Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 22.09.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Российская организация (далее - организация) получила услуги от нескольких организаций-нерезидентов. Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ по данным услугам организация признается налоговым агентом по НДС. В связи с введенными антироссийскими санкциями платежи из России контрагенты получить не могут.

Также у организации есть внешнеторговый контракт с другим нерезидентом, который имеет задолженность перед организацией за товары, поставленные в рамках экспортных операций.

Вышеупомянутые нерезиденты-поставщики приняли решение о передаче задолженности организации за услуги нерезиденту-покупателю по договору цессии, о чем уведомили организацию письменно.

В свою очередь, нерезидент-покупатель оплатил приобретенную задолженность по договору цессии нерезидентам-поставщикам путем перечисления денежных средств на их расчетные счета и намерен уменьшить свою задолженность перед организацией за товар путем зачета взаимных требований.

Возникают ли у российской организации обязанности по исчислению и уплате НДС как налогового агента перед иностранными организациями при совершении данных неденежных операций и в какой момент?

Наименование какого из нерезидентов нужно указывать в счетах-фактурах налогового агента при заключении соглашения о прекращении обязательств зачетом встречных однородных требований резидента и нерезидента РФ с учетом заключенного договора цессии между иностранными контрагентами?

Имеет ли российская организация право на вычет "агентского" НДС и в какой момент?

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Согласно пункту 2 статьи 161 Кодекса налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая у иностранных лиц услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, фактическая плата за которые производиться не будет в связи с тем, что права требования долга к российской организации - покупателю услуг иностранными лицами - продавцами переуступлены другому иностранному лицу, имеющему задолженность перед российской организацией за поставку товаров, должна исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента. При этом суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные российской организацией в соответствии со статьей 161 Кодекса, принимаются к вычету на основании пункта 3 статьи 171 Кодекса в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 Кодекса, на основании счетов-фактур, составленных российской организацией - налоговым агентом, с указанием полного или сокращенного наименования продавца (согласно договору с налоговым агентом), за которого налоговый агент исполняет обязанность по уплате налога на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.07.2023 N 03-07-08/64496

Вопрос:

Об исчислении срока владения долей в уставном капитале иностранной организации в целях налога на прибыль при ее реализации, если доля получена при присоединении дочерней организации к иностранной.

Ответ:

Условия применения налогоплательщиком ставки налога на прибыль организаций в размере 0 процентов при реализации или ином выбытии (в том числе погашении) долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций установлены в пункте 4.1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с учетом особенностей, определенных статьями 284.2 и 284.7 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 284.2 НК РФ налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ, применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей участия в уставном капитале) российских и (или) иностранных организаций, при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.

Одновременно пунктом 6 статьи 284.2 НК РФ установлено, что при реализации или ином выбытии (в том числе погашении) акций (долей участия в уставном капитале) российских и (или) иностранных организаций срок, указанный в пункте 1 статьи 284.2 НК РФ, в отношении акций (долей участия в уставном капитале) указанных организаций, созданных в результате реорганизации в форме преобразования, выделения или разделения, исчисляется с даты приобретения налогоплательщиком акций (долей участия в уставном капитале) реорганизованной организации.

Таким образом, пункт 6 статьи 284.2 НК РФ применяется только в отношении акций (долей участия в уставном капитале) новых организаций, созданных в результате реорганизации в форме преобразования, выделения или разделения.

Пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Учитывая указанное, акционер (учредитель) присоединенной организации, которая прекратила свою деятельность в результате реорганизации в виде присоединения, получает акции (долю в уставном капитале) в другой (реорганизованной) организации, которыми (которой) он ранее не владел.

В этой связи для целей применения пункта 1 статьи 284.2 НК РФ срок течения владения на праве собственности акциями (долями участия в уставном капитале) реорганизованной организации в результате присоединения для акционера (учредителя) присоединенной организации начинает течь заново с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.07.2023 N 03-03-06/1/63526

Вопрос:

О признании задолженности безнадежной в целях налога на прибыль при исключении должника из ЕГРЮЛ.

