Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль представительских расходов и расходов при безвозмездной передаче имущества (работ, услуг, имущественных прав) и НДФЛ при выдаче работнику денежных средств.
Ответ:
Подпунктом 22 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что в целях налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 264 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 264 Кодекса к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
При этом на основании пункта 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Следовательно, представительские расходы должны соответствовать положениям пункта 1 статьи 252 Кодекса.
В соответствии с пунктом 16 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
При этом Кодекс не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы.
По вопросу налогообложения доходов физических лиц сообщается следующее.
По общему принципу, закрепленному в статье 41 Кодекса, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
В случае если денежные средства, выданные организацией работнику, были использованы им не по целевому назначению в личных целях, то сумма таких денежных средств приводит к возникновению у такого работника экономической выгоды и, следовательно, дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.08.2025 N 03-03-06/1/79115
Вопрос:
Об учете убытков в целях налога на прибыль и проверке обоснованности снижения налоговой базы по налогу на прибыль.
Ответ:
Убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения прибыли организаций в порядке и на условиях, установленных статьей 283 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Так, налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 Кодекса в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее) (пункт 1 статьи 283 Кодекса).
При этом налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного пунктом 2.1 статьи 283 Кодекса (пункт 2 статьи 283 Кодекса).
Согласно пункту 2.1 статьи 283 Кодекса в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2026 года налоговая база по налогу на прибыль организаций за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со статьей 274 Кодекса (за исключением налоговой базы, к которой применяются пониженные налоговые ставки, размер которых меньше размера ставок, указанных в абзацах втором и третьем пункта 1 статьи 284 Кодекса), не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов.
Проверка обоснованности применения норм главы 25 Кодекса, снижающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.08.2025 N 03-03-06/1/78615
Вопрос:
Об НДФЛ и страховых взносах в отношении выплат членам семьи работника, в том числе умершего, и несовершеннолетним в связи с потерей кормильца, а также учете расходов в целях налога на прибыль.
Ответ:
В части налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ)
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, содержится в статье 217 Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых, в частности, работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи.
Таким образом, сумма единовременной выплаты (материальной помощи), производимой организацией членам семьи умершего работника, не подлежит обложению НДФЛ на основании пункта 8 статьи 217 Кодекса.
Исходя из положений статьи 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют, в частности, нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие к дню его смерти право на получение от него содержания. При этом вред возмещается несовершеннолетним - до достижения восемнадцати лет, обучающимся старше восемнадцати лет - до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет.
В отношении обложения вышеуказанных выплат НДФЛ сообщается, что, если ежемесячные выплаты производятся в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в качестве возмещения вреда несовершеннолетнему, понесшему ущерб в результате потери кормильца, они не подлежат обложению НДФЛ.
Также отмечается, что гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании, в том числе в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве, установлены статьей 184 Трудового кодекса Российской Федерации.
В части налога на прибыль организаций
В соответствии с положениями статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 Кодекса для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 252 Кодекса установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, налогоплательщики при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций вправе учитывать расходы, соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, и при условии, что такие расходы не поименованы в статье 270 Кодекса.
В части страховых взносов
Пунктом 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, выплаты, производимые организацией членам семьи работника, которые не состоят в трудовых отношениях с данной организацией и не заключали с нею гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), не признаются объектом обложения страховыми взносами.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.08.2025 N 03-00-08/77525
Вопрос:
О коэффициентах, применяемых при исчислении земельного налога в отношении участков, приобретенных юрлицами для жилищного строительства в целях реализации решения о КРТ, если договор о КРТ не заключен.
Ответ:
Пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено применение повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением случаев осуществления жилищного строительства на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, для которых пунктом 16.1 статьи 396 Кодекса предусмотрены особенности применения повышающих коэффициентов.
Таким образом, при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства в рамках обеспечения реализации решения о комплексном развитии территории без заключения договора о комплексном развитии территории, повышающие коэффициенты подлежат применению в порядке, предусмотренном пунктом 15 статьи 396 Кодекса.
