>>КонсультантПлюс в 2024 году. Хроника событий
>>Судебные акты с аналогичной позицией, экспорт "Избранного" и другие новшества в КонсультантПлюс
Читать дальше...
Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 24.02.2023 |
Читать новости на сайте КонсультантПлюс Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложениюПодборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс. Вопрос:Об НДС при оказании российской организацией иностранной организации, не имеющей фактического присутствия в РФ, услуг, связанных с патентами и товарными знаками в РФ. Ответ:В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса. Так, согласно положениям данной статьи услуги по получению российских патентов, регистрации в Российской Федерации товарных знаков и другие аналогичные услуги, связанные с патентами и товарными знаками, к услугам, перечисленным в подпунктах 1 - 4.1, 4.4 пункта 1 указанной статьи Кодекса, не относятся, и, следовательно, в отношении таких услуг применяется положение подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса, согласно которому местом реализации услуг признается территория Российской Федерации только в том случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации. Таким образом, местом реализации вышеуказанных услуг, оказываемых российской организацией иностранной организации, не имеющей фактического присутствия на территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации, и, соответственно, такие услуги являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.12.2022 N 03-07-08/127762 Вопрос:О вычете НДС, уплаченного налоговым агентом по договору аренды (лизинга) оборудования, и учете в целях налога на прибыль расходов в виде арендных (лизинговых) платежей. Ответ:Согласно пункту 3 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, принимаются к вычету. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ такие вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость. Что касается учета расходов в виде арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество, то согласно положениям подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ такие расходы учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При этом отмечается, что согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, НДС, уплаченный в качестве налогового агента, может быть принят к вычету, а затраты организации, произведенные по действующему договору аренды (лизинга), могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии их соответствия критериям, установленным статьей 252 НК РФ. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.12.2022 N 03-03-06/1/128271 Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль сумм прощенной (списываемой) кредиторской задолженности и прекращенных в 2022 г. обязательств по договору займа (кредита) с иностранной организацией (гражданином). Ответ:Согласно пункту 18 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Положения данного пункта не распространяются на списание ипотечным агентом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием, а также на списание специализированным обществом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами выпущенных им облигаций. Учитывая указанное, при списании кредиторской задолженности на основании соглашения о прощении долга налогоплательщик-должник должен отразить в составе внереализационных доходов суммы прощенной (списываемой) кредиторской задолженности, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Федеральным законом от 21.11.2022 N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ) абзац второй подпункта 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ изложен в новой редакции. При этом в силу пункта 7 статьи 14 Федерального закона N 443-ФЗ действие положений абзаца второго подпункта 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022. Согласно абзацу второму подпункта 21.5 пункта 1 статьи 251 Кодекса в редакции Федерального закона 443-ФЗ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде сумм прекращенных в 2022 году обязательств по договору займа (кредита), заимодавцем (кредитором) по которому на 1 марта 2022 года является иностранная организация (иностранный гражданин), в случае принятия решения о прощении долга такой иностранной организацией (иностранным гражданином) либо иностранной организацией (иностранным гражданином) или российской организацией (физическим лицом), получившей (получившим) право требования по такому договору займа (кредита) до 31 декабря 2022 года (в том числе процентов, учтенных в составе внереализационных расходов). Таким образом, в отношении требований, указанных в подпункте 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ (в редакции Федерального закона N 443-ФЗ), по которым обязательства в 2022 году прекращаются путем прощения долга, сообщается, что согласно названной норме: требования должны быть получены иностранной организацией (иностранным гражданином) или российской организацией (физическим лицом) до 31.12.2022; обязательства по требованиям должны вытекать из договора займа (кредита), по которому на 01.03.2022 заимодавцем (кредитором) является иностранная организация (иностранный гражданин). Учитывая изложенное, в случае, если прощаемая задолженность соответствует критериям подпункта 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ, доходы в виде сумм прекращенного обязательства не учитываются в целях налогообложения прибыли организаций. Одновременно сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Поскольку НК РФ не предусмотрено специального