Консультации по бухучету и налогообложению от 15.09.2017
 

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Соснина И.Н.

Вопрос:

Организация заключила договор банковского вклада (депозита), предусматривающий начисление и выплату процентов ежеквартально. Включаются ли в налоговую базу по НДС полученные проценты по депозиту? Если нет, то нужно ли сумму процентов по депозиту отразить в разд. 7 декларации по НДС исходя из пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ?

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Пунктом 1 статьи 39 Кодекса установлено, что в целях налогообложения, в том числе налогом на добавленную стоимость, реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 43 Кодекса процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Таким образом, получаемые налогоплательщиком доходы в виде процентов по банковским вкладам (депозитам) выручкой от реализации товаров (работ, услуг) не являются и, соответственно, не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Что касается порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@, то данный вопрос относится к компетенции ФНС России.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 августа 2017 г. N 03-07-11/55333

Вопрос:

Организация по договорам поставки реализует продукцию. Переход права собственности по договору определен как момент поступления продукции к грузополучателю. С момента отгрузки и до момента поступления товара грузополучателем товар находится в собственности продавца и учитывается как "товары отгруженные".

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Таким образом, объект налогообложения по НДС возникает в момент перехода права собственности на товар.

В свою очередь, положения п. 1 ст. 167 НК РФ содержат положения о моменте определения налоговой базы, которым является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Согласно п. 3 ст. 11 НК РФ понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговое законодательство не раскрывает понятие "отгрузка". Из системного толкования ст. ст. 146 и 167 НК РФ можно прийти к выводу о том, что налоговая база при поставке товара, предусматривающей переход права собственности на товар в момент поступления продукции к грузополучателю, должна определяться дважды: на момент передачи товара и на момент перехода права собственности, с обязанностью уплаты НДС дважды (на момент отгрузки и на момент перехода права собственности).

В какой момент у продавца возникает обязанность по исчислению НДС и оформлению счета-фактуры?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичными учетными документами. При этом в соответствии с пунктом 2 данной статьи первичные учетные документы должны содержать в качестве обязательных реквизитов дату составления указанных документов и содержание факта хозяйственной жизни.

В связи с этим датой отгрузки (передачи) товаров в целях налога на добавленную стоимость признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю.

Таким образом, если при реализации товаров наиболее ранней из дат, установленных указанным пунктом 1 статьи 167 Кодекса в целях определения налоговой базы, является дата отгрузки товаров, обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у продавца возникает на дату отгрузки товаров независимо от момента перехода права собственности, установленного договором. При этом на основании пункта 3 статьи 168 Кодекса соответствующие счета-фактуры выставляются продавцом не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 28 августа 2017 г. N 03-07-11/55118

Вопрос:

О принятии к вычету НДС, предъявленного в отношении работ по восстановлению имущества, стоимость которых компенсируется страховой организацией по договору имущественного страхования.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что указанные суммы налога подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия указанных товаров (работ, услуг) на учет.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные в отношении работ по восстановлению имущества, принимаются к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных указанными статьями 171 и 172 Кодекса, независимо от того, что стоимость восстановительных работ компенсируется налогоплательщику-страхователю страховой организацией.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 августа 2017 г. N 03-07-11/54642

Вопрос:

В составе организации находятся санатории и пансионаты, осуществляющие медицинскую деятельность на основании соответствующей лицензии и реализующие, помимо питания, входящего в стоимость путевок отдыхающих, продукты питания собственного производства иным лицам непосредственно в указанных санаториях, пансионатах.

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения НДС) реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям.

Принимая во внимание, что НК РФ не содержит понятия медицинской организации, то на основании пп. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Так, п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения данного Федерального закона распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

В соответствии с п. 1.19 Номенклатуры медицинских организаций, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н, санаторно-курортные организации относятся к лечебно-профилактическим медицинским организациям.

В то же время согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций.

Возможно ли применение санаториями и пансионатами освобождения от налогообложения НДС в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ, учитывая, что законодательством Российской Федерации однозначно не определено, что санаторно-курортные организации имеют статус медицинской организации?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям.

Таким образом, операции по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных столовой медицинской организации, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) медицинская организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

В соответствии с пунктом 1 Номенклатуры медицинских организаций, утвержденной приказом Минздрава России от 6 августа 2013 г. N 529н, лечебно-профилактическими медицинскими организациями являются в том числе санаторно-курортные организации.

