Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 15.12.2023

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Во время работы на предприятии физлицо получило заем на обустройство на новом месте жительства. Уволилось физлицо раньше, чем погасило заем, но после увольнения ему простили остаток этого займа. Подписано соглашение о прощении долга. Но при подписании этого соглашения физлицо уведомили о том, что сумма прощенного остатка будет его материальной выгодой и оно должно заплатить НДФЛ по ставке 13%. Предприятие не может удержать налог, поскольку больше не выплачивает физлицу зарплату. Должно ли физлицо уплатить НДФЛ и подать налоговую декларацию? Можно ли заявить налоговые вычеты по материальной выгоде?

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

По общему принципу, закрепленному в статье 41 Кодекса, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

При прощении организацией задолженности с физического лица - должника снимается обязанность по возврату суммы долга и появляется возможность распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, то есть у него возникают экономическая выгода и, соответственно, доход в размере суммы прощенной задолженности, подлежащий налогообложению в установленном порядке.

На основании пункта 1 статьи 226 Кодекса, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Указанные российские организации именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.

Абзацем вторым пункта 4 статьи 226 Кодекса установлено, что при выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Исходя из положений пункта 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено статьей 228 Кодекса.

Одновременно сообщается, что пунктом 3 статьи 210 Кодекса установлено, что основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса (за исключением налоговых вычетов, указанных в пунктах 2.3 и 6 статьи 210 Кодекса), с учетом особенностей, установленных главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Таким образом, при наличии доходов, относящихся к основной налоговой базе, налогоплательщик вправе уменьшить сумму подлежащих налогообложению доходов на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса, с учетом установленных особенностей.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.11.2023 N 03-04-05/112401

Вопрос:

Об условиях освобождения от НДС при реализации на территории РФ медицинских изделий.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождение от налога на добавленную стоимость осуществляется в отношении медицинских изделий, на которые предоставлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регистрационное удостоверение на медицинское изделие (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 утвержден перечень кодов вышеуказанных товаров, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (далее - Перечень), который применяется с учетом примечаний.

Так, примечанием 1 к Перечню определено, что для целей применения раздела I "Медицинские изделия" Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, освобождение от налога на добавленную стоимость в отношении медицинских изделий, реализуемых в Российской Федерации, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия, а также включении их в перечень, утвержденный вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, с учетом примечаний к данному перечню.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.11.2023 N 03-07-07/111461

Вопрос:

Об учете расходов, связанных со стимулирующими выплатами работникам организации, в целях налога на прибыль.

Ответ:

На основании статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщики при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций полученные доходы вправе уменьшать на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.

Таким образом, расходы, связанные со стимулирующими выплатами работникам организации, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли организаций в случае, если порядок, размер и условия их выплаты предусмотрены локальными нормативными актами организации, содержащими нормы трудового права, и при условии, что такие расходы соответствуют требованиям статьи 252 Налогового кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.11.2023 N 03-03-06/1/111429

Вопрос:

Об учете доходов (расходов), выраженных в иностранной валюте, если курс привязан к событию, наступившему раньше, чем поступление денежных средств, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 8 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пункту 10 статьи 272 НК РФ доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату признания соответствующего дохода (расхода).

Требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на указанное имущество, прекращения (исполнения) требований (обязательств) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше.

Согласно статье 316 НК РФ в случае, если цена реализуемого товара (работ, услуг), имущественных прав выражена в валюте иностранного государства, сумма выручки от реализации пересчитывается в рубли на дату реализации.

Также обращается внимание, что положениями пункта 11 статьи 250 НК РФ дано определение положительной курсовой разницы.

Положения данного пункта применяются, если дооценка или уценка производится в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, либо с изменением курса иностранной валюты (условных денежных единиц) к рублю Российской Федерации, установленного законом или соглашением сторон, если выраженная в этой иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимость требований (обязательств), подлежащих оплате в рублях, определяется по курсу, установленному законом или соглашением сторон соответственно.

Таким образом, если курс по соглашению сторон привязан к событию, наступившему раньше, чем поступление денежных средств, то после наступления такого события пересчет сумм, выраженных в иностранной валюте, не производится.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.11.2023 N 03-03-06/1/111359

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов на проезд работника к месту командировки и обратно в целях налога на прибыль.

Ответ:

На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Для налогового учета расходов на проезд в командировку и обратно необходимо подтвердить факт осуществления указанных расходов, а также их обоснованность.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В этой связи затраты на командировки для целей налогообложения прибыли организаций могут быть обоснованы любыми документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных билетов.

При этом НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.11.2023 N 03-03-06/1/110686

Вопрос:

О начислении амортизации в отношении временно не эксплуатируемого имущества, а также об учете амортизации и расходов на его обслуживание в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно пункту 4 статьи 259 Кодекса начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Начисление амортизации в налоговом учете осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 256 - 259.3 Кодекса.

