Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 16.04.2021

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об определении прямых расходов на производство и реализацию в целях налога на прибыль.

Ответ:

Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), установленный пунктом 1 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), является открытым и определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно.

При этом в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N ВАС-5306/10 отмечено, что, предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учетную политику, включая формирование состава прямых расходов, НК РФ не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика. Напротив, глава 25 НК РФ обязывает устанавливать порядок признания расходов с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). В случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Учитывая изложенное, перечень прямых расходов определяется налогоплательщиком в учетной политике самостоятельно с учетом вышеупомянутой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.03.2021 N 03-03-06/1/20225

Вопрос:

О применении УСН в следующем налоговом периоде, если доходы не превысили 200 млн руб. и (или) средняя численность работников не превысила 130 человек.

Ответ:

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, не превысили 200 млн рублей, в течение отчетного (налогового) периода не было допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1 - 11, 13, 14 и 16 - 21 пункта 3, пунктом 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса, и средняя численность работников налогоплательщика не превысила ограничение, установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, более чем на 30 человек, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) в следующем налоговом периоде.

Таким образом, если доходы налогоплательщика в налоговом периоде не превысили 200 млн рублей и (или) средняя численность его работников не превысила 130 человек, такой налогоплательщик вправе продолжать применять УСН в следующем налоговом периоде при условии соблюдения иных положений главы 26.2 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.03.2021 N 03-11-06/2/20051

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении дохода иностранной организацией - резидентом Италии от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности.

Ответ:

Согласно статье 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

В соответствии со статьей 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса устанавливает, что доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению в Российской Федерации.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации над правилами и нормами, предусмотренными Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 12 "Роялти" Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения от 09.04.1996 (далее - Конвенция) роялти, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогом только в этом другом Государстве, если такой резидент является лицом, владеющим правом собственности на роялти.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Конвенции термин "роялти" означает платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права пользования любым авторским правом на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и записи для телевидения или радиотрансляции, любым патентом, торговой маркой, дизайном или моделью, планом, секретной формулой или процессом, или за пользование или право пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием, или за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта.

При применении международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения следует также учитывать Комментарии к Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал (далее - Комментарии), на основе которой Российской Федерацией заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами.

В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 14, 14.2 и 14.3 Комментариев к статье 12 "Роялти", а также имеющейся практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения платежи в рамках следующих типов сделок рассматриваются как доходы от предпринимательской деятельности в соответствии со статьей 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности", а именно в случаях приобретения прав в отношении авторских прав, когда они ограничиваются тем объемом, который необходим пользователю для работы с программой, например, когда получатель приобретает ограниченные права на воспроизведение программы. Это стандартная ситуация в сделках по приобретению копии программы. Права, передаваемые в таких случаях, являются типичными для компьютерных программ. Они позволяют пользователю копировать программу, например, на жесткий диск его компьютера или для архивных целей. Независимо от того, предоставляется ли такое право по закону или на основании лицензионного соглашения самим владельцем авторского права, копирование программы на жесткий диск или на оперативное запоминающее устройство компьютера или архивное копирование является ключевым моментом использования программы.

Следовательно, права в отношении такого копирования, направленного не более чем на эффективное использование программы пользователем, не должны приниматься в расчет при анализе характера сделки для налоговых целей.

Одновременно простота воспроизведения компьютерных программ привела к появлению договоренностей о распространении, по которым получатель приобретает право сделать несколько копий программы для работы только в рамках своей собственной деятельности. Такие соглашения, как правило, именуются лицензией на использование на объекте, лицензией на использование на предприятии, лицензией на использование в сети. Хотя такие соглашения и разрешают установку нескольких копий программы, такие права в целом ограничены количеством копий, необходимым для обеспечения работы программы на компьютерах или в сети лицензиата, при этом по лицензии не допускается воспроизведение для любых других целей. Платежи по таким соглашениям в большинстве случаев рассматриваются как доходы от предпринимательской деятельности в соответствии со статьей 7.

Более нестандартным случаем является другой тип сделок с передачей компьютерного программного обеспечения, когда разработчик программного обеспечения или программист соглашаются предоставить информацию об идеях и принципах, лежащих в основе программы, таких как логические схемы, алгоритмы, языки программирования или методика. В таких случаях платежи могут рассматриваться как роялти, но лишь в той мере, в которой они являются вознаграждением за использование или за право на использование секретных формул или информации, связанной с промышленным, коммерческим или научным опытом.

