Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 08.03.2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О применении освобождения от НДС услуг по реализации экскурсионных билетов и экскурсионных путевок.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, в том числе реализация экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности. При этом в целях данного подпункта к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, относятся в том числе экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро).

Таким образом, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное указанной нормой Кодекса, применяется экскурсионными бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро) при реализации экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

В случае если при оказании экскурсионных услуг указанными организациями реализация экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, не осуществляется, то оснований для применения вышеуказанного освобождения от налога на добавленную стоимость не имеется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.12.2018 N 03-07-11/93225

Вопрос:

Организация осуществляет деятельность в области информационных технологий, имеет государственную аккредитацию и не является вновь созданной.

Средняя численность работников организации за 9 месяцев 2018 г. составляет 140 человек.

Организация осуществляет реализацию и внедрение (разработку, адаптацию, модификацию, установку, тестирование и сопровождение) программного обеспечения организаций-партнеров.

Для применения пониженных тарифов страховых взносов организация по итогам каждого отчетного периода рассчитывает долю доходов от IT-деятельности.

Вправе ли организация учитывать в доле доходов от IT-деятельности доходы от реализации прав на программное обеспечение, исключительные права на которое принадлежат другим юрлицам, с которыми заключены партнерские соглашения о реализации данного программного обеспечения?

Ответ:

Согласно подпункту 3 пункта 1 и подпункту 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 8,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,0 процента, на обязательное медицинское страхование - 4,0 процента.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса для указанных плательщиков, не являющихся вновь созданными организациями, условиями применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов являются:

- получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;

- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;

- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее семи человек.

Организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при одновременном выполнении всех трех перечисленных в пункте 5 статьи 427 Налогового кодекса условий.

При этом из вышеприведенных положений подпункта 3 пункта 1 и пункта 5 статьи 427 Налогового кодекса следует, что с целью применения пониженных тарифов страховых взносов в доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий организация вправе учесть доходы от реализации программного обеспечения собственной разработки, а также доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программного обеспечения, в том числе программного обеспечения организаций-партнеров, и доходы от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению того программного обеспечения, разработку, или адаптацию, или модификацию которого она осуществляла.

Доходы от реализации организацией программного обеспечения, разработанного другими юридическими лицами, в доле доходов этой организации от осуществления деятельности в области информационных технологий с целью применения пониженных тарифов страховых взносов не учитываются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.12.2018 N 03-15-06/92136

Вопрос:

Об учете расходов на спонсорскую рекламу в целях налога на прибыль.

Ответ:

На основании норм пунктов 9 и 10 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. При этом под спонсорской рекламой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

При этом под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ).

Расходы на рекламу для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" учитываются в составе прочих расходов с учетом особенностей, установленных пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.12.2018 N 03-03-06/1/91717

Вопрос:

О применении обособленным подразделением пониженной ставки по налогу на прибыль в соответствии с законом субъекта РФ.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисляют и уплачивают в федеральный бюджет суммы авансовых платежей, а также суммы налога по итогам налогового периода по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Пунктом 2 статьи 288 НК РФ определено, что налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога на прибыль организаций, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, исчисляются по ставкам этого налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

Согласно действующей редакции статьи 284 НК РФ налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента (12,5 процента в 2017 - 2020 годах), если иное не предусмотрено статьей 284 НК РФ.

Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе применить пониженную налоговую ставку в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в отношении налоговой базы, приходящейся на его обособленное подразделение, расположенное на территории данного субъекта Российской Федерации, при условии соблюдения требований законодательства соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.12.2018 N 03-03-06/1/90225

Вопрос:

О налоге на прибыль при безвозмездном получении организацией имущества от своего участника, если ее уставный капитал более чем на 50% состоит из вклада такого участника.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;

от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации и на день передачи имущества получающая организация владеет на праве собственности указанным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде). При этом в случае, если передающая имущество организация является иностранной организацией, доходы, указанные в настоящем подпункте, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации не включено в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса;

от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

Таким образом, доходы в виде имущества, безвозмездно полученного российской организацией от участника указанной организации, уставный капитал которой более чем на 50 процентов состоит из вклада такого участника, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Под имуществом в Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 38 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.12.2018 N 03-03-06/1/87573

Вопрос:

В соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки (расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения), принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

В п. 1 ст. 172 НК РФ указано, что основанием для применения налоговых вычетов по НДС при приобретении услуг по проезду работников к месту служебной командировки и обратно могут являться как счета-фактуры, так и иные документы.

