>>КонсультантПлюс в 2024 году. Хроника событий
>>Судебные акты с аналогичной позицией, экспорт "Избранного" и другие новшества в КонсультантПлюс
Читать дальше...
Новое в российском законодательстве (еженедельно) от 22.07.2023 |
Читать новости на сайте КонсультантПлюс
• АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫРасширен перечень ценных бумаг, долей в уставных (складочных) капиталах российских юридических лиц, принадлежащих лицам недружественных иностранных государств, в отношении которых вводится временное управление Росимуществу передаются обыкновенные акции АО "ДАНОН РОССИЯ" и доли в ООО "Пивоваренная компания "Балтика". Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. До 31 декабря 2025 г. продлевается действие специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности Указанные меры введены Указом Президента РФ от 08.03.2022 N 100 и включают в себя установление запрета или ограничений на вывоз и ввоз продукции и сырья согласно перечням, определяемым Правительством РФ, а также повышенных ставок таможенных пошлин в отношении таких продукции и сырья. Уточнены задачи межведомственной комиссии по определению дефектуры или риска возникновения дефектуры лекарственных препаратов К задачам Комиссии отнесено принятие в 2023 году решений о возможности обращения в РФ зарегистрированных лекарственных препаратов для медицинского применения в упаковках, предназначенных для обращения в иностранных государствах, в случае дефектуры лекарственных препаратов или риска ее возникновения в связи с введением санкций при условии соответствия ввозимых лекарственных препаратов требованиям, установленным при их регистрации, за исключением требований к первичной упаковке, вторичной (потребительской) упаковке, а также при наличии на вторичной (потребительской) упаковке самоклеящейся этикетки, содержащей информацию о лекарственном препарате на русском языке. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования и действует по 31 декабря 2023 года. Принят закон об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями Закон устанавливает изъятия ограничительного характера для иностранных холдинговых компаний при осуществлении ими корпоративных прав в отношении экономически значимых организаций, определяет условия и порядок вступления лиц, косвенно владеющих акциями (долями в уставном капитале) экономически значимых организаций, принадлежащими иностранной холдинговой компании, в прямое владение такими акциями (долями в уставном капитале), а также устанавливает особенности приобретения экономически значимыми организациями публичного статуса. Проект Федерального закона N 406984-8 "Об администраторах финансовых индикаторов" В Госдуму внесли законопроект, устанавливающий правовые основы осуществления деятельности администраторов финансовых индикаторов Согласно законопроекту финансовый индикатор - это определяемый на регулярной основе показатель, являющийся ориентиром для определения цены товара, иного имущества, включая финансовые инструменты, величины процентной ставки, величины риска, курса валюты или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей. Устанавливаются полномочия Банка России по регулированию, контролю и надзору в сфере деятельности администраторов финансовых индикаторов. Вводится также в том числе понятие "администратор финансовых индикаторов" - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по определению финансовых индикаторов и распространению (предоставлению) информации о них, сведения о котором внесены Банком России в реестр администраторов финансовых индикаторов. • КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯУстановлен порядок представления от РФ кандидатур для назначения на должности судей Суда Евразийского экономического союза Генеральный прокурор РФ не позднее чем за четыре месяца до предполагаемого окончания срока полномочий судей Суда ЕАЭС от Российской Федерации издает приказ о создании конкурсной комиссии и об объявлении открытого конкурса по отбору кандидатур. Отбор кандидатур осуществляется по результатам открытого конкурса, проводимого конкурсной комиссией. Предложения по кандидатурам, рекомендованным конкурсной комиссией, с согласия Президента РФ вносятся Генеральным прокурором РФ в Высший Евразийский экономический совет. Положения КоАП РФ, смягчающие или отменяющие административную ответственность за административное правонарушение, равным образом распространяются и на лиц, ранее добровольно уплативших административный штраф в размере половины назначенной суммы Конституционный Суд РФ признал часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает, что уплата административного штрафа до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении не препятствует применению к лицу, его уплатившему, закона, отменяющего административную ответственность за совершенное административное правонарушение и вступившего в силу ранее вступления в законную силу указанного постановления. Суд, в частности, указал, что добровольная уплата административного штрафа в размере половины назначенной суммы, увязываемая не со вступлением постановления о его наложении в законную силу, а с днем вынесения, не аннулирует действия в отношении уплатившего административный штраф лица презумпции невиновности и не может свидетельствовать о признании им вины в совершении административного правонарушения, препятствующем обжалованию соответствующего постановления в установленном законом порядке. До 1 сентября 2024 года продлен упрощенный порядок декларирования соответствия продукции на основании собственных доказательств заявителя при ее выпуске в обращение (в том числе ввозе) на территории РФ Также до 1 сентября 2024 г. продлевается возможность ввоза продукции, предназначенной для обращения исключительно на территории РФ, без маркировки знаком обращения на рынке или знаком соответствия. Кроме того, в числе прочего предусмотрено, что в случае принятия заявителем решения об отсутствии необходимости размещения информации о декларации о соответствии на официальном сайте национального органа по аккредитации в сети "Интернет" не допускается реализация продукции, выпущенной в обращение на основании указанной декларации о соответствии, потребителям (покупателям) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе в рамках договоров розничной купли-продажи. С 1 сентября 2024 года устанавливается актуализированный перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений Кроме того, уточнено, что актуализация перечня осуществляется на основании предложений не только федеральных органов исполнительной власти, но и госкорпораций по согласованию с Минпромторгом. Граждане ДНР и ЛНР исключены из перечня лиц, освобождаемых от обязанности передачи удостоверяющих личность документов на хранение в территориальный орган МВД при получении свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ Таким образом, от указанной обязанности освобождены только граждане Украины. Уточнены полномочия Минтранса России В частности, установлено, что Министерство осуществляет также следующие полномочия: в целях реализации международных договоров РФ в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства утверждает федеральные программы обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта, контроля качества обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта, подготовки персонала (специалистов) в области обеспечения транспортной безопасности воздушного транспорта по согласованию с ФСБ России и МВД России; устанавливает структуру и содержание планов обеспечения транспортной безопасности, программ обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (транспортных средств) по согласованию с ФСБ России и МВД России. Кроме этого, уточняется, что по согласованию с указанными органами Министерство устанавливает порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также срок хранения и порядок предоставления содержащихся в них данных. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением вышеизложенных изменений, которые вступают в силу с 1 марта 2024 года. Закреплены полномочия Росавиации по осуществлению государственного учета сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее Соответствующие изменения внесены в Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденное постановлением Правительства от 30 июля 2004 г. N 396. