Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 06.05.2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О ставке НДС в отношении работ, акт сдачи-приемки которых подписан в 2019 г.

Ответ:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон) предусмотрено повышение с 1 января 2019 года размера ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 18 до 20 процентов.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона ставка НДС в размере 20 процентов применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года.

Документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ.

Таким образом, в целях налога на добавленную стоимость днем выполнения работ следует признавать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком. В связи с этим в отношении работ, акт сдачи-приемки которых подписан в 2019 году, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.03.2019 N 03-07-14/14948

Вопрос:

Об НДФЛ при возмещении организацией работнику расходов, связанных с переездом на работу в другую местность.

Ответ:

Согласно абзацу одиннадцатому пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая переезд на работу в другую местность.

Статьей 169 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определено, что при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества, а также расходы по обустройству на новом месте жительства.

Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, суммы возмещения работодателем стоимости проезда работника и членов его семьи и провоза имущества при переезде на работу в другую местность освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании абзаца одиннадцатого пункта 3 статьи 217 Кодекса в размерах, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, при наличии соответствующих подтверждающих документов, при условии, что такое возмещение производится в соответствии со статьей 169 Трудового кодекса.

В связи с тем что статьей 169 Трудового кодекса не предусмотрены компенсационные выплаты в виде сумм возмещения расходов сотрудника, переехавшего на работу в другую местность, по найму жилого помещения, на указанные доходы норма пункта 3 статьи 217 Кодекса не распространяется и такие доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.03.2019 N 03-04-05/15025

Вопрос:

Об учете управляющей компанией, применяющей УСН, доходов, полученных от собственников недвижимости в оплату коммунальных услуг.

Ответ:

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в составе доходов учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса.

В связи с этим управляющая организация, осуществляющая в соответствии с законодательством предоставление коммунальных услуг потребителям, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, включает в состав доходов от реализации товаров (работ, услуг) сумму платы за коммунальные услуги, поступающую на счета в банках и (или) в кассу управляющей организации от потребителей коммунальных услуг.

Вместе с тем подпунктом 4 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса, вступившим в силу с 1 января 2018 года, установлено, что доходы, полученные товариществами собственников жилья, товариществами собственников недвижимости, управляющими организациями, садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами (некоммерческими партнерствами), жилищными, садоводческими, огородническими, дачными или иными специализированными потребительскими кооперативами от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями, при определении объекта налогообложения не учитываются.

Исходя из положений части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (за оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами), с ресурсоснабжающими организациями (региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами), с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения (договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, положения подпункта 4 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса распространяются в том числе и на доходы, полученные управляющей организацией от собственников (пользователей) недвижимости в оплату оказанных им коммунальных услуг, в случае оказания таких коммунальных услуг управляющей организацией, заключившей договоры ресурсоснабжения (договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.03.2019 N 03-11-06/2/14855

Вопрос:

О передаче ККТ третьим лицам.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь контрольно-кассовой техники обязан исключать возможность несанкционированного доступа третьих лиц к контрольно-кассовой технике, программным, программно-аппаратным средствам в составе контрольно-кассовой техники и ее фискальному накопителю.

Таким образом, Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит положений, ограничивающих санкционированный доступ третьих лиц к контрольно-кассовой технике, в том числе передачу им контрольно-кассовой техники.

Вместе с тем следует учитывать, что применение контрольно-кассовой техники третьим лицом не освобождает уполномочивающую организацию от предусмотренных Федеральным законом N 54-ФЗ обязанностей и ответственности за их неисполнение.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.03.2019 N 03-01-15/14642

Вопрос:

О представлении декларации по налогу при УСН при госрегистрации ликвидации организации в декабре 2018 г.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, по итогам налогового периода представляется налоговая декларация в налоговый орган по месту нахождения организации.

Согласно пункту 3 статьи 55 Кодекса при прекращении организации путем ликвидации последним налоговым периодом для такой организации является период времени с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.23 Кодекса при прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения, налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 Кодекса, прекращена указанная предпринимательская деятельность.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 84 Кодекса в случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами, снятие ее с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным Кодексом, осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В связи с этим по общему правилу утрата статуса юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, означает одновременное прекращение действия упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, при государственной регистрации ликвидации организации в декабре 2018 года налоговая декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, представляется в налоговый орган не позднее 25 января 2019 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.03.2019 N 03-11-11/14121

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах с сумм суточных и возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников с разъездным характером работы.

Ответ:

В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) компенсация является денежной выплатой, установленной в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

Исходя из положений статьи 166 Трудового кодекса служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Согласно положениям статьи 168.1 Трудового кодекса работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие), а также иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения указанных расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий и должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения данных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

В соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Налогового кодекса предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

На основании положений десятого абзаца подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Таким образом, если в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или трудовом договоре с работником установлено, что его работа по занимаемой должности носит разъездной характер, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов работника, связанных с его служебными поездками, не облагаются налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в случае их документального подтверждения.

В случае отсутствия подтверждающих расходы документов суммы указанных выплат, произведенных в пользу работника, не могут признаваться компенсационными и, следовательно, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в общеустановленном порядке.

