Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
О налоге на прибыль и страховых взносах в отношении сумм платежей (взносов) по договору ДМС работников, в том числе при досрочном расторжении договора ДМС.
Ответ:
1. О налоге на прибыль организаций
Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с положениями пункта 16 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда, учитываемым для целей налогообложения прибыли организаций, относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников. При этом указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.
Таким образом, расходы в виде сумм платежей (взносов) по договорам добровольного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, в случае если выполняются условия, предусмотренные в пункте 16 статьи 255 НК РФ, а также если указанные расходы отвечают критериям статьи 252 НК РФ.
Одновременно сообщается, что если договор добровольного медицинского страхования (далее - договор ДМС) заключен на срок не менее одного года, но страхователь досрочно расторгает договор до истечения одного года с момента заключения договора, то расходы, отнесенные ранее в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, должны быть исключены из состава расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поскольку были нарушены условия, установленные пунктом 16 статьи 255 НК РФ.
2. О страховых взносах
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ (согласно статье 423 НК РФ расчетным периодом является календарный год).
При этом пунктом 7 статьи 421 НК РФ установлено, что при осуществлении выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества база для исчисления страховых взносов определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК РФ.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц.
Вместе с тем исходя из положений статьи 424 НК РФ объект обложения страховыми взносами для плательщика-организации возникает в день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения пункта 4 статьи 431 НК РФ, исходя из которых плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, договор ДМС заключается в отношении каждого отдельного работника - застрахованного лица.
Таким образом, в случае заключения организацией договора ДМС работника на срок не менее одного года, предусматривающего оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных лиц, платежи организации по данному договору ДМС не подлежат обложению страховыми взносами.
Если в случае увольнения работника в течение года срок договора ДМС такого работника составит меньше года, то организации в месяце увольнения следует произвести доначисление страховых взносов на платежи по такому договору, включая платежи в предыдущем расчетном периоде (если начало и окончание договора ДМС в разных расчетных периодах), а также представить уточненные расчеты по страховым взносам с целью корректного формирования пенсионных прав такого работника (застрахованного лица).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.05.2025 N 03-15-06/46643
Вопрос:
Об определении понятия "услуги по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий" в целях применения освобождения от НДС.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом статьей 149 Кодекса установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.
Так, на основании абзаца шестого подпункта 14.1 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги, оказанные населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Поскольку понятие "услуги по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий" Кодексом не предусмотрено, данное понятие в целях применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в том значении, в каком оно используется в соответствующей отрасли законодательства.
В соответствии с Положением о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 607, Минспорт России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минспорта России от 4 марта 2025 г. N Исх-03-3-09/3429, при определении понятия "услуги по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий" следует руководствоваться Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", а также возможно руководствоваться национальными стандартами и общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.05.2025 N 03-07-11/44607
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль дохода в виде денежной компенсации, полученной в связи с изъятием земельного участка и объекта недвижимого имущества, и о налоговой базе по НДС при ее получении.
Ответ:
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен в статье 251 Кодекса.
Учитывая, что доходы в виде компенсации, полученной в связи с изъятием земельного участка и объекта недвижимого имущества, не поименованы в статье 251 Кодекса, эти доходы учитываются в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Вместе с тем отмечается, что согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В связи с этим организация вправе учитывать в составе расходов для целей налогообложения прибыли любые затраты при условии, что они соответствуют критериям статьи 252 Кодекса.
Учитывая изложенное, если сумма доходов в виде денежной компенсации не превышает сумму расходов, на компенсацию которых она предоставляется (в том числе остаточную стоимость соответствующего имущества), то получение упомянутой компенсации не увеличивает совокупного обязательства по уплате налога на прибыль организаций.
Касательно налогообложения налогом на добавленную стоимость сообщается, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Кроме того, подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса установлено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные налогоплательщиком за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В случае если денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных им товаров (работ, услуг), то такие денежные средства в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.04.2025 N 03-03-06/1/43047
Вопрос:
О применении пониженных ставок по налогу на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов организацией, являющейся резидентом ТОР и осуществляющей IT-деятельность.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в 2025 - 2030 годах налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 5 процентов, а налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов, при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов такой организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.
