Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 30.08.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об НДС при получении организацией от другой организации денежных средств на частичное возмещение недополученных доходов и финансовое обеспечение (возмещение) затрат.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В связи с этим денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС, в налоговую базу по НДС не включаются.

Таким образом, в случае получения организацией от другой организации денежных средств на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оплатой приобретаемых (приобретенных) товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных денежных средств в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этой организацией товаров (работ, услуг).

В случае получения организацией от другой организации денежных средств в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, суммы указанных денежных средств подлежат включению в налоговую базу на основании пункта 1 статьи 162 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.06.2024 N 03-07-11/51954

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль задолженности по процентам при реализации ранее купленного права требования долга, а также доходов в виде штрафов, пеней и иных санкций за нарушение обязательств.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства.

При определении налоговой базы на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 268 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на цену приобретения данных имущественных прав и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 НК РФ.

Таким образом, при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, расчет налоговой базы производится исходя из фактически полученного дохода от реализации права требования долга, уменьшенного на фактически произведенные расходы по его приобретению и реализации.

Проценты, начисляемые новым кредитором по приобретенному праву требования долга после перехода прав, согласно пункту 6 статьи 250 НК РФ, включаются в состав внереализационных доходов с момента приобретения прав требования долга.

Признание таких доходов при применении налогоплательщиком метода начисления осуществляется на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода (независимо от даты (сроков) их выплаты, предусмотренной договором) и на дату погашения долгового обязательства (пункт 6 статьи 271 НК РФ и пункт 4 статьи 328 НК РФ).

В силу пункта 6 статьи 252 НК РФ стоимость имущественного права, полученного (принятого к учету) налогоплательщиком без несения соответствующих расходов на его приобретение, определяется в размере дохода, подлежащего налогообложению, признанного при получении данного имущества (имущественного права), если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, с учетом расходов, связанных с доведением его до состояния, в котором оно пригодно для использования.

При дальнейшей реализации права требования долга суммы задолженности по процентам, начисленные за период нахождения у кредитора права требования и не погашенные должником (как имущественное право, возникшее после приобретения права требования), подлежат учету в составе расходов, уменьшающих доход от реализации этого имущественного права.

В отношении подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств применяется пункт 3 статьи 250 НК РФ, согласно которому такие суммы признаются внереализационными доходами налогоплательщика.

Датой получения указанных внереализационных доходов является дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда (подпункт 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ).

Учитывая указанное, доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, подлежащих уплате на основании решения суда, организация должна учесть в составе внереализационных доходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на основании пункта 3 статьи 250 НК РФ на дату вступления в законную силу решения суда.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.06.2024 N 03-03-06/1/51276

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль компенсации расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.

Ответ:

Согласно положениям статьи 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие), а также иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения указанных расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий и должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения данных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Для целей налогообложения принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы, связанные с возмещением работнику расходов, связанных с выполнением им трудовой функции, в сумме, определяемой коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, соглашением, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при наличии документально подтвержденных фактических расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.06.2024 N 03-03-06/1/50926

Вопрос:

О налоге на прибыль и налоге на имущество организаций в отношении личных фондов.

Ответ:

Согласно положениям статьи 123.20-4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) личным фондом признается учрежденная на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом унитарная некоммерческая организация, осуществляющая управление переданным ей этим гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом в соответствии с утвержденными им условиями управления. Имущество, передаваемое личному фонду его учредителем, принадлежит личному фонду на праве собственности.

Личный фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, определенным уставом личного фонда, и необходимой для достижения этих целей (пункт 5 статьи 123.20-4 ГК РФ).

Учитывая, что личный фонд является некоммерческой организацией, в целях налогообложения прибыли применяется порядок, установленный положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для некоммерческих организаций.

В частности, налогообложение доходов и расходов некоммерческой организации осуществляется с учетом их принадлежности к средствам целевого финансирования или целевым поступлениям, или полученным (осуществленным) в рамках предпринимательской деятельности.

Так, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному пунктом 2 статьи 251 НК РФ. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Учитывая указанное, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также расходы, произведенные за счет целевых поступлений, в целях налогообложения прибыли не учитываются.

В отношении налога на имущество, составляющего личный фонд и принадлежащего ему на праве собственности, сообщается, что правовое регулирование налогообложения недвижимого имущества организаций осуществляется в соответствии с главой 30 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается:

недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ (как среднегодовая стоимость), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ;

недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ (как кадастровая стоимость), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

Статьей 375 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В частности, пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в отношении включенных в перечень объектов административно-делового и торгового назначения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Кроме того, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется по кадастровой стоимости в отношении жилых помещений, жилых строений, многоквартирных домов, наемных домов, садовых домов, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы по налогу в отношении соответствующих объектов недвижимости.

Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, определенных статьей 380 Налогового кодекса, в зависимости от вида применяемой налоговой базы (среднегодовой или кадастровой стоимости).

