Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 25.04.2025

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Подпунктом 7 п. 1 ст. 223 НК РФ определено, что при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, дата фактического получения дохода определяется как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства.

При этом пп. 1 п. 1 ст. 212 Кодекса материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, признается доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий:

соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;

соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом по отношению к работодателю налогоплательщика;

такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Таким образом, если в отношении экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами соблюдается хотя бы одно из условий, установленных абз. 2 - 4 пп. 1 п. 1 ст. 212 Кодекса, то соответствующая экономия признается доходом налогоплательщика, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке (Письма Минфина России от 06.11.2024 N 03-04-06/109263, от 14.10.2024 N 03-04-05/99590 и др.).

Верно ли, что с момента увольнения работника не возникает достаточных оснований считать, что у физлица образуется доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами, поскольку не соблюдаются условия, перечисленные в ст. 212 НК РФ (отсутствуют трудовые отношения, взаимозависимость), соответственно, банк после увольнения работника не обязан исполнять обязанности налогового агента по исчислению и уплате НДФЛ?

Ответ:

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, если иное не предусмотрено указанным подпунктом, признается материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий:

соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимыми лицами по отношению к налогоплательщику либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;

соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимыми лицами по отношению к работодателю налогоплательщика;

такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).

С учетом положений абзацев второго и третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса наличие трудовых отношений между заемщиком и кредитором, а также наличие взаимозависимости между кредитором и работодателем заемщика необходимо определять на момент получения налогоплательщиком заемных (кредитных) средств (на момент внесения соответствующих изменений в договор займа (кредита)).

На основании абзаца второго пункта 4 статьи 226 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

Согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 226 Кодекса положения указанного пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 Кодекса.

В силу пункта 5 статьи 226 Кодекса при невозможности до 31 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Пунктом 6 статьи 228 Кодекса установлено, что налогоплательщики, получившие, в частности, доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено статьей 228 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.02.2025 N 03-04-06/17699

Вопрос:

О применении единых пониженных тарифов страховых взносов организацией, осуществляющей производство анимационной аудиовизуальной продукции, реализацию, оказание услуг (выполнение работ) по ее созданию.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для плательщиков страховых взносов, указанных, в частности, в подпункте 15 пункта 1 статьи 427 Кодекса, которыми являются российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции, начиная с 2023 года применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0% свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

Таким образом, в настоящее время упомянутые единые пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции, на бессрочный период при соблюдении такими организациями условий, предусмотренных пунктами 12, 13 статьи 427 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.02.2025 N 03-15-08/17393

Вопрос:

Об НДС в отношении операций, осуществляемых в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) участником товарищества, применяющим УСН и ведущим общий учет.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации при совершении операций в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) на участника товарищества, ведущего общий учет операций, возлагаются обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

В силу положений Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс) с 1 января 2025 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), предусмотрен специальный порядок применения НДС, который предусматривает применение указанными организациями и индивидуальными предпринимателями освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, при соблюдении условий, предусмотренных статьей 145 Кодекса, а также возможность применения налоговых ставок в размере 5 или 7 процентов в порядке и на условиях, установленных пунктами 8 и 9 статьи 164 Кодекса (далее - специальный порядок НДС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Принимая во внимание, что простое товарищество представляет собой объединение лиц для участия в совместной деятельности, которое не приводит к образованию юридического лица, оно не может являться самостоятельным налогоплательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Таким образом, осуществляемая в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) предпринимательская деятельность не подлежит переводу на применение УСН.

Учитывая изложенное, в отношении операций, осуществляемых в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) участником товарищества, применяющим УСН и осуществляющим ведение общего учета операций по указанному договору, специальный порядок НДС не применяется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.02.2025 N 03-07-11/16695

Вопрос:

Об учете расходов на приобретение работ (услуг) производственного характера, выполняемых сторонними организациями или ИП, структурными подразделениями налогоплательщика для целей налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 Кодекса предусмотрено, что в составе материальных расходов учитываются расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика, при этом датой осуществления указанных расходов признается дата подписания акта приемки-передачи услуг (работ) (пункт 2 статьи 272 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.02.2025 N 03-03-06/1/15535

Вопрос:

Об учете IT-организацией доходов от оказания услуг по установке, тестированию и сопровождению программы для ЭВМ в доле доходов 70% от IT-деятельности в целях налога на прибыль и страховых взносов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в 2025 - 2030 годах налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 5 процентов, а налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

В частности, исходя из положений абзацев четвертого и девятого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев четвертого и девятого пункта 5 статьи 427 Кодекса к таким доходам относятся доходы:

- от реализации экземпляров разработанных, адаптированных и (или) модифицированных данной организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, программ для ЭВМ, баз данных (собственные программы для ЭВМ, базы данных);

- от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению собственных программ для ЭВМ, баз данных и заказных программ для ЭВМ, баз данных.

Таким образом, под собственными программами для ЭВМ, базами данных организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, понимаются программы для ЭВМ, базы данных, разработанные, адаптированные и (или) модифицированные самой организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, что должно документально подтверждаться (абзац четвертый пункта 1.15 статьи 284 и абзац четвертый пункта 5 статьи 427 Кодекса).

