Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 17.02.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде сумм прекращенных в 2022 г. обязательств по договору займа (кредита).

Ответ:

На основании пункта 18 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ в редакции Федерального закона от 21.11.2022 N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм прекращенных в 2022 году обязательств:

по договору займа (кредита), заимодавцем (кредитором) по которому на 1 марта 2022 года является иностранная организация (иностранный гражданин), в случае принятия решения о прощении долга такой иностранной организацией (иностранным гражданином) либо иностранной организацией (иностранным гражданином) или российской организацией (физическим лицом), получившей (получившим) право требования по такому договору займа (кредита) до 31 декабря 2022 года (в том числе процентов, учтенных в составе внереализационных расходов);

по оплате права требования по обязательствам, вытекающим из указанного в абзаце втором настоящего подпункта договора займа (кредита), которое приобретено налогоплательщиком по договору уступки права требования, в случае принятия решения о прощении такого обязательства иностранной организацией (иностранным гражданином), заключившей (заключившим) договор уступки;

связанных с выплатой иностранному участнику общества с ограниченной ответственностью действительной стоимости доли при выходе в 2022 году из состава участников такого общества или в результате его исключения в 2022 году из состава участников в судебном порядке.

Таким образом, подпункт 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ при соблюдении иных условий указанного положения связывает освобождение от налогообложения налогом на прибыль, в частности, прощение задолженности по обязательствам по:

договору займа (кредита), по которому заимодавцем (кредитором) на 1 марта 2022 года является иностранная организация (иностранный гражданин);

правам требования, вытекающим из договора займа (кредита), по которому заимодавцем (кредитором) на 1 марта 2022 года является иностранная организация (иностранный гражданин);

оплате права требования по обязательствам, вытекающим из договора займа (кредита), по которому заимодавцем (кредитором) на 1 марта 2022 года является иностранная организация (иностранный гражданин).

Учитывая указанное, для целей применения подпункта 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ на 1 марта 2022 года кредитором по долговому обязательству, вытекающему из договора займа (кредита), должна являться иностранная организация.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.01.2023 N 03-03-06/1/1194

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах при компенсации расходов, связанных со служебными поездками работников с разъездным характером работы.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для плательщиков-работодателей определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

На основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Понятие компенсаций, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

Согласно положениям статьи 168.1 Трудового кодекса работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения указанных расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий и должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения данных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Таким образом, если в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или трудовом договоре с работником установлено, что его работа по занимаемой должности носит разъездной характер, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов работника, связанных с его служебными поездками и указанных в статье 168.1 Трудового кодекса, не облагаются налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в случае их документального подтверждения.

В случае отсутствия подтверждающих расходы документов суммы указанных выплат, произведенных в пользу работника, не могут признаваться компенсационными и, следовательно, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в общеустановленном порядке.

При этом суточные, выданные в соответствии со статьей 168.1 Трудового кодекса сотруднику организации (предприятия), работа которого имеет разъездной характер, в связи со служебными поездками, не облагаются налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в размере, установленном локальным актом организации.

Вместе с тем, учитывая, что согласно статье 164 Трудового кодекса компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, при разработке и установлении организацией размеров суточных работникам, работа которых носит разъездной характер, учитывается оценка соответствующих затрат, а также наличие иных гарантий таким работникам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.12.2022 N 03-04-06/129887

Вопрос:

О налоге на прибыль с доходов турецкой организации от эксплуатации морских судов в международных перевозках от источников в РФ.

Ответ:

Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 7 Кодекса, в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

При этом соглашения Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, заключенные с иными государствами, являются результатом взаимных договоренностей, учитывающих уровень торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества договаривающихся государств, в связи с чем их положения могут отличаться.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15.12.1997 (далее - Соглашение) прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства, полученная из другого Договаривающегося Государства от эксплуатации морских судов в международных перевозках, подлежит налогообложению в первом упомянутом Государстве. Однако такая прибыль может также облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве в соответствии с законодательством этого другого Государства, но налог, взимаемый в этом другом Государстве с такой прибыли, должен уменьшаться на 50 процентов.

Принимая во внимание положения пункта 1 статьи 8 Соглашения, выплачиваемый от источников в Российской Федерации доход турецкой организации от эксплуатации морских судов в международных перевозках подлежит налогообложению в Российской Федерации по ставке 5% (50% от ставки 10%, установленной подпунктом 2 пункта 2 статьи 284 Кодекса).

