ВОЗМЕЩЕНИЕ КОММУНАЛКИ: КАК АРЕНДОДАТЕЛЮ НА УСН НЕ ЗАПУТАТЬСЯ С НДС
Л.А. Елина, ведущий эксперт
Арендодатели часто включают в договор условие о том, что арендная плата состоит из двух частей: постоянной и переменной. Переменная фактически представляет собой возмещение каких-либо дополнительных расходов арендодателя, которые на самом деле возникли из-за деятельности арендатора. К примеру, оплата потребленного электричества и воды по счетчикам. Разберем НДС-особенности таких операций у упрощенцев-арендодателей.
Рассмотрим конкретную ситуацию. ИП на УСН ("доходы" 6%) с НДС (5%) сдает в аренду помещения. В договоре предусмотрена переменная часть арендной платы в виде перевыставляемых коммунальных платежей за электричество и газ. ИП их оплачивает ресурсоснабжающим организациям, входной НДС по платежам - 20%.
Предприниматель спросил у нашей редакции, как перевыставлять арендаторам такие платежи: платеж + НДС 20% или же (платеж + НДС 20%) + сверху еще 5% НДС? Итак, давайте разбираться.
В рассматриваемой ситуации арендная плата состоит из двух частей: постоянной и переменной, включающей в себя лишь компенсацию затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений. В таком случае надо перевыставить арендатору только сумму затрат арендодателя на оплату части коммунальных услуг, которые относятся к арендатору <1>. В эти затраты входит и НДС ресурсоснабжающим организациям (РСО) - иначе арендодателю придется платить этот НДС за счет собственных средств.
Лучше прямо прописать это в договоре. Выделять этот налог в первичных документах не нужно. А в справке для обоснования переменной части арендной платы, которую обычно делают арендодатели для арендатора, можно привести общую сумму коммунальных платежей с учетом НДС.
Что касается НДС, который должен исчислять арендодатель, то как постоянная, так и переменная части арендной платы облагаются НДС в общем порядке <2>. Поскольку ИП на УСН применяет ставку НДС 5%, то исчислить НДС надо по этой ставке. Кроме того, ИП должен выставить арендатору счет-фактуру на оказанные услуги по аренде помещения <3>.
Пример. Расчет 5%-го НДС с арендной платы, включающей в себя постоянную и переменную части
Условие. Постоянная часть арендной платы составляет 800 000 руб., переменная часть арендной платы - 60 000 руб. Эту сумму ИП уплатил поставщикам за коммунальные услуги (50 000 руб. за свет и воду и сверху НДС 20% - 10 000 руб.).
Решение. Сумма НДС с арендной платы (с переменной части и с постоянной части) составит 43 000 руб. ((800 000 руб. + 60 000 руб.) х 5%).
Общая сумма, предъявленная к оплате арендатору, составит 903 000 руб., в том числе НДС 43 000 руб. (800 000 руб. + 60 000 руб. + 43 000 руб.).
* * *
Напомним, что НДС-учет при возмещении коммунальных расходов зависит от особенностей договора аренды. Возможны три варианта перевыставления коммуналки арендатору.
Первый, о котором шла речь в этой статье, - когда арендная плата состоит из двух частей: постоянной и переменной (которая и включает в себя возмещение затрат арендодателя на коммунальные услуги). Второй вариант - когда коммунальные платежи возмещаются сверх арендной платы. Он самый невыгодный. И третий вариант - когда между арендатором и арендодателем заключен агентский договор. Надо ли перевыставлять НДС при том или другом варианте, мы рассказывали в ГК, 2024, N 16, с. 66.
<1> п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 424, пп. 1, 2 ст. 614 ГК РФ
<2> Письмо Минфина от 18.01.2024 N 03-07-11/3227
<3> п. 3 ст. 168 НК РФ
Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 08, 2025
ИЗМЕНЕНИЕ АДРЕСА В ЕГРЮЛ/ЕГРИП ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ В ДРУГОЙ СУБЪЕКТ РФ
Н.Н. Катаева, ведущий эксперт
Если организация (предприниматель) задумалась о переезде в другой субъект РФ и смене места нахождения (места жительства), то прежде всего надо встать на учет в ИФНС в новом регионе и позаботиться об обновлении сведений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Посмотрим, как это сделать.
Организация о своем переезде должна уведомить обе налоговые
Организация должна уведомить регистрирующую инспекцию по старому адресу о том, что приняла решение о переезде <1>. Для этого в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о переезде надо подать заявление по форме N Р13014 (в п. 6 титульного листа надо проставить значение "1") и протокол общего собрания участников организации/решение единственного участника о смене места нахождения <2>.
ИФНС внесет информацию в ЕГРЮЛ о том, что организация собирается менять место нахождения. А на 21-й календарный день в регистрирующую ИФНС по новому адресу уже можно подавать <3>:
заявление по форме N Р13014 (п. 6 титульного листа заполнять не надо);
решение об утверждении изменений в уставе;
новую редакцию устава или лист изменений к нему;
договор аренды (если юридический адрес "арендуется");
платежку об уплате госпошлины в сумме 800 руб. Госпошлина не уплачивается, если документы подаются в электронной форме через сайт ФНС, портал госуслуг, МФЦ или нотариуса.
В течение 5 рабочих дней со дня получения документов регистрирующая ИФНС зарегистрирует изменения в уставе и внесет запись о новом адресе в ЕГРЮЛ, в новой ИФНС организацию поставят на учет, а в старой снимут с учета. После перехода ИНН организации останется прежним, а КПП поменяется. О новом адресе и КПП нужно сообщить своему банку и контрагентам.
Какая инспекция занимается госрегистрацией, можно узнать на сайте ФНС (https://www.nalog.gov.ru/ - Все сервисы - Обратная связь/Помощь - Адрес и платежные реквизиты вашей инспекции).