На основании пункта 5 статьи 259.1 Кодекса независимо от окончания срока полезного использования начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.

Отмечается, что из состава амортизируемого имущества в целях главы 25 Кодекса исключаются основные средства по основаниям, приведенным в пункте 3 статьи 256 Кодекса. При этом указанные положения не предусматривают требования о прекращении начисления амортизации в случае отсутствия дохода от использования амортизируемого имущества в какой-либо промежуток времени.

Таким образом, налогоплательщик в отношении временно не эксплуатируемого имущества начисляет амортизацию в общеустановленном порядке при условии, что такое имущество соответствует критериям амортизируемого имущества.

При этом суммы начисленной амортизации, а также расходы на обслуживание вышеуказанного имущества учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль организаций при условии их соответствия критериям статьи 252 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.11.2023 N 03-03-06/1/110266

Вопрос:

Об исполнении функций налогового агента по НДФЛ при выплате доходов, полученных при погашении прав требования.

Ответ:

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, предусмотрен в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с пунктом 60.2 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде полученных налогоплательщиком в 2022 году и в 2023 году в собственность имущества (за исключением денежных средств) и (или) имущественных прав от иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), в отношении которой налогоплательщик являлся контролирующим лицом и (или) учредителем по состоянию на 31 декабря 2021 года, при одновременном соблюдении условий, установленных пунктом 60.2 статьи 217 Кодекса.

В соответствии с абзацем первым подпункта 2.6 пункта 2 статьи 220 Кодекса при продаже имущества (имущественных прав) и (или) осуществлении имущественных прав, полученных от иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) налогоплательщиком, доходы которого в виде таких имущества и (или) имущественных прав освобождены от налогообложения в соответствии с пунктом 60.2 статьи 217 Кодекса, такой налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов от продажи таких имущества и (или) имущественных прав, а также доходов в виде денежных средств (иного имущества), полученных им либо перечисленных (переданных) по его указанию третьим лицам при осуществлении таких имущественных прав, ранее переданных ему иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), на сумму, равную стоимости имущества и (или) имущественных прав по данным учета передающей иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) на дату получения таких имущества и (или) имущественных прав, но не выше рыночной стоимости таких имущества и (или) имущественных прав, определяемой с учетом положений статьи 105.3 Кодекса на дату получения налогоплательщиком таких имущества и (или) имущественных прав.

Пунктом 1 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Доходы, полученные при погашении прав требования, являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса. Указанные российские организации именуются в главе 23 Кодекса налоговыми агентами.

В этой связи налоговые агенты исчисляют, удерживают и уплачивают сумму налога на доходы физических лиц при выплате доходов налогоплательщику, в том числе в соответствии с приобретенным налогоплательщиком правом требования.

При этом в статье 226 Кодекса не предусматривается норм об учете фактически осуществленных и документально подтвержденных расходов, которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента, за исключением ситуации продажи налогоплательщиком российской организации или индивидуальному предпринимателю ценных бумаг по договорам купли-продажи (мены).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.11.2023 N 03-04-06/110206

Вопрос:

Об определении налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на сверхприбыль участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 288.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик - участник соглашения о защите и поощрении капиталовложений определяет налоговую базу от осуществления деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, являющегося предметом соглашения о защите и поощрении капиталовложений, отдельно от налоговой базы, определяемой при осуществлении иных видов деятельности.

Под инвестиционным проектом понимается ограниченный по времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, предусматривающих создание и последующую эксплуатацию нового имущественного комплекса и (или) нематериальных активов либо модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) существующего имущественного комплекса в целях создания нового производства товаров (работ, услуг), увеличения объемов существующего производства товаров (работ, услуг) и (или) предотвращения (минимизации) негативного влияния на окружающую среду (пункт 2 статьи 11 Кодекса).

Таким образом, налоговой базой по налогу на прибыль организаций от осуществления деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, являющегося предметом соглашения о защите и поощрении капиталовложений, является налоговая база, которая формируется от реализации произведенных в рамках инвестиционного проекта новых товаров или за счет существенного увеличения объемов производства ранее производимых товаров.

Вместе с тем с 01.01.2024 вступает в силу Федеральный закон от 04.08.2023 N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ), налогоплательщиками которого признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, определяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 306 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Организации, которые не признаются налогоплательщиками налога на сверхприбыль, поименованы в части 4 статьи 2 Федерального закона N 414-ФЗ.

Объектом налогообложения налогом на сверхприбыль согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ признается сверхприбыль, полученная налогоплательщиком.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ установлено, что сверхприбыль определяется, если иное не установлено статьей 3 Федерального закона N 414-ФЗ, как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год.

