Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 21.10.2022

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ при прекращении организации путем ликвидации или реорганизации последним налоговым периодом для нее является период времени с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.

Если произошла реорганизация юридических лиц в форме слияния, то в каком порядке должна быть представлена декларация по налогу на прибыль: реорганизованной организацией до момента исключения ее из ЕГРЮЛ или вновь созданной организацией-правопреемником после ее государственной регистрации?

Ответ:

Согласно положениям статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном данной статьей Кодекса.

Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него статьей 50 Кодекса обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков (в том числе по представлению налоговых деклараций) (пункт 2 статьи 50 Кодекса).

При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо (пункт 4 статьи 50 Кодекса).

Пунктом 3 статьи 55 Кодекса установлено, что при прекращении организации путем реорганизации последним налоговым периодом для такой организации является период времени с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня государственной регистрации прекращения организации в результате реорганизации.

Учитывая указанные положения Кодекса, налоговая декларация по налогу на прибыль по реорганизованной организации за последний налоговый период должна быть представлена организацией-правопреемником, если она не была представлена реорганизованной организацией до снятия ее с учета в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.09.2022 N 03-03-06/1/85258

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль субсидий на возмещение затрат при производстве (реализации) товаров (работ, услуг) и расходов на перечисление в бюджет субсидий при нарушении условий их получения.

Ответ:

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.

Дата признания доходов в виде субсидий, полученных организациями, определяется в соответствии с пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ.

Согласно этому пункту подобные доходы признаются по мере осуществления расходов, при этом в случае нарушения условий получения субсидий, предусмотренных вышеуказанным пунктом, суммы полученных субсидий в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

Вместе с тем отмечается, что согласно положениям пункта 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Из приведенных норм статьи 252 НК РФ следует, что к учету в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций принимаются расходы, которые непосредственно произведены налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Следовательно, расходы налогоплательщика по перечислению в бюджет ранее полученных субсидий в связи с нарушением условий их получения не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку не соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ.

Обращается внимание, что в случае обнаружения ошибок (искажений) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик вправе применить положения статьи 54 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.08.2022 N 03-03-06/1/84813

Вопрос:

О налогообложении при заключении соглашения о переводе долга, в рамках которого новый должник получает от первоначального должника денежные средства в размере номинала переведенного долга.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 391 Гражданского кодекса Российской Федерации перевод долга с должника на другое лицо может быть произведен по соглашению между первоначальным должником и новым должником.

В обязательствах, связанных с осуществлением их сторонами предпринимательской деятельности, перевод долга может быть произведен по соглашению между кредитором и новым должником, согласно которому новый должник принимает на себя обязательство первоначального должника.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Кодекса (статья 41 Кодекса).

При заключении соглашения о переводе долга с должника на другое лицо новый должник при получении от первоначального должника денежных средств в размере, эквивалентном номиналу переведенного на него долга, не получает экономической выгоды, в связи с чем в соответствии с общим принципом, установленным статьей 41 Кодекса, у него не возникает доход, учитываемый для целей налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.08.2022 N 03-03-06/1/84633

Вопрос:

Определяется ли налоговая база по НДС при перепродаже прочей мототехники (снегоболотоходов, снегоходов, мотовездеходов, лодочных моторов, гидроциклов) как разница между ценой реализации с учетом налога и ценой приобретения у физических лиц, которые не являются плательщиками НДС, наряду с мотоциклами?

Ответ:

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи отдельных видов электронной, бытовой техники по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, автомобилей и мотоциклов налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных техники, автомобилей и мотоциклов.

Применение порядка определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, установленного подпунктом 5.1 статьи 154 Кодекса, в отношении прочей техники, в том числе снегоболотоходов, снегоходов, мотовездеходов, лодочных моторов и гидроциклов, Кодексом не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.08.2022 N 03-07-11/84756

Вопрос:

О признании в целях налога на прибыль задолженности безнадежной, в том числе в связи с истечением срока исковой давности.

Ответ:

Налогоплательщик, имеющий дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежной при наступлении одного из перечисленных в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) событий.

В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

При этом порядок исчисления срока исковой давности регулируется подразделом 5 "Сроки. Исковая давность" части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). По истечении срока исковой давности, определяемого в соответствии с положениями ГК РФ, списанная задолженность может быть признана безнадежным долгом, который учитывается в составе внереализационных расходов отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности.

Признание списываемой задолженности безнадежной по основанию истечения установленного срока исковой давности осуществляется вне зависимости от предпринятых налогоплательщиком мер принудительного взыскания такой задолженности.

Также отмечается, что при списании задолженности налогоплательщик может отнести ее к безнадежной задолженности по каждому из перечисленных в пункте 2 статьи 266 НК РФ оснований в отдельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.08.2022 N 03-03-06/1/84635

Вопрос:

Организация планирует открыть производство по изготовлению термобумаги и ввезти станок из Китая. Будет ли этот станок облагаться НДС?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ввоз товаров на территорию Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, установлен статьей 150 Кодекса.

Согласно подпункту 7 статьи 150 Кодекса не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 372.

Учитывая изложенное, при ввозе в Российскую Федерацию оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, включенного в перечень, утвержденный вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, налог на добавленную стоимость не взимается. При ввозе на территорию Российской Федерации оборудования, не включенного в данный перечень, налог на добавленную стоимость подлежит уплате в порядке, предусмотренном Кодексом, таможенным законодательством Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.08.2022 N 03-07-08/84847

Вопрос:

Работники (далее - подотчетные лица) ФГУП (далее - Предприятие) в целях производственной необходимости и для обеспечения хозяйственных нужд Предприятия приобретают за наличный расчет товарно-материальные ценности.

