Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 23.05.2025

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об НДС при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав на территории Российской Федерации, за исключением операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС на основании пункта 2 статьи 146 Кодекса, и операций, не подлежащих налогообложению НДС (освобождаемых от налогообложения НДС), перечисленных в статье 149 Кодекса.

Особенности исчисления и уплаты НДС при осуществлении операций в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) установлены статьей 174.1 Кодекса и предусматривают, что обязанности налогоплательщика НДС возлагаются на участника товарищества, ведущего общий учет операций.

Таким образом, при совершении в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на участника товарищества, ведущего общий учет операций, возлагаются обязанности налогоплательщика НДС.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.03.2025 N 03-07-11/29298

Вопрос:

Об исполнении банком поручения налогоплательщика на перечисление денежных средств в качестве ЕНС в бюджетную систему РФ и ответственности за его неисполнение (ненадлежащее исполнение).

Ответ:

В соответствии с положениями статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление денежных средств в качестве единого налогового счета в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности в бюджетную систему Российской Федерации, размещенное в реестре решений о взыскании задолженности в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

При этом согласно пункту 4 статьи 60 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных статьей 60 Кодекса обязанностей банки несут ответственность, установленную главой 18 Кодекса.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации не перечисленную им сумму денежных средств. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 Кодекса, а за счет иного имущества - в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 47 Кодекса.

Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

Таким образом, Кодекс регламентирует обязанность банка исполнить принятое поручение налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.03.2025 N 03-02-08/29735

Вопрос:

О сообщении банком и физлицом в налоговый орган информации об открытии счета.

Ответ:

В соответствии с абзацем первым пункта 1.1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в пункте 1.1 статьи 86 Кодекса.

Кроме того, для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах (пункт 2 статьи 11 Кодекса).

Кодексом не возложена обязанность на физическое лицо сообщать информацию об открытии счета.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.03.2025 N 03-02-08/29127

Вопрос:

Об условии применения ставки НДС 0% при реализации российской организацией через комиссионера автомобилей представительству другой российской организации, находящемуся на территории Кубы.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

На основании пункта 2 статьи 165 Кодекса для подтверждения правомерности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляется реестр в электронной форме, содержащий сведения из договора комиссии, договора поручения либо агентского договора налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом, сведения из контракта лица, осуществляющего поставку товаров по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза и сведения из контракта лица, осуществляющего поставку товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с российской организацией на поставку товаров ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза, а также сведения из деклараций на товары, предусмотренных в реестрах, указанных в подпунктах 1, 4 пункта 1 статьи 165 Кодекса.

Таким образом, при реализации российской организацией через комиссионера автомобилей представительству другой российской организации, находящемуся на территории Кубы, российской организацией - продавцом применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при условии представления в налоговый орган вышеуказанного реестра, предусмотренного пунктом 2 статьи 165 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.03.2025 N 03-07-08/28219

Вопрос:

С 1 января 2025 г. Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ введен туристический налог.

Согласно ст. 418.3 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по туристическому налогу признается оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, расположенных на территории муниципального образования (города федерального значения, федеральной территории "Сириус"), на которой введен туристический налог, и включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Кроме того, для целей исчисления туристического налога признаются включенными в реестр средства размещения, в которых оказываются обозначенные услуги в составе услуг по санаторно-курортному лечению, либо сведения о которых расположены на официальном сайте муниципального образования (города федерального значения, федеральной территории "Сириус") или его исполнительно-распорядительного (уполномоченного) органа.

Порядок проведения классификации средств размещения определен ст. 5.1 Федерального закона, действие которой не распространяется на средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей. Также п. 4 Положения о классификации средств размещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2024 N 1951, средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, не поименованы.

Из совокупности приведенных норм следует, что оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей в налоговую базу по туристическому налогу не включается.

Вместе с тем многие организации отдыха и оздоровления детей имеют сезонный характер работы, при котором в каникулярный период оказывают услуги по организации отдыха и оздоровлению детей, а за пределами каникулярного периода оказывают услуги по предоставлению средств размещения для временного проживания иным физическим лицам.

В связи с оказанием услуг по предоставлению средств размещения для временного проживания иным физическим лицам (за пределами каникулярного периода) такие организации отдыха и оздоровления детей включены в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный ст. 5.1 Федерального закона.

Верно ли, что независимо от включения организаций отдыха и оздоровления детей в реестр классифицированных средств размещения оказываемые этими организациями услуги по организации отдыха и оздоровления детей не включаются в налоговую базу по туристическому налогу?

