Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 27.12.2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об исполнении обособленным подразделением иностранной организации в РФ обязанностей налогового агента по НДФЛ.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

Указанные лица признаются для целей главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.

Таким образом, обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, в результате отношений с которыми налогоплательщики получают доходы, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, признаются налоговыми агентами в отношении указанных доходов и обязаны исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьей 226 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.11.2019 N 03-04-06/90516

Вопрос:

О вычете НДС, уплаченного при ввозе основных средств в РФ, если в дальнейшем они сдаются в аренду иностранному лицу.

Ответ:

На основании положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, не признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. В связи с этим местом реализации услуг по сдаче в аренду основных средств, оказываемых российской организацией иностранной организации, территория Российской Федерации не признается.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 171 Кодекса (в редакции Федерального закона от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ, вступившего в силу с 1 июля 2019 года) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Кодекса не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных статьей 149 Кодекса.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные после 1 июля 2019 года при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, принимаются к вычету в случае использования таких товаров (работ, услуг) для осуществления операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Кодекса не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных статьей 149 Кодекса.

Учитывая изложенное, право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации основных средств, в дальнейшем сдаваемых в аренду иностранному лицу, возникает в случае, когда такие основные средства были ввезены в Российскую Федерацию после 1 июля 2019 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.11.2019 N 03-07-08/89869

Вопрос:

Согласно п. 12 ст. 270 НК РФ не учитываются в расходах по налогу на прибыль средства или иное имущество, которые переданы по договорам кредита или займа (иные аналогичные средства или иное имущество независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также средства или иное имущество, которые направлены в погашение таких заимствований.

Учитывается ли в расходах в целях налога на прибыль разница между стоимостью имущества, полученного по договору товарного кредита, и затратами, направленными на погашение кредита?

Ответ:

Согласно статье 822 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). К такому договору применяются правила параграфа 1 главы 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства.

Для целей налогообложения прибыли организаций товарный кредит - это долговое обязательство, к которому соответственно применяются положения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), регулирующие особенности налогообложения операций, связанных с договором кредита.

Так, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 и пунктом 12 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы (расходы) в виде средств или иного имущества, которые получены (переданы) по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены (направлены) в счет погашения таких заимствований.

Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по договорам кредита (займа) или иным долговым обязательствам учитываются только доходы (расходы) в виде сумм начисленных процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.11.2019 N 03-03-06/1/89819

Вопрос:

О налоге на прибыль при ведении белорусской организацией деятельности на строительном (монтажном) объекте в РФ и постановке на учет иностранной организации, имеющей обособленные подразделения в РФ.

Ответ:

Относительно налогообложения прибыли белорусской организации от осуществления деятельности на территории Российской Федерации сообщается следующее.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение).

Согласно пункту 2 статьи 5 Соглашения термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Государстве.

Термин "постоянное представительство", в частности, включает:

а) место управления;

б) филиал;

в) контору;

г) фабрику;

д) мастерскую;

е) рудник, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место разведки или добычи природных ресурсов и

ж) строительный или монтажный объект.

Таким образом, в случае осуществления белорусской организацией деятельности на строительном или монтажном объекте, расположенном на территории Российской Федерации, следует учитывать, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 статьи 5 Соглашения такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации с первого дня начала осуществления деятельности. Следовательно, прибыль, полученная белорусской организацией от осуществления строительной деятельности на территории Российской Федерации, приводящей к образованию постоянного представительства, подлежит налогообложению в Российской Федерации согласно нормам статьи 7 Соглашения и нормам пункта 1 статьи 246, статьи 247 и статей 306 - 308 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно пункту 4 статьи 307 Кодекса при наличии у иностранной организации на территории Российской Федерации более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению.

В случае если иностранная организация осуществляет через такие отделения деятельность в рамках единого технологического процесса или в других аналогичных случаях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такая организация вправе рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории Российской Федерации, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям) при условии применения всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения. При этом иностранная организация самостоятельно определяет, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет в таком случае, распределяется между отделениями в общем порядке, предусмотренном статьей 288 Кодекса. При этом не учитываются стоимость основных средств и нематериальных активов, а также среднесписочная численность работников (фонд оплаты труда работников), не относящихся к деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации через постоянное представительство.

По вопросу постановки на учет в налоговом органе иностранной организации, ведущей деятельность на территории Российской Федерации, сообщается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 83 Кодекса при осуществлении иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации такая организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности как через аккредитованный филиал, так и через иные обособленные подразделения.

Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа иностранная организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) ею в выбранный налоговый орган.

С заявлением иностранной организации о постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, не являющееся аккредитованным филиалом или представительством, представляются документы, предусмотренные пунктом 7 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2018 N 293н.

Заявление иностранной организации о постановке на учет в налоговом органе подписывается руководителем такой организации либо представителем иностранной организации в соответствии с формой, утвержденной приказом ФНС России.