Выражение "может также облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве" означает, что данному государству предоставлено первоочередное право взимать налог с такого дохода, если это предусмотрено его национальным законодательством. В то же время государство, лицом с постоянным местопребыванием в котором является получатель дохода, также вправе применить положения своего налогового законодательства к соответствующему виду дохода.

При этом устранение двойного налогообложения осуществляется согласно нормам статьи 22 Соглашения, которой предусмотрено, что, если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает доход в другом Договаривающемся Государстве, который в соответствии с положениями настоящего Соглашения может облагаться налогом в другом Государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом Государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого в первом упомянутом Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого упомянутого Государства на такой доход, рассчитанного в соответствии с его налоговыми законами и правилами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.12.2022 N 03-08-05/129653

Вопрос:

О восстановлении НДС, принятого к вычету по приобретенным объектам недвижимости, в дальнейшем используемым налогоплательщиком, перешедшим с ОСН на УСН.

Ответ:

Статьей 171.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, принятых налогоплательщиком к вычету по объектам основных средств, относящимся к объектам недвижимости (за исключением космических объектов), при применении которого необходимо учитывать следующее.

Пунктом 3 статьи 171.1 Кодекса установлена обязанность налогоплательщиков восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, принятые налогоплательщиком к вычету по объектам недвижимости (объектам основных средств), в случае дальнейшего использования объектов недвижимости для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, за исключением данных объектов основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

Согласно пункту 4 статьи 171.1 Кодекса налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму налога в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в пункте 4 статьи 259 Кодекса.

Таким образом, в случае если на дату перехода налогоплательщика с общей системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения им эксплуатируются объекты недвижимости (объекты основных средств), с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло более десяти лет, то в данном случае у налогоплательщика отсутствует обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по таким объектам недвижимости (объектам основных средств).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.12.2022 N 03-07-10/129564

Вопрос:

О налоге на прибыль с доходов в виде сумм, оставшихся в распоряжении МКООО, на которые произошло уменьшение уставного капитала.

Ответ:

Согласно статье 20 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью (далее - общество) вправе, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 14-ФЗ, обязано уменьшить свой уставный капитал.

В силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 14-ФЗ, если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из следующих решений:

1) об уменьшении уставного капитала общества до размера, не превышающего стоимости его чистых активов;

2) о ликвидации общества.

Одновременно отмечается, что на основании части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ) положения Федерального закона N 14-ФЗ к международным компаниям не применяются, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 290-ФЗ или уставом международной компании.

В целях налогообложения прибыли организаций в соответствии с пунктом 16 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внереализационными доходами, подлежащими налогообложению, являются суммы, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам) организации (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 17 пункта 1 статьи 251 Кодекса).

Подпунктом 17 пункта 1 статьи 251 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, либо если величина уставного капитала стала больше стоимости чистых активов общества по окончании отчетного года.

Учитывая изложенное, в случае если уменьшение уставного капитала общества осуществляется в силу предписаний закона, обязывающих общество осуществить такую меру, либо если обществом осуществляется добровольное уменьшение уставного капитала в целях, чтобы величина уставного капитала такого общества стала больше стоимости его чистых активов по окончании отчетного года, суммы, оставшиеся в его распоряжении, на которые произошло уменьшение уставного (складочного) капитала, не подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.12.2022 N 03-12-11/5/129259

Вопрос:

О применении пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов организацией радиоэлектронной промышленности, включенной в реестр в сентябре 2022 г.

Ответ:

Исходя из положений пункта 1.16 статьи 284, подпункта 18 пункта 1 и подпункта 8 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Кодекс) для российских организаций, включенных в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов (далее - Реестр), установлены налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3 процентов и налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0 процентов, а также пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 процента.

Согласно пункту 1.16 статьи 284 и пункту 14 статьи 427 Кодекса указанные налоговые ставки и пониженные тарифы страховых взносов применяются при условии, что по итогам отчетного (налогового - для налога на прибыль организаций, расчетного - для страховых взносов) периода в сумме всех доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.16 статьи 284 и пункте 14 статьи 427 Кодекса.

Таким образом, организация, осуществляющая деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, вправе применять указанные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов при одновременном выполнении условий - о включении данной организации в Реестр и о необходимой доле доходов от деятельности в сфере радиоэлектронной промышленности.

