Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 26.06.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении участником оборота шин удаленного доступа к устройству регистрации эмиссии.

Ответ:

Для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнять для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (пункт 2 статьи 248 НК РФ).

Порядок предоставления участникам оборота шин удаленного доступа к устройству регистрации эмиссии, размещенному в инфраструктуре оператора информационной системы мониторинга, регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1958 "Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин" (далее - Постановление N 1958).

В соответствии с пунктами 34, 35 Правил маркировки шин средствами идентификации, утвержденных Постановлением N 1958, участник оборота шин осуществляет обмен документами и сведениями с информационной системой мониторинга посредством устройства регистрации эмиссии. При этом для обеспечения маркировки шин средствами идентификации участник оборота шин направляет оператору информационной системы мониторинга заявку на получение кодов маркировки.

При этом за услуги по предоставлению кодов маркировки взимается плата (пункт 9 Постановления N 1958).

Учитывая изложенное, предоставление удаленного доступа к устройству регистрации эмиссии не может рассматриваться как безвозмездно полученная услуга, так как в рамках вышеуказанного процесса осуществляется платная услуга по предоставлению кодов маркировки, без получения которых в соответствии с Постановлением N 1958 не допускается оборот шин на территории Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.05.2020 N 03-03-06/1/43886

Вопрос:

О налоге на прибыль при выплате дохода иностранной организации, осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство.

Ответ:

Плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 307 Кодекса доходы от источников в Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 309 Кодекса, относящиеся к постоянному представительству, признаются объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 310 Кодекса установлено, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев, когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.

Исходя из положений статьи 306 Кодекса понятие "постоянное представительство" для целей налогообложения имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации самостоятельно уплачивать налог на прибыль в Российской Федерации.

Наличие или отсутствие постоянного представительства в Российской Федерации иностранной организации в целях налогообложения определяется с учетом положений статьи 306 Кодекса, а также с учетом норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения исходя из фактически осуществляемой на территории Российской Федерации деятельности.

Учитывая изложенное, наличие уведомления о том, что выплачиваемый доход фактически относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, а также нотариально заверенной копии свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленного не ранее чем в предшествующем налоговом периоде, является обязательным для организации, выплачивающей доход, в целях неисчисления и неудержания ею налога на прибыль организаций с суммы этого дохода, относящегося к постоянному представительству иностранной организации в Российской Федерации.

При этом Кодексом не определено, по какой форме получатель дохода должен уведомить организацию, выплачивающую доход (налогового агента), о том, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.05.2020 N 03-08-05/43512

Вопрос:

О вычете НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам), используемым при оказании услуг по международной перевозке товаров, облагаемых по нулевой ставке НДС.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренные пунктами 1 - 8 статьи 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся в порядке, установленном статьей 172 Кодекса, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса. При этом положения данного пункта 3 статьи 172 Кодекса не распространяются на операции по реализации на экспорт товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса (за исключением сырьевых товаров, поименованных в пункте 10 статьи 165 Кодекса).

Исключений в отношении услуг, нулевая ставка при оказании которых применяется в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, не предусмотрено.

Таким образом, вычеты сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам), используемым при оказании услуг, предусмотренных вышеуказанным подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164, производятся на момент определения налоговой базы, установленный пунктом 9 статьи 167 Кодекса как последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.05.2020 N 03-07-08/43499

Вопрос:

О переносе убытков, полученных до получения статуса участника РИП, при исчислении налога на прибыль.

Ответ:

На основании норм подпункта 1 пункта 1 и подпункта 1 пункта 3 статьи 25.9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организацией - участником региональных инвестиционных проектов (далее - РИП) признается, в частности, российская организация, включенная в реестр участников РИП, со дня включения организации в указанный реестр.

При этом в соответствии со статьей 284.3 НК РФ налогоплательщики - участники РИП имеют право применять пониженные ставки по налогу на прибыль при выполнении соответствующих условий.

Так, согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 284.3 НК РФ налогоплательщик - участник РИП, указанный в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ, вправе применять пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, а также в бюджет субъекта Российской Федерации, к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, который имеет статус РИП, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Данный способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока действия статуса участника РИП.

Порядок переноса убытков на будущее для целей налогообложения прибыли организаций установлен статьей 283 НК РФ.

Так, согласно пункту 1 статьи 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).