Также согласно п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников и услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются счета-фактуры либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", согласно которым бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку. Кроме того, ст. 4.7 данного Федерального закона определены обязательные реквизиты, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности.

Вместе с тем в хозяйственной деятельности возникают ситуации, когда работникам ОАО в ходе нахождения в служебной командировке при приобретении услуг по проезду и найму жилых помещений выдаются кассовые чеки, в которых не отражены некоторые из реквизитов, поименованных в ст. 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ.

При этом при осуществлении проверки таких чеков на сайте ФНС подтверждаются их легальность и добросовестность продавца.

Возможна ли регистрация в книге покупок кассовых чеков, выданных работникам организации, при приобретении ими услуг по проезду и найму жилых помещений, в которых не отражена часть обязательных реквизитов?

Ответ:

Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов, в том числе в случае осуществления указанных расходов.

На основании пункта 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, при приобретении услуг по проезду к месту служебной командировки и обратно, а также найму жилого помещения в период служебной командировки работников в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

Таким образом, основанием для вычета НДС, уплаченного при приобретении услуг по проезду к месту служебной командировки и обратно, а также найму жилого помещения в период служебной командировки работников, являются счет-фактура и документы, подтверждающие фактическую уплату налога (в том числе кассовый чек с выделенной в нем суммой НДС), либо бланк строгой отчетности, оформленный на командированного сотрудника, в котором указана сумма НДС, и включенный им в отчет о служебной командировке. При этом кассовый чек не является основанием для вычета указанных сумм НДС.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.11.2018 N 03-07-11/84787

Вопрос:

О начислении в целях налога на прибыль амортизации по ОС, недоамортизированному после окончания СПИ.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ остаточная стоимость основных средств определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Статьей 259 НК РФ установлено, что метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно применительно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с пунктом 3 статьи 259 НК РФ) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Согласно пункту 4 статьи 322 НК РФ при внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 259 НК РФ, согласно которым налогоплательщик, применяющий нелинейный метод начисления амортизации, переходит к применению линейного метода начисления амортизации, налогоплательщик, в соответствии со статьей 257 НК РФ, определяет остаточную стоимость объектов амортизируемого имущества на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение линейного метода начисления амортизации. Норма амортизации для каждого объекта амортизируемого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 259.1 НК РФ исходя из оставшегося срока полезного использования объекта амортизируемого имущества, определенного на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение линейного метода начисления амортизации.

Если после окончания срока полезного использования у налогоплательщика останется недоамортизированная часть объекта основных средств, он вправе продолжить начисление амортизации до полного списания его стоимости в налоговом учете. При этом налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования основного средства в порядке, аналогичном предусмотренному абзацем вторым пункта 7 статьи 258 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.11.2018 N 03-03-07/84435

Вопрос:

Об учете отпускных в целях налога на прибыль.

Ответ:

Положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

При этом расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно статье 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 7 статьи 255 НК РФ определено, что к расходам на оплату труда относятся, в частности, расходы в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Таким образом, расходы в виде отпускных, начисление которых произведено в соответствии с нормами трудового законодательства и одновременно отвечающих критериям статьи 252 НК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.11.2018 N 03-03-07/84407

Вопрос:

Об учете страховой организацией сумм отчислений в страховые резервы в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 294 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам страховых организаций, кроме расходов, предусмотренных статьями 254 - 269 Кодекса, относятся также расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности.

К расходам страховых организаций относятся, в частности, суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, утвержденном Центральным банком Российской Федерации.

Правила формирования страховых резервов утверждены Банком России следующими нормативными документами:

- Положение от 16.11.2016 N 557-П "О правилах формирования страховых резервов по страхованию жизни";

- Положение от 16.11.2016 N 558-П "О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни".

Таким образом, для целей налогообложения прибыли организаций учитываются суммы отчислений в страховые резервы, сформированные в соответствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации.

Для целей налогообложения прибыли организаций Кодексом определен порядок признания доходов и расходов по начислению (статьи 271 и 272 Кодекса), в том числе и для страховых организаций.

Особенности учета страховыми организациями доходов и расходов установлены статьями 293 и 294 Кодекса соответственно.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.11.2018 N 03-03-06/2/83287