Схемы корреспонденций счетов от 19.02.2016

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации плату по системе "Платон" в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн?

На балансе организации числится автомобиль с разрешенной максимальной массой 18 тонн, используемый ею для перевозки груза. Для определения маршрута движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения организацией используется бортовое устройство, предоставленное безвозмездно оператором. Согласованная сторонами в договоре безвозмездного пользования стоимость бортового устройства - 2000 руб. Перед выпуском автомобиля в рейс оператору перечислен платеж в размере 50 000 руб. По итогам рейса в январе 2016 г. автомобилем пройдено по дорогам общего пользования федерального значения 740 км. В связи с этим оператором начислена плата в размере 1131,68 руб.

Организация при исчислении налога на прибыль применяет метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Нормативно-правовое регулирование

С 15 ноября 2015 г. движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам указанными транспортными средствами (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), п. 3 ст. 3, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") <*>, <**>.

Данная плата (в отношении российских перевозчиков) уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств и зачисляется в федеральный бюджет (п. 6 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ).

Размер платы, а также порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ).

В целях реализации данной нормы Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" (далее - Постановление Правительства РФ N 504) установлен размер платы, равный 3,73 руб. на один километр пути, который подлежит ежегодной индексации (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ N 504). При этом до 29 февраля 2016 г. включительно к размеру платы применяется коэффициент 0,41, а с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. включительно - 0,82 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191 "О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн").

Таким образом, размер платы до 29 февраля 2016 г. составляет 1,5293 руб/км, а в период с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. - 3,06 руб/км (Разъяснение Росавтодора "По обоснованию тарифа и порядку передвижения по платным дорогам для пользователей системы взимания платы "Платон").

Постановлением Правительства РФ N 504 также утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Правила).

Взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы, объектом которой является бортовое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (п. п. 2, 3 Правил).

Данное бортовое устройство предоставляется оператором владельцу транспортного средства, предварительно зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, на безвозмездной основе (если владелец не использует стороннее бортовое устройство, соответствующее требованиям Минтранса России) и закрепляется за транспортным средством (п. п. 2, 5, пп. "б" п. 6 Правил). В рассматриваемой ситуации организация использует бортовое устройство, полученное от оператора.

Внесение платы оператору осуществляется до начала движения в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, установленного Постановлением Правительства РФ (п. 7 Правил).

При движении транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения плата рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме (абз. 2 п. 7 Правил).

Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре: перечисляет в доход федерального бюджета денежные средства, внесенные владельцем транспортного средства в качестве платы на основании произведенных с использованием системы взимания платы расчетов (пп. "а" п. 6 Правил); ведет персонифицированную запись владельца транспортного средства, содержащую определенную информацию, в частности маршрут, пройденный транспортным средством с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства по маршруту, операции по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств (абз. 1, 2, 5 пп. "в" п. 6 Правил).

Бухгалтерский учет

Бортовое устройство, полученное в безвозмездное пользование от оператора, учитывается организацией на забалансовом счете. Поскольку Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, не предусмотрен отдельный забалансовый счет для учета такого имущества, организация может либо учитывать его на счете 001 "Арендованные основные средства" в оценке, указанной в договоре безвозмездного пользования, либо открыть для его учета отдельный забалансовый счет, например 013 "Имущество, полученное в безвозмездное пользование".

Сумма предварительно внесенной оператору платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, не является расходом и отражается в составе дебиторской задолженности (п. п. 3, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Затраты в виде платы в счет такого возмещения вреда относятся к расходам по обычным видам деятельности и учитываются в размере, определяемом оператором системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства (п. п. 5, 6, 7 ПБУ 10/99).

Расходы признаются при наличии условий, определенных п. 16 ПБУ 10/99, в том отчетном периоде, в котором выполнен рейс (п. 18 ПБУ 10/99).

Отметим, что такой факт хозяйственной жизни, как признание расхода в виде платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, подлежит оформлению соответствующими первичными документами (ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)). Таким документом могут быть отчет оператора или выписка по лицевому счету владельца транспортного средства, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (если оператор не предоставляет отчет).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на прибыль организаций

По мнению Минфина России, получение от оператора в безвозмездное пользование бортового устройства, при помощи которого осуществляется взимание платы за возмещение вреда, причиненного транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, не приводит к образованию дохода, предусмотренного п. 8 ч. 2 ст. 250 Налогового кодекса РФ (Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-03-06/73836).

Перечисленные оператору денежные средства до начала движения не признаются расходом (п. 14 ст. 270 НК РФ).

Расходы в виде платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, напрямую гл. 25 НК РФ не предусмотрены.

