Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Об определении понятий услуг общественного питания и процесса обслуживания в общественном питании в целях освобождения от НДС.
Ответ:
Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождается оказание организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении условий, предусмотренных данным подпунктом.
Согласно пункту 41 Государственного стандарта Российской Федерации "ГОСТ 31985-2013. Международный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенного в действие приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 191-ст (далее - ГОСТ 31985-2013), услугой общественного питания (индустрии питания) признается результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Пунктом 45 ГОСТ 31985-2013 предусмотрено, что процессом обслуживания в общественном питании является совокупность операций/действий, выполняемых исполнителем услуги общественного питания при непосредственном контакте с потребителем услуг (гостем) в процессе реализации и (или) организации потребления продукции общественного питания и (или) организации досуга.
При этом виды услуг общественного питания поименованы в пунктах 4.1 - 4.9 Государственного стандарта Российской Федерации "ГОСТ 31984-2012. Международный стандарт. Услуги общественного питания. Общие требования", введенного в действие приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 192-ст.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.04.2025 N 03-07-07/39836
Вопрос:
Об НДС при оказании иностранной организацией услуг российской организации по предоставлению неисключительного права на использование интернет-платформы, местом реализации которых признается РФ.
Ответ:
На основании пунктов 1 и 2 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.
Налоговая база определяется налоговыми агентами отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговый агент обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняет ли он обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные вышеуказанной главой 21 Кодекса.
Учитывая изложенное, при оказании иностранной компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством иностранного государства, услуг российской организации по предоставлению неисключительного права на использование интернет-платформы обязанность по исчислению, удержанию и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость у российской организации в качестве налогового агента возникает при исполнении обязательств по оплате вышеуказанных услуг иностранной компании (как в случае уплаты соответствующей суммы денежными средствами, так и в случаях исполнения обязательства по оплате в неденежной форме, в том числе прекращения денежного обязательства зачетом встречных однородных требований).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.04.2025 N 03-07-08/39853
Вопрос:
О налоге на прибыль при получении обеспечительного платежа.
Ответ:
В соответствии со статьей 381.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) денежное обязательство, в том числе обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора, и обязательство, возникшее по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 1062 Гражданского кодекса, по соглашению сторон могут быть обеспечены внесением одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы (обеспечительный платеж). Обеспечительным платежом может быть обеспечено обязательство, которое возникнет в будущем.
При наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства.
В свою очередь, отмечается, что согласно статье 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 Налогового кодекса) и внереализационные доходы (статья 250 Налогового кодекса).
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Налогового кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
При этом согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка, обеспечительного платежа в качестве обеспечения обязательств.
Таким образом, доход налогоплательщика в виде обеспечительного платежа не учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Однако, в случае если сумма обеспечительного платежа не подлежит возврату организации, предоставившей этот обеспечительный платеж, и не засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства, указанная сумма налогоплательщиком должна быть включена в состав внереализационных доходов на основании положений статьи 250 Налогового кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.04.2025 N 03-03-05/38062
Вопрос:
О налоге на прибыль и страховых взносах в отношении сумм платежей (взносов) по договору ДМС работников при изменении списка застрахованных лиц в период действия договора.
Ответ:
1. О налоге на прибыль организаций
Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В соответствии с положениями пункта 16 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда, учитываемым для целей налогообложения прибыли организаций, относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников. При этом указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.
Таким образом, расходы в виде сумм платежей (взносов) по договорам добровольного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, в случае если выполняются условия, предусмотренные в пункте 16 статьи 255 НК РФ, а также если указанные расходы отвечают критериям статьи 252 НК РФ.
Следовательно, одним из основных условий включения в расходы на оплату труда по налогу на прибыль организаций взносов налогоплательщика, перечисленных страховой организации по договору добровольного медицинского страхования (далее - договор ДМС) работников, является срок, на который заключен указанный договор.
Учитывая изложенное, если договор ДМС заключен между организацией и страховой компанией на срок не менее одного года и если при изменении списка застрахованных лиц не происходит изменения или прекращения действия вышеупомянутого договора, суммы страховых взносов, внесенные в рамках указанного договора, учитываются для целей налогообложения налогом на прибыль организаций в расходах на оплату труда с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 16 статьи 255 НК РФ.
