Новости для юриста

Для владельцев агрегаторов разработаны правила передачи сведений оперативникам: проект Минцифры

Проект определяет порядок, состав и сроки передачи владельцами агрегаторов информации по запросу госорганов, которые ведут ОРД или обеспечивают безопасность РФ.

Перечень сведений, которые могут запросить оперативники (п. 12 проекта правил):

- регистрационные данные пользователя агрегатора (номер телефона, адрес электронной почты и др.);

- дата и время доступа пользователя к агрегатору, а также IP-адрес;

- информация о товарах, работах и услугах, которые пользователь разместил на агрегаторе;

- сведения о товарах и услугах, которые пользователь заказывал на агрегаторе (название товара или услуги, их цена, адрес доставки, способ оплаты, комментарии к заказу).

Данные будут передавать в форме электронного документа по системе межведомственного взаимодействия. Срок предоставления - не менее 24 ч, точнее укажут в запросе (п. п. 5 - 10 проекта правил).

Планируют, что поправки заработают с 1 сентября 2025 года (п. 3 проекта постановления). С этой же даты владельцы агрегаторов начнут предоставлять информацию оперативникам.

Публичное обсуждение инициативы завершится 5 июня.

Документ: Проект постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/p/156913)

ВС РФ назвал условия, при которых новый владелец бизнеса не вправе взыскать убытки с гендиректора

Единственный участник компании продал бизнес. Новый владелец решил, что бывший гендиректор продавал товары своему подконтрольному юрлицу по заниженным ценам. Это стало основанием для иска о взыскании убытков. Три инстанции требования почти полностью удовлетворили.

ВС РФ указал: новый владелец не вправе взыскивать убытки с бывшего директора, если на момент приобретения бизнеса знал или должен был знать о порядке и способах его ведения. Речь идет, в частности, о сделках с заинтересованностью и ценовой политике.

Кроме того, если компания долго работала в определенном порядке, имела сложившуюся экономическую модель, а единственный участник компании не возражал, то это может говорить о фактическом одобрении действий директора. В этом случае оспаривать их нельзя.

Сравнение цен реализации продукции с расчетными не говорит об отклонении от рынка, так как последние игнорируют спрос, реальную возможность сбыта за эти деньги и др. Чтобы доказать наличие убытков, нужно сопоставлять данные о фактической цене с рыночной.

Также суды не учли, что компания задолго до назначения гендиректора на должность продавала продукцию аффилированному с ним юрлицу по тем же ценам.

В связи с этими ошибками и рядом других дело направили на новое рассмотрение.

Документ: Определение ВС РФ от 25.04.2025 N 303-ЭС24-23691

Введение лицензий на розничную продажу сигарет: Минфин подготовил поправки

По проекту с 1 сентября 2026 года, чтобы торговать в розницу табачной и никотинсодержащей продукцией, нужна лицензия. Выдавать ее станут исполнительные органы регионов с 1 марта 2026 года максимум на 5 лет. Конкретный период с учетом этого ограничения укажет компания или ИП.

Лицензию будут предоставлять на каждый торговый объект (магазин или павильон) отдельно. Она позволит закупать продукцию по договору поставки, хранить эти товары и продавать их потребителям. Исключение - закупка при импорте.

С 1 сентября 2027 года компании или ИП нужно среди прочего иметь торговый объект площадью не менее 5 кв. м. В законах субъектов РФ смогут увеличить минимальную площадь, но не более чем в 5 раз. Объект должен быть у лицензиата, например, в аренде (со сроком по договору от 1 года включительно) или в собственности.

Есть и другие новшества. Публичное обсуждение проекта завершат 6 июня.

Напомним, Минфин недавно предложил ввести госпошлину в размере 20 тыс. руб. за каждый год действия, в частности, данной лицензии.

Документ: Проект федерального закона

Защита от ЧС и пожарная безопасность: МЧС подвело итоги правоприменительной работы

Ведомство подготовило материал о правоприменительной практике за 2024 год в области пожарной безопасности (в т.ч. по лицензируемой деятельности), защиты от ЧС. Он позволит хозсубъектам оценить, не совершают ли они типичные нарушения, воспользоваться отдельными рекомендациями и получить ответы на актуальные вопросы.

В сфере пожарной безопасности лидирует, в частности, несоблюдение правил об обеспечении защиты людей, условий для тушения возможного пожара. К этому относится ненадлежащее содержание систем оповещения, эвакуационных путей, кровли, нехватка огнетушителей.

Даны советы, как действовать при обслуживании противопожарных систем, определении качества работ по их проектированию и монтажу, аренде помещений, работе подрядчиков на объектах.

Ответы на актуальные вопросы помогут среди прочего понять:

- как подтвердить компетенцию в области пожарной безопасности;

- кто оплачивает монтаж автономных дымовых извещателей в жилищах отдельных категорий граждан;

- в какие сроки подтверждается соответствие лицензионным требованиям по пожарным работам, в каком случае могут аннулировать лицензию.

Лицам с правом выполнять пожарные работы напомнили о том, что изменилось в лицензионных требованиях, какие индикаторы риска ввели, а также о новшествах в ГОСТах.

В сфере защиты от ЧС хозсубъекты часто нарушают сроки повышения квалификации должностных лиц, не проводят учения и др. Информация по актуальным темам позволит разобраться, например, в таких вопросах:

- может ли быть снижена категория риска объекта;

- как определить номенклатуру и объем резервов для ликвидации ЧС;

- нужно ли предприятию в зоне опасного химического заражения, при аварии на химическом объекте (выбросе аммиака) обеспечивать работников средствами защиты;

- можно ли возложить полномочия комиссии по устойчивости функционирования организации на комиссию по ЧС и пожарной безопасности.

Документы: Доклады с обобщением правоприменительной практики и руководством по соблюдению обязательных требований (утв. МЧС России 30.04.2025)

Как организации обеспечить пожарную безопасность

Как создать комиссию по чрезвычайным ситуациям