По страницам журнала "Главная книга" от 19.09.2025

ПОМОГАЕМ СВОИМ БЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАЛОГОВ

Л.А. Елина, ведущий эксперт

Если для нужд СВО организация планирует передать какие-то МПЗ, технику, автомобили, прочее имущество либо это уже было передано 1 июля 2025 г. и позднее, то надо учитывать новые правила по НДС и налогу на прибыль. Внесены поправки в НК, которые предусматривают льготный режим для такой передачи. Но чтобы им воспользоваться, нужно соблюдать ряд условий.

НДС при передачах для нужд СВО

По общему правилу безвозмездная передача товаров, безвозмездное выполнение работ или услуг приравнивается к реализации для целей НДС <1>. Не нужно исчислять НДС, только если передача имущества не является объектом обложения по п. 2 ст. 146 НК РФ или освобождена от налогообложения по ст. 149 НК РФ.

Поправки в НК расширили перечень случаев, когда безвозмездная передача не является НДС-объектом. Так что теперь не должна облагаться НДС безвозмездная передача имущества на нужды специальной военной операции. Но только при соблюдении следующих условий <2>:

получателем такого имущества должно быть казенное учреждение: либо воинская часть, либо иная организация Вооруженных Сил, войск нацгвардии РФ, органов ФСБ;

товары и иное имущество должны передаваться именно для использования в ходе СВО;

должен быть документ, подписанный командиром (руководителем) воинской части (организации) или уполномоченным им лицом. Этот документ должен подтверждать как факт получения такого имущества воинской частью (иной указанной выше организацией), так и цель его дальнейшего использования.

При таких же условиях не надо облагать НДС безвозмездное выполнение работ или оказание услуг, которые также нужны военным для целей СВО.

Кроме того, не надо восстанавливать вычеты входного НДС по имуществу, переданному на нужды СВО в указанном выше порядке <3>. А когда имущество покупается сразу с целью дальнейшей безвозмездной передачи на нужды СВО, то по нему сразу можно заявить вычет в обычном порядке <4>.

И все это несмотря на то, что сама безвозмездная передача такого имущества на нужды СВО не облагается НДС.

Несмотря на то что изменения приняты 23 июля, их действие распространяется на безвозмездные операции начиная с 01.07.2025 <5>.

Понятно, что никто еще не платил в бюджет налоги с такой передачи, безвозмездного выполнения работ или оказания услуг (если это произошло в июле этого года или позже). Но, возможно, придется скорректировать книгу продаж.

Если же на нужды СВО указанным военным частям и организациям передаются деньги, то такая передача тоже не облагается НДС.

Ведь передача денег кому-либо вообще не объект обложения НДС - ни сейчас, ни ранее <6>.

Безвозмездную помощь для нужд СВО можно учесть в расходах

Передающая сторона сможет учесть в составе налоговых расходов стоимость имущества (за исключением денег), работ, услуг, которые безвозмездно переданы на нужды СВО указанным выше воинским частям и иным организациям. Условия для этого надо соблюдать такие же, как и для НДС-освобождения: нужны документы, подписанные командиром воинской части (иной организации) или уполномоченным им лицом, что полученное будет использоваться для СВО.

Причем такие расходы можно учесть:

плательщикам налога на прибыль - как внереализационные расходы <7>;

плательщикам ЕСХН <8>;

упрощенцам на "доходно-расходной" УСН <9>.

Важно, чтобы безвозмездная передача для нужд СВО состоялась не ранее 01.07.2025 <10>.

Сами воинские части (организации ВС РФ, нацгвардии или ФСБ), которые получили безвозмездно имущество, работы или услуги на нужды СВО, не должны включать их в доходы, облагаемые налогом на прибыль <11>.