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 года. Утверждена Стратегия развития производства органической продукции в РФ до 2030 года Стратегия является отраслевым документом стратегического планирования РФ в сфере производства органической продукции, определяющим приоритеты, цели и задачи государственного регулирования до 2030 года, индикативные сценарии развития отрасли в зависимости от применяемых механизмов и объемов государственной поддержки и конъюнктуры рынка. Под органической продукцией понимаются экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, при производстве которых не используются минеральные удобрения и химические вещества (агрохимикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста и откорма животных, гормональные препараты), за исключением разрешенных к применению действующими в РФ стандартами. В качестве задач реализации Стратегии закреплены: развитие внутреннего потребительского рынка - расширение потребления органической продукции, повышение информированности и доверия населения к органической продукции; расширение экспортных направлений поставок органической продукции, выход на новые перспективные рынки; развитие горизонтальных производственных связей и каналов сбыта органической продукции; расширение производственной базы для производства органической продукции и развитие технологий - увеличение площади земель, на которых применяется технология органического земледелия, рост продуктивности производства. Кроме этого, определены целевые показатели реализации Стратегии к 2025 году и к 2030 году, сценарии развития производства органической продукции (базовый, консервативный и оптимистический), мероприятия по реализации Стратегии, а также приведен анализ основных рисков и вызовов развития производства органической продукции в РФ. Правительством утверждена Концепция регулирования отрасли квантовых коммуникаций в РФ до 2030 года Цель Концепции - определение основных подходов к развитию системы нормативного регулирования в РФ отрасли квантовых коммуникаций для обеспечения глобальной технологической конкурентоспособности. В качестве задач, на решение которых направлено регулирование отрасли квантовых коммуникаций, закреплены, в частности, следующие: определение направлений развития правового регулирования квантовых коммуникаций; формирование правовых основ рынка товаров, работ и услуг в отрасли квантовых коммуникаций, основанного на национальной системе стандартизации и оценки соответствия; обеспечение технологического суверенитета РФ в отрасли квантовых коммуникаций и др. Документом определены принципы регулирования отрасли квантовых коммуникаций, общеотраслевые и отраслевые направления регулирования указанной отрасли, механизмы реализации Концепции. В числе прочего предусмотрено, что развитие отрасли квантовых коммуникаций потребует правового закрепления терминов для этой отрасли и их систематизации, в том числе путем внесения изменений в ОКВЭД и иные правовые акты. Новые позиции включены в перечни стандартов, необходимых для соблюдения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР ТС 009/2011) Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования. Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства В него включены следующие новые индикаторы риска нарушения обязательных требований: увеличение количества несчастных случаев на производстве с легкими последствиями, произошедших в квартале текущего года, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года; отсутствие в ФГИС СОУТ информации о результатах проведения специальной оценки условий труда у юридического лица или ИП, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ/ЕГРИП более 12 месяцев назад, при условии, что указанное юридическое лицо/ИП является страхователем в СФР и представляет информацию о 50 и более застрахованных лицах, или наличие в ФГИС СОУТ информации о результатах проведения специальной оценки условий труда у юридического лица/ИП более 5 лет назад при наличии рабочих мест с вредными или опасными условиями труда. Кроме этого, документом действие приказа Минтруда от 30 ноября 2021 г. N 838н, которым утвержден указанный перечень, ограничено 31 декабря 2025 года. Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному надзору в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними Поправками, в том числе, включен новый индикатор - соотношение объема пиломатериалов, произведенных на объекте лесоперерабатывающей инфраструктуры, за квартал составляет более 90% от объема необработанных лесоматериалов, переработанных на таком объекте лесоперерабатывающей инфраструктуры по данным Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса с 2025 года). С 1 сентября 2023 г. применяется обновленный перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения Такими индикаторами являются: установление факта владения на праве собственности или ином законном основании двумя и более лицензиатами производственным объектом для осуществления работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности; выявление в течение календарного года несоответствия более чем на 10% объема серии (серий), входящей (входящих) в состав партии ввезенных (перемещенных) в РФ лекарственных средств для ветеринарного применения, и объема введенной (введенных) в гражданский оборот серии (серий) той же партии лекарственных средств для ветеринарного применения (по информации, содержащейся в ФГИС в области ветеринарии). Признается утратившим силу приказ Минсельхоза России от 1 февраля 2022 г. N 38, регулирующий аналогичные правоотношения. Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по лицензионному контролю деятельности по производству лекарственных средств для ветеринарного применения Таким индикатором является, в числе прочего, выявление несоответствия показателей качества, установленных при государственной регистрации лекарственного препарата для ветеринарного применения, по трем и более образцам одной лекарственной формы различных наименований лекарственных препаратов для ветеринарного применения, произведенных одним производителем на одном производственном оборудовании, в течение календарного года. Расширен Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по внешнему контролю деятельности (федеральному государственному контролю (надзору) аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям Включены следующие индикаторы: исключение Банком России сведений об аудиторской организации из реестра аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5.6 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"; выдача в течение одного календарного года аудиторских заключений в количестве, превышающем два в месяц на каждого аудитора, исходя из средней численности аудиторов, работавших в данной аудиторской организации, за указанный год. Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за организацией и проведением азартных игр Признан утратившим силу аналогичный приказ Минфина от 01.12.2021 N 200н. Президент РФ поручил обеспечить интеграцию новых субъектов РФ в сферу реализации государственной национальной политики Также в перечне поручений: создание региональных сегментов государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций; реализация мероприятий по профессиональному развитию государственных и муниципальных служащих новых субъектов РФ; предоставление мер поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере реализации государственной национальной политики РФ. Утвержден перечень нормативных правовых актов в сфере общего образования, СПО и дополнительного профессионального образования, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования В перечне приводятся, в числе прочего: гиперссылки на тексты нормативных правовых актов на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru); виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц НПА, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования (при их наличии) и др. Использование программы для электронных вычислительных машин, позволяющей осуществлять принятие решений (совершение действий), направленных на исполнение ограничивающего конкуренцию соглашения в автоматическом режиме (без участия человека), предлагается отнести к отягчающим обстоятельствам при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства Законопроект вносит соответствующее дополнение в примечание 4 к статье 14.32 КоАП РФ "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности". Кроме того, устанавливается административная ответственность за повторное невыполнение в установленный срок законных решений, предписаний антимонопольного органа, вынесенных с учетом привлечения к административной ответственности по частям 2.1 - 2.7 статьи 19.5 КоАП РФ. Принят закон, устанавливающий на постоянной основе возможность получения гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, льготного периода исполнения обязательств по кредитному договору Закрепляется право заемщика, заключившего договор потребительского кредита (займа), размер которого не превышает определенного Правительством РФ значения, обратиться к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода на срок до шести месяцев, в течение которого заемщик вправе не вносить платежи по такому договору. До установления Правительством РФ необходимых значений максимальный размер кредита, по которому заемщик вправе обратиться с требованием о предоставлении льготного периода, устанавливается в размере 1 млн 600 тыс. рублей для автокредитов и 450 тыс. рублей для остальных договоров потребительского кредита (займа). Для договоров потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования лимит выдачи или лимит задолженности (наименьшая из указанных величин) устанавливается в размере 150 тыс. рублей. Среди обязательных условий предоставления льготного периода названы в том числе следующие: нахождение заемщика в трудной жизненной ситуации; отсутствие постановления суда о признании заемщика банкротом; условия кредитного договора ранее не изменялись по требованию заемщика. Под трудной жизненной ситуацией понимается одно из следующих обстоятельств: снижение среднемесячного дохода заемщика, рассчитанного за 2 последних месяца, более чем на 30 процентов по сравнению со