Для этого надо выбрать тип налогоплательщика - юрлицо или ИП.
И ввести свой адрес. По результатам будет указана налоговая инспекция, где организация/ИП состоит на учете, и ИФНС, которая занимается госрегистрацией в регионе.
ИП не обязан уведомлять ИФНС при переезде в другой регион
Предприниматель, который поменял место жительства, не должен подавать документы для перехода в новую налоговую. Его автоматически снимут с учета в старой ИФНС, поставят на учет в новой и внесут сведения о новом адресе в ЕГРИП после того, как налоговики получат сведения из МВД о смене адреса <4>. ИНН предпринимателя при переходе не поменяется.
* * *
Со дня внесения в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений о новом адресе организация/ИП состоят на учете уже по этому адресу. Именно с этой даты они должны сдавать отчетность в новую налоговую.
<1> Информация ФНС "Разъяснены нюансы заполнения заявления об изменении места нахождения компании"
<2> Приложение N 4 к Приказу ФНС от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@
<3> пп. 1, 6 ст. 17, пп. 1, 3 ст. 18 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ; подп. 3 п. 1 ст. 333.33, подп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ
<4> п. 4 ст. 84, п. 3 ст. 85 НК РФ; пп. 4, 5 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 09, 2025
ЦЕПОЧКА ПОСРЕДНИКОВ: КОГО УКАЗАТЬ В КАССОВОМ ЧЕКЕ КАК ПОСТАВЩИКА
Н.А. Мартынюк, ведущий эксперт
Посредник, который пробивает чеки на своей ККТ, должен указывать в них данные и ИНН поставщика.
Чьи данные указать, если посредников несколько и каждый - принципал для следующего?
Возьмем пример распространенной организации продаж:
компания А - собственник товара и принципал для компании Б;
агент Б берет товар у компании А, от своего имени принимает заказы и передает на отправку в компанию В;
компания В - действующий от своего имени агент компании Б;
у компании В договор с компанией Д, которая доставляет товар, от своего имени вручает покупателю-физлицу товар, получает от него деньги и пробивает чек.
Обязанность применять ККТ возникает у компании Д как у действующего от своего имени агента компании В <1>. При этом чек должен быть пробит с реквизитами "признак агента" (тег 1057) или "признак агента по предмету расчета" (тег 1222), "данные поставщика" (тег 1224), "ИНН поставщика" к соответствующей товарной позиции <2>.
Возникает вопрос: кто должен быть указан в чеке ККТ как поставщик? Когда в схеме продажи только два участника - собственник товара и его агент, очевидно, что поставщик в чеке - это принципал. Но в нашем случае посредник не один, их несколько. И каждый - принципал для следующего.
В Приказе ФНС о дополнительных реквизитах чеков <3> не написано, чьи данные и ИНН нужно указать как данные поставщика по тегам 1224 и 1226 в тех случаях, когда есть цепочка посредников:
или того, с кем заключен договор у пользователя ККТ (в нашем примере - компании В);
или самого первого звена в цепочке, то есть собственника товара (в нашем примере - компании А).
Заметим, что в давней, самой первой редакции прошлого Приказа ФНС о дополнительных реквизитах чеков <4> было прямо написано, что в теге 1224 агент должен указывать данные принципала (примечание 2 к таблице 23). Однако впоследствии упоминание о принципале исключили, и с тех пор в описаниях реквизитов 1224-1226 фигурирует слово "поставщик".
На наш взгляд, под поставщиком логично понимать именно первое звено, в приведенном примере - компанию А, поскольку:
именно ее выручкой является указываемая в чеке сумма расчета. Налоговики при контроле полноты учета выручки ориентируются на указанные в чеках данные поставщика <5>;
в реквизите "ставка НДС" (тег 1199) нужно указать то значение, которое применяется при продаже этого товара, а оно определяется налоговым режимом собственника товара - компании А <6>.
За разъяснениями мы обратились к специалисту ФНС.
Данные о поставщике при формировании чека ККТ последним посредником в цепочке
Хвостова Ольга Александровна. Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Прямого требования об указании в кассовом чеке именно данных собственника реализуемых товаров нормативные документы, касающиеся применения ККТ, не содержат.
Вместе с тем правила применения ККТ определены в целях полноты учета выручки, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров <7>. Поэтому в приведенном примере при формировании компанией Д кассового чека по тегам 1224 "данные поставщика" и 1226 "ИНН поставщика" следует указывать данные компании А, а в реквизите предмета расчета (тег 1059) отражать стоимость товаров исходя из цены реализации компании А.
Для этого в документации, сопровождающей товар по всей цепочке, рекомендуется указывать соответствующие сведения.
Добавим, что снабдить этими сведениями последнее звено - в интересах всех посредников по цепочке. Ведь если в чеках в качестве поставщика будет фигурировать кто-то из них, то соответствующие суммы ИФНС автоматически будет приписывать ему в выручку и станет запрашивать пояснения из-за несовпадения с налоговой отчетностью.
* * *
Понятно, что цепочка может быть и длиннее приведенной выше. Но принцип сохраняется: надо позаботиться о том, чтобы в чеке был указан собственник товара.
<1> Письмо Минфина от 25.09.2018 N 03-01-15/68639
<2> Письма ФНС от 10.10.2022 N АБ-4-20/13456@; Минфина от 15.06.2018 N 03-01-15/41171
<3> Приказ ФНС от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@
<4> Приказ ФНС от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@
<5> Письмо ФНС от 10.10.2022 N АБ-4-20/13456@
<6> Письмо ФНС от 27.06.2019 N ЕД-4-20/12565@
<7> п. 2 ст. 1 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ
Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 09, 2025