Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 04.04.2025

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах при компенсации работникам, работающим вахтовым методом, стоимости проезда от места жительства до места нахождения работодателя (пункта сбора) и при приобретении билетов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 217 Кодекса, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, начисляемые в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм выплат физическим лицам, приведенный в статье 422 Кодекса, является исчерпывающим.

На основании положений абзаца одиннадцатого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

Статьей 164 Трудового кодекса предусмотрено, что компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 297 Трудового кодекса вахтовый метод представляет собой особую форму осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

Исходя из положений части десятой статьи 302 "Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом" Трудового кодекса работодатель может компенсировать работнику, работающему вахтовым методом, расходы на оплату стоимости его проезда от места жительства до места нахождения работодателя или пункта сбора. Размер и порядок компенсации устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.

Таким образом, компенсация стоимости проезда от места жительства до места нахождения работодателя или пункта сбора работникам, выполняющим работы вахтовым методом, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами на основании абзаца одиннадцатого подпункта 2 пункта 1 статьи 422, пункта 1 статьи 217 Кодекса в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом организации, если такая компенсация установлена в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

При этом, учитывая, что расходы организации по приобретению билетов для своих работников, работающих вахтовым методом, от места их жительства до пункта сбора и обратно не являются компенсацией расходов работников на оплату стоимости такого проезда, установленной положениями статьи 302 Трудового кодекса, вышеупомянутые расходы организации облагаются налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.01.2025 N 03-04-05/417

Вопрос:

О страховых взносах и НДФЛ при оплате (возмещении) работодателем-ИП стоимости обследования работников на предмет наличия у них кори и антител к кори.

Ответ:

1. Страховые взносы

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, начисляемые в рамках трудовых отношений.

Пунктом 1 статьи 421 Кодекса установлено, что база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Исходя из положений пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях предупреждения в том числе инфекционных заболеваний.

Таким образом, поскольку проведение обследования работников на предмет наличия у них кори и антител к кори направлено на выполнение требований действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения безопасных условий труда работников и не связано с выплатами в их пользу, оплата работодателем - индивидуальным предпринимателем стоимости такого обследования по договору с медицинским учреждением не признается объектом обложения страховыми взносами.

Одновременно обращается внимание, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 422 Кодекса к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами, относятся, в частности, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в случае если работодатель заключил на срок не менее одного года договоры добровольного медицинского страхования или договоры на оказание медицинских услуг с медицинскими учреждениями, в рамках которых осуществляются обследования работников на предмет наличия у них кори и антител к кори, то суммы платежей по таким договорам также не подлежат обложению страховыми взносами.

Однако в случае если работодатель компенсирует работникам их расходы на проведение указанного обследования, то, учитывая, что такие выплаты не поименованы в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, в статье 422 Кодекса, данные суммы компенсации облагаются страховыми взносами в установленном порядке.

2. Налог на доходы физических лиц

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Таким образом, оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав в интересах этого лица признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме, и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав не в интересах этого лица не признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.12.2024 N 03-04-05/133520

Вопрос:

Об отказе лицам, ранее проявившим недобросовестность при исполнении гражданско-правовых и публичных обязательств, в госрегистрации юрлица.

Ответ:

Положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) в отношении лиц, которые ранее в рамках осуществления предпринимательской деятельности проявили недобросовестность при исполнении своих гражданско-правовых и публичных обязательств, предусмотрен ряд ограничений в виде возможности отказа им в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ.

В частности, отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в следующих случаях:

в случае, если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек (подпункт "о" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ);

в случае, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

лиц, владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц (абзац второй подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ);

лиц, являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, если на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (абзац восьмой подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ).

Таким образом, Федеральный закон N 129-ФЗ уже содержит положения, ограничивающие деятельность лиц, которые ранее в рамках осуществления предпринимательской деятельности проявили недобросовестность при исполнении своих гражданско-правовых и публичных обязательств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.12.2024 N 03-12-13/132555

Вопрос:

Об определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества при расчете доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, для целей налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.

Пунктом 2 статьи 288 Кодекса определено, что указанные в настоящем пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

Согласно пункту 1 статьи 257 Кодекса под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Таким образом, при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения статьи 288 Кодекса учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика. При этом остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (в частности, капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество) при определении указанного показателя не учитывается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.12.2024 N 03-03-06/2/131080

Вопрос:

Об определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества при расчете доли прибыли обособленных подразделений в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.

Пунктом 2 статьи 288 Кодекса определено, что указанные в данном пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

Согласно пункту 1 статьи 257 Кодекса под основными средствами в целях главы 25 Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Таким образом, при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения статьи 288 Кодекса учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика. При этом остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (в частности, капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество) при определении указанного показателя не учитывается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.12.2024 N 03-03-06/1/131079

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах в отношении компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 217 Кодекса, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков-организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Таким образом, в отношении компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), могут применяться положения пункта 1 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса, если такие выплаты связаны с выполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Кроме того, на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса не признается доходом, полученным в натуральной форме, оплата (полностью или частично) за налогоплательщика организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения не в интересах налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.12.2024 N 03-04-06/130804

Вопрос:

О признании служебной квартиры амортизируемым имуществом в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом для целей налога на прибыль организаций признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Пунктом 1 статьи 257 Кодекса установлено, что под основными средствами в целях главы 25 Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Исчерпывающий перечень амортизируемого имущества, которое не подлежит амортизации, определен пунктом 2 статьи 256 Кодекса. В состав указанного перечня объекты жилого фонда не включены.

