2 сумму резерва с предельной величиной из шага 3 и выберите ту, что меньше.

При формировании резерва сомнительную задолженность включают в расчет вместе с НДС <14>. Если вы впервые создаете резерв, то всю его сумму включите в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода <15>.

Возможно, ваша организация уже формировала резерв по сомнительным долгам в прошлые периоды. В таком случае нужно сравнить сумму резерва, рассчитанную на текущую отчетную дату, с неизрасходованным остатком резерва предыдущего периода. Если сумма нового резерва больше неиспользованного остатка, разницу нужно включить во внереализационные расходы. Если меньше - включите разницу во внереализационные доходы <16>.

За счет этого резерва можно списать не любую дебиторскую задолженность, а только безнадежные долги, признанные таковыми в целях налога на прибыль (причем неважно, участвовал ли этот безнадежный долг в расчете резерва) <17>. И сделать это нужно в том периоде, в котором долг стал безнадежным. Если безнадежный долг превысил сумму резерва, то не покрытую резервом часть долга нужно включить в состав внереализационных расходов <18>.

Пример. Формирование резерва сомнительных долгов в налоговом учете

Условие. Организация (ОСН) формирует резерв сомнительных долгов в налоговом учете по итогам года. Выручка от реализации готовой продукции за год составила 5 000 000 руб. Организация провела инвентаризацию 31 декабря и выявила такую просроченную дебиторскую задолженность за реализованную продукцию:

240 000 руб., в том числе НДС 40 000 руб., просрочена на 100 дней;

360 000 руб., в том числе НДС 60 000 руб., просрочена на 62 дня.

Неизрасходованный остаток резерва на 30 сентября - 200 000 руб.

Решение. Рассчитанная сумма резерва равна 420 000 руб.

(240 000 руб. + 360 000 руб. х 50%).

Предельная сумма резерва по итогам года равна 500 000 руб.

(5 000 000 руб. х 10%).

Поскольку рассчитанная сумма резерва меньше предела, организация создала резерв в размере 420 000 руб.

Затем нужно скорректировать вновь созданный резерв (420 000 руб.) на неиспользованный остаток (200 000 руб.). Новый резерв больше перенесенного остатка, поэтому разницу 220 000 руб. (420 000 руб. - 200 000 руб.) можно включить в состав внереализационных расходов.

В том случае, если вы решили не создавать резерв сомнительных долгов в следующем году, восстановите его, то есть включите неизрасходованный остаток в состав внереализационных доходов на 31 декабря текущего года <19>.

УСН

На упрощенке с объектом "доходы минус расходы" можно учесть только перечисленные в НК РФ расходы. Резерв по сомнительным долгам в этом списке отсутствует. Как и расходы в виде списанной безнадежной задолженности, что в общем и понятно. Ведь до поступления денег упрощенец не признает доход <20>.

* * *

В целях уменьшения различий и трудоемкости учета многие организации формируют резерв сомнительных долгов и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Причем используют для этого одну и ту же методику, приведенную в НК РФ.


<1> п. 6 ПБУ 1/2008; подп. "а" п. 69 ФСБУ 4/2023

<2> п. 3 ПБУ 21/2008; п. 70 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение)

<3> пп. 2-4 ПБУ 21/2008; п. 11 ПБУ 10/99

<4> п. 77 Положения

<5> п. 11 ПБУ 10/99

<6> п. 77 Положения

<7> пп. 2, 4 ПБУ 21/2008

<8> п. 1 ст. 266 НК РФ; Письмо Минфина от 23.08.2024 N 03-03-06/1/80198

<9> Письмо Минфина от 21.02.2022 N 03-03-07/12076

<10> Письмо Минфина от 11.05.2023 N 03-03-06/1/42725

<11> Письмо Минфина от 23.06.2016 N 03-03-06/1/36577

<12> Письмо Минфина от 04.09.2015 N 03-03-06/2/51088

<13> пп. 3, 4 ст. 266 НК РФ

<14> Письмо Минфина от 24.07.2013 N 03-03-06/1/29315

<15> п. 3 ст. 266, подп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ

<16> п. 5 ст. 266, подп. 7 п. 1 ст. 265, п. 7 ст. 250 НК РФ

<17> Письмо Минфина от 05.03.2025 N 03-03-06/1/21404

<18> пп. 1, 5 ст. 266 НК РФ

<19> п. 7 ст. 250 НК РФ

<20> п. 1 ст. 346.16 НК РФ

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 21, 2025


РАБОТНИК ЛИШЕН РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ: ЧТО С ДЕТСКИМИ ВЫЧЕТАМИ ПО НДФЛ

Н.А. Мартынюк, ведущий эксперт

Работнику, лишенному родительских прав, все равно нужно предоставлять детский вычет по НДФЛ. Такие разъяснения Минфин и ФНС дают давно. Но в жизни есть разные "если", при которых право на вычет уже не столь очевидно.

Если у работника несколько детей

Удобно разобраться на примере ситуации, с которой обратился к нам читатель. У сотрудницы трое детей, их возраст 20, 15 и 8 лет. В отношении двоих старших она лишена родительских прав. Самый старший уже самостоятельный (не студент), средний находится под опекой в другой семье, а младший живет с ней. На кого из детей предоставлять стандартный вычет по НДФЛ и в каком размере?