В целях пункта 1.15 статьи 284 и пункта 5 статьи 427 Кодекса лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, признается лицо, которое прямо участвует в данной организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в данной организации прямо участвует третье лицо и доля участия во всех случаях составляет более 50 процентов. Указанным лицом не может быть иностранная организация (за исключением иностранной организации, контролирующим лицом которой является российская организация или гражданин Российской Федерации) либо иностранный гражданин или лицо без гражданства (абзац двадцать второй пункта 1.15 статьи 284 и абзац двадцать второй пункта 5 статьи 427 Кодекса).

Учитывая изложенное, если программа для ЭВМ признается на основании абзаца четвертого пункта 1.15 статьи 284 и абзаца четвертого пункта 5 статьи 427 Кодекса собственной программой для ЭВМ организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, что должно быть документально подтверждено, доходы от оказания услуг по установке, тестированию и сопровождению указанной программы для ЭВМ включаются этой организацией в 70-процентную долю доходов от деятельности в области информационных технологий в целях применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.02.2025 N 03-03-06/1/15238

Вопрос:

Об НДС при получении гранта в форме субсидии из бюджета на возмещение затрат на приобретение товаров (работ, услуг), а также в качестве оплаты реализуемых товаров (работ, услуг).

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника их оплаты.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 Кодекса в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат. При получении налогоплательщиком субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса.

В то же время, если документами о предоставлении субсидий на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг) предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость, то налогоплательщики имеют право принимать к вычету (не восстанавливать) суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет указанных субсидий.

Что касается получения налогоплательщиком субсидий в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то в случае получения таких субсидий налог на добавленную стоимость в отношении реализуемых товаров (работ, услуг) исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.02.2025 N 03-07-11/14858

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль убытков от деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ.

Ответ:

В соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по налогу на прибыль организаций по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

В случае если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в настоящей статье объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении условий, установленных в статье 275.1 НК РФ.

Указанные условия предусматривают, что для возможности признания в целях налогообложения прибыли организаций убытка от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, необходимо сравнить их показатели с показателями специализированной организации, осуществляющей аналогичную деятельность.

Вместе с тем отмечается, что в НК РФ не определен перечень документов, необходимых для подтверждения учета для целей налогообложения убытка подразделениями, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, тем самым НК РФ не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующего убытка.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.02.2025 N 03-03-06/1/14998

Вопрос:

Об НДС и налоге на прибыль при безвозмездной передаче объектов инфраструктур.

Ответ:

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, могут формировать отношения по правилам, в частности, глав 30 ("Купля-продажа"), 37 ("Подряд"), 55 ("Простое товарищество") Гражданского кодекса Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом пунктом 2 данной статьи Кодекса определен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Так, на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории "Сириус" (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению), а также передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, в казну федеральной территории "Сириус".

При этом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, вычетам не подлежат.

Касательно учета расходов в целях налогообложения прибыли при безвозмездной передаче объектов инфраструктур отмечается, что согласно подпункту 19.4 пункта 1 статьи 265 Кодекса к внереализационным расходам относятся расходы на создание объектов социальной, инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктур, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность, за исключением расходов международных холдинговых компаний на создание объектов, переданных в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 284.10 Кодекса.

При этом для целей налога на прибыль организаций имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (пункт 2 статьи 248 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.02.2025 N 03-03-05/15111

Вопрос:

Об условиях формирования дополнительных расходов на особо сложный и дорогой вид капитального ремонта при создании резерва предстоящих расходов на ремонт ОС в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии со статьей 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Положения указанной статьи Кодекса применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено (пункт 2 статьи 260 Кодекса).

Пунктом 3 статьи 260 Кодекса предусмотрено, что для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 Кодекса.

Согласно положениям пункта 2 статьи 324 Кодекса налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.

Так, совокупная стоимость основных средств представляет собой сумму первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором создается резерв (абзац второй пункта 2 статьи 324 Кодекса).

При этом предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.

В случае если у налогоплательщика есть основные средства, по которым планируется произвести особо сложный и дорогой вид капитального ремонта, предельный размер отчислений в резерв может быть увеличен на сумму дополнительных отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта, при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись (абзац третий пункта 2 статьи 324 Кодекса).

Таким образом, при формировании дополнительных расходов на особо сложный и дорогой вид капитального ремонта организация должна соблюсти условие о неосуществлении аналогичных видов ремонта основных средств в трех предыдущих налоговых периодах.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.02.2025 N 03-03-06/1/12599

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль возмещения комитентом расходов комиссионера, понесенных в связи с исполнением обязательств по договору комиссии.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

При этом в пункте 1 статьи 996 ГК РФ предусмотрено, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего (комитента).

Пунктом 1 статьи 991 ГК РФ определено, что комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии.

Согласно статье 999 ГК РФ по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии.

Таким образом, расходы комиссионера, понесенные в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, сведения о которых должны быть отражены в отчете, в случае их возмещения комитентом подлежат включению в состав расходов комитента в порядке, определенном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии первичных документов, подтверждающих осуществленные комиссионером расходы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.02.2025 N 03-03-06/1/11702