Также отмечается, что из состава амортизируемого имущества в целях главы 25 Кодекса исключаются только основные средства по основаниям, приведенным в пункте 3 статьи 256 Кодекса.

Таким образом, в случае если имущество (служебная квартира) используется в производственной деятельности для проживания в ней работников, то такое имущество является амортизируемым. Суммы начисленной амортизации учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном пунктом 3 статьи 272 Кодекса.

При этом порядок учета расходов, связанных с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, к которым относятся в том числе объекты жилищно-коммунального хозяйства, в частности жилой фонд, регулируется статьей 275.1 Кодекса.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций по указанной деятельности определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.12.2024 N 03-03-06/1/130646

Вопрос:

Об учете расходов, связанных с содержанием столовой, обслуживающей трудовой коллектив, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно подпункту 48 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со статьей 275.1 Кодекса.

Обращается внимание, что статьей 275.1 Кодекса регулируются особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.

При этом для целей главы 25 Кодекса к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам (абзац второй статьи 275.1 Кодекса).

Учитывая изложенное, положение подпункта 48 пункта 1 статьи 264 Кодекса применяется в том случае, если такой объект общественного питания (столовая) обслуживает трудовой коллектив только данного налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.12.2024 N 03-03-06/1/129918

Вопрос:

О порядке восстановления сумм НДС, принятых к вычету по объектам ОС, при переходе организации с ОСН на УСН с 01.01.2025.

Ответ:

Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс) с 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

В связи с этим указанные организации и индивидуальные предприниматели с 1 января 2025 года НДС будут исчислять в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Так, на основании положений пункта 8 статьи 164 и абзаца пятого подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса, вступающих в силу с 1 января 2025 года, при переходе налогоплательщика на УСН с исполнением обязанностей налогоплательщика НДС, применяющего налоговые ставки в размере 5 или 7 процентов, суммы НДС, принятые к вычету этим налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению в первом налоговом периоде, начиная с которого осуществляемые таким налогоплательщиком операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежат налогообложению НДС по указанным налоговым ставкам. При этом восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки, сформированной по данным бухгалтерского учета на дату перехода налогоплательщика на УСН.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.16 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 данной статьи).

Пунктом 2.1 статьи 346.25 Кодекса предусмотрено, что при переходе организации с общей системы налогообложения на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в налоговом учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных, которые оплачены до перехода на УСН, в виде разницы между ценой приобретения (первоначальной стоимостью) и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 257 Кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса предусмотрено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, учитывают расходы на уплату НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с данной статьей и статьей 346.17 Кодекса.

С учетом изложенного в случае перехода организации с 1 января 2025 года с общей системы налогообложения на УСН данная организация вправе на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса учесть в составе расходов сумму НДС, восстановленного по основным средствам, приобретенным до перехода на УСН.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.12.2024 N 03-07-11/129819

Вопрос:

Об освобождении от НДС, составлении счетов-фактур, ведении книги продаж, представлении декларации при оказании услуг в сфере образования АНО, применяющей УСН, с 01.01.2025.

Ответ:

Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс) с 1 января 2025 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

В связи с этим НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), осуществляемым указанными организациями с 1 января 2025 года, будет исчисляться ими в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Так, на основании положений главы 21 Кодекса с 1 января 2025 года организация, применяющая УСН, будет исполнять обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у указанной организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Кодексом, превысит в совокупности 60 млн рублей.

Таким образом, с 1 января 2025 года организация, применяющая УСН, у которой за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, сумма доходов превысит в совокупности 60 млн рублей, при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса, будет применять налоговые ставки в размере 0, 10 или 20 процентов, либо налоговую ставку в размере 5 или 7 процентов, если организацией будет принято решение о применении такой налоговой ставки. Также в случае осуществления указанной организацией операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, поименованных в пункте 2 статьи 146 и статье 149 Кодекса, такие операции не будут облагаться НДС.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги в сфере образования, оказываемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных лицензией, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Таким образом, некоммерческая организация, осуществляющая образовательную деятельность и применяющая с 1 января 2025 года УСН с исполнением обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, вправе применять предусмотренное вышеуказанным подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса освобождение от налогообложения НДС при оказании услуг в сфере образования по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных лицензией.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 169 Кодекса налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 данного пункта).

В связи с этим вышеуказанная организация имеет право не составлять счета-фактуры, не вести книги покупок и книги продаж при оказании услуг в сфере образования по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных лицензией, освобождаемых от налогообложения НДС на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

Что касается налоговой декларации по НДС, то на основании пункта 5 статьи 174 Кодекса при осуществлении налогоплательщиком операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению НДС, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором осуществлялись такие операции.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.12.2024 N 03-07-11/130043