При этом суточные, выданные в соответствии со статьей 168.1 Трудового кодекса сотруднику организации, работа которого имеет разъездной характер, в связи со служебными поездками, не облагаются налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в размере, установленном локальным актом организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.03.2019 N 03-15-06/13866

Вопрос:

Об определении пропорции в целях ведения раздельного учета НДС при погашении или частичном погашении облигаций эмитентов - третьих лиц.

Ответ:

На основании пункта 2 статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации облигация является ценной бумагой.

Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реализация на территории Российской Федерации ценных бумаг не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 данной статьи.

На основании пункта 4.1 пропорция, указанная в абзаце четвертом пункта 4 статьи 170 Кодекса, определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период. При этом определение пропорции осуществляется с учетом особенностей, установленных данным пунктом.

Так, подпунктом 5 пункта 4.1 статьи 170 Кодекса установлено, что при определении стоимости ценных бумаг, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения, учитывается сумма дохода от такой реализации, определяемая как совокупная разница между ценой реализованных ценных бумаг, определяемой с учетом положений статьи 280 Кодекса, и расходами на приобретение и (или) реализацию этих ценных бумаг, определяемыми с учетом положений статьи 280 Кодекса, при условии, что такая разница является положительной. Если указанная разница является отрицательной, то она не учитывается при определении суммы чистого дохода.

Согласно пункту 2 статьи 280 Кодекса доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщику покупателем, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

Таким образом, доход налогоплательщика от реализации ценных бумаг определяется исходя из цены их реализации, а доход от иного выбытия (в том числе выбытия в виде погашения) ценных бумаг определяется исходя из цены их выбытия (цены погашения). При этом погашение или частичное погашение ценных бумаг признается иным выбытием ценных бумаг.

Поскольку подпунктом 5 пункта 4.1 статьи 170 Кодекса установлен порядок расчета пропорции только исходя из операций по реализации ценных бумаг, то операции по выбытию облигаций в целях их полного (либо частичного) погашения и связанные с таким выбытием поступления (включая проценты, полученные держателем) не учитываются при расчете пропорции в целях применения положений пунктов 4 и 4.1 статьи 170 Кодекса и, соответственно, в разделе 7 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@, налогоплательщиком (владельцем) не отражаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.03.2019 N 03-07-11/13786

Вопрос:

О пересчете прибыли КИК, выраженной в иностранной валюте, в рубли в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) прибылью (убытком) контролируемой иностранной компании в целях Кодекса признается сумма прибыли (убытка) этой компании, рассчитанная в соответствии со статьей 309.1 Кодекса.

При этом пунктом 2 статьи 309.1 Кодекса предусмотрено, что прибыль (убыток) контролируемой иностранной компании, определенная по данным финансовой отчетности этой компании и выраженная в иностранной валюте, уменьшенная на величину дивидендов (распределенной прибыли), учитываемых в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 статьи 25.15 Кодекса, подлежит пересчету в рубли с применением среднего курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, определяемого за период, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год.

Таким образом, пересчет прибыли контролируемой иностранной компании, выраженной в иностранной валюте, в рубли осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 309.1 Кодекса.

Дополнительно сообщается, что статьей 53 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю в порядке, определенном нормативным актом Центрального банка Российской Федерации.

Согласно Положению Центрального банка Российской Федерации от 18.04.2006 N 286-П "Об установлении и опубликовании Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю" Центральный банк Российской Федерации устанавливает официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю ежедневно (по рабочим дням) или ежемесячно без обязательства Банка России докупать или продавать указанные валюты по установленному курсу.

Перечень иностранных валют, официальные курсы которых по отношению к рублю устанавливаются Центральным банком Российской Федерации ежедневно, опубликован на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в сети Интернет (www.cbr.ru).

Таким образом, среднее значение курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации за период, за который в соответствии с личным законом контролируемой иностранной компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднее арифметическое значение курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в соответствующем периоде, за который составлена финансовая отчетность.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.03.2019 N 03-12-11/2/13604

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде штрафов за нарушение договорных обязательств.

Ответ:

В целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Согласно положениям пункта 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Подпунктом 8 пункта 7 статьи 272 НК РФ установлено, что датой осуществления внереализационных расходов в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

Таким образом, в случае признания налогоплательщиком штрафов за нарушение договорных обязательств или вступления в законную силу решения суда расходы в виде штрафов учитываются им при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом часть суммы санкций, определяемых третейским судом, учитывается налогоплательщиком в целях налогообложения прибыли только на дату вступления в законную силу решения (определения) компетентного государственного суда о признании и приведении в исполнение вышеуказанных решений.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.03.2019 N 03-03-06/1/13570

Вопрос:

О документальном подтверждении в целях налога на прибыль расходов при осуществлении международной перевозки грузов.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (пункт 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).

Международная транспортная накладная (CMR) является документом, установленным Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956, который подтверждает факт перевозки груза и расходы, понесенные в связи с этой операцией.

Таким образом, международная транспортная накладная является неотъемлемой частью документов договора международной дорожной перевозки грузов в целях подтверждения расходов в рамках главы 25 НК РФ.

В случае если оказываемые налогоплательщиком услуги не регулируются указанным договором, то вышеперечисленные требования для налогоплательщика не обязательны.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.03.2019 N 03-03-06/1/13569