среднемесячным доходом, рассчитанным за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения заемщика с требованием о предоставлении льготного периода; проживание заемщика в жилом помещении, находящимся в зоне чрезвычайной ситуации. Предложены поправки в законодательство, направленные на расширение объемов организованной торговли Законопроектом, в частности, предлагается предусмотреть, что перечень отдельных видов товаров и нормативы (порядок определения нормативов) в отношении количества товаров, продажу которых хозяйствующие субъекты должны осуществлять на организованных торгах, могут устанавливаться Правительством. Если федеральными законами не предусмотрено иное, указанные нормативы не могут превышать 25% от объема производства хозяйствующим субъектом соответствующего вида товара. Предусмотрено, что Правительством должны быть определены критерии, при соответствии которым на хозяйствующие субъекты распространяются установленные нормативы (порядок определения нормативов), компетентный орган, уполномоченный осуществлять контроль за выполнением хозяйствующими субъектами установленных формативов (порядка определения нормативов), а также могут быть установлены условия и порядок уменьшения указанными хозяйствующими субъектами объема продаж товаров на организованных торгах. Помимо прочего, предусмотрены и следующие новшества: с 50 до 5 миллионов рублей снижается минимальный размер собственных средств для торговой системы, оказывающей услуги по проведению торгов только на товарном рынке; для торговых систем с минимальным размером собственных средств в 5 миллионов предлагается установить квалификационные требования на уровне нормативного акта Банка России; товарные торговые системы освобождаются от обязанности организации внутреннего аудита, если нормативным актом Банка России не установлено иное; устанавливается, что товарная торговая система не вправе оказывать услуги по проведению организованных торгов на финансовом рынке. Законопроектом предусмотрены и иные регуляторные послабления. Предложены уточнения в порядок подписания электронных документов, представляемых участниками оборота различных видов товаров в информационную систему мониторинга Устанавливается, что электронные документы, автоматически формируемые и представляемые участниками оборота товаров в информационную систему мониторинга, за исключением заявления о регистрации участника оборота товаров, заявки на тестирование информационного взаимодействия и заявки на доступ к устройству регистрации эмиссии, могут быть подписаны усиленной электронной подписью участника оборота товаров, который осуществляет функции оператора соответствующей информационной системы, с применением средств электронной подписи, используемых для автоматического создания электронных подписей. Соответствующие дополнения вносятся в правила маркировки табачной и никотинсодержащей продукции, обувных товаров, фотокамер, фотовспышек и ламп-вспышек, товаров легкой промышленности, духов и туалетной воды, шин, упакованной воды, пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков, парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук, кресел-колясок, отдельных видов медицинских изделий. • ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВОС 15 сентября 2023 года вступают в силу актуализированные правила направления документов в орган регистрации прав В соответствии с Федеральным законом от 18.03.2023 N 66-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и статью 62.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено направление в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения соответствующих сведений в ЕГРН в случае принятия решения об установлении, изменении границ лесопаркового зеленого пояса или о его упразднении. Установлены форма реестра обязательств негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, и порядок его формирования в электронном виде Сведения, включаемые в реестр при его формировании, должны соответствовать сведениям, отраженным на пенсионных счетах негосударственного пенсионного обеспечения на дату наступления гарантийного случая (дату, указанную в требовании Банка России). Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Проведен анализ законодательных изменений в сфере земли и недвижимости во II квартале 2023 года В режиме "было/стало" проанализированы положения, в том числе: федеральных законов от 14.04.2023 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 13.06.2023 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; постановления Правительства от 12.05.2023 N 747 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"; приказа Росреестра от 21.04.2023 N П/0140 "О внесении изменений в Порядок ведения государственного реестра кадастровых инженеров, утвержденный приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29 октября 2020 г. N П/0402". Принят закон об увеличении "периода охлаждения" при страховании потребительских кредитов В частности, согласно поправкам, в случае отказа заемщика, являющегося страхователем по договору добровольного страхования, заключенному в целях обеспечения исполнения обязательств заемщика по договору потребительского кредита (займа), от такого договора добровольного страхования в течение 30 календарных дней (в настоящее время - 14 календарных дней) со дня его заключения страховщик обязан возвратить заемщику уплаченную страховую премию в полном объеме. Кроме того, кредитор обязан направить заемщику письменное уведомление о его праве отказаться от любой дополнительной услуги (работы, товара), оказываемой (выполняемой, реализуемого) кредитором, действующим от собственного имени или по поручению и (или) от имени третьего лица, или третьим лицом, и требовать возврата денежных средств. Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельного положения. Ко второму чтению подготовлен законопроект о совершенствовании регулирования деятельности международных компаний и фондов В частности, согласно законопроекту, статус международной компании предоставляется одновременно с государственной регистрацией в ЕГРЮЛ при соблюдении определенных условий, подлежащих применению в зависимости от порядка создания такой компании (в том числе в случае если учредитель создаваемого хозяйственного общества принял обязательство передать такому обществу в течение одного года имущество, в том числе имущественные права, балансовая стоимость которого составляет не менее 800 миллионов рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по официальному курсу Банка России). Предусматриваются в том числе особенности формирования органов международной компании, созданной в порядке инкорпорации, и осуществления ими полномочий. Такая международная компания вправе размещать акции разных категорий (типов), в том числе обыкновенные и привилегированные. С 1 сентября 2024 года предлагается установить запрет на заключение концессионного соглашения в отношении объектов ЖКХ с юридическими лицами, зарегистрированными в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения (офшорные зоны) При этом российское юридическое лицо, находящееся под контролем указанных юридических лиц, может являться концессионером по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Предусматривается, что вносимые изменения не будут распространяться на ранее заключенные концессионные соглашения. • СЕМЬЯ<Письмо> Минпросвещения России от 04.07.2023 N АБ-2659/07 "Об отзыве письма" В связи с утратой актуальности сообщается об отзыве письма Министерства образования РФ от 29 марта 2002 г. N 483/28-5 "Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми" Данное письмо подлежит изъятию из документооборота. • ЖИЛИЩЕ. ЖКХРассмотрен вопрос о применении положений Семейного кодекса о брачном договоре к договорам купли-продажи недвижимого имущества, приобретаемого с использованием социальных выплат, предусмотренных постановлением Правительства от 21.10.2022 N 1876 Для сведения и возможного учета в работе направлено письмо Минюста России от 19.06.2023 N 12/71121-МБ по данному вопросу. • ТРУД И ЗАНЯТОСТЬАНО НАРК утверждены наименования квалификаций и требования к квалификациям финансового рынка Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/. Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания и действует до 1 сентября 2027 г. Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся повышенного гарантийного обеспечения должностных лиц и работников в период их нахождения в служебных командировках на территориях новых субъектов РФ К такому гарантийному обеспечению относятся выплаты суточных в размере 8 480 рублей, двойного денежного вознаграждения (денежного содержания) и безотчетных сумм в целях возмещения дополнительных расходов, связанных с такими командировками. Указанные гарантии должны соблюдаться во всех случаях командирования на новые территории, в том числе в случае командирования из одного нового субъекта РФ в другие новые субъекты РФ. Данные гарантии не распространяются на командировки в пределах территории одного нового субъекта РФ. • СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫС учетом изменений в законодательстве дополнены периоды работы, включаемые в расчет страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности В связи с принятием Федерального закона от 3 апреля 2023 г. N 98-ФЗ в страховой стаж включаются, в числе прочего, периоды пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на ВС РФ, с 24 февраля 2022 г. • НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИЗаконодателю предстоит уточнить порядок исчисления срока для назначения проверки в отношении конкретной контролируемой сделки при получении уточненного уведомления налогоплательщика В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление взамен ранее представленного. Согласно письму Минфина России от 20.02.2017 N 03-12-11/1/9967, данное положение означает, что решение ФНС России о проведении проверки контролируемых сделок может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения им такого уточненного уведомления. Вместе с тем в уточненном уведомлении может содержаться уточнение сведений, не являющееся значимым для целей принятия решения о проверке таких сделок, - устранение технических ошибок или неточностей, которые не препятствуют идентификации сделки. По мнению КС РФ, в таком случае двухлетний срок на принятие налоговым органом решения о проведении проверки в отношении конкретной сделки исчисляется со дня получения им первоначального уведомления. С учетом изложенного абзац первый пункта 2 статьи 105.17 НК РФ признан не соответствующим Конституции. Федеральному законодателю надлежит с учетом правовых позиций КС РФ, изложенных в постановлении, внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. Определен перечень российского высокотехнологичного оборудования, в отношении которого расходы для целей налогообложения принимаются с повышающим коэффициентом На основании пункта 1 статьи 257 НК РФ при исчислении налога на прибыль налогоплательщики вправе применять повышающий коэффициент 1,5 к расходам на приобретение основных средств, включенных в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утвержденный Правительством РФ. Настоящим распоряжением утвержден перечень такого оборудования. Внесены изменения в Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов Настоящим приказом исключены: раздел X "Формат описания информационного сообщения об участнике электронного документооборота счетами-фактурами; приложение N 17 "Документооборот по формированию и ведению информационного ресурса участников электронного документооборота счетов-фактур". Минфин: Дания официально уведомила Россию о денонсации Конвенции об избежании двойного налогообложения В соответствии с нотой Королевства Дании от 19 июня 2023 года N 27/23 Конвенция прекращает свое действие с 1 января 2024 года. В Госдуму направлен законопроект с многочисленными изменениями, предлагаемыми к внесению в Налоговый кодекс РФ Поправки уточняют положения, касающиеся налогового администрирования, в том числе в части определения совокупной обязанности налогоплательщика с учетом представленных уточненных деклараций (расчетов) и исполнения обязанности по перечислению платежей в бюджет с применением ЕНС. Установлена возможность в налоговом уведомлении, направляемом в налоговый орган, отразить сумму авансового платежа к уменьшению, а также возможность считать уведомление непредставленным, если обнаружен факт несоответствия контрольных соотношений. Скорректированы положения о банковской гарантии и поручительстве, а также уточнены особенности постановки и снятия с учета в налоговом органе иностранных граждан, организаций и международных компаний. Уточнены положения о предоставлении мотивированного мнения при проведении налогового мониторинга. Введена налоговая ответственность за представление недостоверных сведений для целей получения налогоплательщиками социальных налоговых вычетов в упрощенном порядке, уточнены положения, касающиеся привлечения налогоплательщиков к ответственности, а также введены положения об особенностях рассмотрения жалоб налогоплательщиков в упрощенном порядке. Кроме того, законопроектом уточняется порядок налогообложения некоторыми налогами. В частности, расширен перечень операций, освобождаемых от НДС, в т.ч. включены услуги туроператоров по реализации турпродуктов. Определены некоторые особенности налогообложения операций с цифровыми правами и драгметаллами. Освобождены от налогообложения НДФЛ суммы возмещения расходов дистанционного работника в пределах 35 рублей за каждый день выполнения трудовой функции, а также определены особенности освобождения от НДФЛ реализации имущества, полученного налогоплательщиком - учредителем личного фонда, упрощен порядок предоставления социальных налоговых вычетов. Законопроектом установлены размеры госпошлин за совершение действий, связанных с лицензированием деятельности по производству и обороту табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для производства такой продукции. Изменения коснулись также, в частности, ставок акцизов, применения банковских гарантий и поручительств, налогообложения налогом на прибыль, НДПИ, транспортным и земельным налогами и пр. Во втором чтении будет рассмотрен законопроект с многочисленными изменениями, предлагаемыми к внесению в Налоговый кодекс РФ Законопроект уточняет положения, касающиеся исполнения обязанности по перечислению платежей в бюджет с применением ЕНС и направления уведомлений об исчисленных суммах налогов в бюджет, уточнены особенности постановки и снятия с учета в налоговом органе иностранных граждан, организаций и международных компаний, введена налоговая ответственность за представление недостоверных сведений для целей получения налогоплательщиками социальных налоговых вычетов в упрощенном порядке, уточнены положения, касающиеся привлечения налогоплательщиков к ответственности, а также установлены особенности рассмотрения жалоб налогоплательщиков в упрощенном порядке. Кроме того, законопроектом уточняется порядок налогообложения некоторыми налогами. Расширен перечень операций, освобождаемых от НДС, в т.ч. включены услуги туроператоров по реализации турпродуктов. Определены некоторые особенности налогообложения операций с цифровыми правами и драгметаллами. Изменения коснулись также, в частности, ставок акцизов, применения банковских гарантий и поручительств, налогообложения налогом на прибыль, НДПИ, транспортным и земельным налогами и пр. Проект Федерального закона N 379248-8 "О налоге на сверхприбыль" (текст ко второму чтению) Одобрен ко второму чтению текст законопроекта о введении налога на сверхприбыль с учетом внесенных предложений Законопроектом предусматривается налогообложение сверхприбыли, определяемой как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 и 2022 годы над средней арифметической величиной прибыли за 2018 и 2019 годы, при условии, что данная величина более 1 миллиарда рублей. Налоговая ставка устанавливается в размере 10 процентов. Данный налог является налогом разового характера, уплатить который необходимо будет не позднее 28 января 2024 года. Предусматривается возможность снизить сумму налога в два раза до эффективной ставки 5%, при условии перечисления обеспечительного платежа с 1 октября по 30 ноября 2023 г. К числу организаций, которые исключаются из состава налогоплательщиков налога на сверхприбыль, отнесены, в частности, субъекты МСП и плательщики ЕСХН, некоторые категории организаций нефтегазового сектора и угольной промышленности. Ко второму чтению расширен круг компаний, исключенных из состава плательщиков данного налога. Это, в частности, компании, у которых в 2018 и 2019 гг. отсутствовали доходы от реализации; кредитные организации и НФО, в отношении которых осуществлялись меры по предупреждению банкротства; застройщики, привлекающие средства граждан с использованием счетов эскроу. Также ко второму чтению внесены положения, уточняющие порядок определения налогового обязательства в случае представления уточненной декларации, в случае проведения реорганизации и др. Предлагается расширить перечень товаров для детей, реализация которых облагается НДС по ставке 10% Перечень дополнен социальнозначимыми группами товаров, предназначенными для ухода за детьми: бутылочки, соски (включая пустышки), горшки, ванночки, горки для купания новорожденных, пеленки. Также в перечень включены удерживающие устройства для детей, предназначенные для использования в механических транспортных средствах. Кроме того, законопроектом конкретизирован перечень школьно-письменных принадлежностей, а также определен состав детской мебели, включающий кровати, матрацы, стулья, стульчики для кормления, манежи. От налогообложения НДФЛ и налогом на прибыль могут быть освобождены доходы от безвозмездной передачи исключительных прав (предоставлении права использования) РИД, созданных при выполнении государственного или муниципального контракта Законопроект разработан в связи с принятием Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 456-ФЗ, которым в числе прочего предусматривается ряд случаев безвозмездной передачи исключительных прав на РИД или безвозмездного предоставления права использования РИД физическим и юридическим лицам, являющимся исполнителями государственных (муниципальных) контрактов на НИОКР. • ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТУточнены условия предоставления субсидий производителям специализированной техники или оборудования в целях предоставления покупателям скидки при их приобретении Вносимыми изменениями, в частности, скорректированы