Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 26.04.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль отдельных внереализационных доходов в доле доходов от деятельности резидента ТОР и результата сделки хеджирования.

Ответ:

Резидент территорий опережающего развития (далее соответственно - резидент ТОР, ТОР) осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и соглашением на ТОР (далее - соглашение) (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ) (пункт 1 статьи 12 Федерального закона N 473-ФЗ).

В течение срока действия соглашения резидент ТОР обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением (пункт 2 статьи 14 Федерального закона N 473-ФЗ).

Для резидента ТОР предусмотрены пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций (далее - пониженные ставки) (пункт 1.8 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).

Положениями НК РФ резиденту ТОР предоставлено право выбора способа применения пониженных ставок.

По выбору резидента ТОР пониженные ставки применяются либо ко всей налоговой базе (с учетом критерия, что 90 процентов всех доходов составляют доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении одного из соглашений), либо к отдельной налоговой базе, сформированной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения (пункты 2 и 3 статьи 284.4 НК РФ).

Таким образом, пониженные ставки применяются в отношении доходов от видов деятельности, которые предусмотрены соглашением.

Доходы от иной деятельности, не предусмотренной соответствующим соглашением, подлежат учету в целях налогообложения прибыли организаций в общеустановленном порядке.

В целях соблюдения условия, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 284.4 НК РФ, при расчете соотношения доходов от осуществления деятельности на ТОР в составе всех доходов следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам для целей налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статьи 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

Таким образом, прибыль формируется с учетом доходов от реализации и внереализационных доходов.

Следовательно, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по соответствующей деятельности учитываются в том числе и внереализационные доходы, полученные в рамках исполнении соглашения.

Одновременно сообщается, что положениями главы 25 НК РФ не предусмотрен порядок распределения доходов, полученных от разных видов деятельности.

Что касается порядка учета операций по хеджированию процентных рисков по кредитам, сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 301 НК РФ в целях главы 25 НК РФ под операциями хеджирования понимаются операции (совокупность операций) с производными финансовыми инструментами (в том числе разных видов), совершаемые в целях уменьшения (компенсации) неблагоприятных для налогоплательщика последствий (полностью или частично), обусловленных возникновением убытка, недополучением прибыли, уменьшением выручки, уменьшением рыночной стоимости имущества, включая имущественные права (права требования), увеличением обязательств налогоплательщика вследствие изменения цены, процентной ставки, валютного курса, в том числе курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации, или иного показателя (совокупности показателей) объекта (объектов) хеджирования.

При этом при осуществлении операции хеджирования с учетом требований пункта 5 статьи 301 НК РФ доходы (расходы) учитываются при определении налоговой базы, при расчете которой в соответствии с положениями статьи 274 НК РФ учитываются доходы и расходы, связанные с объектом хеджирования (пункт 5 статьи 304 НК РФ).

Таким образом, результат сделки хеджирования учитывается в той же налоговой базе, что доходы и расходы, связанные с объектом хеджирования.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.02.2024 N 03-03-06/1/11555

Вопрос:

ООО (далее - Новый должник) в рамках трехстороннего соглашения о переводе долга (далее - Договор ПД) по кредитному договору, где сторонами Договора ПД также выступают ООО-2 (далее - Первоначальный должник) и банк-кредитор (далее - Банк), выступает в качестве Нового должника и принимает на себя обязательства по выплате долга (возврат суммы кредита и уплата процентов, начисленных с момента перевода долга) Первоначального должника в адрес Банка.

В момент перевода долга у Первоначального должника прекращается обязательство перед Банком. Это обязательство принимает на себя Новый должник. При этом Первоначальный должник обязуется выплатить Новому должнику справедливое возмещение за перевод долга. Такое возмещение рассчитывается как сумма двух величин: сумма переведенного долга (сумма основного долга по кредиту) и сумма фактически уплаченных Новым должником в адрес Банка процентов по кредиту, увеличенная на 1%. Является ли объектом налогообложения по НДС сумма вознаграждения в 1%, начисляемая Новым должником в адрес Первоначального должника сверх суммы процентов, уплаченных Новым должником Банку?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реализация услуг на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с нормами пункта 5 статьи 38 Кодекса под услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Под реализацией услуг на основании пункта 1 статьи 39 Кодекса понимается, в частности, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

Таким образом, применение налога на добавленную стоимость в отношении суммы превышения суммы дохода, полученного новым должником от первоначального должника по соглашению о переводе долга, над суммой долга первоначального должника, выплаченного новым должником кредитору, будет зависеть от квалификации гражданско-правовых отношений, возникающих в рамках соответствующего соглашения о переводе долга.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.02.2024 N 03-07-11/11931

Вопрос:

Об НДС при безвозмездной передаче частным партнером объектов ОС (недвижимости) в собственность органа государственной власти субъекта РФ - публичного партнера.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях главы 21 Кодекса передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) на безвозмездной основе признается их реализацией.