<1> п. 3 ст. 38, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ

<2> подп. 29 п. 2 ст. 146 НК РФ

<3> подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ

<4> п. 2.5 ст. 171 НК РФ

<5> ч. 5 ст. 2 Закона N 227-ФЗ

<6> подп. 1 п. 3 ст. 39, п. 2 ст. 146 НК РФ; Письмо Минфина от 11.04.2011 N 03-07-11/87

<7> подп. 19.12-1 п. 1 ст. 265 НК РФ

<8> подп. 49 п. 2 ст. 346.5 НК РФ

<9> подп. 44 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

<10> ч. 5 ст. 2 Закона N 227-ФЗ

<11> подп. 11.7 п. 1 ст. 251 НК РФ

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 17, 2025


КАК ЗАПОЛНИТЬ "АДРЕСНЫЕ" РЕКВИЗИТЫ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ОБЛАЧНОЙ ККТ

Ю.В. Капанина, старший эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

На с. 63 мы выяснили, при каких расчетах продавец может использовать облачную кассу. Если вам такая ККТ подходит, то следующий вопрос - как ее зарегистрировать, а именно: как указать в заявлении адрес и место установки. А еще место (адрес) расчета должно быть в чеке и его важно правильно отражать, чтобы не иметь проблем с проверяющими.

При регистрации ККТ в заявлении в числе прочих сведений необходимо указать адрес и место ее установки (применения) <1>. Если берете в аренду облачную кассу, то в заявлении укажите <2>:

в строке 050 - фактический адрес установки, это будет адрес дата-центра сервисной компании, где физически находится ККТ (где ее в случае необходимости смогут найти налоговики);

в строке 060 - место установки (применения):

при расчетах через Интернет - адрес сайта;

при использовании ККТ для развозной торговли (оказания услуг, выполнения работ), при продаже билетов на проезд или использовании такси - наименование, модель и госномер транспортного средства.

Других инструкций для "адресных" строк в Порядке заполнения заявления нет, и потому непонятно, как указать место установки (применения) облачной ККТ в ситуациях, если расчетов через сайт нет, автомобили в торговле непосредственно не используются и если одну кассу будут применять сразу несколько работников, которые оказывают выездные услуги (выполняют работы) на территории покупателя, или курьеров - при дистанционной торговле. На практике при регистрации удаленной ККТ в строке 060 заявления в качестве места установки (применения) кассы указывают либо уточняющую информацию к адресу установки, чтобы проверяющие смогли ее отыскать, либо общие фразы, например "выездные услуги" или "курьер".

А еще адрес (тег 1009) и место (тег 1187) расчета - это обязательные реквизиты чека. По "кассовому" Закону их заполняют так <3>:

при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом;

при расчете в транспортных средствах - наименование и номер авто, адрес организации либо адрес регистрации ИП;

при расчете в сети "Интернет" - адрес сайта пользователя.

Указаний для иных расчетов в Законе о ККТ нет. Мы спросили у специалиста ФНС, как заполнять "адресные" реквизиты в заявлении о регистрации и в кассовом чеке при использовании облачной ККТ для неурегулированных ситуаций. Вот как нужно действовать пользователям облачной кассы.

Место установки в заявлении о регистрации и место расчета в чеке при применении облачной ККТ

ХВОСТОВА Ольга Александровна. Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Если организация (ИП) для использования при дистанционной торговле или при оказании выездных услуг (выполнении работ) на территории покупателя берет в аренду облачную ККТ, то в заявлении о ее регистрации в строке 050 "Адрес установки (применения) ККТ" следует указать фактический адрес сервисной компании - арендодателя, где установлена ККТ.

В строке 060 "Место установки (применения) ККТ" согласно Порядку заполнения заявления <4> при торговле через торговый объект указывается местонахождение этого торгового объекта. При дистанционной торговле, а также при оказании услуг или выполнении работ на территории покупателя нужно действовать аналогично: в строке 060 заявления следует указать адрес торгового объекта, в котором пользователь, арендовавший облачную ККТ, фактически ведет свою деятельность. А при отсутствии такого торгового объекта можно вписать адрес интернет-сайта пользователя, на котором размещается информация о его бизнесе и продаваемых товарах, работах или услугах (даже если расчетов с покупателями через этот сайт нет).