2. О страховых взносах
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ (согласно статье 423 НК РФ расчетным периодом является календарный год).
При этом пунктом 7 статьи 421 НК РФ установлено, что при осуществлении выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества база для исчисления страховых взносов определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 НК РФ.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц.
Вместе с тем исходя из положений статьи 424 НК РФ объект обложения страховыми взносами для плательщика-организации возникает в день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения пункта 4 статьи 431 НК РФ, исходя из которых плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, договор ДМС заключается в отношении каждого отдельного работника - застрахованного лица.
Таким образом, в случае заключения организацией договора ДМС работника на срок не менее одного года, предусматривающего оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных лиц, платежи организации по данному договору ДМС не подлежат обложению страховыми взносами.
Если же срок договора ДМС работника составляет меньше года при увольнении сотрудников или принятии в штат новых работников, то в этом случае платежи по такому договору облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.04.2025 N 03-15-06/38070
Вопрос:
О признании в целях налога на прибыль процентного (купонного) дохода по замещающим еврооблигациям РФ.
Ответ:
Согласно пункту 6 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, в целях главы 25 Кодекса доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренной договором, если иное не определено данной статьей Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 статьи 271 Кодекса доходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего дохода, если иное не установлено данным пунктом.
В свою очередь, положения пункта 27 статьи 280 Кодекса устанавливают, что в целях главы 25 Кодекса накопленным процентным (купонным) доходом признается часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска ценной бумаги, рассчитываемая пропорционально количеству календарных дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты передачи ценной бумаги.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.04.2025 N 03-03-06/2/36720
Вопрос:
О налоге на прибыль при передаче приобретенного за счет субсидии амортизируемого имущества вновь созданной организации (правопреемнику) при реорганизации в форме преобразования.
Ответ:
Порядок признания при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций субсидий, за исключением субсидий, указанных в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) либо полученных в рамках возмездного договора, установлен пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса.
Согласно абзацу третьему пункта 4.1 статьи 271 Кодекса субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. При реализации, ликвидации или ином выбытии указанного имущества полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю дату отчетного (налогового) периода, в котором произошли реализация, ликвидация или иное выбытие указанного имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 251 Кодекса в случае реорганизации организаций при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.
Согласно пункту 2.1 статьи 252 Кодекса в целях главы 25 Кодекса расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.
Следовательно, при передаче приобретенного за счет субсидии амортизируемого имущества организации вновь созданной организации (правопреемнику) при реорганизации этой организации в форме преобразования выбытие имущества у реорганизованной организации для целей применения абзаца третьего пункта 4.1 статьи 271 Кодекса не происходит.
При этом часть субсидии, не учтенная в составе доходов реорганизованной организацией, в указанной ситуации подлежит учету в доходах у вновь созданной организации (правопреемника) в порядке, предусмотренном положениями пункта 4.1 статьи 271 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.04.2025 N 03-03-05/37141
Вопрос:
Об основаниях изменения первоначальной стоимости ОС в целях налога на прибыль.
Ответ:
Пунктом 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что первоначальная стоимость основных средств, нематериальных активов изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям независимо от размера остаточной стоимости основных средств, нематериальных активов.
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, нематериальных активов, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К реконструкции в целях главы 25 Кодекса относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
При этом под иными аналогичными основаниями изменения первоначальной стоимости основных средств понимаются основания, приводящие к аналогичным результатам, которые описаны в пункте 2 статьи 257 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.04.2025 N 03-03-05/36556
Вопрос:
Об НДС в отношении услуг, фактически оказанных до 01.01.2025 налогоплательщиком, применяющим УСН, если первичные документы составлены после 01.01.2025.
Ответ:
На основании положений пункта 1 статьи 145, пункта 1 статьи 146 и пункта 8 статьи 164 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2025 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС), у которых за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на УСН, сумма доходов превышает в совокупности 60 млн рублей, вправе в порядке, установленном пунктами 8 и 9 статьи 164 Кодекса, применять налоговые ставки в размере 5 (7) процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса.