Учитывая изложенное, налогообложению налогом на имущество организаций подлежит недвижимое имущество, находящееся в собственности личного фонда, в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ и законом субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.06.2024 N 03-03-07/50952

Вопрос:

Организация выступает в качестве агента по трехсторонней сделке. Как именно будет считаться налогооблагаемая база у организации (агента), если в договоре поставки с поставщиком и в агентском договоре с принципалом будет указано, что оплата товара происходит через 100 дней после получения?

То есть средства принципал переводит на счет (агенту) раздельно по сделке в три этапа:

- сумму на транспортные и таможенные расходы - до момента оплаты перевозчикам и платежей в ФТС;

- сумму вознаграждения за поставку (согласно договору) - в течение пяти дней после поставки товара принципалу;

- сумму за товар - спустя 100 дней после поставки товара принципалу.

Будет ли верным расчет НДС и налога на прибыль у агента только с суммы, полученной как вознаграждение за поставку по договору?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 1 статьи 156 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики налога на добавленную стоимость при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу по налогу на добавленную стоимость как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

Таким образом, при оказании агентом услуг по приобретению у иностранного лица товаров в рамках вышеуказанного агентского договора налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется агентом в порядке, установленном пунктом 1 статьи 156 Кодекса. При этом на основании статьи 164 Кодекса данные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В связи с этим для агента при исполнении агентского договора налогооблагаемыми доходами по налогу на прибыль организаций будет являться агентское или иное аналогичное вознаграждение, предусмотренное упомянутым договором.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.05.2024 N 03-07-11/50533

Вопрос:

Пунктом 2 ст. 149 НК РФ определены виды деятельности, реализация которых (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) не подлежит налогообложению на территории РФ, в том числе услуги по обращению с ТКО, оказываемые региональными операторами по обращению с ТКО.

При этом положения пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020.

Тарифы для регионального оператора по обращению с ТКО установлены приказом исполнительного органа государственной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) с учетом положения вышеуказанного пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ и не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения).

Вместе с тем положения пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ подлежат применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.

В целях соблюдения требований действующего законодательства в сфере обращения с ТКО каково применение вышеуказанного положения ст. 149 НК РФ при регулировании цен (тарифов) на 2025 г.?

Ответ:

Согласно подпункту 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - услуги по обращению с ТКО, региональный оператор).

В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость.

Кроме того, абзацем третьим подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса установлено, что положения указанного подпункта подлежат применению региональным оператором в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 211-ФЗ) установлено, что положения подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.

Таким образом, с 1 января 2020 года операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональным оператором, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость в случае установления органом регулирования тарифов вводимого в действие с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога. При этом региональный оператор обязан применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении таких услуг в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.

При этом отмечается, что Федеральным законом N 211-ФЗ, которым в Кодекс были введены положения вышеуказанного подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса, ограничительный срок действия норм данного подпункта пункта 2 статьи 149 Кодекса не установлен.

Учитывая изложенное, если по истечении вышеуказанного пятилетнего периода органом регулирования тарифов предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО будет утвержден без учета налога на добавленную стоимость, то операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональным оператором по такому предельному единому тарифу, будут освобождаться от налогообложения данным налогом на основании подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.05.2024 N 03-07-07/50134

Вопрос:

О применении пониженных ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов IT-организацией, предоставляющей права использования собственных программ для ЭВМ, баз данных, в том числе удаленно.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация, ИТ-деятельность), начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

В частности, исходя из положений абзаца седьмого пункта 1.15 статьи 284 и абзаца седьмого пункта 5 статьи 427 Кодекса к доходам, включаемым в 70-процентную долю доходов от осуществления ИТ-деятельности, относятся доходы от предоставления данной организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к собственным программам для ЭВМ, базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (за исключением доходов от предоставления указанных прав, если указанные права состоят, в частности, в получении возможности в отношении определенного товара разместить в сети Интернет предложение, объявление о заключении договора купли-продажи товара и заключить договор купли-продажи, произвести предварительную оплату такого товара, при этом данная организация также обеспечивает возможность хранения, упаковки, доставки, выдачи такого товара покупателю с использованием недвижимого имущества и (или) транспортных средств, находящихся у нее на праве собственности, аренды или на ином праве, либо с привлечением данной организацией по гражданско-правовому договору взаимозависимого лица, которое признается таковым в соответствии с пунктом 2 статьи 105.1 Кодекса и у которого эти объекты находятся на праве собственности, аренды или на ином праве).

Таким образом, ИТ-организация, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в целях применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов в 70-процентную долю доходов от ИТ-деятельности вправе включить доходы от предоставления ею прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к собственным программам для ЭВМ, базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через сеть Интернет, за исключением доходов от предоставления указанных прав, перечисленных в абзаце седьмом пункта 1.15 статьи 284 и абзаце седьмом пункта 5 статьи 427 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.05.2024 N 03-03-06/3/49484

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на компенсацию за использование работником для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов.