При наличии у аккредитованного филиала иностранной организации, через который осуществляется этой организацией деятельность на территории Российской Федерации, полномочий по представлению документов в налоговый орган для постановки на учет иных обособленных подразделений такой иностранной организации указанным аккредитованным филиалом могут быть представлены в налоговые органы необходимые документы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.11.2019 N 03-08-05/88476

Вопрос:

О страховых взносах и НДФЛ при выплате работнику единовременной материальной помощи в связи с пожаром.

Ответ:

1. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Согласно абзацу второму подпункта 3 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, в частности, оказываемой плательщиками физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью.

Ограничений в отношении размеров сумм вышеуказанной единовременной материальной помощи, освобождаемых от обложения страховыми взносами, статья 422 Кодекса не содержит.

Таким образом, любая сумма единовременной материальной помощи, выплачиваемая работодателем своему работнику в виде возмещения причиненного ему материального ущерба в связи с пожаром на основании соответствующих документов, подтверждающих данный ущерб, не облагается страховыми взносами на основании абзаца второго подпункта 3 пункта 1 статьи 422 Кодекса.

2. Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

В соответствии с пунктом 46 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, в частности, доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов на территории Российской Федерации, стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, и (или) физическими лицами, являющимися членами их семей, в связи с указанными событиями.

Для целей применения пункта 46 статьи 217 Кодекса пожар может быть отнесен к стихийным бедствиям или к чрезвычайным обстоятельствам, если его возникновение не было преднамеренным и не было связано с умышленными действиями или бездействием пострадавших от пожара физических лиц, претендующих на освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц с суммы материальной помощи.

При этом необходимо документальное подтверждение факта наступления чрезвычайных обстоятельств соответствующими органами (в частности, Государственной противопожарной службой).

Таким образом, сумма единовременной материальной помощи, выплачиваемой организацией своему сотруднику в связи с пожаром, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 46 статьи 217 Кодекса в случае документального подтверждения факта наступления чрезвычайных обстоятельств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.11.2019 N 03-04-05/88251

Вопрос:

О подтверждении электронными документами права применения ставки 0% НДС при реализации услуг, оказываемых при ввозе товаров в РФ морским транспортом.

Ответ:

В соответствии с абзацем восьмым подпункта 3 пункта 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при ввозе товаров морским, речным судном, судном смешанного (река - море) плавания с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема к перевозке товара, в котором в графе "Порт погрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.

Согласно абзацу пятому подпункта 3 пункта 3.5 статьи 165 Кодекса при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при ввозе товаров морским или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания налогоплательщиком представляется в налоговые органы копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт перевозки товара документа, в котором в графе "Порт погрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации, с отметкой таможенного органа, действующего в пункте пропуска.

Вместе с тем в целях упрощения подтверждения обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов начиная с 1 октября 2015 года при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.8, 2.10, 3, 3.1, 4, 4.1, 8, 9, 9.1, 12 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогоплательщик вправе представить вместо подтверждающих документов на бумажном носителе, предусмотренных статьей 165 Кодекса, реестры сведений (далее - реестр) из таких документов в электронной форме.

Формы и порядок заполнения реестров, а также форматы и порядок представления реестров в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 30.09.2015 N ММВ-7-15/427 (далее - Приказ).

В рассматриваемом случае налогоплательщик вправе представить реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1, подпунктом 3 пункта 3.5, подпунктом 3 пункта 3.8, подпунктом 2 пункта 14 статьи 165 Кодекса (при перевозке товаров морскими или речными судами, судами смешанного (река - море) плавания), в электронной форме по форме согласно Приложению N 10 к Приказу.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестр и по которым выявлены несоответствия (абзац одиннадцатый пункта 15 статьи 165 Кодекса).

Согласно письму ФНС России от 11.12.2017 N ЕД-4-15/25048 первичные учетные документы, созданные в электронной форме не по установленным ФНС России форматам, в случае их истребования в рамках налоговых проверок представляются в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенных налогоплательщиком копий с отметкой о подписании документа электронной подписью.

Учитывая изложенное, в случае оказания услуг (работ), предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, при истребовании налоговым органом коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема к перевозке товара, если данный документ создан в электронном виде не по формату ФНС России и соответствует положениям статьи 165 Кодекса, то такой документ представляется на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа электронной подписью.

В случае оказания услуг (работ), предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, при истребовании налоговым органом коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт перевозки товара документа, если данный документ создан в электронном виде не по формату ФНС России и соответствует положениям статьи 165 Кодекса, то такой документ представляется на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа электронной подписью, а также с проставленной на нем отметкой таможенного органа, действующего в пункте пропуска.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.11.2019 N 03-07-08/88349

Вопрос:

О получении стандартного вычета по НДФЛ, если на момент признания ребенка инвалидом доход родителя, исчисленный с начала года, превысил 350 000 руб.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

1 400 рублей - на первого ребенка;

1 400 рублей - на второго ребенка;

3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;

12 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Абзацем одиннадцатым подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса установлено, что налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика (за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 350 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется (абзацы шестнадцатый и семнадцатый подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса).