коды продукции, производителям которой предоставляется право на участие в отборе на получение субсидии, требования к производителям в части иностранного участия, перечень документов, прилагаемых к заявлению на получение субсидии, а также положения, касающиеся достижения результата предоставления субсидии. Утверждены правила предоставления и распределения в 2023 году межбюджетных трансфертов бюджетам новых субъектов РФ Приказом утверждены правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на реализацию следующих мероприятий: по оснащению (дооснащению) региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений; по оснащению (дооснащению) медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями; по обеспечению профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении; по оснащению медицинских организаций автоматизированными рабочими местами. Уточнены некоторые положения актов Правительства по вопросам господдержки малого и среднего предпринимательства Изменения внесены: в правила субсидирования кредитов, выданных в 2019 - 2024 годах субъектам МСП, а также физлицам, применяющим спецрежим "Налог на профессиональный доход", утвержденные постановлением от 30 декабря 2018 г. N 1764; в правила предоставления субсидий субъектам МСП в целях компенсации части затрат по выпуску акций и облигаций и выплате купонного дохода, утвержденные постановлением от 30 апреля 2019 г. N 532; в правила предоставления субсидий в целях компенсации части затрат на обеспечение доступа к платформе для коллективного инвестирования, утвержденные постановлением от 27 декабря 2019 г. N 1898; в правила предоставления субсидий субсидирования льготных кредитов, выданных в 2021 году на восстановление предпринимательской деятельности, утвержденные постановлением от 27 февраля 2021 г. N 279. Изменения коснулись, в частности, правил размещения сведений о субсидиях, требований к получателям господдержки, контроля за достижением результатов предоставления бюджетных средств, а также уточнения некоторых форм документов. Внесены изменения в некоторые формы публикуемых Банком России сведений о формировании и финансовых результатах размещения средств пенсионных резервов и о формировании и финансовых результатах инвестирования средств пенсионных накоплений Также уточнено, что сведения формируются на основании данных отчетности по форме 0420254 "Отчет о деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению", установленной Указанием Банка России от 27 сентября 2022 г. N 6269-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности, в том числе требованиях к отчетности по обязательному пенсионному страхованию, негосударственных пенсионных фондов". Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Дополнен перечень форм и уточнен порядок формирования обоснований бюджетных ассигнований Вносимыми изменениями, в числе прочего, установлен порядок формирования свода обоснований бюджетных ассигнований по каждому мероприятию (результатов) федеральных и ведомственных проектов, если параметры таких мероприятий не содержат сведений, составляющих государственную тайну. Включены новые формы обоснований (приложения 192 - 197). Приказ вступает в силу начиная с формирования и представления обоснований в целях формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2024 - 2026 годы. Дополнен перечень и обновлены формы обоснований бюджетных смет Большинство форм обоснований изложено в новой редакции. Включены новые формы расчетов плановых сметных показателей: - на закупку НИОКР гражданского назначения; - на предоставление субсидий юрлицам на выполнение НИОКР гражданского назначения; - на предоставление субсидий юрлицам (кроме НКО), ИП и физлицам на возмещение части затрат по кредитам и иным инструментам финансирования; - на предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в создание и развитие государственных информационных систем. Утвержден порядок ведение реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий и бюджетных инвестиций производителям товаров, работ, услуг и межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы РФ Реестр ведется в электронной форме в информационной системе путем формирования или изменения реестровых записей, в которые включаются определенные настоящим порядком информация и документы. Признан утратившим силу приказ Минфина России от 30 июля 2020 г. N 153н "О Порядке ведения реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов". Приказ (за исключением отдельных положений) вступает в силу с 1 января 2024 года. Минфин направляет уточненную информацию о КБК, соответствующих закупкам, контракты по которым могут быть заключены после 1 июня текущего финансового года Приведен перечень КБК для закупок товаров, работ, услуг, указанным в подпункте "е" пункта 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496. Сообщается также, что в случае выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Президента либо резервного фонда Правительства до 1 июля 2023 года по данным КБК соответствующие лимиты бюджетных обязательств в объеме выделенных бюджетных ассигнований не подлежат отзыву и блокировке. В Госдуму внесен законопроект, устанавливающий требования к аутсорсингу информационных технологий на финансовом рынке Так, законопроектом определяется правовой статус поставщика услуг аутсорсинга информационных технологий и облачных услуг. Документом на него распространяется ответственность за разглашение банковской тайны и иных охраняемых законом видов тайн. Кроме этого, закрепляются полномочия Банка России по установлению обязательных для финансовых организаций требований к порядку привлечения и взаимодействия с поставщиками услуг аутсорсинга информационных технологий и облачных услуг, а также определению порядка контроля за соблюдением указанных требований. В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что он разработан в связи с необходимостью обеспечения стабильности финансового сектора и непрерывности деятельности финансовых организаций в условиях глобальных нарушений цепочек поставок оборудования в кредитно-финансовой отрасли. В случае принятия документ вступит в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования. • БАНКОВСКОЕ ДЕЛОУстановлены требования к уведомлению о факте отказа от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом, одной из сторон которой является иностранная организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ Определены особенности формирования и направления электронного сообщения (заменяющего электронного сообщения) о факте отказа от проведения операции, порядок получения кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями соответствующего согласования Росфинмониторинга на магнитном, оптическом или цифровом носителе с сопроводительным письмом, приведены справочники кодов, подлежащих использованию при формировании указанного электронного сообщения. Форматы и структура электронного сообщения, квитанции о приеме и уведомления об отказе в приеме указанного электронного сообщения размещаются на официальном сайте Росфинмониторинга и применяются по истечении 60 календарных дней со дня их размещения. Изменения форматов и структуры электронных документов применяются по истечении 30 календарных дней после дня их размещения на официальном сайте Росфинмониторинга. Информация о дате размещения форматов и структуры электронных документов и их изменений указывается на официальном сайте Росфинмониторинга в разделе "Документы Росфинмониторинга". С 15 сентября 2023 года устанавливается обновленный порядок представления отдельными категориями лиц в Банк России сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Порядок распространяется на служащих Банка России, финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, а также граждан, претендующих на указанные должности. Со дня вступления в силу настоящего Указания признается утратившим силу аналогичное Указание Банка России от 03.10.2022 N 6288-У. В новой редакции изложен перечень должностей служащих Банка России, которым в течение двух лет после увольнения запрещается без согласия Совета директоров Банка России занимать должности руководителей в кредитных организациях, организациях, осуществляющих деятельность в сфере финансовых рынков, и некредитных финансовых организациях Речь идет о служащих, в служебные обязанности которых непосредственно входили отдельные функции надзора или контроля за такими организациями. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Финансовой организации рекомендуется раскрывать существенную информацию в области устойчивого развития Приводится определение существенной информации для целей раскрытия, а также оговаривается, что информация может быть качественной и количественной. Рекомендуется раскрывать информацию о конкретном временном горизонте, используемом в финансовой организации для стратегического планирования, оценки рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием. Информацию рекомендуется раскрывать за отчетный период, составляющий 12 месяцев. С учетом санкционных рисков рекомендуется самостоятельно определять объем раскрытия информации. Рекомендации разработаны в том числе для системно значимых кредитных организаций, крупнейших и крупных брокеров, акционерных инвестиционных фондов, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих. Обновлены минимальные уровни кредитных рейтингов российских кредитных рейтинговых агентств для целей определения нормативов достаточности капитала банка С даты опубликования настоящего решения не применяется аналогичное решение Совета директоров Банка России от 27 сентября 2022 года. Банк России повысил ключевую ставку до уровня 8,50% годовых Отмечается, в частности, что текущие темпы прироста цен, включая широкий набор устойчивых показателей, продолжают расти. Увеличение внутреннего спроса превышает возможности расширения производства, в том числе в силу ограниченности свободных трудовых ресурсов. Динамика внутреннего спроса и произошедшее с начала 2023 года ослабление рубля существенно усиливают проинфляционные риски. Банк России допускает возможность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях для стабилизации инфляции вблизи 4% в 2024 году и далее. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 15 сентября 2023 года. • ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГПредлагается утвердить перечень иностранных государств, в которых зарегистрированы иностранные банки и брокеры, которые могут быть допущены к участию в организованных торгах иностранной валютой Согласно проекту постановления иностранные банки и брокеры, зарегистрированные в государствах из указанного перечня, могут быть допущены также к участию в организованных торгах, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является валюта и (или) процентные ставки. Перечень не содержит стран, предусмотренных распоряжением Правительства от 5 марта 2022 г. N 430-р "Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих в отношении РФ, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия". Документ разработан для реализации норм Федерального закона от 10.07.2023 N 315-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об организованных торгах" и Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". • ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬРазъяснены некоторые вопросы, касающиеся применения положений законодательства о национальной системе прослеживаемости товаров В письме приведены разъяснения по следующим вопросам: незаполнения или некорректного заполнения стоимости и количества по РНПТ, отражаемых построчно по счету-фактуре в НД по НДС; отнесения товаров к прослеживаемым при ввозе и обороте в свободных экономических зонах; возможности использования обезличенной квалифицированной электронной подписи для представления отчетности по прослеживаемости; представления корректировочной отчетности по реорганизованным участникам оборота товаров. Предлагается установить единые подходы к использованию кодов ОКВЭД для определения хозяйствующими субъектами видов экономической деятельности Законопроектом ЕГРЮЛ и ЕГРИП предлагается определить в качестве единственных источников данных о кодах ОКВЭД хозяйствующих субъектов. Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, дополняются данными о процентной доле осуществляемых видов экономической деятельности. Исключается необходимость ежегодного подтверждения кодов ОКВЭД, при этом предусматривается обязанность представлять в регистрирующий орган сведения в случае изменения основного вида экономической деятельности, а также в случае если процентная доля по одному из кодов ОКВЭД хозяйствующего субъекта изменилась более чем на 20 процентов. Предполагается, что Федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2024 года. Планируется обновить форму отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и другие формы используемых документов Проект приказа помимо отчета содержит следующие формы (форматы) документов: уведомления о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена ЕАЭС; уведомления о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства - члена ЕАЭС на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; уведомления об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости. Проектом установлены требования к заполнению указанных форм документов, а также приведен рекомендуемый формат квитанции о присвоении регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости. С утверждением нового приказа утратит силу действующий приказ ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@. • СТРОИТЕЛЬСТВОПредусмотрены особенности проведения государственной экспертизы проектной документации объектов, создаваемых для нужд Вооруженных Сил РФ, выдачи разрешений на строительство указанных объектов и на ввод их в эксплуатацию Минобороны представит в Правительство перечень таких объектов для утверждения в установленном порядке. Утвержден обновленный сводный перечень строительных ресурсов-представителей Признается утратившим силу Приказ Минстроя России от 31.03.2023 N 242/пр, которым утвержден аналогичный перечень. • ПРОМЫШЛЕННОСТЬВ Госдуму поступил законопроект о стимулировании приобретения российской промышленной продукции В нем в том числе определяются понятия "российская промышленная продукция", "производитель российской промышленной продукции", "цифровой паспорт промышленной продукции", предусматривается создание системы цифровых паспортов промышленной продукции, урегулированы положения о реестре российской промышленной продукции. • СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВООбновлены и дополнены перечни направлений целевого использования льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям Речь идет о льготных кредитах, предоставляемых в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. N 1528. • ТРАНСПОРТУточнен порядок выдачи разрешения на осуществление с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа, а также иной деятельности в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ В частности, разрешение считается согласованным в случае, если от ФСБ и Минобороны в течение 10 рабочих дней со дня поступления от Росморречфлота копии заявления не поступила информация о том, что осуществление каботажа или иной деятельности с использованием указанного в заявлении судна противоречит интересам безопасности и обороны РФ. С 1 сентября 2023 г. на подъездах к автомобильным пунктам пропуска должны быть организованы зоны ожидания для стоянки грузовых транспортных средств, используемых для осуществления международных автомобильных перевозок Зоны ожидания должны иметь твердое покрытие, ограждение, дорожную разметку, стационарное электрическое освещение, оборудованы техническими средствами организации дорожного движения, техническими средствами, обеспечивающими возможность резервирования даты и времени в целях пересечения государственной границы РФ и соблюдения зарезервированных даты и времени. В зоне ожидания должны быть установлены мусорные контейнеры, урны, организовано бесплатное пользование туалетами, водой. • СТРАХОВАНИЕНа сайте Банка России размещены обновленные методические рекомендации к таксономии XBRL Банка России версии 5.2 (для страховых организаций и обществ взаимного страхования) и контрольные соотношения Обновленная версия архивного файла "final_mr_nso_so_ovs_5_2" (.zip), содержащего Методические рекомендации к таксономии XBRL Банка России версии 5.2 (для страховых организаций и обществ взаимного страхования), а также контрольные соотношения, применяемые Банком России при проведении автоматизированной проверки отчетности страховщиков, представляемой в соответствии с Указанием Банка России от 14.11.2022 N 6315-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности страховщиков", находятся в разделе "Личный кабинет участника информационного обмена/Открытый стандарт отчетности XBRL/Таксономия XBRL/Таксономия/Финальная таксономия XBRL Банка России/версия 5.2 (обновленная)/Методические рекомендации, в том числе контрольные соотношения/НСО СО и ОВС". Также приведены разъяснения по осуществлению страховщиками проверки полноты и правильности составления отчетности с применением контрольных соотношений. • ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕПроект Федерального закона N 406655-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" Законопроект об уточнении процедуры предоставления лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи внесен в Госдуму Расширяются основания для отказа в продлении срока действия лицензии и во внесении изменений в реестр лицензий в области связи на основании заявления лицензиата в случае непредставления лицензиатом акта ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи, а при его отсутствии - плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, согласованного с ФСБ. Также предлагается исключить предоставление соискателем лицензии (лицензиатом) описания услуги связи, а также плана и экономического обоснования развития сети связи. • ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗДо 8 рабочих дней сокращен срок рассмотрения контрольным органом в сфере госзакупок обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Установлено, что не позднее 8 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, контрольный орган, в числе прочего, рассматривает обращение и проводит внеплановую проверку, по результатам которых принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) либо об отказе. Представлена информация о соотнесении позиций перечня товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов, и