На основании пунктов 2 и 3 статьи 346.11 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2025 г., организации и индивидуальные предприниматели, применявшие УСН, до 1 января 2025 г. не признавались налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы НДС, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса. Поэтому операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществленные указанными организациями и индивидуальными предпринимателями до 1 января 2025 г., НДС не облагались.
На основании пункта 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС обязаны предъявлять только налогоплательщики НДС.
В этой связи налогоплательщик, применяющий УСН и, соответственно, не являющийся налогоплательщиком НДС до 1 января 2025 г., в отношении услуг, фактически оказанных им до 1 января 2025 г., к уплате покупателю этих услуг соответствующую сумму НДС не предъявляет. При этом составленные после 1 января 2025 г. первичные документы в отношении услуг, фактически оказанных указанным налогоплательщиком до 1 января 2025 г., не являются основанием для предъявления покупателю сумм НДС, в том числе исчисленных по налоговой ставке, указанной в пункте 8 статьи 164 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.04.2025 N 03-07-11/36455
Вопрос:
Об учете IT-организацией доходов от оказания услуг по адаптации заказных программ для ЭВМ, сопровождению программ для ЭВМ в целях налога на прибыль и страховых взносов.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в 2025 - 2030 годах налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 5 процентов, а налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов.
Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.
При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:
1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.
В частности, исходя из положений абзацев восьмого и девятого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев восьмого и девятого пункта 5 статьи 427 Кодекса к таким доходам относятся доходы:
- от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники) (заказные программы для ЭВМ, баз данных);
- от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению собственных программ для ЭВМ, баз данных и заказных программ для ЭВМ, баз данных.
Под заказными программами для ЭВМ, базами данных организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, понимаются программы для ЭВМ, базы данных, услуги (работы) по разработке, адаптации, модификации которых осуществляла данная организация для заказчика (абзац восьмой пункта 1.15 статьи 284 и абзац восьмой пункта 5 статьи 427 Кодекса).
Таким образом, в 70-процентную долю доходов от деятельности в области информационных технологий в целях применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль и пониженных тарифов страховых взносов организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий и имеющая документ о государственной аккредитации такой организации, вправе включить доходы от оказания услуг по адаптации заказных программ для ЭВМ, а также от оказания услуг по сопровождению тех программ для ЭВМ, разработку, адаптацию или модификацию которых она осуществляла.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.04.2025 N 03-03-06/1/36242
Вопрос:
В АО (далее - Банк) обратилась небанковская кредитная организация, желающая заключить договор на приобретение у Банка драгоценных металлов в слитках. Согласно пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются операции по реализации драгоценных металлов в слитках банками ЦБ РФ, банкам и организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, независимо от помещения этих слитков в хранилище ЦБ РФ или хранилища банков; реализация драгоценных металлов в слитках (за исключением серебра в слитках) банками, организацией, изготавливающей банкноты и монету Банка России, физическим лицам независимо от помещения этих слитков в хранилища банков, а также реализация драгоценных металлов в слитках ЦБ РФ и банками иным лицам при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище ЦБ РФ или хранилищах банков).
Статьей 11 НК РФ установлено, что для целей налогообложения, в том числе НДС, под термином "банки" понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, в том числе небанковские кредитные организации.
Правильно ли Банк понимает, что операции реализации банками слитков драгоценных металлов небанковским кредитным организациям освобождаются от НДС?
Ответ:
Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость операции по реализации драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками Центральному банку Российской Федерации, банкам и организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, в том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Центральным банком Российской Федерации и банками, независимо от помещения этих слитков в хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилища банков.
Статьей 11 Кодекса установлено, что для целей налогообложения под термином "банки (банк)" понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России).
Согласно статье 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1) небанковской кредитной организацией признается:
1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 Федерального закона N 395-1;
2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом N 395-1. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России;
3) кредитная организация - центральный контрагент, осуществляющая функции в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте". Допустимые сочетания банковских операций для небанковской кредитной организации - центрального контрагента устанавливаются Банком России. Банк России вправе определять дополнительные условия осуществления центральным контрагентом банковских операций.
Таким образом, операции по реализации банком драгоценных металлов в слитках небанковским кредитным организациям, поименованным в статье 1 Федерального закона N 395-1 и имеющим лицензию Банка России, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании вышеуказанного подпункта 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.04.2025 N 03-07-05/35770