Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль доходов (расходов) в виде курсовых разниц, начисленных по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте.
Ответ:
На основании пункта 11 статьи 250 и подпункта 5 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в составе внереализационных доходов (внереализационных расходов) учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы, за исключением положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов.
Согласно установленному подпунктом 7.1 пункта 4 статьи 271 и подпунктом 6.1 пункта 7 статьи 272 НК РФ порядку учета курсовых разниц положительная курсовая разница в 2022 - 2027 годах и отрицательная курсовая разница в 2023 - 2027 годах, начисленные по требованиям (обязательствам), в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций по мере прекращения (исполнения) данных требований (обязательств).
В соответствии с пунктом 18 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
На основании положений подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам, учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приравниваются суммы безнадежных долгов. Основания для признания долгов таковыми предусмотрены статьей 266 НК РФ.
При этом при списании (погашении) соответствующей дебиторской (кредиторской) задолженности по прекращенным (исполненным) требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, начисление курсовых разниц по ним прекращается.
Учитывая вышеизложенное, доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, начисленные по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в составе внереализационных доходов (внереализационных расходов) по мере списания (погашения) дебиторской (кредиторской) задолженности по указанным требованиям (обязательствам).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.06.2025 N 03-03-06/1/54851
Вопрос:
Об НДС при реализации управляющей компанией, применяющей УСН, коммунальных услуг, определяемых с учетом повышающего коэффициента, и учете в целях УСН денежных средств, полученных в оплату таких услуг.
Ответ:
Согласно положениям главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 г. организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН и не имеющими оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, подлежат налогообложению НДС либо освобождаются от налогообложения в порядке, установленном главой 21 Кодекса.
Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, установлен статьей 149 Кодекса.
Так, согласно подпункту 29 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг (за исключением услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами), предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем (далее - управляющие организации), с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Пунктом 1 статьи 39 Кодекса установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
На основании пункта 1 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации под возмездным договором понимается договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем пятым пункта 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), норматив потребления коммунальной услуги - это определяемый в соответствии с Правилами N 306 количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных Правилами N 306 и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Абзацем третьим пункта 42 Правил N 354 установлено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Учитывая изложенное, поскольку повышающий коэффициент используется при расчете платы за коммунальные услуги и фактически является ее частью в случае, если управляющая организация применяет освобождение от НДС в соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Кодекса, то указанное освобождение от налогообложения коммунальных услуг распространяется в том числе на реализацию коммунальных услуг, стоимость которых в соответствии с жилищным законодательством определяется с учетом повышающего коэффициента к установленным нормативам потребления.
В отношении применения УСН следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, полученные управляющими организациями в оплату оказанных собственникам (пользователям) недвижимости коммунальных услуг, в случае оказания таких услуг указанными организациями, заключившими договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
При этом подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса предусмотрено, что управляющие организации, заключившие договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, не учитывают при исчислении налога в составе материальных расходов средства, перечисленные в оплату коммунальных услуг, в случае если такие средства получены указанными организациями от собственников (пользователей) недвижимости в оплату оказанных им коммунальных услуг и не учитывались при определении объекта налогообложения в соответствии с подпунктом 4 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса.
В этой связи в случае если управляющая организация получила денежные средства от потребителей в многоквартирном доме в счет оплаты коммунальных услуг и коммунальных ресурсов, потребленных при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, и полностью перечислила их ресурсоснабжающим организациям, то указанные денежные средства при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются ни в доходах, ни в расходах управляющей организации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.05.2025 N 03-11-06/2/53980
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль расходов в связи с предоставлением опциона на заключение договора.
Ответ:
Согласно статье 429.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу соглашения о предоставлении опциона на заключение договора (опцион на заключение договора) одна сторона посредством безотзывной оферты предоставляет другой стороне право заключить один или несколько договоров на условиях, предусмотренных опционом. Опцион на заключение договора предоставляется за плату или другое встречное предоставление, если иное не предусмотрено соглашением, в том числе заключенным между коммерческими организациями. Другая сторона вправе заключить договор путем акцепта такой оферты в порядке, в сроки и на условиях, которые предусмотрены опционом. Если опционом на заключение договора не предусмотрено иное, платеж по нему не засчитывается в счет платежей по договору и не подлежит возврату.
Таким образом, опционное право на заключение договора приобретается за установленную плату. Лицо, приобретающее опцион на заключение договора, уплачивает своему контрагенту опционную премию, предусмотренную соглашением.
В статье 301 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) указано, что производным финансовым инструментом (ПФИ) признается договор, отвечающий требованиям Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ). Перечень видов ПФИ (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Законом N 39-ФЗ.
При этом в соответствии с частью двенадцатой статьи 326 Кодекса премия по опционному контракту, в соответствии с соглашением сторон независимо от его квалификации как ПФИ или как сделки с отсрочкой исполнения, признается в соответствующих доходах (расходах) единовременно на дату осуществления расчетов по опционной премии в соответствии с условиями договора для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, независимо от того, исполнен или не исполнен опционный контракт, а также независимо от вида базисного актива.