Ответ:

В соответствии со статьей 418.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом налогообложения по туристическому налогу признается оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании, включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее соответственно - услуга по временному проживанию, Федеральный закон N 132-ФЗ).

Частью двадцать девятой статьи 5.1 Федерального закона N 132-ФЗ предусмотрено, что положения о классификации средств размещения не распространяются на средства размещения, используемые, в частности, для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей.

Включение сведений о вышеперечисленных средствах размещения в реестр классифицированных средств размещения не требуется. Владельцы таких средств размещения вправе принять решение о проведении их классификации в соответствии с положениями рассматриваемой статьи (статья 5.1 Федерального закона N 132-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 418.4 Налогового кодекса налоговая база по туристическому налогу определяется как стоимость услуги по временному проживанию без учета сумм туристического налога и налога на добавленную стоимость.

Пунктом 2 статьи 418.4 Налогового кодекса предусмотрено, что в налоговую базу по туристическому налогу не включается стоимость услуги по временному проживанию, оказываемой отдельным категориям лиц, перечисленным в указанном пункте.

Иных исключений из налоговой базы по туристическому налогу Налоговый кодекс не содержит.

Учитывая изложенное, оказание услуг по временному проживанию в средствах размещения, используемых для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, в случае их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 418.3 Налогового кодекса, в том числе включения в реестр классифицированных средств размещения, подлежит налогообложению туристическим налогом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.03.2025 N 03-05-04-06/28065

Вопрос:

О применении пониженных страховых взносов и учете доходов в целях налога на прибыль организациями, производящими анимационную аудиовизуальную продукцию и оказывающими услуги по ее производству.

Ответ:

Положениями подпункта 15 пункта 1, пункта 2.2, пунктов 12, 13 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции, установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6%, а также условия для его применения (о доле доходов от профильной деятельности, включении в реестр организаций, осуществляющих производство анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции, средней (среднесписочной) численности работников).

С 01.01.2025 Федеральным законом от 14.07.2022 N 239-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" пункт 12 статьи 427 Кодекса дополнен новым условием, согласно которому для целей применения единого пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 427 Кодекса, годовой объем выручки организации от реализации произведенной анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказания услуг (выполнения работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции, исчисленной в соответствии с главой 25 Кодекса, за соответствующий расчетный период должен быть на 10% больше годового объема выручки от реализации произведенной анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказания услуг (выполнения работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции, исчисленной в соответствии с главой 25 Кодекса, за предшествующий ему расчетный период.

При этом согласно абзацу пятому пункта 13 статьи 427 Кодекса в случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное пунктом 12 статьи 427 Кодекса, указанная организация лишается права применять единый пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный пунктом 2.2 статьи 427 Кодекса, с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям.

Учитывая изложенное, организация, осуществляющая производство анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции, вправе применять в 2025 г. единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6%, если вышеупомянутый годовой объем ее выручки за 2025 г. превышает на 10% годовой объем такой выручки за 2024 г., при одновременном выполнении иных условий, установленных пунктом 12 статьи 427 Кодекса.

Что касается вопросов исчисления годового объема выручки от реализации произведенной анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказания услуг (выполнения работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции в соответствии с главой 25 Кодекса, то на основании пункта 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Согласно пункту 1 статьи 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 249 Кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.

Реализацией товаров, работ или услуг, как это предусмотрено пунктом 1 статьи 39 Кодекса, признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В соответствии с пунктом 7 статьи 274 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год (пункт 1 статьи 285 Кодекса).

Таким образом, доходы от реализации нематериального актива признаются в составе доходов от реализации в целях налогообложения прибыли, при этом выручка от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается на соответствующую отчетную дату нарастающим итогом.

Касательно включения поступлений в виде субсидий на производство анимационных фильмов в годовой объем выручки от реализации отмечается, что порядок учета субсидий для целей налога на прибыль организаций, получаемых коммерческими организациями из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется в зависимости от целей их предоставления.

Учет полученных субсидий для целей налога на прибыль организаций регулируется пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, согласно которому средства в виде субсидий, за исключением указанных в статье 251 Кодекса либо полученных в рамках возмездного договора, учитываются в составе внереализационных доходов.

При этом субсидии, полученные в рамках возмездного договора, учитываются в составе выручки от реализации в общеустановленном порядке.

