Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Об учете затрат капитального характера при определении объема капитальных вложений в целях применения налоговых льгот для участников РИП.
Ответ:
Региональным инвестиционным проектом (далее - РИП) признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который удовлетворяет одновременно требованиям, установленным подпунктами 1, 2, 4, 5 пункта 1 статьи 25.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (пункт 1 статьи 25.8 НК РФ).
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 25.8 НК РФ установлен минимальный объем капитальных вложений, определяющих сумму финансирования РИП, в соответствии с инвестиционной декларацией.
При определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, на доведение его до состояния, пригодного для использования, затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений) (пункт 3 статьи 25.8 НК РФ).
Кроме того, в целях применения пункта 3 статьи 25.8 НК РФ при определении объема капитальных вложений участников РИП, включенных в реестр участников РИП до 01.01.2019, также могут учитываться затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, понесенные до включения в реестр участников РИП, при условии, что соответствующее амортизируемое имущество, первоначальная стоимость которого формировалась за счет указанных затрат, было введено в эксплуатацию после включения в реестр участников РИП.
Исходя из изложенного положения пункта 3 статьи 25.8 НК РФ определяют затраты, которые формируют первоначальную стоимость соответствующего амортизационного имущества.
Включение затрат капитального характера, указанных в пункте 3 статьи 25.8 НК РФ, в расчет при определении налогоплательщиком объема капитальных вложений в целях применения налоговых льгот, установленных для участников РИП, не зависит от порядка их учета в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.11.2023 N 03-03-06/1/115335
Вопрос:
О документальном подтверждении расходов на приобретение электронного авиабилета для перевозки работника в целях налога на прибыль.
Ответ:
Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требования к документальному оформлению расходов установлены в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Пунктом 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Электронные документы, обращающиеся в рамках соглашений между участниками электронного взаимодействия, подписанные простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, исходя из положений Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) признаются для целей налогообложения равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных соглашением.
В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо учитывать, что согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательным документом, подтверждающим расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, является сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета), в которой указана стоимость перелета, соответствующая требованиям статьи 252 НК РФ и Закона N 63-ФЗ.
Обращается внимание, что НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.
При этом организация должна подтвердить потребление услуги воздушной перевозки любыми документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт перевозки работника.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.11.2023 N 03-03-06/1/115223
Вопрос:
Основным видом деятельности ООО является разработка компьютерного программного обеспечения, ОКВЭД 62.01. Организация собственными силами разрабатывает программное обеспечение (далее - ПО).
В 2023 г. организация разработала ПО и заключила договор со сторонней организацией на передачу прав использования ПО в предусмотренных лицензионным договором пределах на условиях простой (неисключительной) лицензии. Исключительные права на ПО принадлежат ООО и по условиям лицензионного договора не передаются. За передачу неисключительных прав на ПО договором предусмотрено единовременное вознаграждение, которое выплачивается в течение 180 дней с даты подписания акта приема-передачи лицензии на основании счета. Лицензионное вознаграждение облагается НДС по ставке 20%, так как ПО не включено в единый реестр российских программ. По условиям лицензионного договора права передаются сроком до 30.05.2028.
Как организация должна учесть доход в виде лицензионного вознаграждения: единовременно в полной сумме вознаграждения на дату акта приема-передачи или распределить равномерно на весь срок действия переданных прав по условиям договора?
В какой момент организация должна начислить НДС и выставить счет-фактуру покупателю: в полной сумме вознаграждения на дату акта приема-передачи или равными суммами ежемесячно/ежеквартально в течение срока действия неисключительных прав, переданных по лицензионному договору?
Если организация должна учитывать доход в виде лицензионного вознаграждения равномерно в течение срока действия неисключительных прав, может ли она вести учет дохода с помощью счета 98 "Доходы будущих периодов"?
Ответ:
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, установлены Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н.
Что касается применения налога на добавленную стоимость при передаче прав на программное обеспечение, не включенное в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, то в соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих имущественных прав соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав) или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).
Таким образом, моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по передаче прав на использование программного обеспечения является наиболее ранняя из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода (квартала), в котором используется программное обеспечение, независимо от последующих сроков поступления платы.