В свою очередь, прибыль для целей Федерального закона N 414-ФЗ за соответствующий год исчисляется как сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций, определяемых в соответствии с положениями статьи 274 Кодекса за соответствующий год, с учетом положений статьи 283 Кодекса (часть 3 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ).

При этом частью 6 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ установлено, что в отношении налогоплательщика, являющегося стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений, при определении прибыли за соответствующий год не учитывается налоговая база по налогу на прибыль организаций от осуществления деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, являющегося предметом соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

Учитывая изложенное, организации, являющиеся участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений, определяют налоговую базу по налогу на сверхприбыль в вышеуказанном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.11.2023 N 03-03-06/1/109626

Вопрос:

О признании резидента РФ - участника договора простого или инвестиционного товарищества контролирующим лицом иностранной структуры без образования юрлица в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии со статьями 278 и 278.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные участниками договора простого или инвестиционного товарищества, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль участника такого договора товарищества. Таким образом, само товарищество (простое или инвестиционное), не являясь лицом, не признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций.

В случае если участие налогового резидента Российской Федерации в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) реализовано через договор простого или инвестиционного товарищества, заключенный в соответствии с законодательством Российской Федерации, то такое товарищество не признается контролирующим лицом контролируемой иностранной компании и не представляет уведомления об участии в иностранной организации и о контролируемых иностранных компаниях, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса, а также не исчисляет и не уплачивает налог с прибыли контролируемой иностранной компании в Российской Федерации.

Однако при этом участники простого или инвестиционного товарищества (налоговые резиденты Российской Федерации), участвующие в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) через соответствующий договор товарищества, признаются контролирующими лицами такой иностранной компании, в случае если отношения такого товарищества и иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) соответствуют критериям признания лица контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, установленным статьей 25.13 Кодекса, применительно к порядку, при котором такое товарищество признавалось бы российским лицом. В этом случае участники простого или инвестиционного товарищества, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, обязаны представлять соответствующие уведомления, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса, а также исчислять и уплачивать налог с прибыли контролируемой иностранной компании в части, соответствующей их доле участия в контролируемой иностранной компании, определяемой пропорционально доле налогоплательщика в прибыли товарищества в соответствии с договором о товариществе.

Лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица по основаниям, предусмотренным статьей 25.13 Кодекса.

В соответствии с пунктом 9 статьи 25.13 Кодекса контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (основатель) такой структуры, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица в целях Кодекса также признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из условий, установленных пунктом 12 статьи 25.13 Кодекса.

Одновременно обращается внимание, что осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с пунктом 8 статьи 25.13 Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

При этом могут приниматься во внимание любые особенности отношений с лицом, осуществляющим управление активами иностранной структуры без образования юридического лица, и (или) иными лицами, которые влияют на оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения.

Также отмечается, что лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица в порядке, установленном пунктом 13 статьи 25.13 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.11.2023 N 03-12-11/2/109593

Вопрос:

Об НДС в отношении услуг по обращению с ТКО, реализуемых организацией, утратившей статус регионального оператора.

Ответ:

Согласно подпункту 36 пункта 2 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - услуги по обращению с ТКО), оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор), освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное указанным подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса, в отношении услуг по обращению с ТКО, реализуемых организацией, утратившей статус регионального оператора, не применяется. В связи с этим услуги по обращению с ТКО, реализуемые организацией после утраты ею статуса регионального оператора, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Что касается изменения стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО в сторону уменьшения (увеличения), в том числе в случае уменьшения (увеличения) объема оказанных услуг по обращению с ТКО, то на основании норм главы 21 Кодекса при изменении режима налогообложения налогом на добавленную стоимость (утрате права на применение освобождения от налогообложения) в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг), вне зависимости от даты их оплаты.

В связи с этим если организацией, утратившей статус регионального оператора в отношении услуг по обращению с ТКО, оказанных ею до утраты данного статуса с применением вышеуказанного освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, производится изменение стоимости этих услуг в сторону уменьшения (увеличения), в том числе в случае уменьшения (увеличения) объема оказанных услуг, то в данном случае объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость при изменении стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО не возникает.

По вопросу о применении налога на добавленную стоимость при бездоговорном оказании региональным оператором услуг по обращению с ТКО, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, отмечается, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом согласно пункту 2 данной статьи Кодекса указанное положение не применяется в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Поэтому получаемые организацией, утратившей статус регионального оператора, суммы денежных средств в виде оплаты услуг по обращению с ТКО, оказанных ею до утраты данного статуса на бездоговорной основе, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у данной организации не включаются, поскольку суммы таких денежных средств связаны с оплатой оказанных региональным оператором услуг по обращению с ТКО, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.11.2023 N 03-07-07/109524