Учитывая изложенное, организация, осуществляющая деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, включенная в Реестр в сентябре 2022 года, в случае выполнения ею условия о 70-процентной доле соответствующих доходов за отчетный период - 9 месяцев 2022 года применяет пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций к прибыли, полученной в третьем квартале (либо с месяца включения в Реестр - если организация уплачивает налог на прибыль организаций от фактически полученной прибыли ежемесячно), а пониженные тарифы страховых взносов - с месяца включения такой организации в Реестр, то есть с сентября 2022 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.12.2022 N 03-03-06/1/129618

Вопрос:

Об НДС при реализации физлицам с изъятием из хранилищ банков драгоценных металлов в слитках, а также о применении УСН и ПСН в ювелирной отрасли с 01.01.2023.

Ответ:

Федеральным законом от 09.03.2022 N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) внесены изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость операций по реализации банками драгоценных металлов в слитках физическим лицам с изъятием их из хранилищ банков, а также в главы 26.1 и 26.5 Кодекса о запрете применения с 1 января 2023 г. упрощенной и патентной систем налогообложения (соответственно далее - УСН, ПСН) лицам, осуществляющим производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) их реализацию.

Указанный Федеральный закон принят в целях расширения использования физическими лицами драгоценных металлов в слитках в инвестиционных целях, а также в целях создания равных рыночных условий для всех производителей ювелирных изделий.

Принятые Федеральным законом изменения предоставляют гражданам альтернативный инструмент накопления средств, не имеющий кредитного и валютного риска, а также позволяют привлечь дополнительные инвестиции в золотодобывающую отрасль, ликвидируют теневой оборот лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

Следует отметить, что указанные ограничения по применению УСН и ПСН не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли ломами и отходами драгоценных металлов, а также производство бижутерии и ремонт ювелирных изделий.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.12.2022 N 03-11-10/128851

Вопрос:

О зачете иностранного налога в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 311 Кодекса суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

Подтверждение, указанное в пункте 3 статьи 311 Кодекса, действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налогоплательщику.

При этом российские организации вправе произвести зачет иностранного налога за налоговый период, в котором были учтены доходы в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации.

Зачет иностранного налога в иные налоговые периоды Кодексом не предусмотрен.

Одновременно обращается внимание, что налоги, по которым Кодекс напрямую предусматривает порядок устранения двойного налогообложения путем зачета налога, уплаченного на территории иностранного государства, при уплате соответствующего налога в Российской Федерации учету в составе расходов при расчете налога на прибыль организаций не подлежат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.12.2022 N 03-03-06/1/129017

Вопрос:

Об изменении принятого налогоплательщиком решения о применении инвестиционного вычета по налогу на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 8 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета применяется налогоплательщиком ко всем или к отдельным объектам основных средств, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 286.1 Кодекса, научным исследованиям и (или) опытно-конструкторским разработкам, указанным в абзаце пятом пункта 4 статьи 286.1 Кодекса, с учетом пункта 6 статьи 286.1 Кодекса и отражается в учетной политике для целей налогообложения. При этом решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета принимается налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, отдельно по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого расположены такие обособленные подразделения, и применяется ко всем или к отдельным обособленным подразделениям, расположенным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Использование (отказ от использования) права на применение инвестиционного налогового вычета допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе изменить ранее принятое решение об использовании (отказе от использования) права на применение инвестиционного налогового вычета по истечении трех последовательных налоговых периодов применения такого решения, если иной срок не определен решением субъекта Российской Федерации.

Решение налогоплательщика об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета действует применительно к объектам основных средств, научным исследованиям и (или) опытно-конструкторским разработкам, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территориях субъектов Российской Федерации, которые предоставили право на применение в отношении таких объектов, исследований и (или) разработок инвестиционного налогового вычета в соответствии с пунктом 6 статьи 286.1 Кодекса, в период действия соответствующего закона.

Таким образом, налогоплательщик, принявший решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета только в отношении объектов основных средств, относящихся к одной (например, третьей) амортизационной группе, в течение трех налоговых периодов применения такого решения не вправе изменить его и, соответственно, применять инвестиционный налоговый вычет в отношении объектов основных средств, относящихся к иным амортизационным группам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.12.2022 N 03-03-06/1/128826

Вопрос:

Об учете некоммерческой организацией доходов в виде пожертвований, полученных на ее содержание и ведение уставной деятельности, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса к таким целевым поступлениям относятся в том числе пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса.

Таким образом, если пожертвования, полученные на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, отвечают требованиям гражданского законодательства Российской Федерации и при этом соблюдается условие о ведении раздельного учета, установленное пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса, то доход в виде указанных пожертвований не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.12.2022 N 03-03-06/3/128987