При этом, в случае если моментом определения налоговой базы является день оплаты (частичной оплаты) услуг по передаче прав на использование программного обеспечения, в соответствии с пунктом 14 статьи 167 Кодекса на день передачи прав на использование программного обеспечения в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты (последний день налогового периода, в котором используется программное обеспечение, права на которое передаются по договорам, имеющим длящийся характер) также возникает момент определения налоговой базы.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.11.2023 N 03-07-08/115287
Вопрос:
Об определении первоначальной стоимости, амортизационной группы и срока полезного использования объекта ОС, созданного при объединении нескольких ОС, в целях налога на прибыль.
Ответ:
Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) (абзац 2 пункта 1 статьи 257 Кодекса).
При этом согласно пункту 1 статьи 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса и с учетом классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация).
Учитывая изложенное, если при объединении нескольких объектов основных средств в единый объект основных средств в процессе создания образуется новый (вновь созданный) объект основных средств, то его первоначальная стоимость определяется исходя из остаточной стоимости каждого входящего в него объекта основных средств, а амортизационная группа и срок полезного использования определяются в соответствии с Классификацией.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.11.2023 N 03-03-06/1/115081
Вопрос:
Об учете доходов от погашения переуступленного права требования долга при определении доли дохода сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях применения ставки налога на прибыль 0%.
Ответ:
На основании положений статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговой базой для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 Кодекса, подлежащей налогообложению.
При этом налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 Кодекса предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Согласно пункту 1.3 статьи 284 Кодекса для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих, в частности, критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса, по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
Положениями пункта 3 статьи 279 Кодекса установлено, что при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. При этом доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства.
Таким образом, погашение должником права требования долга, приобретенного организацией, на основании пункта 3 статьи 279 Кодекса признается реализацией финансовых услуг. Следовательно, доход налогоплательщика, полученный по такой операции, подлежит включению в состав общего дохода от реализации товаров (работ, услуг) при определении доли дохода, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.11.2023 N 03-03-06/1/114694
Вопрос:
Об определении в целях налога на прибыль первоначальной стоимости ОС, получаемого организацией в качестве взноса в уставный капитал, если передающая сторона не формировала стоимость ОС.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации.
Порядок определения стоимости имущества, получаемого российской организацией в виде взноса в уставный капитал, установлен пунктом 1 статьи 277 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 277 НК РФ установлено, что имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав). Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной, при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.
Критерии признания имущества амортизируемым установлены положениями статьи 256 НК РФ.
Таким образом, первоначальная (остаточная) стоимость основных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал общества, определяется по данным налогового учета передающей стороны.
Учитывая изложенное, в случае если передающая сторона не формировала стоимость объектов основных средств, у получающей стороны по имуществу, полученному в качестве вклада в уставный капитал, первоначальная стоимость в налоговом учете при отсутствии дополнительных затрат самого налогоплательщика признается равной нулю.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.11.2023 N 03-03-06/1/114621
Вопрос:
Гостиничный комплекс, используемый организацией, - отель включен в перечень объектов туристской индустрии. В реестре туристских объектов Министерства экономического развития имеется реестровая запись по объекту организации с присвоенным номером (структура уникального номера реестровой записи определяется Министерством экономического развития Российской Федерации).
На основании решения о присвоении категории аккредитованной организацией были внесены сведения о присвоении категории в Федеральный перечень туристских объектов. Гостинице присвоена категория "4 звезды". Категория присвоена гостинице 17.06.2022 за порядковым номером в Федеральном перечне (https://xn----7sba3acabbldhv3chawrl5bzn.xn--plai/displayAccommodation/35800).
С 1 июля 2022 г. согласно пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, которые являются объектами туристской индустрии, производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, а также объектов общественного питания. Средство размещения - имущественный комплекс, включающий здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц. Гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги.
Под гостиничными услугами понимается комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" (далее - Правила предоставления гостиничных услуг, Правила).
На основании абз. 9 п. 2 Правил состав услуг, входящих в гостиничные услуги, определяется требованиями, установленными Положением о классификации гостиниц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1860 (далее - Положение), в зависимости от вида и категории гостиницы.
В Приложении N 4 к данному Положению изложены Требования к гостиницам, а именно:
1. Требования к зданию и прилегающей территории.
2. Требования к техническому оборудованию и оснащению, в том числе:
п. 5: освещение;
п. 6: водоснабжение, в том числе бутилированная вода;
п. 7: отопление;
п. 8: кондиционирование воздуха;
п. 9: вентиляция;
п. 13: наличие телефона;
п. 14: наличие информационно-телекоммуникационной сети Интернет во всех помещениях гостиницы.