Пунктом 2 статьи 146 Кодекса определен перечень операций, не являющихся объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Так, в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления и органам публичной власти федеральной территории "Сириус", а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса, в том числе операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с вышеуказанным подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Кодекса.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. При этом восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса.

Таким образом, осуществляемые частным партнером операции по безвозмездной передаче объектов основных средств (объектов недвижимости), ранее созданных и эксплуатируемых в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве, в собственность органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющегося публичным партнером, не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, и, соответственно, суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету частным партнером по таким основным средствам, подлежат восстановлению в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса.

В отношении положений статьи 171.1 Кодекса сообщается, что установленный пунктами 3 - 5 данной статьи порядок восстановления налога на добавленную стоимость в отношении объектов основных средств, являющихся объектами недвижимости, с учетом установленного механизма его реализации (расчета доли, исходя из которой определяется сумма налога, подлежащая восстановлению) применяется в случае, если налогоплательщик меняет назначение эксплуатируемых объектов недвижимости и данные объекты начинают использоваться им в дальнейшей деятельности для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом.

В связи с этим при осуществлении частным партнером операций по безвозмездной передаче объектов основных средств, являющихся объектами недвижимости, в собственность органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющегося публичным партнером, порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренный пунктами 3 - 5 статьи 171.1 Кодекса, не применяется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.02.2024 N 03-07-07/11176

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль невостребованных дивидендов, а также об исполнении обязанности налогового агента по НДФЛ, если объявленные дивиденды не получены физлицом.

Ответ:

Пунктом 9 статьи 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" лицо, не получившее объявленных дивидендов в связи с тем, что у общества или регистратора отсутствуют точные и необходимые адресные данные или банковские реквизиты, либо в связи с иной просрочкой кредитора, вправе обратиться с требованием о выплате таких дивидендов (невостребованные дивиденды) в течение трех лет с даты принятия решения об их выплате, если больший срок для обращения с указанным требованием не установлен уставом общества. В случае установления такого срока в уставе общества такой срок не может превышать пять лет с даты принятия решения о выплате дивидендов. Срок для обращения с требованием о выплате невостребованных дивидендов при его пропуске восстановлению не подлежит, за исключением случая, если лицо, имеющее право на получение дивидендов, не подавало данное требование под влиянием насилия или угрозы.

По истечении такого срока объявленные и невостребованные дивиденды восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли общества, а обязанность по их выплате прекращается.

Согласно подпункту 3.4 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы в виде не востребованных участниками хозяйственного общества или товарищества дивидендов либо части распределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества, восстановленных в составе нераспределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества, не учитываются в целях налогообложения прибыли.

При этом отмечается, что в соответствии с пунктом 18 статьи 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

В части вопроса налогообложения доходов физических лиц.

Пунктом 2 статьи 44 Кодекса установлено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

На основании статьи 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 208 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относятся, в частности, дивиденды, полученные от российской организации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 214 Кодекса исчисление суммы и уплата налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в российской организации, полученных в виде дивидендов, осуществляются лицом, признаваемым в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговым агентом, отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по налоговым ставкам, предусмотренным статьей 224 Кодекса, с учетом положений пункта 3.1 статьи 214 Кодекса.

Таким образом, Кодексом прямо предусмотрена обязанность налогового агента исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц при осуществлении выплаты налогоплательщику - физическому лицу дохода в виде дивидендов.

В случае если физическим лицом доход не получен, объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц отсутствует. Соответственно, обязанности налогового агента по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц не возникают.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.02.2024 N 03-03-06/1/11209

Вопрос:

Общество с дополнительной ответственностью (Республика Беларусь) зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по краю, состоит на учете в связи с нахождением на территории РФ двух нежилых помещений.