В том случае, если опционное соглашение на заключение договора не признается ПФИ, положения статьи 326 Кодекса к нему не применяются.
Учет расходов по такой сделке осуществляется в общеустановленном положениями главы 25 Кодекса порядке.
Расходы, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, принимаются к учету при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса.
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Таким образом, если опцион на заключение договора не признается ПФИ, расходы налогоплательщика, связанные с приобретением прав на заключение договора и соответствующие критериям статьи 252 Кодекса, должны учитываться для цели формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций в течение срока действия такого договора.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.05.2025 N 03-03-06/1/53049
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль расходов, связанных с осуществлением майнинга цифровой валюты.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 282.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по операциям с цифровой валютой определяется отдельно от общей налоговой базы (если иное не предусмотрено статьей 282.3 НК РФ).
Следовательно, в случае если налогоплательщик осуществляет помимо основной деятельности деятельность, связанную с майнингом цифровой валюты, то он должен вести раздельный учет.
Согласно пункту 2 статьи 318 НК РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.
Пунктом 5 статьи 282.3 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, связанные с осуществлением майнинга цифровой валюты, независимо от их состава признаются косвенными расходами.
Таким образом, расходы, связанные с осуществлением майнинга цифровой валюты, учитываются в качестве косвенных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с цифровой валютой.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.05.2025 N 03-03-06/1/52949
Вопрос:
О признании горных выработок объектами по налогу на имущество организаций.
Ответ:
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость имущества), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации определены в Федеральном стандарте бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденном приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Статьей 131 Гражданского кодекса установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. При этом в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
Из пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В соответствии с пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружением признается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций, и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" горные выработки являются опасными производственными объектами по признаку ведения горных работ, подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
На основании определений ГОСТ Р 57719-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Горное дело. Выработки горные. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1247-ст (далее - ГОСТ Р 57719-2017), горной выработкой является искусственное сооружение в недрах Земли или на ее поверхности, созданное в результате ведения горных работ с целью выполнения ее функционального назначения и сохранения в течение определенного срока времени. Горные выработки классифицируют по положению относительно земной поверхности (открытые и подземные). Главными считают выработки, служащие для транспортирования, в том числе и для подъема, полезного ископаемого на поверхность, а также для других целей. Основное назначение главных выработок - транспортирование полезного ископаемого. По вспомогательным выработкам доставляют породу, людей, материалы, оборудование, осуществляют вентиляцию, подводят электроэнергию, воду, а также выполняют другие процессы, не связанные с транспортировкой полезного ископаемого.
Кроме того, ГОСТ Р 57719-2017 установлено понятие "капитальная выработка" - подземная горная выработка, обслуживающая шахту в течение всего срока работы горного предприятия или значительной части этого срока, предназначенная для вскрытия или подготовки месторождения или его части, проводимая за счет капитальных вложений и числящаяся на балансе основных фондов предприятия.
Сооружения для горнодобывающей, добывающей и обрабатывающей промышленности в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), принятым и введенным в действие Приказом Госстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, являются основными фондами.
Учитывая изложенное горные выработки являются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций в случае, если они соответствуют понятию сооружения, установленному пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (в том числе имеют несущие строительные конструкции), а также критериям, установленным подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Кодекса.
При разрешении вопроса отнесения объектов вспомогательного назначения к объектам налогообложения налогом на имущество организаций следует руководствоваться указанными выше нормами законодательства, ГОСТом, а также технической документацией, позволяющими определить этот объект в качестве самостоятельного объекта недвижимости или в качестве неотъемлемой части иного объекта недвижимости.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.05.2025 N 03-05-05-01/52335
Вопрос:
Об условии о необходимой доле доходов IT-организации в целях применения пониженной ставки налога на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов.
Ответ:
1. В части налога на прибыль организаций
В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация, ИТ-компания) начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации ИТ-организации в 2025 - 2030 годах налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 5 процентов, а налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов.
Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.
Таким образом, ИТ-организация, получившая документ о государственной аккредитации ИТ-организации, начиная с отчетного периода, в котором получен указанный документ о государственной аккредитации, применяет предусмотренные пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса налоговые ставки по налогу на прибыль организаций к налоговой базе, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода, при выполнении условия о 70-процентной доле доходов от деятельности в области информационных технологий.
2. В части страховых взносов
В соответствии с пунктом 5 статьи 427 Кодекса для российских ИТ-организаций условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:
1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов ИТ-организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.
Вышеуказанные условия для применения единого пониженного тарифа страховых взносов должны выполняться ИТ-организацией одновременно.