каталога товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд При осуществлении закупки товара, работы, услуги с использованием позиции каталога, в отношении которой в составе справочной информации содержится указание на код ОКПД 2, включенный в перечень, заказчик устанавливает и предоставляет предусмотренное статьей 29 Закона N 44-ФЗ преимущество участникам закупок, являющимся организациями инвалидов. Ко второму чтению подготовлен законопроект о праве регионов с 1 июля 2024 года проводить закупки лекарственных средств у единственного поставщика - государственного унитарного предприятия либо у акционерного общества с госучастием соответствующего субъекта РФ Согласно законопроекту до 30 июня 2024 года включительно органы власти субъекта РФ и его госучреждения вправе осуществлять закупки лекарственных средств, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, расходных материалов, средств для дезинфекции, а также услуг по хранению и доставке соответствующих товаров, работ по ремонту и техническому обслуживанию медицинских изделий у ГУП соответствующего региона. • ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛОУстановлены требования к организации хранения электронных документов и (или) сведений из документов, содержащихся в навигационной пломбе на период отслеживания конкретной перевозки Сведения об электронных документах и (или) сведениях из документов хранятся в навигационной пломбе в форме реестра. Определены, в числе прочего, перечень сведений, включаемых в реестр, структура и формат реестра электронных документов, размещенных в навигационной пломбе. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования. По 16 мая 2024 г. включительно продлевается действие антидемпинговых пошлин в отношении графитированных электродов, происходящих из Индии, классифицируемых кодом 8545 11 002 0 ТН ВЭД ЕАЭС Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее 25 сентября 2023 г. По 20 апреля 2024 г. включительно продлевается действие антидемпинговых пошлин в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из КНР Речь идет о товарах, классифицируемых кодами 8482 10 100 1, 8482 10 100 2, 8482 10 100 9, 8482 10 900 1, 8482 10 900 2, 8482 10 900 3, 8482 10 900 8, 8482 20 000 1, 8482 20 000 2, 8482 20 000 9, 8482 30 000 1, 8482 30 000 9, 8482 50 000 1, 8482 50 000 2, 8482 50 000 9, 8482 80 000 1, 8482 80 000 2, 8482 80 000 9, 8482 91 100 0, 8482 91 900 0, 8482 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее 21 августа 2023 г. Внесены уточнения в порядок заполнения транзитной декларации в отношении иностранных товаров, перевозимых воздушным транспортом в пределах территории Республики Казахстан Установлено, в частности, что в случае таможенного декларирования в Республике Казахстан иностранных товаров, перевозка (транспортировка) которых осуществляется воздушным транспортом в пределах территории Республики Казахстан от места прибытия таких товаров до места их убытия с территории Республики Казахстан и в отношении которых не применяются запреты и ограничения, код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС не указывается. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования. Внесены уточнения в описание заполнения отдельных реквизитов структуры транзитной декларации Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования. По 17 июля 2028 г. включительно продлевается применение антидемпинговой пошлины в отношении металлопроката с полимерным покрытием, происходящего из КНР, классифицируемого кодами 7210, 7212, 7225 ТН ВЭД ЕАЭС Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования. Внесены уточнения в порядок заполнения декларации на товары Установлено, в частности, что товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, включенные в национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государства - члена Союза, и (или) единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Союза, декларируются отдельно от товаров, не содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в указанный реестр (реестры). При декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и (или) единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Союза, дополнительно указывается (при наличии) регистрационный номер (номера) объекта интеллектуальной собственности в соответствии с этим реестром (реестрами). Указание нескольких регистрационных номеров при подаче ДТ в виде электронного документа осуществляется путем заполнения соответствующих реквизитов структуры ДТ, а при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе - через запятую. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования, но не ранее 1 октября 2023 г. Установлен порядок выдачи разрешения на вывоз в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, жидкостей - восстановителей оксидов азота AUS 32 и AUS 40, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 3102 10 100 0 и 3102 10 900 0 Выдача разрешения осуществляется уполномоченным департаментом Минпромторга России на основании заявления, поданного в свободной форме. Определены, в числе прочего, перечень сведений, указываемых в заявлении, перечень прилагаемых к нему документов, порядок и сроки их рассмотрения, порядок принятия соответствующего решения. Настоящий приказ вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, и действует по 30 ноября 2023 г. включительно. Разрешенный объем ввоза в РФ турецких томатов, классифицируемых кодом ТН ВЭД ЕАЭС 0702 00 000, установлен в количестве 500 000 тонн Признается утратившим силу приказ Минсельхоза России от 16 марта 2022 г. N 151, регулирующий аналогичные правоотношения. Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 августа 2023 года В указанный период ставка пошлины, в частности, составит: нефть сырая - 16,9 доллара США; мазут, битум нефтяной - 16,9 доллара США; легкие и средние дистилляты, дизельное топливо, масла смазочные - 5,0 доллара США; прямогонный бензин - 9,2 доллара США; бензины товарные - 5,0 доллара США. Кроме того, за период с 15 июня 2023 г. по 14 июля 2023 года цена на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) составляет 423,6 долл. США за тонну, цена на нефть сырую марки "North Sea Dated" на рынке Северного моря - 555,1 долл. США за тонну. • ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫУтвержден перечень общераспространенных полезных ископаемых по Запорожской области В перечень включены (за рядом исключений) глины, суглинки, пески, песчаники, магматические и метаморфические породы, известняки. До 1 сентября 2029 г. устанавливается порядок проведения орнитологического исследования на предмет достаточности мер защиты объекта по обращению с отходами от привлечения и массового скопления птиц Порядок определяет процедуру проведения исследования на предмет отсутствия факторов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц и достаточности мер защиты объекта по обращению с ТКО, пищевыми и биологическими отходами, расположенного в границах шестой подзоны приаэродромной территории. Приводится порядок расчета размера платы за проведение исследования. Даны разъяснения по порядку формирования и представления отчета об использовании лесов Сообщается, в частности, что отчет об использовании лесов должен быть подготовлен в XML-формате в кодировке Windows-1251 и иметь расширение .xml, в соответствии с описанием XML-структуры и XSD-схемы, размещенным на официальном сайте Рослесхоза, и должен быть направлен в уполномоченный орган государственной власти посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. • ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРАОбразовательные организации могут самостоятельно определять набор электронных ресурсов и приложений для использования в образовательном процессе в рамках законодательства РФ Сообщается, в частности, что в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение. Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходима информационно-образовательная среда, состоящая из комплекса информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупности технологических средств информационных и коммуникационных технологий. <Письмо> Минобрнауки России от 11.07.2023 N МН-5/186977 "О направлении рекомендаций" Минобрнауки разработаны методические рекомендации по приему на обучение на места в пределах отдельной квоты Категории лиц, имеющих право на прием на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета на места в пределах отдельной квоты, установлены частью 5.1 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В рекомендациях, в частности, приводится перечень документов, подтверждающих наличие у поступающего права на прием в пределах отдельной квоты. Так, статус Героя РФ подтверждается удостоверением Героя РФ, а статус лица, награжденного тремя орденами Мужества, удостоверениями о награждении орденами Мужества. Отмечено, что отнесение поступающего к числу детей медицинских работников, умерших в результате инфицирования COVID-19 при исполнении ими трудовых обязанностей, может быть подтверждено актом о случае профессионального заболевания родителя поступающего или его заверенной работодателем копией, и свидетельством о смерти. Кроме этого, разъяснено, что не может являться основанием для приема лица на места в пределах отдельной