Ответ:

Из положений пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) следует, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из ЕГРЮЛ, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Согласно пункту 2 статьи 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотренный данной статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случаях: невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников); наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.

Учитывая вышеуказанное, если на организации, исключаемые из ЕГРЮЛ на основании пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, распространяются правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам, то в целях налогообложения прибыли налогоплательщик вправе признать такую дебиторскую задолженность безнадежной по основанию ликвидации в соответствии с пунктом 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), включив ее в состав внереализационных расходов.

При этом обращается внимание, что каждое из перечисленных в пункте 2 статьи 266 НК РФ оснований признания задолженности безнадежной является самостоятельным. Налогоплательщик вправе признать списываемую задолженность безнадежной по любому из оснований, указанному в пункте 2 статьи 266 НК РФ.

В случае наличия нескольких оснований для признания задолженности безнадежной в соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ она признается таковой в том периоде, в котором возникло первое по времени основание для признания задолженности безнадежной.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.07.2023 N 03-03-06/1/63639

Вопрос:

Об учете доходов (расходов) в виде процентов по долговым обязательствам в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В том случае, если налогоплательщик участвует в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Вместе с тем сообщается, что вопрос о квалификации причисленных к сумме основного долга процентов по долговому обязательству в качестве новых долговых обязательств должен оцениваться с точки зрения норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и с учетом условий конкретного договора.

Согласно нормам статьи 269 НК РФ по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено статьей 269 НК РФ.

По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ, если иное не установлено статьей 269 НК РФ.

При этом пунктом 1.1 статьи 269 НК РФ установлено, что по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с НК РФ контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе:

признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ;

признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ.

При несоблюдении условий, установленных абзацами первым - третьим пункта 1.1 статьи 269 НК РФ, по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ.

В целях применения пункта 1.1 статьи 269 НК РФ интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам установлены пунктом 1.2 указанной статьи с учетом валюты, в которой оформлено соответствующее долговое обязательство.

При определении интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам используются эталонные процентные ставки, указанные в пункте 1.3 статьи 269 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.07.2023 N 03-03-07/63342

Вопрос:

АО при осуществлении в рамках операционной деятельности международного почтового обмена заключает договоры, по которым российский железнодорожный перевозчик осуществляет организацию курсирования почтовых вагонов, перевозку почтовых отправлений.

При этом согласно договору российский перевозчик осуществляет перевозку международных почтовых отправлений по маршруту: станция отправления на территории РФ - конечная станция по договору (пограничная станция на территории РФ).

Далее перевозку международных почтовых отправлений по маршруту: пограничная станция на территории РФ - конечная станция на территории Монголии (г. Улан-Батор) осуществляют монгольские железные дороги по договору с иностранной почтовой администрацией Монголии и вне рамок договора, заключенного между АО и российским перевозчиком.

В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ услуги по международной перевозке товаров подлежат налогообложению НДС по ставке 0%.

В целях применения ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров, в частности железнодорожным транспортом, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Принимая во внимание, что конечный пункт назначения доставки (транспортировки) международных отправлений - территория иностранного государства, правомерно ли применение российским железнодорожным перевозчиком ставки НДС 0% на услуги АО по договору перевозки международных почтовых отправлений от станции отправления (территория РФ) до пограничной станции на территории РФ?

Ответ:

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется в отношении оказываемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте услуг по перевозке или транспортировке экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах, при условии, что на перевозочных документах проставлены отметки таможенных органов, указанные в подпункте 5 статьи 165 Кодекса.

Таким образом, в случае если товары, перевозимые по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, под таможенную процедуру экспорта (реэкспорта) не помещены, в отношении услуг по их перевозке, оказываемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, нулевая ставка налога на добавленную стоимость не применяется и такие услуги на основании подпункта 3 статьи 164 Кодекса облагаются налогом по ставке в размере 20 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.07.2023 N 03-07-08/62318

Вопрос:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) является разработчиком платформы по повышению осведомленности пользователей в области информационной безопасности (запись в реестре произведена на основании Приказа Минцифры России от 21.07.2021 N 750), а также состоит в реестре аккредитованных ИТ-организаций.