3. Требования к номерному фонду.
4. Требования к санитарным объектам общего пользования.
5. Требования к общественным помещениям, в том числе наличие:
п. 25: общественных помещений с мебелью и другим оборудованием, соответствующим функциональному назначению помещения;
п. 34: конференц-зала с оборудованием, необходимым для проведения презентаций (системы отображения информации и управления, звуковая аппаратура);
п. 35: бизнес-центра (электронные средства связи, копировальная техника, помещения для переговоров, компьютеры);
п. 36: спортивно-оздоровительного центра (тренажерный зал или зал для фитнеса).
6. Требования к помещениям для предоставления услуг питания.
7. Требования к услугам.
8. Требования к услугам питания.
9. Требования к технологии обслуживания, внешнему виду персонала.
Смысловой анализ вышеизложенных требований Положения дает основание сделать вывод, что наличие в гостинице информационно-телекоммуникационной сети Интернет, конференц-зала, бизнес-центра, спортивно-оздоровительного центра (тренажерный зал или зал для фитнеса), равно как и вентиляции, освещения, отопления, водоснабжения, является обязательным требованием к оснащению гостиницы. То есть наличие данного функционала у гостиницы само по себе не может рассматриваться как оказание гостям соответствующих сопутствующих дополнительных услуг. Данный функционал лишь обеспечивает возможность пользоваться данным оснащением.
В гостинице существует много территориальных оборудованных зон, не имеющих ограничений для общего доступа гостей, таких как: комфортная зона приема и регистрации пребывающих, лифтовое оборудование, зона бара и ресторана, зал для фитнеса, туалетные комнаты и прочее, пользование которыми гостями в настоящий момент не рассматривается как дополнительная услуга, выручка от оказания соответствующих услуг за пользование данными зонами отдельно не формируется, дополнительная плата с гостей не взимается.
Является ли наличие в гостинице опции свободного доступа и предоставления возможности пользоваться тренажерным залом или залом для фитнеса лицам, проживающим в гостинице, основанием для обязательного формирования выручки от оказания дополнительных услуг в гостинице, связанных с наличием указанной опции, облагаемой НДС по ставке 20%?
Является ли опция свободного доступа и предоставления возможности пользоваться тренажерным залом или залом для фитнеса лицам, проживающим в гостинице, фактором, влияющим на определение стоимости проживания, которая формирует выручку от оказания гостиничных услуг, облагаемую НДС по ставке 0%?
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса установлено, что с 1 июля 2022 года налогообложение НДС при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно пункту 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853 (далее - Правила), ценой номера (места в номере) является стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, определенных исполнителем, оказываемых за единую цену. При этом пунктом 4 Правил предусмотрено, что цена номера (места в номере) соответствующей категории устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами исполнителя допускается предоставление льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей.
На основании абзаца девятого пункта 2 Правил состав услуг, входящих в гостиничные услуги, определяется требованиями, установленными Положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860 (далее - Положение), в зависимости от вида и категории гостиницы. Так, перечень услуг, оказываемых в гостиницах, предусмотрен разделами VII - VIII приложения N 4 к Положению.
Принимая во внимание, что в соответствии с Положением наличие в гостинице общественных помещений, таких как спортивно-оздоровительный центр (тренажерный зал или зал для фитнеса), является технической характеристикой гостиницы, возможность посещения гостем поименованных помещений без взимания с него дополнительной платы не может рассматриваться как реализация гостиницей услуг в смысле, придаваемом этому понятию статьей 39 Кодекса. В связи с этим на предоставление гостиницей гостю возможности посещения таких общественных помещений, как спортивно-оздоровительный центр (тренажерный зал или зал для фитнеса), без взимания с него дополнительной платы нормы вышеуказанных пункта 1 статьи 146 и подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса не распространяются.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.11.2023 N 03-07-11/114216
Вопрос:
Об определении прибыли в целях налога на сверхприбыль.
Ответ:
В соответствии с положениями статей 3 и 4 Федерального закона от 04.08.2023 N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ) объектом налогообложения налогом на сверхприбыль признается сверхприбыль, налоговая база по которой определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год.