Подотчетные лица к авансовым отчетам прикладывают кассовые чеки на приобретение вышеуказанных товарно-материальных ценностей. Кассовые чеки содержат все реквизиты, установленные Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", и в них налог на добавленную стоимость выделен отдельной строкой.

В Определении Конституционного Суда от 02.10.2003 N 384-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Дизайн-группа "Интерьер Флора" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Согласно Постановлению Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2022 N Ф06-20227/2022 требование о наличии счета-фактуры при реализации товарно-материальных ценностей за наличный расчет выполнено, если продавец выдал кассовый чек. Также в указанном Постановлении отмечено, что при использовании товарно-материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в производственной деятельности, и выделении в кассовом чеке налога на добавленную стоимость отдельной строкой налогоплательщик вправе принять к вычету указанный налог.

Из разъяснений, изложенных в Письме Минфина России от 16.09.2019 N 03-07-14/71091, следует, что вычет сумм налога на добавленную стоимость, за исключением сумм налога, уплаченных работниками в составе командировочных и представительских расходов, без наличия счетов-фактур Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен.

Исходя из вышеизложенного в целях добросовестного исполнения требований налогового законодательства с учетом сложившейся судебной практики и в соответствии с положениями ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе ли Предприятие на основании кассового чека принимать к вычету налог на добавленную стоимость по приобретенным за наличный расчет и используемым в производственной деятельности товарно-материальным ценностям?

Ответ:

На основании пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам после принятия этих товаров (работ, услуг), имущественных прав на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, документом, на основании которого производится вычет налога на добавленную стоимость при приобретении товаров на территории Российской Федерации, является счет-фактура. Принятие к вычету налога на добавленную стоимость на основании иных документов Кодексом не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.08.2022 N 03-07-11/84844

Вопрос:

Об учете полученных участником СЭЗ субсидий в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль.

Ответ:

В силу нормы статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная налогоплательщиком прибыль, которая для российских организаций определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных налогоплательщиком расходов, которые определяются положениями главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

К доходам согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

При этом для целей налога на прибыль организаций средства в виде субсидий, за исключением указанных в статье 251 НК РФ либо полученных в рамках возмездного договора, признаются в составе внереализационных доходов в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ.

Следовательно, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются в том числе внереализационные доходы (расходы) (в частности, полученные субсидии).

На основании пункта 1.7 статьи 284 НК РФ для организаций - участников свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ), и применяется в течение десяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации указанного инвестиционного проекта в СЭЗ.

Законом Республики Крым налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, может устанавливаться в размере от 0 процентов до 13,5 процента в зависимости от вида осуществляемой деятельности в СЭЗ в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом N 377-ФЗ. При этом указанная налоговая ставка применяется в течение периода действия договора об условиях деятельности в СЭЗ.

Вышеуказанные налоговые ставки применяются к прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, при условии ведения участником СЭЗ раздельного учета доходов (расходов).

Статьей 284 НК РФ установлено, что информация о реализуемом инвестиционном проекте содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом N 377-ФЗ.

При этом участник СЭЗ реализует инвестиционный проект в СЭЗ в соответствии с договором об условиях деятельности в СЭЗ (пункт 21 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ).

Учитывая изложенное, в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, учитываются доходы (расходы), в том числе внереализационные.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.08.2022 N 03-03-06/1/84337

Вопрос:

Об учете в 2022 - 2024 гг. положительных курсовых разниц по требованиям (обязательствам), выраженным в иностранной валюте, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно подпункту 7.1 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по доходам в виде положительной курсовой разницы, возникшей в налоговых (отчетных) периодах 2022 - 2024 годов по требованиям (обязательствам), в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), датой получения внереализационного дохода признается дата прекращения (исполнения) требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, при дооценке (уценке) которых возникает положительная курсовая разница.

Действие положений подпункта 7.1 пункта 4 статьи 271 Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022 (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 26.03.2022 N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Таким образом, нормой подпункта 7.1 пункта 4 статьи 271 Кодекса установлен временный порядок признания для целей налогообложения прибыли организаций положительных курсовых разниц, возникших в период с 01.01.2022 по 31.12.2024.

В этой связи положительная курсовая разница в 2022 - 2024 годах, начисленная по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитывается при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций только по мере прекращения (исполнения) данных требований (обязательств).

При этом данный порядок применяется независимо от даты возникновения таких требований (обязательств).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.08.2022 N 03-03-06/1/84335

Вопрос:

О выполнении участником РИП обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 25.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в перечень документов, направляемых организацией в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации для включения ее в реестр участников региональных инвестиционных проектов (далее - РИП), входит инвестиционная декларация (с приложением инвестиционного проекта). Форма инвестиционной декларации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (приказ ФНС России от 05.02.2014 N ММВ-7-3/38@) (абзац второй пункта 1 статьи 25.10 НК РФ).

В указанной инвестиционной декларации предусмотрено приведение различных показателей.

При этом согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 25.12 НК РФ статус участника РИП подлежит прекращению на основании вступившего в силу решения по результатам налоговой проверки, проведенной в порядке, установленном НК РФ, выявившей несоответствие РИП и (или) его участника требованиям, установленным НК РФ и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, а также невыполнение участником РИП обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений РИП, со дня включения организации в реестр участников РИП.

Учитывая указанное, участник РИП обязан соблюдать все свои обязательства, предусмотренные инвестиционной декларацией.

Одновременно сообщается, что положениями НК РФ предусмотрена возможность внесения в инвестиционную декларацию изменений, касающихся условий реализации РИП на основании заявления участника РИП, составленного в произвольной форме, содержащего обоснование необходимости внесения таких изменений (пункт 2 статьи 25.12 НК РФ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.08.2022 N 03-03-06/1/84435