В настоящий момент поступил запрос на поставку программного обеспечения в составе программно-аппаратного комплекса (ПАК). Фактически это означает, что ООО должно закупить серверное оборудование, предустановить ПО и поставить его в комплекте. Так как ПО состоит в реестре отечественного ПО, то в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ ООО вправе не облагать его НДС.

Имеет ли ООО право не начислять НДС на ПО в составе ПАК при формировании коммерческого предложения для заказчика, или ему необходимо отдельно подать или отдельно сертифицировать ПО в составе ПАК для использования льгот при его поставке?

Ответ:

Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации реализация прав на программы ЭВМ (базы данных) освобождается от налога на добавленную стоимость (далее - НДС), если указанные программы (базы данных) включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Таким образом, освобождение от НДС распространяется на программное обеспечение, входящее в состав программно-аппаратных комплексов, в случае если стоимость программного обеспечения указана отдельно в цене программно-аппаратного комплекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.06.2023 N 03-07-07/59422

Вопрос:

Собственниками нежилых помещений (апартаментов, офисов и машиномест) избрана управляющая организация для управления общим имуществом. Решением ОСС от июня 2022 г. управляющая организация наделена полномочиями по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО).

Во исполнение этого решения ОСС договоры заключены, у собственников нет прямых договоров с РСО. Управляющая организация является абонентом РСО, т.е. стороной договора.

На управляющую организацию возложены обязанности по ведению расчетов за коммунальные ресурсы всего здания, так как ввод трубы один на все здание.

Собственники нежилых помещений решением ОСС от февраля 2023 г. наделили управляющую организацию обязанностью вести взаиморасчеты с ресурсоснабжающими организациями (РСО) (поставщиками коммунальных ресурсов - воды, тепла, электроэнергии). Управляющая организация действует за счет собственника за вознаграждение, но не указано, от чьего имени (от своего или от имени собственников).

Агентских договоров с собственниками у управляющей организации нет, но в решении ОСС по этому вопросу указано множество моментов, которые указывают на агентскую схему.

РСО выставляют один комплект документов ежемесячно по одному договору с выделенным НДС. Управляющая организация этот НДС не принимает к вычету и расходы не отражает в учете.

Правильно ли будет применять агентскую схему для взаиморасчетов и выставления комплекта документов с выделением в нем НДС и оформлением счетов-фактур от имени агента? Иными словами, управляющая организация (агент) "перевыставляет" собственникам (принципалам) счет-фактуру на основании показателей счета-фактуры, полученного от продавца, раздробив его на каждого собственника в зависимости от объема потребленных последним ресурсов.

Правомочны ли собственники без рисков принять НДС к вычету по "перевыставленным" документам по коммунальным услугам?

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 171 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения данным налогом. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 3.1 статьи 169 Кодекса установлено, что налогоплательщики в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени агента, обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Порядок заполнения счетов-фактур и ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, в том числе при приобретении товаров (работ, услуг) агентом от своего имени для принципала, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - постановление N 1137).

Согласно пункту 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением N 1137, при заполнении реквизитов счета-фактуры, выставляемого агентом принципалу по приобретенным для него товарам (работам, услугам) от своего имени, в строках 2 "Продавец", 2а "Адрес" и 2б "ИНН/КПП продавца" счета-фактуры указываются реквизиты налогоплательщика - продавца этих товаров (работ, услуг).

На основании абзаца шестого подпункта "о" и абзаца шестого подпункта "п" пункта 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением N 1137, при регистрации счета-фактуры, составленного агентом, приобретающим товары (работы, услуги) от своего имени для двух и более принципалов, в части 1 "Выставленные счета-фактуры" журнала учета в графах 14 и 15 указываются стоимость товаров (работ, услуг) и сумма налога на добавленную стоимость соответственно из граф 9 и 8 по строке "Всего к оплате" каждого счета-фактуры, выставленного продавцами в доле, предъявленной каждому принципалу.