Обращается внимание, что согласно пункту 4 статьи 85 Кодекса и пункту 4 статьи 391 Кодекса земельный налог исчисляется на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Следовательно, налоговые органы при исчислении земельного налога руководствуются сведениями органов Росреестра о правах на земельные участки и характеристиках земельных участков, подлежащих налогообложению.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.08.2025 N 03-05-06-02/77713
Вопрос:
О документации, составляемой и представляемой налогоплательщиками - участниками международной группы компаний.
Ответ:
Согласно пункту 7 статьи 105.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, за исключением иностранных организаций, получающих только доходы, указанные в статье 309 Кодекса, являющиеся участниками международной группы компаний, помимо документации, предусмотренной названной статьей, в случаях, порядке и сроки, которые установлены главой 14.4-1 Кодекса, обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, документацию, предусмотренную пунктом 4 статьи 105.16-1 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 105.16-1 Кодекса документация, представляемая такими налогоплательщиками на основании пункта 7 статьи 105.15 Кодекса, включает в себя уведомление об участии в международной группе компаний и страновые сведения по международной группе компаний, участником которой является налогоплательщик (далее - страновые сведения).
В свою очередь, страновые сведения включают в себя глобальную документацию по международной группе компаний (далее - глобальная документация), национальную документацию участника международной группы компаний (далее - национальная документация) и страновой отчет международной группы компаний по государствам (территориям), налоговыми резидентами которых являются участники международной группы компаний (пункт 6 статьи 105.16-1 Кодекса).
Исходя из положений главы 14.4-1 Кодекса вышеуказанная документация составляется и представляется в отношении отчетного периода. При этом согласно подпункту 4 пункта 7 статьи 105.16-1 Кодекса отчетный период - это финансовый год, следующий за финансовым годом, в котором общая сумма дохода (выручки) международной группы компаний в соответствии с консолидированной финансовой отчетностью превышает общую сумму дохода (выручки), указанную в подпункте 3 пункта 6 статьи 105.16-3 Кодекса.
Кроме того, обращается внимание, что положения статьи 105.16-2 Кодекса о представлении уведомления об участии в международной группе компаний не распространяются на налогоплательщиков, являющихся участниками международной группы компаний, общая сумма дохода (выручки) которой удовлетворяет условию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 6 статьи 105.16-3 Кодекса (пункт 7 статьи 105.16-2 Кодекса). Также на таких налогоплательщиков не распространяются положения статей 105.16-4 и 105.16-5 Кодекса о глобальной документации и национальной документации (пункт 3 статьи 105.16-4 и пункт 5 статьи 105.16-5 Кодекса).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.08.2025 N 03-12-11/77581
Вопрос:
О ставке НДС при реализации напитков, приготовленных в баре.
Ответ:
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации продовольственных товаров, поименованных в данном пункте.
В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством Российской Федерации.
Перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации товаров в соответствии с ОКПД 2, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов".
При этом присвоение продукции кода по ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Таким образом, операции по реализации продовольственных товаров, не поименованных в указанном перечне, а также оказанию услуг по изготовлению напитков, оказываемых организациями общественного питания, облагаются НДС по ставке в размере 20 процентов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.08.2025 N 03-07-07/77466
Вопрос:
Об учете профсоюзной организацией средств целевых поступлений в целях налога на прибыль.
Ответ:
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному данным пунктом статьи 251 НК РФ. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К таким целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, членские взносы, а также средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью.
Таким образом, целевыми поступлениями, не учитываемыми профсоюзными организациями при определении налоговой базы по налогу на прибыль, признаются членские взносы, а также средства, поступившие в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных уставной деятельностью профсоюзных организаций.
Иные доходы, полученные профсоюзными организациями, не поименованные в перечне средств целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ), подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.08.2025 N 03-03-06/3/77454
Вопрос:
Организация является поставщиком импортных товаров на территории РФ покупателям - российским юридическим лицам (далее - Покупатели). Организация приобретает товары у импортного поставщика (далее - Поставщик), производит их таможенное оформление, выступая декларантом, оплачивает таможенные платежи, в том числе таможенный НДС, и реализует их российским Покупателям на условиях DDP. Но есть случаи, когда Покупатели хотят (или для некоторых категорий товаров обязаны) сами выступать в качестве декларанта, то есть приобрести их у организации до таможенного оформления, на условиях поставки DAP. В таких случаях организация может осуществить в адрес Покупателя транзитную поставку, т.е. Поставщик в инвойсе и в транспортной накладной может указать Покупателя в качестве грузополучателя. Тогда Покупатель самостоятельно выступит декларантом, произведет таможенное оформление товаров, приобретенных по договору поставки с организацией, и, соответственно, оплатит таможенные платежи, в том числе таможенный НДС. После выпуска товаров Покупатель, являясь декларантом, самостоятельно заберет товар со склада временного хранения таможенного поста. Физическая передача товаров от представителя организации представителю Покупателя в таком случае отсутствует, поэтому организация оформит товарную накладную и счет-фактуру в адрес Покупателя датой прибытия товара в место нахождения таможенного поста, указанное в условиях DAP.