Ответ:

Согласно статье 188 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием (далее - компенсация). Размер компенсации определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (далее - локальный нормативный акт).

Следовательно, компенсация осуществляется на основании локального нормативного акта, в котором указан ее размер.

В целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

При этом в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (пункт 1 статьи 252 НК РФ).

На основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2024 N 417 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 92" (далее соответственно - Постановление N 417, Постановление N 92) увеличены нормы расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (далее - нормы расходов).

Действие положений Постановления N 417 распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2024 (пункт 2 Постановления N 417).

Таким образом, в случае если размер компенсации, определенный локальным нормативным актом, выше норм расходов, предусмотренных Постановлением N 92 (в редакции, действовавшей до вступления в силу Постановления N 417), то налогоплательщик вправе уточнить сумму расходов, учитываемых для целей налогообложения, по компенсации, осуществленной до вступления в силу норм Постановления N 417.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.05.2024 N 03-03-06/1/46557

Вопрос:

Между организацией (концессионером) и городом (концедентом) заключено концессионное соглашение. Деятельность организации - оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению города. В соответствии с условиями концессионного соглашения в I квартале 2024 г. организация (концессионер) уплатила концеденту концессионную плату. При этом организация действовала как налоговый агент - счет-фактуру оформила, НДС с концессионной платы начислила к уплате.

Однако включать концессионную плату в расходы организация планирует в течение следующих пяти лет (2025 г. - 2029 г.) согласно поступлениям, предусмотренным в тарифе (с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов), и положениям учетной политики, принятой в организации.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, Письму Минфина России от 30.05.2016 N 03-03-06/1/31055 принять НДС к вычету можно в периоде, в котором будут выполнены условия для его получения:

1) объект концессионного соглашения используется для операций, которые облагаются НДС;

2) есть правильно оформленный "агентский" счет-фактура;

3) услуги по предоставлению права владения и пользования объектом концессионного соглашения приняты к учету.

Вышеуказанные условия в организации выполнены. Но у организации есть некоторые сомнения в правильности понимания третьего условия: "Услуги по предоставлению права владения и пользования объектом концессионного соглашения приняты к учету". Услуга должна быть списана в затраты по производству (на счет 20) или можно ее оприходовать на каком-то другом счете (например, счете 97) и списывать в затраты в последующие периоды?

Имеет ли право организация в I квартале 2024 г. принять к вычету НДС, исчисленный в качестве налогового агента с концессионной платы концеденту?

Ответ:

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон) предусмотрено, что концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Закона или существа концессионного соглашения.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (далее - концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Таким образом, условия концессионного соглашения на этапе временного владения и использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения аналогичны условиям договора аренды.

Статьей 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены особенности исчисления и уплаты НДС при осуществлении операций в рамках концессионного соглашения.

Так, согласно нормам указанной статьи Кодекса при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость (далее - НДС) возлагаются на концессионера.

Кроме того, концессионеру предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС.

Согласно пункту 3 статьи 161 Кодекса при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления арендаторы такого имущества обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

В связи с этим концессионер обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых концеденту, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС в качестве налогового агента.

На основании пункта 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные в бюджет покупателями - налоговыми агентами, при условии, что услуги были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих исчисление сумм НДС налоговыми агентами, после принятия на учет услуг и при наличии соответствующих первичных документов.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения пункта 5 статьи 38 Кодекса, согласно которому услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности, суммы НДС по концессионной плате, исчисленные концессионерами - налоговыми агентами, подлежат вычетам у концессионеров в вышеуказанном порядке в налоговых периодах, в которых услуга по предоставлению во временное владение и пользование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения фактически оказывалась концедентом концессионеру и, соответственно, была потреблена концессионером.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.05.2024 N 03-07-11/47080

Вопрос:

Каков порядок налогообложения (НДС и налог на прибыль) компенсации убытков, полученной находящимся на ОСН правообладателем объектов недвижимости (за здание, помещение, земельный участок) при изъятии имущества для целей комплексного развития территории, в том числе инвестором?

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

При этом пунктом 2 статьи 146 Кодекса определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. Так, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 146 Кодекса не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации земельных участков (долей в них).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса предусмотрено, что в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

В случае если денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), такие денежные средства в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии со статьей 247 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.

К доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (пункт 1 статьи 248 Кодекса).

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - статьей 250 Кодекса.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен статьей 251 Кодекса и является закрытым.

Доходы в виде суммы компенсации, полученной в связи с изъятием недвижимого имущества, а также в погашение убытка, полученного в результате изъятия такого недвижимого имущества, в статье 251 Кодекса не поименованы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В связи с этим организация вправе учитывать в составе расходов для целей налогообложения прибыли любые затраты, при условии, что они соответствуют критериям статьи 252 Кодекса.

Таким образом, доходы в виде суммы компенсации, полученной организацией при изъятии недвижимого имущества, подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.05.2024 N 03-07-11/46850