Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 13.05.2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О документальном подтверждении в целях налога на прибыль расходов на приобретение авиабилетов в электронной форме при направлении в командировку.

Ответ:

Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Указанные расходы должны отвечать критериям пункта 1 статьи 252 Кодекса, а именно: должны быть экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли будет являться авансовый отчет работника с приложенными к нему надлежащим образом оформленными оправдательными документами, в частности авиа- или железнодорожными билетами, счетом из гостиницы и т.д., а также приказ о направлении в командировку, подписанный руководителем организации.

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо учитывать, что согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре.

При отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом.

В случае невозможности получения штампа о досмотре на посадочном талоне организация может представить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию.

В ситуации, когда ни один из указанных выше документов не может быть представлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.02.2019 N 03-03-05/12957

Вопрос:

Об НДС при передаче лизингополучателю медицинских изделий - предмета договора лизинга по истечении срока договора.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость услуги по передаче медицинских изделий, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 данного пункта, имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа.

На основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.

Таким образом, услуги по передаче вышеуказанных медицинских изделий по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему переход предмета лизинга в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.02.2019 N 03-07-11/12293

Вопрос:

Об уменьшении налога при УСН на сумму страховых взносов, рассчитанных в 2018 г., но фактически уплаченных в январе 2019 г.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В связи с этим сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за налоговый период 2019 года может быть уменьшена на сумму страховых взносов, рассчитанных в налоговом (отчетном) периоде 2018 года, но фактически уплаченных в январе 2019 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.02.2019 N 03-11-11/12121

Вопрос:

Об НДФЛ при возмещении расходов на оплату проезда, если работник убывает в командировку ранее даты, указанной в приказе (возвращается позднее установленной даты).

Ответ:

Пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц всех видов установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов).

В абзаце двенадцатом данного пункта указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.

В соответствии со статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) выходные дни и нерабочие праздничные дни - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей.

При этом согласно статье 166 Трудового кодекса служебная командировка представляет собой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Таким образом, если работник убывает в командировку ранее даты, указанной в приказе о командировании (возвращается из командировки позднее установленной даты), оплата его проезда в некоторых случаях не может рассматриваться как компенсация расходов, связанных со служебной командировкой.

В частности, в случае, если сразу после окончания командировки работнику предоставляется отпуск, который он проводит в месте командирования (независимо от продолжительности отпуска), имеет место получение работником экономической выгоды, предусмотренной статьей 41 Кодекса, в виде оплаты организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы.

В этом случае оплата организацией за сотрудника обратного билета со сроком приезда позднее окончания срока командировки, обозначенного в приказе о командировании, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса, признается его доходом, полученным в натуральной форме. Стоимость указанного билета подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в полном объеме в соответствии с положениями статьи 211 Кодекса.

Если же, например, работник остается в месте командирования, используя выходные или нерабочие праздничные дни, оплата организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы не приведет к возникновению у него экономической выгоды.

Аналогичный подход используется в случае выезда работника к месту командировки до даты ее начала.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.02.2019 N 03-04-06/11746

Вопрос:

Об НДС в отношении услуг банка по включению заемщика-физлица в программу страховой защиты в рамках кредитного договора.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим услуги по включению заемщика в программу страховой защиты, оказываемые банком при оказании услуг по кредитованию, облагаются налогом на добавленную стоимость.

В то же время следует отметить, что если договором кредитования, заключаемым банком с физическим лицом, предусмотрено взимание с заемщика, включенного в программу страховой защиты, вознаграждения за оказание расчетно-гарантийных услуг, направленных на снижение рисков заемщика по обслуживанию кредита, в частности услуг по проведению расчетов по переводу страховых премий, выплате заемщику страхового возмещения при наступлении страхового случая, а также иных аналогичных услуг, то такие услуги могут быть освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость на основании следующего.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации), в том числе размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом на основании пункта 5 статьи 149 Кодекса банк, осуществляющий данные операции, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 149 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Таким образом, банковской операцией по размещению привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков, не подлежащей налогообложению налогом на добавленную стоимость, является предоставление банком заемщику денежных средств (кредитование) на условиях возвратности, срочности и платности (уплата процентов).

Поскольку оказываемые заемщику банком, не отказавшимся на основании пункта 5 статьи 149 Кодекса от освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, вышеназванные расчетно-гарантийные услуги включаются в условия кредитного договора в соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса и, соответственно, являются неотъемлемой частью банковской операции по кредитованию, освобождаемой от налогообложения налогом на добавленную стоимость, данные услуги налогом на добавленную стоимость не облагаются. В связи с этим плата, получаемая банком от заемщика, включенного в программу страховой защиты, за оказанные расчетно-гарантийные услуги в налоговую базу по данному налогу не включается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.02.2019 N 03-07-14/11231

Вопрос:

О страховых взносах на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае выплат по гражданско-правовым договорам.

