Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Об условиях освобождения от НДС медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению с 01.01.2025 медицинскими организациями, применяющими УСН.
Ответ:
Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.
При этом подпунктом "а" пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
В связи с этим если организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость не имеет, то операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые такой организацией с 1 января 2025 года, будут подлежать налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговым ставкам, установленным статьей 164 Кодекса, либо не облагаться данным налогом на основании пункта 2 статьи 146 и статьи 149 Кодекса.
Согласно абзацу 3 подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются оказываемые населению медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 г. N 132 (далее - Перечень).
Перечнем предусмотрены медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы, услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях, услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.
Пунктом 6 статьи 149 Кодекса установлено, что перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что медицинская деятельность (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") включена в перечень лицензируемых видов деятельности.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Требования к организации и выполнению медицинских работ (услуг) в целях лицензирования установлены приказом Минздрава России от 19 августа 2021 г. N 866н (далее - Требования).
Таким образом, на основании вышеуказанного абзаца третьего подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются поименованные в Перечне медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказываемые населению медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, при наличии соответствующей лицензии. При этом отмечается, что конкретные виды услуг, относящиеся к услугам по диагностике, профилактике и лечению, предусмотрены Положением и Требованиями.
На основании изложенного при реализации с 1 января 2025 года медицинских услуг, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса, медицинскими организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения и не имеющими оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, такая реализация освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость в случае соблюдения вышеназванных условий.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.11.2024 N 03-07-11/117761
Вопрос:
Об учете сумм, оставшихся в распоряжении АО, на которые произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации, в целях налога на прибыль.
Ответ:
Согласно статье 29 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) общество вправе, а в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, обязано уменьшить свой уставный капитал.
В силу статьи 35 Закона N 208-ФЗ, если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании отчетного года, следующего за вторым отчетным годом или каждым последующим отчетным годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 35 Закона N 208-ФЗ, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего отчетного года обязано принять одно из следующих решений:
1) об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов;
2) о ликвидации общества.
В целях налогообложения прибыли организаций в соответствии с пунктом 16 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внереализационными доходами, подлежащими налогообложению, являются суммы, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам) организации (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 17 пункта 1 статьи 251 Кодекса).
Согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, либо если величина уставного капитала стала больше стоимости чистых активов общества по окончании отчетного года.
Учитывая указанное, суммы, оставшиеся в распоряжении организации, на которые произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации, не подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций только в случае, если уменьшение уставного капитала общества осуществляется в силу предписаний закона, обязывающих общество осуществить такую меру, либо если обществом осуществляется добровольное уменьшение уставного капитала в целях, чтобы величина уставного капитала общества не превышала стоимости его чистых активов по окончании отчетного года.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.11.2024 N 03-03-06/1/115364
Вопрос:
Об освобождении от НДС при предоставлении неисключительных прав на использование программного обеспечения организацией, применяющей УСН, с 01.01.2025.
Ответ:
Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.
При этом подпунктом "а" пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Кодексом, не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
В связи с этим если организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость не имеет, то операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые такой организацией, будут подлежать налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговым ставкам, установленным статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), либо не облагаться данным налогом на основании пункта 2 статьи 146 и статьи 149 Кодекса.
Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость передача исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр), прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Таким образом, организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, имеет право на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении неисключительных прав на использование программного обеспечения в случае, если программное обеспечение, на которое передаются данные права, включено в Реестр и неисключительные права на такое программное обеспечение предоставляются через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.11.2024 N 03-07-11/115890
Вопрос:
Работники организации пользуются услугами такси для служебных поездок (встречи с клиентами). Можно ли учесть расходы на такси в целях налога на прибыль? Как подтвердить расходы, если работники сами вызывают и оплачивают услуги такси, а потом организация возмещает им уплаченные суммы?
Ответ:
Согласно положениям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса), при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Вместе с тем обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 26 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Следовательно, в случае если расходы налогоплательщика на оплату проезда к месту работы и обратно произведены в силу технологических особенностей производства, а также если такие расходы являются формой системы оплаты труда у данного налогоплательщика, осуществлены на основании трудового договора и (или) коллективного договора, то они могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии соблюдения критериев статьи 252 Кодекса. В иных случаях расходы на оплату проезда к месту работы и обратно не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пункта 26 статьи 270 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.11.2024 N 03-03-06/1/116860
Вопрос:
Об НДФЛ и страховых взносах с доходов, выплачиваемых российской организацией гражданину Республики Беларусь, работающему в Республике Беларусь по трудовому договору о дистанционной работе.
Ответ:
На основании статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.