Предоставлять ли вычет на ребенка, переданного под опеку в другую семью

Лишение родительских прав влечет утрату и всех других прав, основанных на факте родства с ребенком и вытекающих как из семейных, так и из иных правоотношений, включая и право на льготы, установленные для граждан, имеющих детей <1>. Причем КС РФ относит стандартные вычеты по НДФЛ к льготам <2>, а Минфин - к мерам государственной поддержки семей с детьми <3>.

Вместе с тем в НК сказано, что детский вычет распространяется на родителей, на обеспечении которых находится ребенок <4>. После лишения родительских прав человек по-прежнему <5>:

считается родителем;

обязан содержать ребенка.

Поэтому Минфин разъясняет, что родитель, лишенный родительских прав, имеет право на детский вычет по НДФЛ, если ребенок находится на его содержании <6>. А на содержании ребенок остается в любом случае, поскольку при лишении родительских прав суд обязан одновременно разрешить и вопрос об алиментах <7>.

Передача ребенка под опеку в другую семью не освобождает родителя от обязанности его содержать (платить алименты) <8>. Поэтому право на вычет по НДФЛ должно сохраняться и в этом случае.

Не имеет значения, что у опекуна при этом тоже есть право на детский вычет (в двойном размере, если опекун - единственный). НК не ограничивает количество взрослых, которым может предоставляться вычет на одного и того же ребенка. Например, когда после развода каждый из родителей заключает новый брак, то на их общего ребенка вычет положен четверым - каждому из родителей и их супругам <9>.

Таким образом, в нашем примере вычет сотруднице положен и на среднего, и на младшего ребенка. Но в каком размере: 2 800 руб. и 6 000 руб. как на второго и третьего или 1 400 руб. и 2 800 руб. как на первого и второго? Для этого нужен ответ на следующий вопрос.

Как определить очередность детей и размеры вычетов на них

По возрасту вычет на старшего уже не положен. Учитывается ли он при определении очередности детей?

С одной стороны, НК в целях определения очередности детей не ограничивает их круг теми, которые находятся на обеспечении родителя сейчас. Учитывается общее количество детей, и первым ребенком должен считаться наиболее старший по возрасту вне зависимости от того, предоставляется на него вычет или уже нет <10>.

Поскольку по закону у сотрудницы была обязанность содержать старшего ребенка и после лишения родительских прав до его 18 лет, старшего нужно учесть в общем количестве детей для целей вычета на среднего и младшего.

С другой стороны, не приобретает ли в этом вопросе решающее значение норма о том, что лишение родительских прав влечет за собой утрату также и всех других прав, основанных на факте родства с ребенком? <11> Ведь после 18-летия ребенка у лишенного прав родителя больше нет и обязанности его обеспечивать - алименты он платить уже не должен.

С этим вопросом мы обратились к специалисту ФНС.

Влияет ли лишение родительских прав на определение очередности детей

МОРОЗОВ Дмитрий Александрович. Государственный советник РФ 2 класса

Полагаю, следует исходить из общего подхода к определению количества детей для целей вычета - по хронологии их рождения.

Лишение родительских прав в отношении старшего ребенка не отменяет того факта, что он рожден первым. В связи с этим считаю, что в рассматриваемой ситуации вычет на среднего ребенка и младшего ребенка следует предоставлять как на второго и третьего - в размере 2 800 руб. и 6 000 руб. соответственно.

* * *

Свидетельства о рождении ребенка у такого работника на руках может и не быть. Вместо него работник может получить и принести вам справку, подтверждающую факт регистрации рождения ребенка. Такую справку выдают лишенным родительских прав, и ее достаточно для предоставления вычета <12>.


<1> п. 1 ст. 71 СК РФ; п. 19 Постановления Пленума ВС от 14.11.2017 N 44

<2> см., например, Определение КС от 26.04.2021 N 609-О

<3> Письмо Минфина от 15.06.2015 N 03-04-05/34299

<4> подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ

<5> Письма Минфина от 24.10.2012 N 03-04-05/8-1215; ФНС от 13.01.2014 N БС-2-11/13@, от 02.09.2015 N БС-3-11/3340@

<6> Письма Минфина от 06.11.2024 N 03-04-05/109353, от 19.03.2020 N 03-04-05/21779

<7> п. 3 ст. 70, п. 2 ст. 71, ст. 80 СК РФ; п. 21 Постановления Пленума ВС от 14.11.2017 N 44

<8> п. 21 Постановления Пленума ВС от 14.11.2017 N 44

<9> Письмо Минфина от 18.03.2015 N 03-04-05/14392

<10> Письмо Минфина от 14.04.2023 N 03-04-05/33948

<11> п. 1 ст. 71 СК РФ; п. 19 Постановления Пленума ВС от 14.11.2017 N 44

<12> ст. 47 СК РФ; п. 2 ст. 9 Закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ; п. 2 Постановления Пленума ВС от 16.05.2017 N 16

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 22, 2025