В свою очередь, порядок применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль налогоплательщиком - резидентом территории опережающего развития установлен статьей 284.4 Кодекса.
В случае если налогоплательщик одновременно отвечает критериям применения пониженных налоговых ставок налога на прибыль организаций, установленных для резидентов территории опережающего развития и для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, то налогоплательщик обязан самостоятельно определить основание применения пониженных ставок для уплаты налога на прибыль организаций, которое должно быть неизменным в течение срока применения пониженных налоговых ставок, установленного Кодексом.
Исходя из положений подпункта 3 пункта 1, пунктов 2.2 и 2.2-1 и пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, получивших в установленном порядке документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, установлены единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 процента свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 процента в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов, при условии, что по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов такой организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в указанном пункте 5 статьи 427 Кодекса.
Одновременно в соответствии с положениями подпункта 12 пункта 1, пункта 2.2 и пункта 10.1 статьи 427 Кодекса для организаций, получивших статус резидента территории опережающего развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 процента при выполнении определенных условий.
В случае если организация, имеющая документ о государственной аккредитации, одновременно является резидентом территории опережающего развития и выполняет условия, необходимые для применения установленных Кодексом пониженных тарифов страховых взносов для каждой льготной категории плательщиков, то она вправе выбрать единый пониженный тариф страховых взносов и надлежащий порядок его применения, предусмотренный для соответствующей категории плательщиков страховых взносов, вне зависимости от применения данной организацией преференций по налогу на прибыль организаций.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.04.2025 N 03-15-05/41495
Вопрос:
Об освобождении от НДС реализации туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктами 19 и 28 статьи 13 Федерального закона от 31 июля 2023 г. N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" на период с 1 июля 2023 г. по 30 июня 2027 г. включительно от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) освобождается реализация организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность, туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
При этом понятие туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма Кодексом не определено.
В то же время статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 132-ФЗ) предусмотрено, что туристским продуктом признается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. При этом реализацией туристского продукта является деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Таким образом, освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Кодекса, применяется в отношении туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма (комплекса услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг)), реализуемого туроператором на основании договора о реализации туристского продукта.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.04.2025 N 03-07-07/38788
Вопрос:
О налоге на прибыль при погашении основного долга по кредиту или займу, предоставленному иностранной организацией.
Ответ:
Пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Согласно статье 247 Кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Погашение основного долга по кредиту или займу представляет собой возврат ранее предоставленных заемных средств и, как следствие, не признается доходом иностранной организации, подлежащим налогообложению в Российской Федерации.
Проверка правильности исчисления уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов, а также факта нарушения положений статьи 54.1 Кодекса осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном Кодексом.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.04.2025 N 03-08-05/36302
Вопрос:
О налоге на прибыль и НДФЛ при выплате компенсации работнику за вредные условия труда.
Ответ:
1. Налог на прибыль организаций
Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
При этом расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно статье 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К указанным расходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 255 НК РФ).
Таким образом, расходы налогоплательщика в виде компенсации за вредные условия труда, понесенные им в пользу работника на основании трудового договора (контракта) и (или) коллективного договора и в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда при соответствии указанных расходов положениям статьи 252 НК РФ и при условии, что подобные расходы не поименованы в статье 270 НК РФ.
2. Налог на доходы физических лиц
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 217 НК РФ установлено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 217 НК РФ, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации) по основаниям, предусмотренным данной нормой.
Учитывая изложенное, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 217 НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.04.2025 N 03-04-05/36011
Вопрос:
О налоге на прибыль при получении иностранной организацией доходов от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности.
Ответ:
Порядок налогообложения доходов иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций, и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты дохода, относятся в том числе доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности.
В соответствии с подпунктом 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории Российской Федерации взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со статьей 105.1 Кодекса, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что порядок признания деятельности иностранной организации, приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, установлен статьей 306 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.04.2025 N 03-08-05/34074
=============================================================================