При применении облачной ККТ в рассматриваемой ситуации в реквизитах кассового чека "Адрес расчетов" (тег 1009) и "Место расчетов" (тег 1187) рекомендуется указывать сведения, аналогичные сведениям из заявления о регистрации ККТ, заполненные с учетом приведенных рекомендаций. То есть для каждого расчета с покупателем эти реквизиты изменять необязательно. В то же время если расчет происходит на территории покупателя и кассовое ПО позволяет менять адрес для каждого расчета, то в чеке можно указывать фактический адрес покупателя, где принимаются деньги, выполняются работы, оказываются услуги, передается товар.

Отмечу, что указание в строке 060 заявления о регистрации ККТ таких фраз, как "ЦОД", "выездные услуги", "курьер", будет неправильным - в ней должен быть указан адрес торгового объекта или адрес информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет". Чтобы покупатель по информации из чека смог идентифицировать продавца.

* * *

Напомним еще такой момент: если чек формируется и отправляется покупателю в электронном виде, в том числе посредством облачной ККТ, то он должен содержать <5>:

абонентский номер или email покупателя;

адрес электронной почты отправителя.

Неуказание контактных данных в чеке приравнивается к нарушению порядка применения ККТ, и за это продавцу грозит предупреждение или штраф (до 3 000 руб. для ИП, до 5 000 руб. для малых и микропредприятий, до 10 000 руб. для прочих компаний) <6>.


<1> абз. 25 ст. 1.1, п. 2 ст. 4.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ)

<2> пп. 18, 19 приложения N 5 к Приказу ФНС от 08.09.2021 N ЕД-7-20/799@; Письмо Минфина от 10.04.2020 N 03-11-11/29149

<3> п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ

<4> п. 19 приложения N 5 к Приказу ФНС от 08.09.2021 N ЕД-7-20/799@

<5> п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ

<6> ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ; Письмо ФНС от 25.08.2021 N АБ-4-20/11987

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 17, 2025


ВЫЗОВ В НАЛОГОВУЮ: ДЛЯ ДАЧИ ПОЯСНЕНИЙ ИЛИ НА КОМИССИЮ?

А.А. Жоголев, старший эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

В НК РФ есть норма, позволяющая инспекторам вызвать представителя организации или предпринимателя к себе для дачи пояснений. Эта норма заменила давно отмененные налоговые комиссии, при этом цель осталась прежней - заставить доплатить налог и подать уточненку. Если проигнорируете такой вызов, вас могут оштрафовать. Но права налоговиков тоже ограничены.

Налоговая инспекция может вызвать к себе налогоплательщика или налогового агента для дачи пояснений. Причем как в рамках налоговых проверок, так и вне их. Делают это на основании письменного уведомления <1>.

Инспекторам запрещено вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений с целью <2>:

истребования документов;

представления уточненных налоговых деклараций и расчетов;

участия в комиссиях по легализации налоговой базы.

То есть уведомление не может содержать в себе такие формулировки в качестве основания для вызова. Подобное уведомление незаконно, и, поскольку это подтверждает ФНС, его можно игнорировать. А если налоговики попытаются оштрафовать, вы легко оспорите их решение в вышестоящем органе из-за отсутствия события правонарушения <3>.

Но по сути комиссии продолжают функционировать, это позволяет делать универсальная норма о вызове для дачи пояснений.

Бухгалтеры на форумах делятся своим опытом общения с инспекторами в ходе таких вызовов. Появилось новое основание для вызова - экономическая беседа. Итогом может стать предложение представить уточненную налоговую декларацию, причем в ультимативной форме. Хотя при вызове для дачи пояснений возможны только разъяснительная беседа и анализ потенциальных налоговых рисков. Окончательную оценку этих рисков должен сделать налогоплательщик, а не инспектор.

Помимо вызова на экономическую беседу, организацию могут вызвать на заседание рабочей группы, рабочее совещание, на комиссию по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности, финансового планирования и по другому схожему основанию. Причем в настоящее время инспекторы предпочитают работать не с группой приглашенных лиц, а индивидуально с каждым.

Есть ситуации, когда проведение налоговой проверки невозможно. Например, нет законного основания или прошли сроки. Тогда вызов для дачи пояснений - единственная возможность для инспекторов "вытянуть" нужную информацию и склонить вас к подаче уточненной декларации.