Правильно ли, что для случая реализации товаров между российскими организациями, когда товар отгружается Покупателю на территорию РФ с места, расположенного за пределами РФ, и Покупатель самостоятельно производит таможенное декларирование товаров и оплату таможенного НДС, местом реализации товаров в целях налогообложения НДС не признается территория РФ?
Ответ:
Согласно подпунктам 1 и 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость являются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации, а также ввоз товаров в Российскую Федерацию.
В соответствии со статьей 147 Кодекса местом реализации товара признается территория Российской Федерации, в случае если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на территории Российской Федерации.
Таким образом, местом реализации товаров, приобретаемых российской организацией на территории иностранного государства и реализуемых этой российской организацией другой российской организации до таможенного оформления товаров на территории Российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления с уплатой налога на добавленную стоимость российскому таможенному органу этой другой организацией, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такая реализация не является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.08.2025 N 03-07-08/76744
Вопрос:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество) основано в 2021 г. и оказывает косметологические услуги (ОКВЭД 86.22), а также осуществляет розничную торговлю косметической продукцией (ОКВЭД 47.75).
Общество ведет свою деятельность исключительно на основании выданной медицинской лицензии, т.к. косметология относится к видам работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и на выполнение которых требуется наличие лицензий.
Медицинская помощь оказывается амбулаторно.
До 01.01.2025 Общество применяло упрощенную систему налогообложения (УСН "доходы - расходы"), но с января 2025 г. организации, работающие на УСН, признаются плательщиками НДС, если их доход превысил 60 млн руб. в год.
Общий доход общества за 2024 г. составил более 60 млн руб., из них:
- медицинские услуги - 99,85%;
- торговля косметической продукцией - 0,15% (ориентировочно 100 000 руб.).
Освобождается ли Общество, которое и оказывает медицинские услуги, и осуществляет розничную торговлю косметической продукцией, от НДС на основании абз. 3 пп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, который говорит о том, что от налогообложения НДС освобождаются оказываемые населению медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132?
Ответ:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, установлен статьей 149 Кодекса.
Так, согласно подпункту 2 пункта 2 и пункту 6 статьи 149 Кодекса при наличии соответствующей лицензии не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических и санитарно-эпидемиологических услуг. При этом в целях НДС к медицинским услугам относятся в том числе услуги, определенные перечнем услуг, предоставленных по обязательному медицинскому страхованию, а также услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В перечень указанных медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 г. N 132, включены услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной), стационарной медицинской помощи, а также в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. При этом Минздравом России утверждается классификатор работ (услуг), предусмотренных приложением к Положению.
Согласно указанному приложению в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены в том числе работы (услуги) по косметологии.
В соответствии с пунктом 1 Классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденного приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. N 866н, работы (услуги) по косметологии, по сестринскому делу в косметологии могут быть организованы и выполнены при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.
Учитывая изложенное, реализация населению услуг по косметологии (сестринскому делу в косметологии) в рамках первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях освобождается от налогообложения НДС при наличии соответствующей лицензии.
Что касается операций по реализации косметической продукции и косметических услуг, то операции по реализации таких товаров (услуг) подлежат налогообложению НДС в порядке, определенном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.08.2025 N 03-07-07/74698
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде процентов за пользование кредитом, привлеченным для приобретения (создания) объекта основных средств.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.
К таким расходам относятся, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 НК РФ.
При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).
Таким образом, проценты за пользование кредитом, привлеченным для приобретения (создания) объекта основных средств, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов налогоплательщика.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.08.2025 N 03-03-06/1/74556