Учитывая, что обязанность организации по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации РИП, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, возникает с даты включения ее в реестр участников РИП, то убытки, полученные организацией в предыдущих налоговых (отчетных) периодах (до получения соответствующего статуса участника РИП), могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, сформированной участником РИП только по иной деятельности, осуществляемой вне рамок реализации РИП.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.05.2020 N 03-03-07/42820

Вопрос:

О налоге на прибыль при оказании иностранной организацией экспедиторских услуг российской организации, а также при осуществлении перевозок пассажиров и грузов эстонским перевозчиком.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, являются плательщиками налога на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса установлено, что доходы от международных перевозок относятся к доходам иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, которые подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в Российской Федерации.

При этом под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Вместе с тем пунктом 2 статьи 309 Кодекса закреплено, что доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Согласно положениям Кодекса доходы от международных перевозок не включают доходы от оказания экспедиторских услуг и к таким доходам не применяется порядок налогообложения у источника выплаты.

Таким образом, если коммерческая деятельность иностранных организаций не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, получаемые ими доходы от оказания экспедиторских услуг не подлежат налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации.

В связи с изложенным, поскольку доходы иностранных организаций от экспедиторских услуг не подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в Российской Федерации у источника выплаты дохода, представление иностранной организацией налоговому агенту подтверждения постоянного местонахождения в иностранном государстве не требуется.

Касательно порядка налогообложения доходов эстонского перевозчика от оказания транспортных услуг (осуществления перевозок пассажиров и грузов) сообщается следующее.

В случае если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (статья 7 Кодекса).

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная 05.11.2002, до настоящего времени не ратифицирована, следовательно, не вступила в силу и не применяется.

Вместе с тем согласно статье 3 действующего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.1992 (далее - Соглашение) перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые перевозчиками одной из Договаривающихся Сторон на основании данного Соглашения, а также транспортные средства, выполняющие эти перевозки, освобождаются от налогов и государственных сборов, связанных с использованием или содержанием дорог и иных путей сообщения, владением или использованием транспортных средств, а также налогов и сборов на доходы и на прибыль, получаемые от перевозок.

Таким образом, при налогообложении доходов эстонского перевозчика от оказания транспортных услуг применимо Соглашение о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта и, следовательно, доходы эстонского перевозчика, получаемые от перевозки пассажиров и грузов, не подлежат налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации при условии выполнения положений статьи 312 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.05.2020 N 03-08-05/42887

Вопрос:

О принятии к бухгалтерскому учету катализаторов, а также об учете и списании содержащихся в них драгоценных металлов.

Ответ:

1. В случае принятия организацией к бухгалтерскому учету катализаторов в качестве основных средств следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, а при принятии к бухгалтерскому учету катализаторов в качестве материально-производственных запасов - Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденным приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

2. На основании пункта 8 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее - Инструкция), утвержденной приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н, учет драгоценных металлов при их производстве, использовании и обращении осуществляется по наименованию, массе в граммах (в пересчете на химически чистый драгоценный металл), качеству (пробе, содержанию драгоценного металла), а также в стоимостном выражении.

Данные о драгоценных металлах, содержащихся в катализаторах, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах) организаций-разработчиков или изготовителей, а также входного контроля, который осуществляется предприятием при получении катализаторов. В отработанных катализаторах учет драгоценных металлов ведется по фактическому их содержанию, то есть с учетом фактических потерь, образовавшихся в процессе производства.

В соответствии с пунктом 21 Инструкции списание драгоценных металлов и драгоценных камней, использованных в производстве, осуществляется только при документальном подтверждении их фактического расходования.

При использовании катализаторов, содержащих драгоценные металлы, списание их в расход производится на момент окончательной (полной) выгрузки отработанного катализатора из установки и проведения химических анализов дезактивированных катализаторов для определения содержания в них драгоценных металлов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.05.2020 N 03-03-06/1/42843

Вопрос:

Об учете некоммерческой организацией в целях налога на прибыль субсидий и возмещенных по решению суда сумм госпошлины и судебных расходов, произведенных за счет субсидии.

Ответ:

К доходам в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ) (пункт 1 статьи 248 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, установлены статьей 251 НК РФ. Данный перечень доходов является закрытым.

Порядок учета полученных субсидий для целей налога на прибыль организаций, за исключением субсидий, указанных в статье 251 НК РФ либо полученных в рамках возмездного договора, установлен пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ.