Если уведомление о вызове в ИФНС оформлено на нескольких листах, содержит большое количество формул и расчетов, то цель его очевидна. Инспекторы хотели произвести впечатление на вашу организацию и побудить ее сдать уточненную декларацию. По своей сути это не что иное, как черновой акт потенциальной налоговой проверки.

Бояться или нет - решать вам. Внимательно изучите все эти данные, чтобы понимать, как отвечать и были ли у вас действительно серьезные ошибки в расчетах налогов.

По результатам дачи пояснений должен быть оформлен протокол. В него войдут указания и претензии, предъявляемые организации. Но на основании этого протокола нельзя привлечь ее к ответственности или обязать что-то сделать <4>. Он нужен вам только для понимания того, есть ли у налоговых инспекторов еще какие-то претензии к вам и, следовательно, ожидать ли каких-то более серьезных последствий, например, проведения выездной проверки в ближайшее время.

Обратите внимание: вызов в ИФНС игнорировать опасно. За неявку должностному лицу компании или ИП грозит штраф на сумму от 2 000 до 4 000 руб. или предупреждение <5>. Причем такая административная ответственность применима именно за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений <6>.

* * *

Право вызова организации или ИП для дачи пояснений сформулировано достаточно широко. В итоге инспекторы получили возможность вызвать вас к себе при наличии у них малейших сомнений относительно вашей добросовестности. Но за вами остается право давать только те пояснения, которые вы считаете необходимыми.


<1> подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ

<2> Письмо ФНС от 02.12.2021 N ЕА-4-15/16838

<3> подп. 1 п. 1 ст. 109, п. 1 ст. 138 НК РФ

<4> Письмо Минфина от 12.11.2019 N 03-02-08/87183

<5> ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ

<6> Письмо ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (п. 2.3)

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 18, 2025


ЗАПРЕТ НА СНЯТИЕ НАЛИЧНЫХ В БАНКОМАТАХ: НОВЫЕ ПРАВИЛА

Л.А. Елина, ведущий эксперт

На страницах журнала мы уже рассказывали про антимошеннические новшества последнего года в банковской сфере (см. ГК, 2025, N 15, с. 81). С сентября Центробанк утвердил дополнительные подозрительные признаки, которые банки должны будут отслеживать при снятии гражданами наличных. Кратко посмотрим, что это за признаки и как учитывать их, планируя снятие денег.

Центробанк сделал очередной ход в рамках борьбы с мошенниками, которые воруют деньги с чужих банковских карт. Он утвердил новые мошеннические признаки выдачи наличных в банкоматах с карт физлиц <1>. Всего в Приказе 9 признаков.

Признак 1. Характер операции на выдачу наличных нетипичен для клиента (ее сумма, периодичность в течение календарного дня, время совершения и/или место банкомата). Насколько рьяно будут отслеживать этот признак банки - покажет практика. Ведь если подходить формально, то любое снятие наличных на отдыхе в другом городе можно запросто расценить как нетипичную операцию.

Вряд ли Центробанк имел в виду это.

Признак 2. Зафиксирован "неответ в отведенный срок" на запрос банкомата при работе с банковской картой. Сроки ответа устанавливает платежная система - в частности, для ввода кода подтверждения операции.

Признак 3. Нетипичный для клиента способ направления запроса на выдачу наличных. К примеру, при использовании сторонних платформ (сайтов), которые не являются официальными банковскими сервисами. Либо по QR-коду, если раньше не использовали его.

Признак 4. Запрос на выдачу наличных направлен в течение 24 часов с момента:

или выдачи кредита (займа), либо выдачи кредитной карты, либо увеличения лимита на выдачу наличных или лимита кредитования (по кредитным картам);

или поступления более 200 тыс. руб. на банковский счет (вклад) физлица по СБП с банковского счета (вклада) того же физлица в другом банке;

или досрочного закрытия банковского вклада на сумму более 200 тыс. руб. по требованию вкладчика.

Как видим, если вы получили безналичный кредит и в течение дня хотите его обналичить, то это может быть расценено как сомнительная операция. Так же может расценить банк и желание снять деньги с кредитной карты, по которой ваш банк установил вам новый кредитный лимит менее суток назад.