В случае если предоставляемая субсидия выделяется не в рамках указанного договора, а на компенсацию ранее произведенных расходов или недополученных доходов (убытков), то для целей налога на прибыль организаций такая субсидия учитывается в порядке, установленном абзацем четвертым пункта 4.1 статьи 271 Кодекса, единовременно на дату зачисления в составе внереализационных доходов.

Субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств (абзац второй пункта 4.1 статьи 271 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.03.2025 N 03-15-06/27786

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль доходов (расходов) в виде процентов, исчисленных по долговым обязательствам.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено статьей 269 Кодекса.

По долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с Кодексом контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать доходом (расходом) процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 статьи 269 Кодекса, и менее максимального значения данного интервала (далее - интервал предельных значений процентных ставок).

По долговым обязательствам, оформленным в рублях или в иностранной валюте, интервалы предельных значений процентных ставок определяются в соответствии с пунктом 1.2 статьи 269 Кодекса. При этом выбор интервала предельных значений процентных ставок определяется валютой обязательства в соответствии с условиями соглашения, формирующего долговое обязательство.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.03.2025 N 03-03-06/1/27562

Вопрос:

Об учете доходов от реализации акций и (или) долей российских организаций при определении доли доходов 90% в целях применения личным фондом ставки 15% по налогу на прибыль.

Ответ:

Согласно статье 284.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) личный фонд, определенный пунктом 1 статьи 123.20-4 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяет налоговую ставку в размере 15 процентов, установленную пунктом 1.18 статьи 284 Кодекса, при условии, что за отчетный (налоговый) период в общей сумме доходов личного фонда, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (за исключением доходов в виде положительной курсовой разницы), более 90 процентов в совокупности составляют доходы по перечню, зафиксированному в пункте 2 статьи 284.12 Кодекса (далее - Перечень).

При определении 90-процентной доли доходов личного фонда в целях применения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 15 процентов учитываются только доходы, поименованные в Перечне, в который доходы от реализации личным фондом акций и (или) долей российских организаций не включены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.03.2025 N 03-03-07/27539

Вопрос:

Об условиях применения ставки НДС 0% при экспорте товаров из РФ в Кыргызскую Республику.

Ответ:

Применение налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в торговых отношениях между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в том числе Российской Федерации и Кыргызской Республики, осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Протокол).

Согласно пункту 3 раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола ставка НДС в размере 0 процентов применяется при экспорте товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, с территории которого вывезены товары, при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола, в том числе договора, заключенного с налогоплательщиком другого государства - члена ЕАЭС, на основании которого осуществляется экспорт товаров, и заявления с отметкой налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов либо об освобождении от налогов или ином порядке исполнения налоговых обязательств.

Таким образом, при экспорте товаров из Российской Федерации в Кыргызскую Республику ставка НДС в размере 0 процентов может применяться только в случае наличия у российской организации заявления об уплате косвенных налогов или ином исполнении налоговых обязательств получателем товаров в Кыргызской Республике либо заявления о ввозе товаров с отметкой кыргызского налогового органа об освобождении от уплаты НДС.

Согласно пункту 5 Протокола документы, предусмотренные пунктом 4 Протокола, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

При непредставлении этих документов в установленный срок суммы НДС подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства - члена ЕАЭС, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства - члена ЕАЭС, с территории которого экспортированы товары.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.03.2025 N 03-07-13/1/27069

Вопрос:

О ставке НДС при оказании транспортно-экспедиционных услуг в морских портах в отношении товаров, которые впоследствии вывозятся за пределы РФ.

Ответ:

Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено применение ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 0 процентов при оказании транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки товаров, под которой понимается перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Согласно абзацам шестому - восьмому подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса положения данного подпункта не распространяются на услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) по перевозке вывозимого (ввозимого) с территории Российской Федерации (на территорию Российской Федерации) товара, а также на транспортно-экспедиционные услуги организаций (индивидуальных предпринимателей) при организации такой перевозки, если одновременно выполняются следующие условия:

указанные организации (индивидуальные предприниматели) осуществляют перевозку только между пунктами, находящимися на территории Российской Федерации;

указанные организации (индивидуальные предприниматели) не указаны в транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в качестве одного из перевозчиков.

Таким образом, в отношении транспортно-экспедиционных услуг в морских портах в отношении товаров, которые впоследствии вывозятся за пределы территории Российской Федерации, применяется ставка НДС в размере 20 процентов независимо от факта последующего вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.03.2025 N 03-07-08/27489