Из вышеизложенного следует, что право на получение стандартного налогового вычета на ребенка возникает у налогоплательщика-родителя при условии, что налогоплательщик является родителем, ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом с того момента, когда ребенок был признан инвалидом (согласно представленной справке впервые установлена категория "ребенок-инвалид" 26.07.2019), а также доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, не превысил 350 000 рублей.

Учитывая, что на момент, когда ребенок был признан инвалидом (26.07.2019), исчисленный доход налогоплательщика превысил 350 000 рублей, в таком случае налогоплательщик не имеет права на получение стандартного налогового вычета, установленного подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.11.2019 N 03-04-05/87640

Вопрос:

Об НДФЛ в отношении денежных средств, выданных под отчет на расходы, связанные с деятельностью организации.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Вопросы выдачи наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности, в частности, юридического лица, урегулированы Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У).

Таким образом, при наличии соответствующе оформленных оправдательных документов и соблюдении требований, установленных Указанием N 3210-У, выданные сотруднику под отчет денежные средства на расходы, связанные с осуществлением деятельности организации, не приводят к возникновению дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.11.2019 N 03-04-06/87518

Вопрос:

О сообщении банком в налоговый орган об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) счетов (вкладов, депозитов), внесение средств на которые удостоверено сберегательным, депозитным сертификатом.

Ответ:

Согласно пункту 1.1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки обязаны сообщать в налоговые органы информацию об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) счетов, вкладов (депозитов) организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах (пункт 2 статьи 11 Кодекса).

Согласно статьям 834, 836 и 844 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренном договором.

Письменная форма договора банковского вклада считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями.

Сберегательный и депозитный сертификаты являются именными документарными ценными бумагами, удостоверяющими факт внесения вкладчиком в банк суммы вклада на условиях, указанных в соответствующем сертификате, и право владельца такого сертификата на получение по истечении установленного сертификатом срока суммы вклада и обусловленных сертификатом процентов в банке, выдавшем сертификат.

К отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета (глава 45), если иное не предусмотрено правилами главы 44 или не вытекает из существа договора банковского вклада.

Учитывая изложенное, при открытии банком счета (вклада, депозита), сумму денежных средств на котором удостоверяет сберегательный, депозитный сертификат, у банка возникает обязанность в соответствии с пунктом 1.1 статьи 86 Кодекса сообщать налоговому органу об открытии (о закрытии, об изменении реквизитов) такого счета (вклада, депозита).

Приказом ФНС России от 23.05.2014 N ММВ-7-14/292@ предусмотрены формы и формат сообщения банком об изменении реквизитов счета (вклада, депозита) в случаях смены его владельца, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Однако ни положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, ни Положением Банка России от 03.07.2018 N 645-П "О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций" случаи передачи счета при смене владельца сберегательного, депозитного сертификата не предусмотрены.

Надо полагать, что передача прав на сберегательный (депозитный) сертификат, оформленный путем открытия счета на основании договора банковского вклада (депозита), новому владельцу влечет открытие нового счета, о котором банк обязан сообщить в налоговый орган в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 86 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.11.2019 N 03-02-07/1/86844

Вопрос:

Организация применяет освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС, предусмотренное ст. 145 НК РФ, в соответствии с которой организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Для подтверждения применения права на освобождение в соответствии с п. п. 3 и 6 ст. 145 НК РФ организация представила в налоговый орган соответствующее уведомление и документы.

В период применения освобождения по ст. 145 НК РФ организацией также осуществлены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Является ли нарушение (ненадлежащее исполнение) какой-либо части ст. 145 НК РФ, кроме п. п. 3 и 6, основанием для отказа в праве на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС?

Вправе ли организация не представлять в налоговый орган декларации по НДС в период применения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, предусмотренного ст. 145 НК РФ, при осуществлении им в указанный период операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ?

Ответ:

Согласно пункту 4 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, использовавшие в течение 12 календарных месяцев освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (далее - НДС), по истечении этих 12 календарных месяцев представляют в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение срока применения освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей.

Пунктом 5 статьи 145 Кодекса установлено, что в случае, если налогоплательщик не представил указанные документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные данным пунктом и пунктами 1 и 4 статьи 145 Кодекса, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Что касается налоговой декларации по НДС, то на основании пункта 5 статьи 174 Кодекса организации, применяющие в соответствии со статьей 145 Кодекса освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС и в период данного освобождения не выставлявшие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, а также не исполнявшие обязанности налогового агента по НДС, налоговую декларацию по НДС в налоговый орган по месту своего учета не представляют.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.11.2019 N 03-07-07/86820