определения понятия договора займа, оно используется в законодательстве о налогах и сборах в значении, определенном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). При этом в соответствии со статьей 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.12.2022 N 03-03-06/1/127973 Вопрос:О налоге на прибыль при получении компенсации в связи с изъятием недвижимого имущества. Ответ:В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен в статье 251 НК РФ. Учитывая, что доходы в виде компенсации, полученной в связи с изъятием недвижимого имущества, не поименованы в статье 251 НК РФ, эти доходы учитываются в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке. При этом налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на остаточную стоимость указанного объекта недвижимости, а также на расходы, связанные с такой операцией. Таким образом, если сумма доходов в виде денежной компенсации не превышает сумму расходов, на компенсацию которых она предоставляется, то у налогоплательщика не возникает объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций в отношении данной операции. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.12.2022 N 03-03-06/1/127954 Вопрос:Об НДС при реализации банками физлицам драгоценных металлов в слитках с изъятием их из хранилищ банков и применении УСН и ПСН в ювелирной отрасли. Ответ:Федеральный закон от 09.03.2022 N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) принят в целях урегулирования вопроса использования драгоценных металлов в слитках в инвестиционных целях физическими лицами. С учетом этого Федеральным законом внесены изменения в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) операций по реализации банками драгоценных металлов в слитках физическим лицам с изъятием их из хранилищ банков. Федеральным законом также внесены изменения в пункт 3 статьи 346.12 и пункт 6 статьи 346.43 Кодекса, в соответствии с которыми с 1 января 2023 года не вправе применять упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения налогоплательщики, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов. Применение специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли создает неравные условия для тех производителей ювелирных изделий, которые находятся на общей системе налогообложения и уплачивают НДС как при производстве, так и при реализации таких изделий. Принятые Федеральным законом изменения предоставляют гражданам альтернативный инструмент накопления средств, не имеющий кредитного и валютного риска, а также позволяют привлечь дополнительные инвестиции в золотодобывающую отрасль, ликвидируют теневой оборот лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. Одновременно сообщается, что указанные ограничения по применению специальных налоговых режимов не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли ломами и отходами драгоценных металлов, а также в сфере производства бижутерии и ремонта ювелирных изделий. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.12.2022 N 03-11-10/127504 Вопрос:В Письме Минфина России от 27.02.2020 N 03-07-11/14211 установлено, что вступившие в силу с 1 января 2020 г. положения п. 3.1 ст. 170 НК РФ, предусматривающие обязанность правопреемника реорганизованной организации по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету такой организацией, применяются правопреемником, государственная регистрация которого в качестве юридического лица осуществлена после 1 января 2020 г. Другими словами, восстановить НДС по полученному при реорганизации имуществу должен тот правопреемник, государственная регистрация которого в качестве юридического лица осуществлена после вступления в силу п. 3.1 ст. 170 НК РФ, то есть после 01.01.2020. ООО 1 (далее - Общество) было создано путем реорганизации ООО 2 (реорганизованное Общество) в форме выделения и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 11 декабря 2019 г. При этом ООО 2 и ООО 1 находятся на общей системе налогообложения. В процессе реорганизации ООО 2 вновь созданному юридическому лицу ООО 1 было передано имущество по передаточному акту, в том числе объекты недвижимости. На сегодняшний день ООО 1 имеет законные основания и планирует переход на УСН. С учетом Письма Минфина России от 27.02.2020 N 03-07-11/14211 вправе ли ООО 1 при переходе на УСН не восстанавливать НДС по полученному при реорганизации имуществу, так как Общество было зарегистрировано 11.12.2019, то есть до вступления в силу п. 3.1 ст. 170 НК РФ (01.01.2020), обязывающего правопреемника восстановить НДС в таких случаях? Ответ:На основании абзацев первого и третьего пункта 3.1 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вступившего в силу с 1 января 2020 года, при переходе правопреемника реорганизованной организации на специальный налоговый режим в соответствии с главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса такой правопреемник обязан в случаях, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 3 статьи 170 Кодекса, восстановить суммы налога на добавленную стоимость, принятые реорганизованной организацией к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, либо в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. При этом восстановление указанных сумм налога следует производить в налоговом периоде, предшествующем переходу правопреемника на данный специальный режим налогообложения. Таким образом, если после 1 января 2020 года правопреемник реорганизованной организации переходит на упрощенную систему налогообложения, то такой правопреемник обязан применять положения вышеуказанных абзацев пункта 3.1 статьи 170 Кодекса независимо от даты признания организации реорганизованной. