Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 26.09.2025

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О постановке на учет в налоговом органе иностранной организации при открытии ей счета в российском банке.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Кроме того, правила, предусмотренные главой 4 Кодекса, распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов (пункт 4 статьи 26 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Кодекса законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 27 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Одновременно отмечается, что согласно абзацу первому пункта 4.9 статьи 83 Кодекса постановка на учет в налоговом органе иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах (далее - иностранная организация), в связи с открытием такой организации счета в российском банке осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет иностранной организации, представляемого в налоговый орган такой организацией или указанным российским банком.

При представлении российским банком в налоговый орган заявления о постановке на учет иностранной организации в связи с открытием ей счета в указанном российском банке представление в налоговый орган с указанным заявлением документов, необходимых для постановки на учет такой организации, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не требуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.07.2025 N 03-02-08/72112

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов на рекламу в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса, за исключением расходов, перечисленных в статье 270 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Кодекс не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 252 Кодекса, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

Таким образом, расходы организации могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в случае оформления документами, соответствующими требованиям действующего законодательства, при условии обоснованности таких расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.07.2025 N 03-03-06/1/72318

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль убытка от операций с не обращающимися на организованном рынке ценными бумагами (ПФИ), полученного в рамках договора инвестиционного товарищества.

Ответ:

В соответствии с пунктом 4 статьи 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) прибыль (убыток) инвестиционного товарищества определяется раздельно по следующим операциям:

1) по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

2) по прочим операциям.

Согласно пункту 9 статьи 278.2 Кодекса прибыль (убыток) участника договора инвестиционного товарищества от участия в инвестиционном товариществе применительно к операциям, указанным в пункте 4 статьи 278.2 Кодекса, учитывается в составе внереализационных доходов (расходов) при определении соответствующей налоговой базы по указанным операциям, осуществленным таким участником вне рамок инвестиционного товарищества.

При этом положения пункта 1.1 статьи 283 Кодекса определяют, что перенос на будущее убытков, полученных налогоплательщиком от операций в рамках инвестиционного товарищества, осуществляется с учетом положений пункта 4 статьи 278.2 Кодекса.

Вместе с тем на основании пункта 26 статьи 280 Кодекса профессиональные участники рынка ценных бумаг, организаторы торговли, биржи, а также управляющие компании и клиринговые организации, осуществляющие функции центрального контрагента, определяя налоговую базу по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами в порядке, предусмотренном пунктом 21 данной статьи, непосредственно данным пунктом статьи 280 Кодекса и статьей 304 Кодекса, уменьшают общую налоговую базу на сумму убытков, полученных по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами.

Таким образом, убыток от операций с не обращающимися на организованном рынке ценными бумагами и не обращающимися на организованном рынке производными финансовыми инструментами, полученный налогоплательщиками в рамках договора инвестиционного товарищества, учитывается в составе внереализационных расходов при определении налоговой базы по таким операциям, осуществленным ими вне рамок инвестиционного товарищества. При этом указанными в предыдущем абзаце категориями налогоплательщиков убыток, полученный в целом по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами, может быть учтен при расчете общей налоговой базы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.07.2025 N 03-03-06/2/71653

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на рекламу товаров (работ, услуг), деятельности, товарного знака и знака обслуживания.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами для целей налогообложения прибыли организаций признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, за исключением тех, которые указаны в статье 270 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса, за исключением расходов, перечисленных в статье 270 Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся:

расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом пункта 4 статьи 264 Кодекса, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса.

При этом обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.07.2025 N 03-03-06/1/71724

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль дохода в виде штрафа, перечисляемого общественному объединению потребителей.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 Кодекса) и внереализационные доходы (статья 250 Кодекса).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

При этом указанным перечнем не предусмотрено такого вида дохода, как штрафы, взысканные по решению суда и перечисленные общественным объединениям потребителей.

Учитывая изложенное, поступления в виде штрафа, перечисляемого общественному объединению потребителей на основании пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", учитываются в целях налогообложения прибыли организаций.

Также следует отметить, что статья 217 Кодекса регулирует порядок учета налогообложения доходов физических лиц и не применяется в отношении учета доходов в целях налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.07.2025 N 03-03-07/71750

Вопрос:

О заполнении граф 10, 10а, 11 счета-фактуры при реализации в РФ ввезенных товаров.

Ответ:

Согласно подпунктам "к" и "л" пункта 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137 (далее - Правила), в графах 10, 10а счетов-фактур указывается страна происхождения товаров (цифровой код и соответствующее ему краткое наименование) в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

На основании положений законодательства Российской Федерации о таможенном деле использование информации о стране происхождения товаров связано с применением мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при таможенном декларировании товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации. При этом в таможенной декларации по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации, указывается страна их происхождения. Поэтому в счетах-фактурах, выставленных при реализации этих товаров на территории Российской Федерации, в графах 10 и 10а указываются данные о стране происхождения товаров, указанные в таможенной декларации, оформленной при ввозе товаров в Российскую Федерацию, номер которой отражается в графе 11.