В свою очередь, прибыль для целей Федерального закона N 414-ФЗ за соответствующий год исчисляется как сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций, определяемых в соответствии с положениями статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), за соответствующий год с учетом положений статьи 283 Кодекса. При этом не учитываются налоговые базы по налогу на прибыль организаций, к которым применяются налоговые ставки, предусмотренные пунктами 1.6, 1.14, 3, 4, 4.1, 4.3, 4.4 и 5 статьи 284 Кодекса.
Таким образом, налоговая база по налогу на прибыль организаций за соответствующий год в целях определения налоговой базы по налогу на сверхприбыль определяется в вышеуказанном порядке с учетом ее уменьшения на сумму убытка, сформированного в предыдущих периодах.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.11.2023 N 03-03-06/1/113162
Вопрос:
Между организацией (исполнителем) и ее заказчиком заключен договор на выполнение подрядных работ. Договор предусматривает выполнение комплекса работ, устанавливает сроки их выполнения; документами, подтверждающими исполнение договора, являются акты о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3).
Вместе с тем исполнитель не только осуществляет подрядные работы, но и поставляет медицинское оборудование, не облагаемое НДС в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. Медицинское оборудование передается как самостоятельный объект, является непотребляемым в процессе выполнения подрядных работ.
При этом договор не является смешанным, поскольку никаких элементов договора поставки он не содержит: отсутствует указание на поставку в предмете договора, не предусмотрено подписание товарных накладных при приемке, отсутствуют условия и сроки поставки и др. В разделе "Цена договора и порядок расчетов" разделение на цену работ и цену оборудования отсутствует.
При этом перечень и расценки оборудования выделены в качестве отдельных позиций в сметном расчете.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация медицинских товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Медицинское оборудование, поставляемое в рамках описанного договора подряда, не облагается НДС, поскольку оно включено в соответствующий перечень (Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042).
Сможет ли организация применить освобождение от НДС в отношении медицинского оборудования, передаваемого в качестве самостоятельных объектов прав, если соответствующее оборудование будет реализовываться в рамках договора подряда посредством оформления актов о приемке выполненных работ (по форме КС-2)?
Существует ли риск доначисления НДС на цену оборудования в вышеописанном случае, если, несмотря на характер договора, первичные и платежные документы содержат ссылки на оборудование, не облагаемое НДС?
Ответ:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождение от налога на добавленную стоимость осуществляется в отношении медицинских изделий, на которые предоставлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регистрационное удостоверение на медицинское изделие (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 утвержден перечень кодов вышеуказанных товаров, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (далее - Перечень), который применяется с учетом примечаний.
Таким образом, освобождение от налога на добавленную стоимость в отношении медицинских изделий, реализуемых в Российской Федерации, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия, а также включении их в Перечень, утвержденный вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, с учетом примечаний к данному Перечню.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.11.2023 N 03-07-07/108675
Вопрос:
Организация заключила договор поставки товаров, согласно которому стоимость договора определена в иностранной валюте, а оплата производится с отсрочкой в рублях по зафиксированному в абсолютных величинах в договоре курсу иностранной валюты к российскому рублю. Из текста договора следует, что НДС должен быть начислен в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 153 НК РФ если при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Банка России на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база не корректируется.
Однако п. 2 ст. 153 НК РФ предписывает при определении налоговой базы по НДС учитывать доходы в том размере, в каком их можно оценить.
Организация полагает, что положения договора, регламентирующие порядок определения денежного обязательства по оплате за поставленные товары, не свидетельствуют о факте фиксации рублевой оценки стоимости договора, выраженной в иностранной валюте.
Как в данном случае определяется налоговая база для исчисления НДС? Верно ли, что в соответствии с п. 4 ст. 153 НК РФ показатели счета-фактуры должны быть рассчитаны исходя из курса Банка России на дату отгрузки товара?
Ответ:
Пунктом 4 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что, если при реализации товаров (работ, услуг) по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база не корректируется. Разницы в сумме налога, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со статьей 265 Кодекса.
В связи с этим в случае, если в договоре на реализацию товара предусмотрено обязательство об оплате этого товара в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, и при этом установлен фиксированный курс, по которому определенная договором сумма иностранной валюты пересчитывается в рубли, то есть на дату отгрузки товара его стоимость в рублях определена, положения пункта 4 статьи 153 Кодекса не применяются.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.11.2023 N 03-07-08/106701
=============================================================================