Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 28.02.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О признании задолженности, по которой истек срок исковой давности, безнадежной и ее учете в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Для целей налогообложения прибыли основания отнесения задолженности перед налогоплательщиком к безнадежной определены в пункте 2 статьи 266 НК РФ. Каждое указанное в данном пункте основание носит самостоятельный характер.

Следовательно, налогоплательщик, имеющий дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежной задолженности для целей налогообложения прибыли по каждому из перечисленных в пункте 2 статьи 266 НК РФ оснований в отдельности.

В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) для целей налогообложения прибыли признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности.

Порядок исчисления срока исковой давности регулируется подразделом 5 "Сроки. Исковая давность" части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

По истечении срока исковой давности, определяемого в соответствии с положениями ГК РФ, задолженность может быть признана безнадежным долгом, который учитывается в составе внереализационных расходов отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (пункт 7 статьи 272 НК РФ). Признание задолженности безнадежной по основанию истечения установленного срока исковой давности осуществляется вне зависимости от предпринятых налогоплательщиком мер принудительного взыскания такой задолженности.

При этом проверка экономической обоснованности включенных в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщиком расходов или получения необоснованной налоговой выгоды осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.01.2020 N 03-03-06/1/569

Вопрос:

Об уменьшении дохода от реализации земельного участка, полученного в виде вклада в уставный капитал организаций в порядке приватизации, в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) стоимость имущества (имущественных прав), полученного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества в виде вклада в уставный капитал организаций, признается для целей главы 25 НК РФ по стоимости (остаточной стоимости), определяемой на дату приватизации по правилам бухгалтерского учета.

Пунктом 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, установлено, что первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 268 НК РФ при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества.

Учитывая изложенное, в целях налога на прибыль выручка от реализации земельного участка, ранее полученного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества в виде вклада в уставный капитал организаций, может быть уменьшена на стоимость этого земельного участка, определенную в порядке, установленном пунктом 1 статьи 277 НК РФ, то есть на дату приватизации по правилам бухгалтерского учета.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.01.2020 N 03-03-07/465

Вопрос:

О налоге на прибыль с дохода иностранной организации, полученного от российской организации.

Ответ:

Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности, исходя из положений которых иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.

Согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации при условии представления подтверждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Кодекса.

Таким образом, если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация - источник выплаты дохода не располагает подтверждениями, предусмотренными пунктом 1 статьи 312 Кодекса, то она на основании положений статьи 310 Кодекса обязана произвести удержание налога по ставке, предусмотренной статьей 284 Кодекса (в отношении соответствующего вида дохода).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.01.2020 N 03-08-05/6

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН расходов на создание сайта в сети Интернет.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уменьшают полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Вместе с тем подпунктом 2 пункта 3 статьи 257 Кодекса установлено, что к нематериальным активам относится исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных.

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса предусмотрено, что расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов учитываются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса.

Учитывая изложенное, в случае предоставления правообладателем права на использование программ для ЭВМ, баз данных налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе учесть расходы по созданию сайта в сети Интернет на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса.

В случае если к налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, переходит исключительное право правообладателя на использование программ для ЭВМ и баз данных, указанные расходы учитываются на основании пункта 3 статьи 346.16 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.01.2020 N 03-11-11/128

Вопрос:

Организация осуществляет разработку, реализацию и сопровождение разработанных программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора.

В рамках осуществляемого вида деятельности организация при наличии документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

- имеет за 9 месяцев 2019 г. среднюю численность работников, определяемую в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, в количестве семи человек;

- имеет долю доходов от реализации услуг по предоставлению прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам за 9 месяцев 2019 г. в размере более 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период.

При этом организация применяет упрощенную систему налогообложения.

Имеет ли организация право применять пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с пп. 3 п. 1 и п. 5 ст. 427 НК РФ в 2020 г.?

Ответ:

Согласно подпункту 3 пункта 1 и подпункту 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 8,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,0 процента, на обязательное медицинское страхование - 4,0 процента.

В соответствии с пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса для указанных плательщиков, не являющихся вновь созданными организациями, условиями применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов являются:

- получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;

- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее семи человек.

Таким образом, если организация, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, соблюдает условия, установленные пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса, о доле доходов и средней численности работников по итогам девяти месяцев 2019 года (с января по сентябрь 2019 года), то такая организация с января 2020 года вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.12.2019 N 03-15-06/103492

Вопрос:

Об учете расходов по оплате товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, при переходе с объекта налогообложения "доходы" на "доходы минус расходы" в целях УСН.

Ответ:

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

На основании подпункта 23 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщик вправе учесть при определении налоговой базы расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.

Согласно пункту 2 статьи 346.17 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях главы 26.2 Кодекса оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.17 Кодекса при переходе налогоплательщика, применяющего УСН, с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.

В связи с этим налогоплательщик, применяющий УСН, при переходе с 1 января 2020 года с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу в 2020 году учитывает в том числе расходы на приобретение товаров, которые поступили, оплачены и реализованы налогоплательщиком в 2020 году.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.12.2019 N 03-11-11/103503

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на обеспечение нормальных условий труда, а также расходов на оплату товаров для личного потребления работников и аналогичных расходов.

Ответ:

Положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что для целей налогообложения прибыли организаций учитываются только те расходы, которые отвечают условиям статьи 252 Кодекса, т.е. обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Из указанных норм Кодекса следует, что при расчете налоговой базы учитываются расходы, непосредственно связанные с производственной деятельностью работников организации.

При этом пунктом 29 статьи 270 Кодекса определено, что для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются расходы на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.12.2019 N 03-03-06/1/103067

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в целях налога на прибыль.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - оказания услуг по организации перевозок грузов, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей, иных услуг, связанных с перевозкой грузов, регулируется главой 41 "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".

В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

При этом неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы, а именно: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (пункты 5, 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности"), оформленные по установленным формам, которые утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2008 N 23 "Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов".

Учитывая изложенное, в целях подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в рамках главы 25 НК РФ необходимо наличие экспедиторских документов, а также любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Вопрос:

Об исчислении в целях налога на прибыль суммы резерва по сомнительным долгам.

Ответ:

Согласно пункту 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций - от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин - 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

В соответствии с пунктом 5 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, исчисление суммы резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода осуществляется налогоплательщиком в следующем порядке:

1) рассчитанная по результатам инвентаризации сумма резерва по сомнительным долгам корректируется с учетом установленных предельных величин резерва - 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период (в зависимости от того, какая величина больше);

2) сумма скорректированного резерва по сомнительным долгам сравнивается с суммой остатка резерва, исчисляемого как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты;

3) если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде, если больше - разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.01.2020 N 03-03-06/1/5267

Вопрос:

Об учете субсидий, полученных на компенсацию расходов, а также госпошлины и судебных издержек, взысканных региональным оператором с собственников помещений по решению суда, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Доходы, не учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

На основании положений подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, которые не учитываются для целей налога на прибыль организаций (а это расходы, поименованные в статье 270 НК РФ, за исключением расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств).

Таким образом, если субсидии получены на осуществление и (или) компенсацию расходов, указанных в статье 270 НК РФ, то они подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Что касается сумм возмещения судебных расходов, ранее понесенных региональным оператором, взысканных с собственников помещений по решению суда, то такие доходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании пункта 3 статьи 250 НК РФ.

Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ датой признания внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) является дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

Таким образом, сумма государственной пошлины, а также суммы судебных издержек, возмещенные на основании решения суда, учитываются в составе внереализационных доходов на дату вступления в законную силу решения суда.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.01.2020 N 03-03-07/4222