При этом в соответствии с подпунктом 15 пункта 15 порядка заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе "Страна происхождения" таможенной декларации указывается краткое название страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны), из которой происходят декларируемые товары. Краткое название страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) указывается исходя из происхождения товаров, определенного в соответствии с правилами определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию, предусмотренными в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Поскольку при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов ЕАЭС таможенная декларация не оформляется, незаполнение граф 10 и 11 счетов-фактур, выставляемых при реализации на территории Российской Федерации приобретенных у хозяйствующего субъекта государства - члена ЕАЭС товаров, происходящих с территории государств, не являющихся государствами - членами ЕАЭС, и выпущенных в свободное обращение на территории государства - члена ЕАЭС, Правилам не противоречит.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.07.2025 N 03-07-08/71298

Вопрос:

О применении ставки НДС 0% в отношении услуг по перевалке и хранению в морских, речных портах грузов, вывозимых за пределы РФ.

Ответ:

Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации. При этом подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса предусмотрено, что под перевалкой в целях указанной статьи понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.

Таким образом, нормами Кодекса применение ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов предусмотрено в отношении работ (услуг) по погрузке, выгрузке, сливу, наливу, маркировке, сортировке, упаковке, перемещению в границах морского, речного порта, технологическому накоплению грузов, приведению грузов в транспортабельное состояние, их креплению и сепарации, а также услуг по хранению грузов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.07.2025 N 03-07-08/70908

Вопрос:

Об определении ставки НДС при утрате организацией, применяющей УСН, освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС и доходов при исчислении налога при УСН.

Ответ:

В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2025 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС). В связи с этим с 1 января 2025 г. указанные организации и индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают НДС в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Так, согласно абзацу четвертому подпункта 2 пункта 8 статьи 164 Кодекса организация или индивидуальный предприниматель, применяющие УСН, вправе при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС, применять налоговую ставку в размере 7 процентов, в случае если в течение налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, организация или индивидуальный предприниматель начинает исполнять обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, либо утрачивает право на применение налоговой ставки в размере 5 процентов.

В связи с этим, если организация в течение налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, начала исполнять обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, такая организация вправе при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС, применять налоговую ставку в размере 7 процентов с 1-го числа месяца, в котором она начала исполнять обязанности налогоплательщика НДС.

Что касается определения доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, то в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса налогоплательщиками, применяющими УСН, при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также сумма туристического налога.

Пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса установлено: в целях главы 26.2 Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках, и (или) на счет цифрового рубля, и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Таким образом, при исчислении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, учитывается сумма фактически полученного дохода без учета суммы НДС, предъявленного в соответствии с главой 21 Кодекса налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также суммы туристического налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.07.2025 N 03-07-11/70950

Вопрос:

О признании программного обеспечения заказным для включения доходов от его разработки, адаптации и модификации в долю доходов 70% от IT-деятельности в целях налога на прибыль и страховых взносов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в 2025 - 2030 годах налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 5 процентов, а налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

В частности, исходя из положений абзацев четвертого и восьмого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев четвертого и восьмого пункта 5 статьи 427 Кодекса к таким доходам относятся доходы:

- от реализации экземпляров разработанных, адаптированных и (или) модифицированных данной организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, программ для ЭВМ, баз данных (собственные программы для ЭВМ, базы данных);

- от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники) (заказные программы для ЭВМ, базы данных).

Таким образом, если программное обеспечение разработано, адаптировано и модифицировано организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в рамках оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации этого программного обеспечения, то такое программное обеспечение является для данной организации заказным программным обеспечением.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.07.2025 N 03-03-06/1/70468

Вопрос:

Об НДС и налоге на прибыль при изменении стоимости выполненных работ (оказанных услуг) в сторону увеличения.

Ответ:

На основании пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при изменении стоимости выполненных работ (оказанных услуг), в том числе в случае изменения цены (тарифа), продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней, считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 НК РФ.

На основании пункта 10 статьи 172 НК РФ корректировочные счета-фактуры выставляются продавцами при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости выполненных работ (оказанных услуг).

При этом нормами Кодекса какие-либо ограничения в отношении периода, за который может быть произведен перерасчет стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и, соответственно, выставлены корректировочные счета-фактуры, не предусмотрены.

Согласно положениям пункта 13 статьи 171 и вышеуказанного пункта 10 статьи 172 Кодекса при изменении стоимости выполненных работ в сторону увеличения, в том числе в случае увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) выполненных работ, вычетам у покупателя этих работ подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости выполненных работ до и после такого увеличения, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.

Учитывая изложенное, при изменении стоимости выполненных работ (оказанных услуг) в сторону увеличения покупатель этих работ (услуг) имеет право на вычет указанных сумм налога на добавленную стоимость при соблюдении вышеназванных условий независимо от периода выполнения таких работ (услуг).

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с пунктом 1 статьи 54 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по налогу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

При этом не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (пункт 1 статьи 54.1 Кодекса).

Также в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 3115-О отмечено, что положения Кодекса определяют размер налоговой обязанности исходя из фактических (неискаженных) показателей хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Принимая указанное во внимание, уменьшение налогоплательщиком налоговой базы текущего налогового (отчетного) периода, в котором размер налоговой ставки по налогу прибыль организаций превышает размер налоговой ставки по соответствующему налогу, действовавшей в налоговом (отчетном) периоде, к которому относятся принимаемые к уменьшению расходы, является искажением налоговых обязательств, в связи с чем использовать такой способ корректировки налоговой базы у налогоплательщика оснований нет. Поэтому при обнаружении в 2025 году ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.07.2025 N 03-07-11/70802