ОДО планирует реализовать данные объекты недвижимости взаимозависимым физическим лицам - учредителям организации (одно физическое лицо - резидент Российской Федерации, второе физическое лицо - резидент Республики Беларусь) в натуральной форме путем зачета причитающихся к получению дивидендов.

Какие налоги и кто обязан исчислить и уплатить (продавец - иностранная организация, покупатель - физическое лицо) в бюджет Российской Федерации?

Правомерно ли производить расчеты в натуральной форме путем зачета причитающихся к уплате дивидендов, соответствуют ли расчеты в натуральной форме резидентами и нерезидентами требованиям валютного законодательства Российской Федерации?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

На основании пункта 1 статьи 161 Кодекса в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Вместе с тем для целей вышеуказанного пункта 1 статьи 161 Кодекса налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в данном пункте 1 иностранных лиц.

В связи с тем что на физических лиц, приобретающих в том числе объекты недвижимости у иностранного лица, состоящего на учете в налоговом органе в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащего ему недвижимого имущества, не возложена обязанность выступать в качестве налогового агента по налогу на добавленную стоимость, вышеуказанное иностранное лицо, реализующее на территории Российской Федерации объекты недвижимости, обязано самостоятельно исчислить и уплатить налог на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.02.2024 N 03-07-08/10010

Вопрос:

Об НДС при реализации товаров (работ, услуг), стоимость которых определена в иностранной валюте (условных единицах), а оплата производится в рублях по фиксированному курсу.

Ответ:

Пунктом 4 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что, если при реализации товаров (работ, услуг) по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база не корректируется. Разницы в сумме налога, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со статьей 265 Кодекса.

В связи с этим положения данного пункта 4 статьи 153 Кодекса применяются, в случае когда в целях определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость необходим пересчет иностранной валюты, в которой выражена стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), в рубли по текущему курсу Банка России такой иностранной валюты, поскольку на дату отгрузки товаров (работ, услуг) их стоимость в рублях не определена (полностью или частично).

В случае если в договоре на реализацию товаров (работ, услуг) предусмотрено обязательство об оплате этих товаров (работ, услуг) в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах и при этом установлен фиксированный курс, по которому определенная договором сумма иностранной валюты или условные денежные единицы пересчитывается в рубли, то есть на дату отгрузки товаров (работ, услуг) их стоимость в рублях определена, положения пункта 4 статьи 153 Кодекса не применяются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.02.2024 N 03-07-08/9686

Вопрос:

Согласно разъяснениям Минфина России, изложенным, в частности, в Письме от 24.08.2023 N 03-07-05/80550, осуществление банком БСК в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ и договором о банковском сопровождении не соответствует определению услуги, установленному п. 5 ст. 38 НК РФ, и может рассматриваться как действие банка в составе услуг по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц либо осуществлению переводов денежных средств по поручению юридических лиц по их банковским счетам, оказываемых клиенту банком. В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ данные услуги не подлежат обложению НДС (освобождаются от обложения НДС).

Банк осуществляет БСК по договорам, заключаемым по следующим основаниям:

- по договорам, заключаемым в целях исполнения требований законодательства, например Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов";

- по договорам, заключаемым в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых клиент обязан или вправе предусмотреть в договоре условие о БСК, например в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах";

- по договорам, заключаемым по инициативе клиентов в соответствии с их заявлениями.

В связи с изложенным правильно ли понимает Банк, что независимо от того, по каким основаниям заключаются договоры на осуществление БСК - в рамках требований законодательства или по инициативе клиентов, если операции по БСК осуществляются при ведении банковских счетов клиентов и при переводах денежных средств по их поручению по банковским счетам, на такие операции распространяется освобождение от обложения НДС, установленное пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, и, соответственно, взимаемое Банком за указанные операции вознаграждение не облагается НДС?

Ответ:

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации), в том числе открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, осуществление переводов по поручению организаций и физических лиц по их банковским счетам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 848 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное. При этом на основании пункта 2 статьи 848 Гражданского кодекса законом могут быть предусмотрены случаи, когда банк обязан отказать в зачислении на счет клиента денежных средств или их списании со счета клиента.

В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Кодекса услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что к банковским операциям относятся открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам. При этом отдельных операций по осуществлению банками контроля при проведении операций в составе банковских операций не поименовано.