Согласно указанному порядку субсидии, полученные на осуществление и (или) компенсацию тех расходов, которые признаются для целей налога на прибыль организаций, учитываются по мере осуществления и признания данных расходов или единовременно, если к моменту их получения данные расходы произведены и признаны в налоговом учете.

При этом если субсидии получены в рамках средств целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ) или целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ), то такие субсидии, а также произведенные за счет данного источника расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.

При возмещении на основании решения суда сумм государственной пошлины, а также судебных расходов, произведенных некоммерческой организацией за счет средств полученной субсидии (не учитываемой при формировании налоговой базы по налогу на прибыль), у организации не возникает дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли организаций.

В этом случае средства в виде субсидий, ранее использованные по целевому назначению, необходимо восстановить на сумму возмещения. При этом восстановленная сумма субсидии должна быть в дальнейшем также использована по целевому назначению.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.05.2020 N 03-03-05/42838

Вопрос:

О применении ККТ при привлечении застройщиком денежных средств граждан для строительства на основании договора участия в долевом строительстве.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на помещения в многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается, в частности, на основании договора участия в долевом строительстве.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона N 214-ФЗ объект долевого строительства - это жилое или нежилое помещение, машино-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.

В связи с изложенным привлечение застройщиком денежных средств граждан для строительства на основании договора участия в долевом строительстве не требует применения контрольно-кассовой техники.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.05.2020 N 03-01-15/42834

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль процентов, начисленных на остатки денежных средств на расчетном счете, а также полученных при размещении денежных средств на депозитных счетах.

Ответ:

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 250 НК РФ доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, относятся к внереализационным доходам.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен статьей 251 НК РФ и является закрытым.

Доходы в виде процентов, начисленных на остатки денежных средств на расчетном счете организации, и процентов, полученных при размещении денежных средств на депозитных счетах в банках, являются доходами организации. Указанные доходы в статье 251 НК РФ не поименованы и подлежат учету в составе доходов некоммерческой организации в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.05.2020 N 03-03-06/3/41941

Вопрос:

О расчете рыночной котировки обращающихся ценных бумаг для целей налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 10 статьи 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) рыночной котировкой ценной бумаги в целях главы 25 НК РФ признается:

для ценных бумаг, допущенных к торгам российского организатора торговли (включая биржу), - средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через такого организатора торговли;

для ценных бумаг, допущенных к торгам иностранного организатора торговли (включая биржу), - цена закрытия по ценной бумаге, рассчитываемая таким организатором торговли по сделкам, совершенным через него в течение торгового дня.

Если по одной и той же ценной бумаге сделки совершались через двух и более организаторов торговли, налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать рыночную котировку, сложившуюся у одного из организаторов торговли.

В случае если средневзвешенная цена организатором торговли не рассчитывается, в целях главы 25 НК РФ средневзвешенной ценой признается половина суммы максимальной и минимальной цен сделок, совершенных в течение торгового дня через этого организатора торговли.

Поскольку понятие "средневзвешенная цена ценной бумаги" не является термином НК РФ, такая цена ценной бумаги для целей налогообложения прибыли в силу статьи 11 НК РФ определяется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих обращение ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 7 приложения 4 к Положению Банка России от 17.10.2014 N 437-П "О деятельности по проведению организованных торгов" организатор торговли обязан раскрывать на сайте следующую биржевую информацию по ценным бумагам - цену закрытия, признаваемую котировку, рыночную цену, текущую цену, средневзвешенную цену, наибольшую и наименьшую цены одной ценной бумаги по заключенным договорам.

Информация о средневзвешенной цене каждого торгуемого инструмента по итогам основной торговой сессии и информация, касающаяся дополнительной торговой сессии, должна быть раскрыта организатором торговли на сайте не позднее начала основной торговой сессии следующего торгового дня. Организатор торговли обеспечивает свободный доступ к указанной информации на сайте для ознакомления в течение шести месяцев с даты ее раскрытия.

Учитывая указанное, для целей применения пункта 10 статьи 280 НК РФ используется средневзвешенная цена ценной бумаги, рассчитанная и раскрываемая организатором торговли в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В целях определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами необходимо использовать цены сделок, заключенных через организатора торговли в режиме основных торгов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.05.2020 N 03-03-06/2/41306