Таким образом, в случае если доход иностранной организации - налогового резидента Италии может быть квалифицирован в качестве роялти, такой доход подлежит налогообложению в Италии при условии представления иностранной организацией налоговому агенту подтверждений, предусмотренных статьей 312 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.03.2021 N 03-08-05/19799

Вопрос:

Об НДФЛ, страховых взносах и налоге на прибыль при возмещении расходов работников на наем жилого помещения в связи с переездом на работу в другую местность.

Ответ:

Статьей 169 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определено, что при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения), а также расходы по обустройству на новом месте жительства.

1. Об обложении налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами сумм возмещения организацией расходов работников по найму жилого помещения в связи с переездом на работу в другую местность

Статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

Согласно положениям пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса и подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.

В связи с тем что статьей 169 Трудового кодекса не предусмотрены компенсационные выплаты в виде сумм возмещения расходов сотрудника, переехавшего на работу в другую местность, по найму жилого помещения, на указанные доходы (выплаты) положения пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса и подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не распространяются и такие доходы (выплаты) подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в общеустановленном порядке.

2. Об учете для целей налога на прибыль организаций расходов на наем жилых помещений, возмещаемых работникам в связи с переездом на работу в другую местность

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Статьей 255 Налогового кодекса определено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, если расходы работодателя на возмещение затрат иногородних работников по найму жилого помещения являются формой оплаты труда и условием в трудовом договоре, такие расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов при условии их соответствия требованиям статьи 252 Налогового кодекса.

В случае если расходы организации на оплату найма жилья для работников не являются формой системы оплаты труда и носят социальный характер, то такие расходы не могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций независимо от того, предусмотрены эти расходы трудовыми договорами или нет (пункт 29 статьи 270 Налогового кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.03.2021 N 03-15-06/19723

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов, связанных с регистрацией товарного знака на территории иностранного государства.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей налогообложения прибыли организаций нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

К нематериальным активам относится, в частности, исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование.

Необходимо отметить, что получение налогоплательщиком исключительных прав на использование зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака на территории иностранного государства не приводит к возникновению нового нематериального актива (товарного знака), а является дополнительным основанием правовой охраны уже существующего нематериального актива.

В этой связи расходы, связанные с регистрацией товарного знака на территории иностранного государства, осуществленные после его регистрации в Российской Федерации, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии их соответствия критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.03.2021 N 03-03-06/1/19446

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде результатов работ по переносу и переустройству объектов ОС.

Ответ:

На основании подпункта 11.2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Указанная норма пункта 1 статьи 251 НК РФ применима в отношении доходов в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику только на праве собственности или оперативного управления.

Необходимо отметить, что положения нормы подпункта 11.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ вступили в силу с 01.01.2019. При этом в течение 2019 года в редакцию данной нормы уже вносились изменения Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", в рамках проектирования и прохождения процедур согласования которых предложений о распространении нормы подпункта 11.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ на доходы в виде результатов вышеупомянутых работ в отношении объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику также на праве хозяйственного ведения, не поступало.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.03.2021 N 03-03-06/1/19443

Вопрос:

О переходе организации на УСН, если был изменен состав учредителей и доля участия других организаций не превышает 25%.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН.

Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) представление документов для регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона N 129-ФЗ.

Учитывая изложенное, организация, применяющая общую систему налогообложения, вправе перейти на УСН при соблюдении положений главы 26.2 Кодекса с 1 января года, следующего за годом, в котором внесены изменения в ее учредительные документы об изменении состава учредителей, согласно которым в уставном капитале организации доля других организаций не превышает 25 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.03.2021 N 03-11-06/2/18993

Вопрос:

О включении объектов недвижимости в перечень объектов административно-делового и торгового назначения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) при установлении налога на имущество организаций законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций.