Таким образом, осуществление банком банковского сопровождения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и договором о банковском сопровождении не соответствует определению услуги, установленному пунктом 5 статьи 38 Кодекса, и может рассматриваться как действие банка в составе услуг по открытию и ведению банковских счетов юридических лиц либо осуществлению переводов денежных средств по поручению юридических лиц по их банковским счетам, оказываемых клиенту банком.

В связи с этим, если банковское сопровождение, предусматривающее проведение банком контроля за целевым использованием юридическим лицом денежных средств, осуществляется при ведении банковских счетов юридического лица либо при переводах денежных средств по поручению юридического лица по его банковским счетам, на такое банковское сопровождение может распространяться освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, установленное подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса для банковских операций, осуществляемых банками.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.02.2024 N 03-07-05/9484

Вопрос:

О ставке налога на прибыль, устанавливаемой субъектом РФ, в целях определения предельной величины инвестиционного вычета.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законами субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 286.1 Кодекса, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации и исчисленные им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьями 286 и 288 Кодекса по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 Кодекса, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный статьей 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 Кодекса.

Если иное не установлено статьей 286.1 Кодекса, инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет в совокупности расходы (в соответствующих пределах), поименованные в пункте 2 статьи 286.1 Кодекса, в частности:

- не более 90 процентов суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 257 Кодекса, за исключением расходов, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса (подпункт 1 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса);

- не более 90 процентов суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случаях, указанных в пункте 2 статьи 257 Кодекса (за исключением частичной ликвидации основного средства), за исключением расходов, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса (подпункт 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса);

- не более 100 процентов суммы расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию (подпункт 9 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса).

При этом субъект Российской Федерации на основании пункта 6 статьи 286.1 Кодекса вправе своим законом установить инвестиционный налоговый вычет по всем или по отдельным основаниям (видам расходам), поименованным в пункте 2 статьи 286.1 Кодекса.

Отдельно отмечается, что согласно подпункту 2.1 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода может составлять не более 25 процентов суммы расходов, составляющих первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 257 Кодекса и (или) величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случаях, указанных в пункте 2 статьи 257 Кодекса (за исключением частичной ликвидации основного средства), и осуществленных в рамках заключенного с уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашения о реализации инвестиционного проекта (далее в настоящей статье - инвестиционное соглашение), информация о котором включена в реестр инвестиционных проектов с государственной (муниципальной) поддержкой в форме инвестиционного налогового вычета. Инвестиционное соглашение заключается в отношении инвестиционного проекта, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации, или в отношении инвестиционного проекта, соответствующего критериям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Форма, существенные условия, порядок заключения и расторжения инвестиционного соглашения, внесения в него изменений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Однако, в случае если налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета в виде расходов, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, к налогу на прибыль организаций (авансовому платежу) с этого налогового (отчетного) периода не применяется инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в других подпунктах пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, до налогового периода (включительно), в котором налогоплательщик в последний раз воспользовался инвестиционным налоговым вычетом в виде расходов, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, применительно к конкретному инвестиционному соглашению.

Также обращается внимание, что согласно пункту 2.1 статьи 286.1 Кодекса размер инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода с учетом положений пункта 9 статьи 286.1 Кодекса в совокупности по всем видам расходов, указанных в пункте 2 статьи 286.1 Кодекса, не может быть более предельной величины инвестиционного налогового вычета.

При этом предельная величина инвестиционного налогового вычета определяется в размере, равном разнице между расчетной суммой налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определенной налогоплательщиком без учета положений статьи 286.1 Кодекса, и расчетной суммой налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определенной без учета положений статьи 286.1 Кодекса, при условии применения ставки налога в размере, составляющем 5 процентов, если иной размер ставки не определен решением субъекта Российской Федерации.

Предельная величина инвестиционного налогового вычета в части расходов, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, определяется в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 2.1 статьи 286.1 Кодекса. При этом размер ставки налога на прибыль организаций, применяемой для расчета предельной величины инвестиционного налогового вычета, определенный решением субъекта Российской Федерации, не может быть более 10 процентов.