квоты справка, в которой указано, что гражданин мобилизован, в том числе для участия в СВО, либо проходил (проходит) военную службу в воинской части (с указанием ее номера и места нахождения), поскольку такая справка не подтверждает факт участия гражданина в СВО или в отражении вооруженного вторжения. <Письмо> Минобрнауки России от 21.07.2023 N МН-5/192427 "О направлении рекомендаций" Минобрнауки даны дополнительные разъяснения о приеме на обучение на места в пределах отдельной квоты Разъяснения даны в дополнение к методическим рекомендациям, направленным письмом Минобрнауки России от 11 июля 2023 г. N МН-5/186977. Отмечено, в частности, что если поступающий не представил справку по установленной форме, направленной письмом Минобрнауки от 2 июня 2023 г. N МН-5/176754, однако представил иную справку, подтверждающую факт участия поступающего или его родителя (родителей) в СВО, отражении вооруженного вторжения, то образовательная организация принимает у поступающего такую справку и допускает его к сдаче вступительных испытаний на отдельную квоту (при необходимости) и к участию в конкурсе в пределах отдельной квоты. При этом организация информирует поступающего о том, что ему необходимо на этапе приоритетного зачисления до дня завершения приема оригинала документа об образовании включительно представить справку, которая соответствует установленной форме. Ко второму чтению готовится законопроект, определяющий правовые основы деятельности технологических компаний Определяются основные понятия и принципы в сфере господдержки инновационной деятельности малых технологических компаний, в том числе понятия "инновационная технология", "технологическая компания", "малая технологическая компания", "вид малой технологической компании". Господдержка технологических компаний может осуществляться в том числе в следующих формах: предоставление льгот по уплате налогов, сборов, страховых взносов, таможенных платежей; предоставление информационной, консультационной, финансовой поддержки. • ЗДРАВООХРАНЕНИЕУстановлен экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности Экспериментальный правовой режим направлен на расширение возможностей проведения консультаций пациента с применением телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи в плановой форме при обращении по поводу заболевания (состояния), диагноз которого был установлен пациенту на очном приеме лечащим врачом, и продолжении лечения по выбору пациента другим врачом той же медицинской организации, стаж работы по специальности которого составляет не менее 7 лет, по тому же заболеванию (состоянию) с возможностью коррекции назначенного лечения или назначения лечения (при его отсутствии), а также на установление возможности назначения дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента по результатам консультации с применением телемедицинских технологий. Экспериментальный правовой режим устанавливается на всей территории РФ. Срок его действия составляет 3 года и исчисляется с 1 августа 2023 г. Расширен перечень информации о сериях или партиях лекарственных средств для медицинского применения, поступающих в гражданский оборот, размещаемой на официальном сайте Росздравнадзора Включена информация о форме выпуска (с указанием лекарственной формы, дозировки, упаковки) для лекарственных препаратов и форме выпуска (с указанием физического состояния, дозировки (при наличии), упаковки) для фармацевтических субстанций. • ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКАФНС России будет направлять информацию о мобилизованных лицах в ФССП России Документом ФССП России включена в перечень субъектов, которым ФНС России направляет информацию о мобилизованных лицах и об организациях, в отношении которых осуществляется проведение мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства от 20 октября 2022 года N 1874. Изменения внесены в целях обеспечения прав и законных интересов мобилизованных граждан в рамках исполнительного производства. С 17 июля по 1 декабря 2023 г. на территории РФ будет проводиться эксперимент по подаче обращений о несогласии с отдельными решениями, принимаемыми в отношении граждан РФ, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы РФ Участниками эксперимента, уполномоченными на рассмотрение поступающих в рамках эксперимента обращений, являются объединенные стратегические командования военных округов Вооруженных Сил РФ (Северного флота). В рамках проведения эксперимента граждане имеют право на подачу обращений в отношении решения военного комиссара (начальника пункта отбора) о возврате их заявления, а также решения комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, установленным требованиям. Подача обращения осуществляется в добровольном порядке с использованием портала госуслуг. Обращение подается не позднее 10-го рабочего дня со дня принятия решения, с которым не согласен гражданин, в адрес объединенного стратегического командования военного округа Вооруженных Сил РФ (Северного флота), на территории которого дислоцированы военные комиссариаты (пункты отбора). Определена процедура и сроки рассмотрения поступившего заявления. Дополнены перечни пунктов пропуска через государственную границу РФ, через которые иностранные граждане осуществляют въезд и выезд на основании единой электронной визы Новые позиции включены в автомобильные, железнодорожные, морские и смешанные пункты пропуска. С 24 июля по 8 августа работники ИТ-компаний могут через портал госуслуг подать заявку на отсрочку от срочной службы в армии в рамках осеннего призыва Если работник не имеет личного кабинета или не отправит свои данные, то организация может внести его в список самостоятельно. ИТ-компании необходимо будет проверить данные сотрудников, подтвердить их и отправить списки в Минцифры до 11 августа через портал госуслуг. От одной организации может быть несколько списков. Приведены основные критерии, которым должны отвечать ИТ-специалисты для отсрочки. • ПРАВОСУДИЕКС РФ защитил право на вознаграждение судебных экспертов, проводящих экспертизы по определению суда общей юрисдикции без предварительной оплаты Деятельность эксперта по оказанию содействия правосудию на основании определения суда обладает публично-правовой значимостью, а обеспечение надлежащих условий осуществления такой деятельности, в том числе в части ее оплаты, входит в обязанность государства. Законодатель относит суммы, подлежащие выплате экспертам, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, которые включены в состав судебных расходов. Часть первая статьи 96 ГПК РФ устанавливает предварительный порядок внесения стороной, заявившей ходатайство о назначении экспертизы, соответствующих денежных сумм на счет суда. Такое регулирование призвано гарантировать, что эксперту будет выплачено причитающееся ему вознаграждение. Если обязанность внести средства на счет суда не выполнена стороной, заявившей ходатайство, то расходы на проведение экспертизы возмещаются проигравшей спор стороной. Абзац второй части второй статьи 85 ГПК РФ запрещает эксперту и судебно-экспертному учреждению отказаться от проведения порученной им экспертизы вследствие отказа стороны от ее оплаты до проведения. Такое законодательное регулирование может расцениваться как обеспечение надлежащей реализации конституционного права каждого на судебную защиту, однако Конституционным Судом отмечено, что невыплата экспертам сумм, причитающихся им за проведение экспертных исследований на основании поручений судов, носит систематический и массовый характер. Законодателем не установлен эффективный правовой механизм, позволяющий разрешить эту коллизию и обеспечить реализацию прав экспертов при сохранении участникам судопроизводства гарантий эффективного и своевременного осуществления правосудия по их делам. Абзац второй части второй статьи 85 и статья 96 ГПК РФ не соответствуют Конституции РФ, поскольку они не обеспечивают надлежащих гарантий реального получения оплаты экспертизы, назначенной судом по инициативе стороны (сторон) в гражданском судопроизводстве, проведенной вне зависимости от предварительного внесения в установленном порядке этой стороной (сторонами) денежной суммы для оплаты ее проведения. Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения. До этого определение суда о назначении экспертизы принимается только после внесения стороной (сторонами) предварительно на счет суда суммы в размере оплаты экспертизы либо после рассмотрения вопроса о последствиях невнесения стороной (сторонами) указанной суммы. Президиум Верховного Суда представил второй обзор судебной практики в 2023 году В обзоре обобщены правовые позиции, в частности, по спорам, связанным: с защитой права собственности и других вещных прав; с исполнением обязательств; с возмещением вреда; с жилищными отношениями; с социальными, трудовыми и пенсионными отношениями. Приводится практика применения законодательства о юридических лицах, норм об исковой давности, законодательства об энергоснабжении и оказании коммунальных услуг, земельного и природоохранного законодательства, законодательства о налогах и сборах, о страховании. Также рассмотрены процессуальные вопросы, вопросы квалификации, практика применения положений КоАП РФ, даются разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике. |