Таким образом, агенты, приобретающие товары (работы, услуги) от своего имени для двух и более принципалов, счета-фактуры для принципалов составляют на основании каждого счета-фактуры, выставленного продавцами в доле, предъявленной каждому принципалу, и, соответственно, такие счета-фактуры являются документом, служащим основанием для принятия к вычету принципалом сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.06.2023 N 03-07-09/57075

Вопрос:

Может ли организация, производящая и реализующая на территории Российской Федерации продовольственные товары (пищевую продукцию) и получившая декларации о соответствии ЕАЭС, руководствоваться кодами ТН ВЭД для определения ставки НДС?

Правомерно ли при определении ставки НДС для продовольственных товаров руководствоваться позицией, изложенной в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, Письме ФНС России от 17.03.2017 N СД-4-3/4837@, Письме Минфина России от 06.05.2019 N 03-07-14/32743, согласно которой для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый на территории Российской Федерации товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации, со ссылкой хотя бы на один из двух источников - ОКПД 2 или ТН ВЭД ЕАЭС (поскольку из п. 2 ст. 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия)?

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации продовольственных товаров, поименованных в данном подпункте.

При этом на основании пункта 5 статьи 164 Кодекса при ввозе продовольственных товаров на территорию Российской Федерации также применяется налоговая ставка в размере 10 процентов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - перечень).

В связи с этим налогоплательщик вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продовольственных товаров, указанных в перечне. В отношении реализации продовольственных товаров, не включенных в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.

Одновременно отмечается, что применение налоговой ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации кулинарных изделий, блюд (за исключением блюд, супов, поименованных в перечне) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.06.2023 N 03-07-07/56831

Вопрос:

Об учете дохода от уступки финансовому агенту денежного требования долга к третьему лицу при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях налога на прибыль.

Ответ:

На основании положений статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговой базой для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 Кодекса, подлежащей налогообложению.

При этом налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Кодекса, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 Кодекса предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Согласно пункту 1.3 статьи 284 Кодекса для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих, в частности, критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса, по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов.

Таким образом, все доходы налогоплательщиков, относящиеся к деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, учитываются при определении налоговой базы по прибыли, облагаемой по ставке 0 процентов.

При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса, составляет не менее 70 процентов.

Вместе с тем для определения показателя общего дохода от реализации товаров (работ, услуг), предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса, в целях получения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя согласно пункту 1 статьи 346.5 Кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

Согласно статье 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 824 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга) одна сторона (клиент) обязуется уступить другой стороне - финансовому агенту (фактору) денежные требования к третьему лицу (должнику) и оплатить оказанные услуги, а финансовый агент (фактор) обязуется совершить не менее двух следующих действий, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки:

1) передавать клиенту денежные средства в счет денежных требований, в том числе в виде займа или предварительного платежа (аванса);

2) осуществлять учет денежных требований клиента к третьим лицам (должникам);

3) осуществлять права по денежным требованиям клиента, а том числе предъявлять должникам денежные требования к оплате, получать платежи от должников и производить расчеты, связанные с денежными требованиями;

4) осуществлять права по договорам об обеспечении исполнения обязательств должников.

Исходя из этого доходы, полученные обществом от реализации имущественных прав (от уступки финансовому агенту денежного требования долга к третьему лицу), подлежат включению в состав общего дохода от реализации товаров (работ, услуг) при определении вышеуказанного ограничения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.06.2023 N 03-03-06/1/56443

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, подлежащих уплате на основании решения суда.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

При этом датой получения указанных внереализационных доходов является дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда (подпункт 4 пункта 4 статьи 271 Кодекса).

Таким образом, доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, подлежащих уплате на основании решения суда, организация должна учесть в составе внереализационных доходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на основании пункта 3 статьи 250 Кодекса на дату вступления в законную силу решения суда.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.06.2023 N 03-03-06/1/54167