На основании вышеизложенного, учитывая то, что показатель предельной величины инвестиционного налогового вычета рассчитывается применительно ко всей сумме налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, за соответствующий налоговый (отчетный) период и инвестиционному налоговому вычету за тот же налоговый (отчетный) период, либо в совокупности по всем видам расходов, указанных в пункте 2 статьи 286.1 Кодекса (за исключением вида расходов, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса), либо только по виду расходов, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, субъект Российской Федерации вправе для целей определения указанного показателя установить одну ставку налога на прибыль организаций в отношении инвестиционного налогового вычета по всем видам расходов, указанных в пункте 2 статьи 286.1 Кодекса (за исключением вида расходов, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса), а также ставку налога на прибыль организаций в отношении инвестиционного налогового вычета по виду расходов, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.02.2024 N 03-03-05/9209

Вопрос:

Организация в 2022 г. применяла ОСН (общую систему налогообложения). С 01.01.2023 добровольно перешла на ЕСХН (при соблюдении всех установленных законом условий). При реализации сельхозпродукции (собственного производства) продолжила начислять НДС 10%.

Правомерно ли в данном случае принимать к вычету "входящий" НДС?

Ответ:

На основании положений пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" плательщики единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 1 января 2019 года.

В то же время согласно абзацу второму пункта 1 статьи 145 Кодекса плательщики ЕСХН имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за предшествующий налоговый период по ЕСХН сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ЕСХН, без учета НДС не превысит определенного размера. При этом в целях освобождения от исполнения указанных обязанностей размер доходов в 2018 году установлен в сумме 100 млн рублей, в 2019 году - 90 млн рублей, в 2020 году - 80 млн рублей, в 2021 году - 70 млн рублей, в 2022 году и последующие годы - 60 млн рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на налоговые вычеты, установленные данной статьей Кодекса.

Таким образом, индивидуальные предприниматели и организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН и не применяющие в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 145 Кодекса освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, суммы НДС, предъявленные по товарам (работам, услугам), принимают к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.02.2024 N 03-07-07/8089

Вопрос:

Организация оказывает услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостинице. Подлежит ли обложению НДС плата за фактический простой номера гостиницы, но не более чем за сутки, взимаемая при гарантированном бронировании в соответствии с пп. "а" п. 16 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1853?

Если указанная плата за фактический простой номера гостиницы увеличивает налоговую базу по НДС, какая ставка подлежит применению в этом случае - 0% (пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ) или 20%?

Пояснения к вопросу.

В Письме Минфина России от 04.03.2013 N 03-07-15/6333 (направлено Письмом ФНС России от 03.04.2013 N ЕД-4-3/5875@) отмечено: "...если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пеней), по существу не являются неустойкой (штрафом, пенями), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании вышеназванной нормы ст. 162 НК РФ". При этом Минфин России в своем Письме от 29.11.2011 N 03-03-06/1/786 плату за фактический простой номера в гостинице отнес к неустойкам (штрафам), включаемым в состав внереализационных расходов в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ. Такой подход подтверждается арбитражной практикой. Так, например, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 N 13АП-29001/2021 по делу N А56-4107/2021 указано: "...простой номера является прямым убытком ответчика, так как им несутся косвенные расходы на содержание имущества, оплату заработных плат работникам, оплату налогов на имущество, электричество и прочих расходов... в первые сутки забронированного истцом проживания гостиница не могла удовлетворить спрос других групп, заказчиков и потребителей с аналогичными требованиями в силу отсутствия аналогичных номеров и вынуждена была отказывать в бронировании на данный период. Поскольку истец несвоевременно отказался от гарантированного бронирования и не заехал без предупреждения до расчетного часа, заказчик вправе удержать плату за фактический простой номеров..."

Таким образом, рассматриваемая плата за фактический простой номера гостиницы в пределах суточного тарифа по существу является неустойкой, обеспечивающей исполнение потребителем своих обязательств.

Из вышеизложенного следует, что при взимании платы за фактический простой номера гостиницы объект налогообложения по НДС не возникает в силу ст. 146 НК РФ.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

В то же время, если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пеней), по существу не являются неустойкой (штрафом, пенями), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), такие суммы включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании вышеуказанной нормы статьи 162 Кодекса.

Квалификация неустойки (штрафа, пеней) в качестве денежных средств, связанных или не связанных с оплатой реализованных продавцом товаров (работ, услуг), должна производиться в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.01.2024 N 03-07-11/7529