Учитывая изложенное, ИТ-организация при получении документа о государственной аккредитации ИТ-организации может применять единый пониженный тариф страховых взносов начиная с 1-го числа месяца получения указанного документа при выполнении условия о необходимой доле доходов от профильной деятельности (не менее 70 процентов) за отчетные (расчетный) периоды.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.05.2025 N 03-15-05/52390
Вопрос:
Об определении в целях налога на прибыль дохода акционера в случае передачи дочерней организацией имущества при уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (далее - Закон N 208-ФЗ) уставный капитал общества может быть уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости акций или сокращения их общего количества, в том числе путем приобретения части акций, в случаях, предусмотренных Законом N 208-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 29 Закона N 208-ФЗ решением об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций могут быть предусмотрены выплата всем акционерам общества денежных средств и (или) передача им принадлежащих обществу эмиссионных ценных бумаг, размещенных другим юридическим лицом.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником организации (его правопреемником или наследником), при уменьшении уставного (складочного) капитала (фонда), при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее участниками.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 274 Кодекса доходы, полученные в натуральной форме, учитываются, если иное не предусмотрено Кодексом, исходя из цены сделки с учетом положений статьи 105.3 Кодекса.
Таким образом, в случае передачи дочерней организацией имущества при уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций налогооблагаемый доход акционера будет определяться как рыночная стоимость полученного при такой операции имущества, уменьшенная на налоговую стоимость соответствующей части его взноса.
При этом что касается стоимости этого имущества, принимаемого участником к налоговому учету, следует иметь в виду следующее.
По общему правилу стоимость приобретаемого имущества определяется как сумма расходов, связанных с его приобретением.
В свою очередь, пунктом 6 статьи 252 Кодекса установлено, что стоимость имущества (имущественного права), полученного (принятого к учету) налогоплательщиком без несения соответствующих расходов на его приобретение, определяется в размере дохода, подлежащего налогообложению, признанного при получении данного имущества (имущественного права), если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса, с учетом расходов, связанных с доведением его до состояния, в котором оно пригодно для использования.
Учитывая вышеизложенное, в налоговом учете участника стоимость ценных бумаг, полученных им при уменьшении уставного (складочного) капитала (фонда) дочерней организации путем уменьшения номинальной стоимости акций, определяется как стоимость этих ценных бумаг, учтенная при формировании налогооблагаемых доходов в соответствии с вышеприведенными положениями статьи 274 Кодекса при их получении.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.05.2025 N 03-03-06/1/51864
Вопрос:
Об исчислении и уплате налога на прибыль (авансовых платежей) организацией при наличии обособленных подразделений, расположенных за пределами РФ.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.
В пункте 2 статьи 288 Кодекса определено, что уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику. Если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абзацами первым - третьим пункта 1 статьи 284 Кодекса налоговые ставки, или налоговой базы от осуществления деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, являющегося предметом каждого соглашения о защите и поощрении капиталовложений, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
Вместе с тем на основании пункта 5 статьи 288 Кодекса, если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за пределами Российской Федерации, налог подлежит уплате в бюджет с учетом особенностей, установленных статьей 311 Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 311 Кодекса доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 251 Кодекса. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами. При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных главой 25 Кодекса, с учетом положений пункта 48.28 статьи 270 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 311 Кодекса при наличии обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу, налоговых расчетов и налоговых деклараций осуществляются организацией по месту своего нахождения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 311 Кодекса суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, за исключением налога, уплаченного с доходов, не учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 251 Кодекса, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.05.2025 N 03-03-06/1/51779
Вопрос:
Об определении среднего месячного заработка в целях освобождения от НДФЛ при получении компенсационных выплат, связанных с увольнением.
Ответ:
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением физических лиц, за исключением сумм выплат в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (дохода, денежного довольствия), исчисляемого в порядке, аналогичном применяемому при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а для физических лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в части, превышающей шестикратный размер такого среднего месячного заработка (дохода, денежного довольствия).
Порядок исчисления пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен, в частности, Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
На основании статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2021 N 1540 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 1540).
В этой связи нормы, в частности, Федерального закона N 255-ФЗ и Положения N 1540 в части порядка исчисления размера среднего заработка при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком применяются также для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса.
Так, для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса средний месячный заработок исчисляется с учетом положений, установленных частью 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктами 5 и 7 Положения N 1540, путем исчисления его за два календарных года, предшествующих году увольнения, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя, и возможностью замены лет в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году увольнения, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, предшествующими календарными годами (календарным годом).
При отсутствии у работодателя сведений о среднем заработке работника за два календарных года, предшествующие году его увольнения, средний месячный заработок для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса может быть рассчитан с учетом положений части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пункта 8 Положения N 1540.
С учетом положений части 5.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пункта 24 Положения N 1540 средний месячный заработок для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса рассчитывается путем умножения на 30,4 среднего дневного заработка, рассчитанного в соответствии с частями 3.1 и 3.2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктом 13 Положения N 1540.
Кроме того, для определения среднего месячного заработка в целях применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса размер среднего дневного заработка не должен превышать установленные частью 3.3 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктом 13.1 Положения N 1540 лимиты.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.05.2025 N 03-04-06/51591
Вопрос:
Об учете в целях налога при УСН суммы компенсации расходов на оплату услуг по теплоснабжению.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), в составе доходов учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса).
В свою очередь, статья 251 Кодекса не предусматривает исключение из доходов сумм компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, в том числе услуг по теплоснабжению.
В этой связи полученная сумма компенсации расходов на оплату услуг по теплоснабжению в полном объеме учитывается налогоплательщиками в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.05.2025 N 03-11-11/51830