Ответ:

Исходя из положений Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" лица, получающие вознаграждения в рамках заключенных гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В связи с этим подпунктом 2 пункта 3 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, не подлежат обложению в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, любые выплаты в пользу физических лиц, производимые в рамках исполнения упомянутых договоров гражданско-правового характера, не включаются в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не подлежат отражению в приложении 2 к разделу 1 Расчета по страховым взносам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.02.2019 N 03-15-05/11367

Вопрос:

Почему невозможно получить вычет по НДС при капитальном строительстве объекта после завершения его строительства и ввода в эксплуатацию за пределами трехлетнего срока? Минфин России в письмах давал разъяснения, что до перевода основного средства с балансового счета 08 на балансовый счет 01 до ввода в эксплуатацию и начисления амортизации вычет "входного" НДС предъявлять нельзя.

Ответ:

Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС.

На основании абзаца первого пункта 6 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства, а также суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 172 Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2006 года, вычеты указанных сумм НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных подрядными организациями (застройщиками) и продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, суммы НДС, предъявленные начиная с 1 января 2006 года налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками) и продавцами товаров (работ, услуг) при проведении капитального строительства, принимаются налогоплательщиком к вычету после принятия на учет, в том числе на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", работ по капитальному строительству и товаров (работ, услуг), приобретенных для указанных работ, и при наличии соответствующих документов.

Что касается налогового периода, в котором суммы НДС могут быть заявлены налогоплательщиком к вычету, то в соответствии с пунктом 1.1 статьи 172 Кодекса, вступившим в силу с 1 января 2015 года, налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.02.2019 N 03-07-11/9840

Вопрос:

На основании ст. 288 Налогового кодекса РФ общество определяет долю прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, как среднюю арифметическую величину удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по обществу.

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

В соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации, в частности, следующие виды амортизируемого имущества: объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты.

Объекты, перечисленные в п. 2 ст. 256 НК РФ, поименованы как амортизируемое имущество, которое не подлежит амортизации, хотя в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ они не являются амортизируемым имуществом, поскольку не отвечают одному из требований, в соответствии с которыми имущество является амортизируемым, а именно стоимость такого имущества погашается путем начисления амортизации.

Включаются ли в остаточную стоимость амортизируемого имущества обособленного подразделения при расчете доли прибыли такие объекты, как объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты, земля и иные объекты природопользования (виды имущества, перечисленные в п. 2 ст. 256 НК РФ)?

Ответ:

На основании пункта 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Для целей главы 25 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (пункт 1 статьи 256 НК РФ).

Виды амортизируемого имущества, которые не подлежат амортизации, указаны в пункте 2 статьи 256 НК РФ.

Принимая во внимание, что указанное имущество признается амортизируемым имуществом, такое имущество учитывается в расчете удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения при расчете доли прибыли, приходящейся на это обособленное подразделение.

Порядок определения остаточной стоимости основных средств установлен пунктом 1 статьи 257 НК РФ.

Одновременно сообщается, что земля и иные объекты природопользования не признаются амортизируемым имуществом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.02.2019 N 03-03-06/1/9631

Вопрос:

О формировании резерва под обесценение ценных бумаг в целях налога на прибыль правопреемником - профучастником РЦБ, осуществляющим дилерскую деятельность, при реорганизации в форме присоединения.

Ответ:

Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (статья 58 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.

Учитывая указанное, передача ценных бумаг организации-правопреемнику при реорганизации не приводит к возникновению дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли, как у получающей, так и у передающей стороны.

При этом на основании статьи 300 НК РФ профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, вправе относить на расходы в целях налогообложения отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг в случае, если такие налогоплательщики определяют доходы и расходы по методу начисления.

Указанные резервы под обесценение ценных бумаг создаются (корректируются) по состоянию на конец отчетного (налогового) периода в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над их рыночной котировкой (расчетная величина резерва). При этом в цену приобретения ценной бумаги в целях главы 25 НК РФ также включаются расходы по ее приобретению.

Таким образом, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, вправе для целей налогообложения прибыли создавать резервы под обесценение ценных бумаг, причем независимо от наличия или отсутствия в бухгалтерском учете резерва под обесценение ценных бумаг.

В случае реорганизации на основании пункта 2.1 статьи 252 НК РФ расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных НК РФ, убытки), предусмотренные статьями 255, 260 - 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 - 320 главы 25 НК РФ, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями, в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 25 НК РФ. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица - при реорганизации в форме присоединения).

Указанные положения пункта 2.1 статьи 252 НК РФ также применимы в отношении расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность, в части расходов в виде сумм сформированного резерва под обесценение ценных бумаг в случае реорганизации.

Учитывая указанное, если организации-правопреемнику при реорганизации передаются ценные бумаги, под которые общество до реорганизации создавало резерв под обесценение, то суммы такого резерва подлежат включению в резерв под обесценение реорганизуемого общества. При этом суммы присоединяемого резерва не подлежат повторному учету в составе расходов реорганизованного общества.

После завершения реорганизации реорганизованная организация применяет установленный статьей 300 НК РФ порядок формирования резерва под обесценение ценных бумаг в общем порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.02.2019 N 03-03-06/2/8305