Согласно пункту 6 статьи 149 Кодекса перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой на основании законодательства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, операции по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных столовой санаторно-курортной организации, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности этой организацией.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 августа 2017 г. N 03-07-07/54274

Вопрос:

Об учете расходов на оплату гарантий и компенсаций работникам на время учебных отпусков в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 13 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда относятся, в частности, расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно.

Статьей 177 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли организаций учитываются расходы на оплату гарантий и компенсаций работникам на время учебных отпусков, которые предоставляются в рамках трудового законодательства.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 21 августа 2017 г. N 03-03-06/1/53351

Вопрос:

Об определении стоимости акций, полученных в обмен на передачу других акций по договору мены или в качестве взноса в уставный капитал, для целей налога на прибыль.

Ответ:

По вопросу о порядке определения стоимости акций, полученных налогоплательщиком в обмен на передачу принадлежащих ему других акций по договору мены, для целей налогообложения прибыли организаций

В соответствии с пунктом 1 статьи 568 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из договора мены не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности.

Цена, указанная в договоре равноценной мены, является у налогоплательщика, с одной стороны, ценой реализации принадлежащих ценных бумаг, с другой стороны, ценой приобретения полученных ценных бумаг.

Учитывая установленные статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, налогоплательщик формирует стоимость полученных ценных бумаг исходя из их цены приобретения с учетом положений, предусмотренных указанной статьей Кодекса.

По вопросу о порядке определения стоимости акций, полученных налогоплательщиком в качестве взноса в уставный капитал, для целей налогообложения прибыли организаций

Пунктом 1 статьи 277 Кодекса установлено, что имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав). Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.

Следовательно, акции, полученные налогоплательщиком в качестве взноса в уставный капитал, принимаются к налоговому учету (у получателя) по документально подтвержденной стоимости, отраженной в налоговом учете передающей стороны.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 августа 2017 г. N 03-03-06/3/53242

Вопрос:

О принятии заказчиком к вычету НДС в отношении работ, признанных выполненными по решению суда, при отсутствии счетов-фактур от подрядчика.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам после принятия этих товаров (работ, услуг), имущественных прав на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.

На основании пункта 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога на добавленную стоимость к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Таким образом, принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость заказчиком в отношении работ, признанных выполненными по решению суда, без наличия счетов-фактур, выставленных подрядчиком, Кодексом не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 августа 2017 г. N 03-07-11/53086

Вопрос:

Организация в связи с юбилеем планирует вручить всем своим работникам памятные подарки. Облагается ли НДС передача данных подарков? Можно ли принять НДС к вычету со стоимости их приобретения?

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).

Таким образом, товары, безвозмездно переданные работникам в качестве подарков, являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам после принятия этих товаров на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров, и при наличии соответствующих первичных документов.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные организацией при приобретении товаров, безвозмездно переданных работникам в качестве подарков, принимаются к вычету после принятия этих подарков на учет на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и при наличии соответствующих первичных документов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 августа 2017 г. N 03-07-11/53088

Вопрос:

Об указании в счете-фактуре номера таможенной декларации при реализации приобретенного в РФ основного средства, страна происхождения которого - иностранное государство.

Ответ:

В соответствии с подпунктами 13 и 14 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в счетах-фактурах, выставляемых при реализации товаров, должны быть указаны страна происхождения товаров и номер таможенной декларации в отношении товаров, страной происхождения которых не является территория Российской Федерации.

На основании пункта 5 статьи 169 Кодекса налогоплательщик, реализующий товары, страной происхождения которых не является территория Российской Федерации, несет ответственность только за соответствие сведений о стране происхождения товаров и номере таможенной декларации в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

Таким образом, при реализации приобретенного на территории Российской Федерации основного средства, страной происхождения которого является иностранное государство, в графе 11 счета-фактуры следует указывать данные таможенной декларации, содержащиеся в счете-фактуре, выставленном продавцом основного средства.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 августа 2017 г. N 03-07-09/52531

Вопрос:

Об НДС при приобретении инжиниринговых услуг у российской организации ее филиалом, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в иностранном государстве.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.

В соответствии с положениями подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации инжиниринговых услуг, в том числе предпроектных и проектных услуг, определяется по месту осуществления деятельности покупателя услуг.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в данном подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство).

Таким образом, в случае если покупателем инжиниринговых услуг, оказываемых российской организацией, является филиал российской организации, зарегистрированный и осуществляющий деятельность на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, то местом реализации указанных услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются при условии документального подтверждения использования указанных услуг данным филиалом. При этом данный порядок определения места реализации услуг применяется независимо от способа оплаты оказываемых услуг.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 августа 2017 г. N 03-07-11/52522