Перечни доходов от источников в Российской Федерации и за ее пределами содержатся в статье 208 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 1 статьи 208 Кодекса вознаграждение и иные выплаты при выполнении дистанционным работником трудовой функции дистанционно по договору с работодателем, являющимся российской организацией (за исключением договора, заключенного для осуществления трудовой деятельности в обособленном подразделении российской организации, зарегистрированном за пределами Российской Федерации), с обособленным подразделением иностранной организации, зарегистрированным на территории Российской Федерации, для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 224 Кодекса в отношении доходов, указанных, в частности, в подпункте 6.2 пункта 1 статьи 208 Кодекса, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 224 Кодекса.
По вопросу уплаты российской организацией, не имеющей обособленных подразделений на территории Республики Беларусь, страховых взносов с выплат в пользу гражданина Республики Беларусь, работающего по трудовому договору дистанционно на территории данной Республики, сообщается следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в рамках трудовых отношений.
Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) и статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) иностранные граждане, не пребывающие и не проживающие на территории Российской Федерации, к застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации не относятся.
Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые российской организацией в пользу гражданина Республики Беларусь, работающего по трудовому договору дистанционно на территории Республики Беларусь, то есть не пребывающего и не проживающего в Российской Федерации, в соответствии с положениями Кодекса обложению страховыми взносами не подлежат.
Вместе с тем статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ, частью 2 статьи 1.1 Федерального закона N 255-ФЗ, частью 2 статьи 2 Федерального закона N 326-ФЗ и пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными федеральными законами и Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. "О сотрудничестве в области социального обеспечения" (далее - Договор) на застрахованных, которые работают на территории той же Договаривающейся Стороны, где и проживают, а работодатель зарегистрирован на территории другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой зарегистрирован работодатель, либо законодательство Договаривающейся Стороны по выбору застрахованного.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.11.2024 N 03-04-05/111138
Вопрос:
О применении пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов российской IT-организацией, 100% акций которой принадлежат иностранным юрлицам.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.
Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.
При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:
1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.
К поименованным в пункте 1.15 статьи 284 и пункте 5 статьи 427 Кодекса видам доходов, включаемых в 70-процентную долю доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация), от осуществления деятельности в области информационных технологий с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов, относится ряд доходов, получаемых ИТ-организацией с использованием собственных программ для ЭВМ, баз данных.
При этом исходя из положений пункта 1.15 статьи 284 и пункта 5 статьи 427 Кодекса под собственными программами для ЭВМ, базами данных ИТ-организации понимаются в том числе программы для ЭВМ, базы данных, разработанные, адаптированные и (или) модифицированные лицом, входящим в одну группу лиц с этой ИТ-организацией.
Абзацем двадцать вторым пункта 1.15 статьи 284 и абзацем двадцать вторым пункта 5 статьи 427 Кодекса предусмотрено, что лицом, входящим в одну группу лиц с ИТ-организацией, признается лицо, которое прямо участвует в данной организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в данной организации прямо участвует третье лицо и доля участия во всех случаях составляет более 50 процентов.
С 01.01.2025 Федеральным законом от 08.08.2024 N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ) абзац двадцать второй пункта 1.15 статьи 284 и абзац двадцать второй пункта 5 статьи 427 Кодекса дополняются положением, согласно которому лицом, входящим в одну группу лиц с ИТ-организацией, не может быть иностранная организация (за исключением иностранной организации, контролирующим лицом которой является российская организация или гражданин Российской Федерации) либо иностранный гражданин или лицо без гражданства.
Таким образом, с 01.01.2025 российская ИТ-организация будет не вправе учитывать в необходимой 70-процентной доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 и пункте 5 статьи 427 Кодекса доходы, полученные с использованием программ для ЭВМ, баз данных, которые разработаны, адаптированы и (или) модифицированы иностранной организацией, в том числе участвующей в данной ИТ-организации в доле более 50 процентов (за исключением иностранной организации, контролирующим лицом которой является российская организация или гражданин Российской Федерации).
При этом положениями пункта 1.15 статьи 284 и пункта 5 статьи 427 Кодекса в редакции Федерального закона N 259-ФЗ не предусмотрено, что ИТ-организации, сто процентов акций которых принадлежат иностранным юридическим лицам, не могут применять пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций и единый пониженный тариф страховых взносов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.11.2024 N 03-03-06/1/111077
Вопрос:
О налоге на имущество организаций в отношении вспомогательных помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в нежилом здании (сооружении).
Ответ:
В соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектами налогообложения по налогу на имущество организаций признаются:
недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового кодекса;
недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Налогового кодекса.
Согласно статье 259.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственникам недвижимых вещей, расположенных в здании или сооружении, принадлежит на праве общей долевой собственности имущество, использование которого предполагалось для удовлетворения общих потребностей таких собственников при создании или образовании этих недвижимых вещей, а также имущество, приобретенное, созданное или образованное в дальнейшем для этой же цели (общее имущество).