На основании подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций могут быть определены в отношении административно-деловых центров, торговых центров и помещений в них, нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости или документам технического учета предусматривает размещение офисов, торговых объектов и объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для этих целей, при условии соответствия их критериям, указанным в пунктах 3 - 5 данной статьи Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, в перечень объектов административно-делового и торгового назначения, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включаются объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации определены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций (в том числе по площади объектов недвижимости), вне зависимости от категории их собственника - физическое лицо или юридическое лицо.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.03.2021 N 03-05-04-01/18942

Вопрос:

Организация планирует провести реорганизацию путем присоединения к АО, присоединение будет произведено в середине месяца (15-е число - внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности данной организации в связи с реорганизацией в форме присоединения к АО). Производственный и трудовой процесс у присоединяемой организации осуществляется непрерывно в период с 1 по 15-е число месяца реорганизации. При реорганизации в форме присоединения трудовые отношения с работниками не прекращаются, коллективным договором присоединяемой организации предусмотрена выплата заработной платы 14-го числа месяца, следующего за отчетным.

Особенности налогового учета расходов при реорганизации организаций установлены, в частности, ст. 252 НК РФ. В соответствии с п. 2.1 ст. 252 НК РФ в целях настоящей главы расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.

Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, убытки), предусмотренные ст. ст. 255 (расходы на оплату труда), 260 - 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 - 320 настоящей главы, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями, в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица - при реорганизации в форме присоединения).

В соответствии с п. 4 ст. 272 НК РФ расходы на оплату труда признаются в качестве расходов ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 настоящего Кодекса расходов на оплату труда.

В связи с вышеизложенными нормами НК РФ может ли правопреемник начислить заработную плату и страховые взносы за период с 1-го по 15-е число месяца реорганизации и отразить данные расходы в целях исчисления налога на прибыль при условии, что присоединяемая компания в передаточном акте отразит рабочее время работников за период с 1-го по 15-е число месяца реорганизации?

Ответ:

Пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (статья 58 ГК РФ).

При этом, если организация была реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения реорганизации (пункт 3 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).

В целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Порядок учета расходов по налогу на прибыль при применении метода начисления установлен статьей 272 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

В то же время в случае реорганизации на основании пункта 2.1 статьи 252 НК РФ расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных НК РФ, убытки), предусмотренные статьями 255, 260 - 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 - 320 главы 25 НК РФ, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями, в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 25 НК РФ. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица - при реорганизации в форме присоединения).

Таким образом, в случае если расходы на оплату труда, а также страховые взносы не были учтены в расходах реорганизованной организации, то данные расходы учитываются в составе расходов у организации - правопреемника реорганизованного юридического лица. При этом в случае если такие расходы должны были быть учтены в расходах (в соответствии с положениями главы 25 НК РФ) реорганизованной организации до даты реорганизации, то на основании норм пункта 1 статьи 54 НК РФ организация-правопреемник обязана произвести перерасчет налоговой базы с учетом положений данной статьи НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.03.2021 N 03-03-06/1/18937

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль курсовых разниц, возникающих при пересчете в рубли обязательств по уплате процентов по непогашенной контролируемой задолженности, выраженных в иностранной валюте.

Ответ:

Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения установлены статьей 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 269 НК РФ предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов по контролируемой задолженности, исчисляется налогоплательщиком на последнее число каждого отчетного (налогового) периода.

При этом на основании пункта 6 статьи 269 НК РФ положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с пунктом 4 статьи 269 НК РФ, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранному лицу, указанному в подпункте 1 пункта 2 статьи 269 НК РФ.

В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 8 статьи 271 и пункту 10 статьи 272 НК РФ требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на указанное имущество, прекращения (исполнения) требований (обязательств) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше.

Таким образом, при наличии у организации обязательств (требований), выраженных в иностранной валюте, положительные или отрицательные разницы, возникающие при переоценке таких обязательств (требований), учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов или в составе внереализационных расходов соответственно.

Учитывая указанное, при пересчете выраженных в иностранной валюте обязательств по уплате процентов по непогашенной контролируемой задолженности в рубли возникающие курсовые разницы подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Следовательно, обязательства в валюте по уплате процентов по долговому обязательству (в том числе в виде процентов, переквалифицированных для целей налогообложения в дивиденды), на основании пункта 8 статьи 271 и пункта 10 статьи 272 НК РФ, подлежат текущей переоценке с включением соответствующего результата в состав внереализационных доходов или расходов налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.03.2021 N 03-03-06/1/18424