Или другая ситуация. Вы закрыли вклад в одном банке, хотите снять наличные без процентов, но ваш лимит по банковской карте это не позволяет (к примеру, будет комиссия или просто нельзя снять деньги). Часто в этом случае переводят часть своих денег на карту другого банка и сразу пытаются снять. Если сумма более 200 тыс. руб., то так сделать не получится. Как вы уже поняли, это будет подпадать под новый, четвертый, мошеннический признак из списка ЦБ. Учитывайте это: либо снимайте деньги через кассу банка, либо дайте деньгам отлежаться на новом месте более 24 часов.

Признак 5. В платежной системе есть информация о факторах риска: или что мошенники хотят провести операции со счета клиента, или что скомпрометированы данные электронного средства платежа.

Признак 6. У банка есть информация от операторов связи, владельцев мессенджеров, интернет-сайтов и/или иных юрлиц о том, что в период не менее 6 часов до момента направления запроса на выдачу наличных денег они:

зафиксировали нетипичные для абонента переговоры по мобильному телефону (привязанному к банковскому счету): не та периодичность, продолжительность. Это может быть выявлено до или во время запроса на выдачу наличных денег. К примеру, если злоумышленники атакуют жертву по телефону, вводя в заблуждение;

выявили нетипичное получение сообщений, в том числе в мессенджерах и/или по электронной почте. Это могут быть и обычные СМС: к примеру, их стало больше, в том числе от госуслуг, либо от кредитных организаций, либо с новых абонентских номеров или от новых адресатов.

Признак 7. В банке есть информация, полученная либо в рамках системы управления рисками, либо от операторов связи (владельцев мессенджеров, интернет-сайтов и т.д.):

о вредоносном ПО (вирусах) на телефоне и иных устройствах физлица, с которых направляется запрос на выдачу наличных;

о нетипичных для клиента параметрах или событиях в сессии дистанционного банковского обслуживания: нетипичные провайдер связи, операционная система, приложение пользователя и т.д.;

о смене абонентского номера мобильного телефона в личном банковском кабинете или в личном кабинете физлица на госуслугах;

об изменении идентификационного модуля устройства клиента (к примеру, его смартфона) и/или параметров устройства, через который направляется запрос на выдачу наличных.

Признак 8. Известно минимум о 5 отказах в выдаче наличных в течение календарного дня: в том числе из-за неверного пин-кода или из-за превышения лимита кредитования. Это здравый признак. Поскольку прямо говорит о том, что тот, кто пытается снять наличные, либо не знает данные карты, либо "забыл о них".

Признак 9. Сведения клиента банка и/или его карты (электронного средства платежа) совпадают со сведениями, которые есть в государственной информационной системе противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий. Этот признак будет применяться с марта 2026 г., когда заработает сама система <2>.

Напомним, что будет, если банк обнаружит вышеуказанные подозрительные признаки. Он должен <3>:

ограничить выдачу наличных на 48 часов с момента направления запроса на их снятие. В это время можно будет снять наличными не более 50 тыс. руб. в сутки;

сразу сообщить клиенту о причинах ограничения. В том числе о том, почему именно произошла блокировка снятия наличных в банкомате.

* * *

Не забывайте, что это далеко не все "мошеннические" или подозрительные признаки. Есть и базовые правила для блокировки банками сомнительных операций. О них мы говорили в ГК, 2025, N 15, с. 81.

Надеемся, что с новыми правилами станет меньше мошенничеств и меньше пострадавших людей. И в то же время хотелось бы, чтобы новые правила не помешали собственникам банковских карт снимать наличные в рядовых ситуациях. На всякий случай, планируйте снятие наличных заранее. Ведь чтобы не попасть под подозрение и не получить блокировку карты, более простым вариантом может стать снятие денег в кассе банка, а не в банкомате.


<1> Приказ ЦБ от 07.08.2025 N ОД-1765; ч. 2 ст. 24.3-1 Закона от 02.12.1990 N 395-1

<2> ч. 1 ст. 1 Закона от 01.04.2025 N 41-ФЗ

<3> ч. 5 ст. 27 Закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ; ч. 3 ст. 24.3-1 Закона от 02.12.1990 N 395-1

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 18, 2025