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 259.3 Гражданского кодекса пригодное для самостоятельного использования общее имущество может быть передано во владение или пользование третьим лицам, если такая передача не повлечет нарушение прав и охраняемых законом интересов собственников недвижимых вещей. Недвижимые вещи, относящиеся к общему имуществу, не подлежат передаче в собственность третьим лицам, за исключением случаев, если решение об этой передаче принято собственниками недвижимых вещей единогласно при условии, что эта передача не противоречит закону.
Статьей 259.4 Гражданского кодекса предусмотрено, что каждый собственник недвижимой вещи обязан соразмерно со своей долей в праве общей собственности на общее имущество участвовать в уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, связанных с общим имуществом.
Учитывая изложенное, вспомогательные помещения, относящиеся к общему имуществу собственников помещений в нежилом здании (сооружении), подлежат налогообложению налогом на имущество организаций, если соответствуют положениям статьи 374 Налогового кодекса, в частности, в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 259.3 Гражданского кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.11.2024 N 03-05-05-01/110024
Вопрос:
О страховых взносах с выплат по договорам ДМС работников, если даты начала и окончания таких договоров находятся в разных расчетных периодах.
Ответ:
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), производимые в рамках трудовых отношений.
Пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса установлено, что база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц.
Кроме того, исходя из положений статьи 424 Налогового кодекса объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций возникает в день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения пункта 4 статьи 431 Налогового кодекса, исходя из которых плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, договор добровольного личного медицинского страхования заключается в отношении каждого отдельного работника - застрахованного лица.
Таким образом, в случае заключения организацией договора добровольного медицинского страхования (далее - договор ДМС) работников на срок не менее одного года, предусматривающего оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных лиц, платежи организации по данному договору ДМС не подлежат обложению страховыми взносами (даже если даты начала и окончания такого договора ДМС в разных расчетных периодах).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.11.2024 N 03-15-05/110597
Вопрос:
О применении пониженной ставки налога на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов при реорганизации IT-организации в форме выделения из нее другого юрлица.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация), начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.
Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов ИТ-организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.
При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских ИТ-организаций условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:
1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов ИТ-организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.
Одновременно положениями абзацев девятнадцатого и двадцатого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев девятнадцатого и двадцатого пункта 5 статьи 427 Кодекса установлено, что вне зависимости от выполнения иных условий, установленных пунктом 1.15 статьи 284 и пунктом 5 статьи 427 Кодекса, пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций и единый пониженный тариф страховых взносов не подлежат применению организациями, созданными в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованными в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 01.07.2022.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, реорганизованные в 2024 - 2026 годах в форме выделения из них другого юридического лица, в 2024 - 2030 годах вправе применять налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции, действующей в соответствующем налоговом периоде), в случае соответствия условиям, установленным указанным пунктом, без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции, действовавшей по состоянию на 1 января 2024 года), при условии, если данная организация применяла в 2023 году налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Согласно пункту 5 статьи 7 Федерального закона N 176-ФЗ организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, реорганизованные в 2024 - 2026 годах в форме выделения из них другого юридического лица, начиная с 1 января 2024 года вправе применять тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2.2 статьи 427 Кодекса, при соблюдении условий, установленных пунктом 5 статьи 427 Кодекса, в случае соответствия условиям, установленным указанным пунктом, без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 5 статьи 427 Кодекса (в редакции, действовавшей по состоянию на 1 января 2024 года), при условии, если данная организация применяла в 2023 году тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2.2 статьи 427 Кодекса.
Таким образом, положения пунктов 4 и 5 статьи 7 Федерального закона N 176-ФЗ распространяются на те ИТ-организации, которые реорганизованы в 2024 - 2026 годах в форме выделения из них другого юридического лица и применяли в 2023 году пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций и единый пониженный тариф страховых взносов.
При этом указанные положения статьи 7 Федерального закона N 176-ФЗ не распространяются на организации, созданные в 2024 - 2026 годах в результате реорганизации в форме выделения из состава другой ИТ-организации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.11.2024 N 03-03-06/1/109944
Вопрос:
Об определении налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) с 01.01.2025 организацией, применяющей УСН.
Ответ:
С 1 января 2025 года вступают в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс), согласно которым организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
В то же время указанным организациям предоставляется освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 145 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
В случае если организация, применяющая УСН, не имеет оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года такой организацией, будут облагаться НДС в общеустановленном порядке.
В связи с этим указанной организацией при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса, могут применяться налоговые ставки в размере 0, 10 или 20 процентов, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 164 Кодекса, если этой организацией решение о применении норм пунктов 8 и 9 статьи 164 Кодекса не принято. При этом организация вправе перейти на исчисление и уплату НДС по налоговым ставкам в размере 5 или 7 процентов, указанным в пункте 8 статьи 164 Кодекса, а также 0 процентов (в отношении операций, указанных в подпунктах 1 - 1.2, 2.1 - 3.1, 7 и 11 пункта 1 статьи 164 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
Таким образом, налоговая база по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с 1 января 2025 года организацией, применяющей УСН и не имеющей оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.11.2024 N 03-07-11/110127