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.12.2022 N 03-07-11/127354 Вопрос:О направлении организацией, являвшейся до 2023 г. участником КГН, уведомления о выборе обособленного подразделения для уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ. Ответ:Пунктом 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены особенности исчисления и уплаты сумм налога на прибыль организаций (далее также - налог) налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения. В соответствии с пунктом 2 статьи 288 Кодекса уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. При этом абзацем вторым пункта 2 статьи 288 Кодекса предусмотрено, что в случае если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога. При применении абзаца второго пункта 2 статьи 288 Кодекса к случаям представления организацией, являвшейся до 2023 года участником консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН), уведомления о выборе ею обособленного подразделения, через которое она после прекращения действия КГН в связи с окончанием с 01.01.2023 срока действия договора о создании КГН будет осуществлять уплату налога в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации в налоговом периоде 2023 года, необходимо учитывать следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Кодекса участники КГН исполняют обязанности налогоплательщиков налога на прибыль организаций по КГН в части, необходимой для его исчисления ответственным участником этой группы. Таким образом, организации, являвшиеся до 2023 года участниками КГН, признаются самостоятельными налогоплательщиками налога на прибыль организаций с 01.01.2023 (то есть после прекращения действия КГН в связи с окончанием с 01.01.2023 срока действия договоров о создании КГН). Соответственно, выполнение требования, содержащегося в абзаце втором пункта 2 статьи 288 Кодекса, становится обязательным для указанных организаций только с 01.01.2023. Кроме того, обращается внимание, что Федеральным законом от 21.11.2022 N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 286 Кодекса вносятся изменения, предусматривающие установление для таких организаций особого порядка уплаты в 2023 году авансовых платежей. При этом соответствующие изменения, влияющие на порядок уплаты налога в 2023 году, вступают в силу только с 01.01.2023. Учитывая изложенное, уведомление о выборе вышеуказанной организацией обособленного подразделения, через которое она будет осуществлять уплату авансовых платежей (налога) в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации в налоговом периоде 2023 года, может быть представлено вместе с налоговой декларацией за январь 2023 года, то есть не позднее 25.02.2023. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.12.2022 N 03-12-11/126765 Вопрос:Об НДФЛ и страховых взносах при оплате организацией стоимости проезда работников на такси в ночное время до места работы и обратно. Ответ:В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для исчисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в статье 422 Кодекса, перечень которых является исчерпывающим. В связи с тем что оплата организацией проезда своих работников в ночное время до места работы и обратно обусловлена производственной необходимостью и отсутствием возможности у работников воспользоваться общественным транспортом, а также учитывая, что такая оплата производится в пользу транспортной организации, осуществляющей такие перевозки, то суммы данных расходов не относятся к объекту обложения страховыми взносами, а также указанная оплата не приводит к возникновению у таких работников дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.12.2022 N 03-04-07/125960 Вопрос:Об учете профсоюзной организацией в целях налога на прибыль целевых поступлений, в том числе на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. Ответ:Согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному пунктом 2 статьи 251 НК РФ. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. К таким целевым поступлениям на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 251 НК РФ относятся средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации установлены статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно положениям которой в случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. Таким образом, при определении соответствия денежных средств, поступивших профсоюзным организациям, целевым поступлениям, предусмотренным подпунктом 9 пункта 2 статьи 251 НК РФ, следует руководствоваться нормами ТК РФ. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.12.2022 N 03-03-06/3/126104 Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль платежей (взносов) по договору добровольного личного страхования работников. Ответ:В соответствии с положениями пункта 16 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам на оплату труда, учитываемым для целей налогообложения прибыли организаций, относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников. При этом указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда. Таким образом, если договор добровольного личного страхования работников соотносится с требованиями, установленными пунктом 16 статьи 255 Кодекса, то суммы платежей (взносов) по указанному договору учитываются для целей налога на прибыль организаций в составе расходов на оплату труда на основании пункта 16 статьи 255 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.12.2022 N 03-03-06/1/126326 |