Такие расходы для целей налогообложения прибыли могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии соответствия их критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

По мнению Минфина России, документальным подтверждением служит отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного транспортного средства на соответствующем маршруте (Письма от 28.12.2015 N 03-03-06/1/76740, от 11.01.2016 N 03-03-РЗ/64). В то же время, если оператор не предоставляет отчет, по нашему мнению, в качестве документального подтверждения расходов могут выступать выписка по лицевому счету владельца транспортного средства, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы. В данной консультации исходим из предположения, что расходы в виде платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Плата за возмещение вреда, причиненного транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, является обязательным платежом, который признается в расходах на дату его начисления (т.е. в том отчетном (налоговом) периоде, в котором осуществлялся проезд) (п. 1, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Принято на забалансовый счет бортовое устройство

001

(013)

 

2000

Акт приемки-передачи устройства в пользование

Отражено перечисление денежных средств оператору в счет платы за возмещение вреда автомобильным дорогам

76

51

50 000

Выписка банка по расчетному счету

Платеж в счет возмещения вреда автомобильным дорогам включен в состав расходов по обычным видам деятельности

20

(23,

25

и др.)

76

1131,68

Отчет оператора (Выписка по лицевому счету владельца транспортного средства)

--------------------------------

<*> Движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, запрещено (пп. 2 п. 1 ст. 29 Закона N 257-ФЗ). За несоблюдение требований законодательства о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, собственник (владелец) транспортного средства может быть привлечен к административной ответственности на основании ст. 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный запрет не распространяется на платные автомобильные дороги, платные участки автомобильных дорог (п. 5 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ). Кроме того, от платы освобождаются транспортные средства, перечисленные в п. 7 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ.

<**> Под разрешенной максимальной массой транспортного средства понимается масса снаряженного транспортного средства в килограммах с грузом, водителем и пассажирами, указанная в паспорте транспортного средства (свидетельстве о регистрации транспортного средства) в качестве максимально допустимой либо в одобрении типа транспортного средства или в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства (п. 3 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ).

А.В.Илюшечкин
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

25.01.2016

Ситуация:

Как отразить в учете организации (лицензиата) уплату государственной пошлины за регистрацию лицензионного договора о предоставлении права использования двух зарегистрированных топологий интегральных микросхем?

По условиям лицензионного договора расходы по уплате государственной пошлины несет лицензиат. Государственная пошлина уплачена в безналичной форме до подачи документов на регистрацию в Роспатент, регистрация произведена в том же месяце.

Корреспонденция счетов:

Гражданско-правовые отношения

Топология интегральной микросхемы является результатом интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана (пп. 11 п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ).

По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на топологию (лицензиар) - предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этой топологии в установленных договором пределах (п. 1 ст. 1235, ст. 1459 ГК РФ).

Если топология интегральной микросхемы была зарегистрирована в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте), то предоставление по договору права использования топологии подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ст. 1232 ГК РФ (п. 2 ст. 1460 ГК РФ).

Государственная пошлина

Напомним, что государственная пошлина относится к числу федеральных сборов, уплата которого регулируется налоговым законодательством (п. 10 ст. 13, п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса РФ).

За государственную регистрацию лицензионного договора о предоставлении права использования зарегистрированной топологии интегральной микросхемы уплачивается государственная пошлина в размере 5000 руб. и дополнительно 2500 руб. за каждую предусмотренную договором топологию интегральной микросхемы (пп. 4 п. 1 ст. 333.30 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации по лицензионному договору предоставляется право использования двух зарегистрированных топологий интегральных микросхем. Следовательно, сумма государственной пошлины составляет 10 000 руб. (5000 руб. + 2500 руб. x 2).

Уплата государственной пошлины производится до подачи документов на регистрацию (пп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Сумма государственной пошлины за государственную регистрацию лицензионного договора на использование топологий интегральных микросхем признается расходом по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Расходы на уплату государственной пошлины признаются при выполнении условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99, в том числе получения уверенности в уменьшении экономических выгод организации. По нашему мнению, данные условия соблюдаются на момент подачи документов в Роспатент на регистрацию. Это объясняется тем, что государственная пошлина в рассматриваемой ситуации может быть возвращена только в случаях: уплаты ее в большем размере; отказа лиц, уплативших ее, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган, совершающий данное действие (пп. 1, 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ). Следовательно, на момент подачи документов в Роспатент у организации появляется уверенность в уменьшении экономической выгоды.

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на прибыль организаций

Сумма государственной пошлины (являющейся, как было отмечено выше, сбором, уплата которого регулируется гл. 25.3 НК РФ), уплаченной в связи с государственной регистрацией лицензионного договора о предоставлении права использования зарегистрированных топологий интегральных микросхем, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления, то расходы признаются на дату начисления государственной пошлины, т.е. на дату подачи документов в Роспатент (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 273 НК РФ при применении кассового метода расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом в общем случае оплатой признается прекращение встречного обязательства перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав). Поскольку пошлина уплачена до подачи документов в Роспатент (т.е. до момента, с которым связано возникновение обязательства по ее уплате), считаем, что при кассовом методе, так же как и при методе начисления, расходы признаются на дату подачи документов в Роспатент на регистрацию.

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ расходы на уплату сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком.

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Уплачена государственная пошлина за государственную регистрацию лицензионного договора

68

51

10 000

Выписка банка по расчетному счету

Государственная пошлина включена в состав расходов по обычным видам деятельности

20

(25

и др.)

68

10 000

Лицензионный договор,

Бухгалтерская справка

Е.Б.Ильина
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

29.01.2016