Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 28.08.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О создании банком резерва по сомнительным долгам для целей налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций - от суммы доходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин - 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

Согласно статье 249 НК РФ в целях главы 25 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Таким образом, сумма резерва по сомнительным долгам определяется организациями от величины выручки от реализации, при этом, учитывая установленное статьей 3 НК РФ равенство налогообложения, банкам при определении аналогичных доходов следует учитывать установленные для них положениями статьи 290 НК РФ особенности формирования доходов.

Так, согласно статье 290 НК РФ доходы банков, предусмотренные статьями 249 и 250 НК РФ, определяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 290 НК РФ.

Учитывая, что положениями статьи 290 НК РФ не предусмотрен особый учет доходов банков в виде положительной курсовой разницы (пункт 2 статьи 250 НК РФ), указанные доходы не принимаются в расчет при определении величины выручки банков в целях создания резерва по сомнительным долгам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.07.2020 N 03-03-06/2/63739

Вопрос:

Об условиях применения ставки 0% по налогу на прибыль медицинскими организациями, переходящими с УСН на ОСН.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации, осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль организаций при соблюдении условий, установленных указанной статьей НК РФ.

Одним из условий применения медицинскими организациями ставки 0 процентов является условие о получении ими доходов от медицинской деятельности в размере не менее 90 процентов от всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

При этом медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов медицинской деятельности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 917.

Также данным организациям необходимо выполнять иные условия в целях применения вышеуказанной налоговой ставки, а именно: по наличию соответствующих лицензий, численности работников организации, квалификационных требований к ним, отсутствию операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Необходимо отметить, что пунктом 5 статьи 284.1 НК РФ установлено, что организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0 процентов в соответствии с указанной статьей НК РФ, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 процентов, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, медицинские организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, переходящие со следующего налогового периода на общий режим налогообложения и изъявившие желание применять налоговую ставку в размере 0 процентов по налогу на прибыль организаций, вправе в текущем налоговом периоде подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 284.1 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.07.2020 N 03-03-06/1/62966

Вопрос:

Облагается ли НДС премия, начисленная покупателю в связи с выполнением условий по выборке объема оказанных услуг, при условии, что данная премия не связана с реализацией каких-либо товаров, работ, услуг, а также с передачей имущественных прав?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются. В связи с этим премии, выплачиваемые продавцом покупателю за выполнение определенных условий договора, в том числе за выполнение условий по выборке объема оказанных услуг, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у покупателя не включаются.

В то же время необходимо иметь в виду, что, в случае если договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) содержит элементы других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких-либо услуг, за которые продавцом выплачиваются премии (бонусы), налогообложение налогом на добавленную стоимость этих услуг у покупателя производится в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.07.2020 N 03-07-11/62477

Вопрос:

Об определении места реализации аудиторских услуг в целях НДС.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость определяется на основании статьи 148 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поскольку Кодекс не содержит специального определения понятия "аудиторские услуги", данное понятие применяется в том значении, в каком оно используется в других отраслях законодательства Российской Федерации.

Таким образом, для определения в целях применения налога на добавленную стоимость места определения реализации работ (услуг) на основании статьи 148 Кодекса налогоплательщикам следует руководствоваться положениями Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 33н "Об определении видов аудиторских услуг, в том числе перечня сопутствующих аудиту услуг".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.07.2020 N 03-07-14/62544

Вопрос:

Об определении в целях налога на прибыль срока приобретения права собственности на выкупаемую налогоплательщиком долю другого участника ООО.

Ответ:

Согласно пункту 4.1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций, применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьями 284.2 и 284.7 НК РФ, если иное не установлено пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 284.2 НК РФ налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ, применяется к такой налоговой базе, при условии, что на дату реализации, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций российских организаций (долей участия в уставном капитале российских организаций), акций они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.

Таким образом, условием применения к доходам от реализации доли (части доли) участия в уставном капитале российской организации нулевой ставки налога на прибыль является непрерывное владение налогоплательщиком - участником общества на праве собственности или на ином вещном праве в течение пяти лет такой долей (частью доли) в уставном капитале российской организации.

В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества.

Если в течение установленного пунктом 1 статьи 284.2 НК РФ срока владения на праве собственности или ином вещном праве размер доли налогоплательщика в уставном капитале общества менялся, то налоговая ставка 0 процентов применима к доходам от реализации той части доли, которой он владел на момент реализации более пяти лет. При этом размер номинальной стоимости доли участия в уставном капитале общества не влияет на непрерывность пятилетнего срока владения долей участником общества на праве собственности или ином вещном праве.

Из вышеуказанного также следует, что применение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ, связано с приобретением и прекращением прав собственности налогоплательщика-участника на долю в уставном капитале российского общества. Следовательно, при выкупе налогоплательщиком доли другого участника общества срок приобретения права собственности на выкупаемую часть доли определяется в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.07.2020 N 03-03-06/1/62173

Вопрос:

О налоге на прибыль при выплате дивидендов по ценным бумагам, находящимся у покупателя по первой части РЕПО.

Ответ:

Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии, в частности, с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 282 НК РФ по операции РЕПО выплаты по ценным бумагам, право на получение которых возникло у покупателя по первой части РЕПО в период между датами исполнения первой и второй частей РЕПО, могут приниматься в уменьшение суммы денежных средств, подлежащих уплате продавцом по первой части РЕПО при последующем приобретении ценных бумаг по второй части РЕПО, либо перечисляться покупателем по первой части РЕПО продавцу по первой части РЕПО в соответствии с договором репо. В указанных случаях такие выплаты не признаются доходами покупателя по первой части РЕПО и включаются в доходы продавца по первой части РЕПО в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Учитывая указанное, при выплате дивидендов по ценным бумагам, находящимся у покупателя по первой части РЕПО, суммы дивидендов не признаются доходами покупателя по первой части РЕПО и включаются в доходы продавца по первой части РЕПО в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.07.2020 N 03-03-06/1/62168

Вопрос:

Об отдельных вопросах предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов и сроках представления деклараций, расчетов и бухгалтерской отчетности в связи с коронавирусом.

Ответ:

1. Заинтересованные лица имеют право на отсрочку (рассрочку) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов в соответствии с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее соответственно - Правила, постановление N 409).

Согласно пункту 1 Правил к заинтересованным лицам могут быть отнесены системообразующие организации, пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и не относящиеся к сферам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, для отнесения системообразующей организации к заинтересованным лицам в целях применения Правил требуется соответствующее решение Правительства Российской Федерации.

2. В соответствии с абзацем шестым пункта 7 Правил в случае, если заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов подано заинтересованным лицом до представления в налоговый орган деклараций и (или) расчетов, в которых исчислены суммы налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, указанные в заявлении, либо до представления в налоговый орган деклараций и (или) расчетов, на основании данных которых устанавливается наличие права на отсрочку (рассрочку) в соответствии с пунктом 3 Правил, срок рассмотрения заявления исчисляется со дня представления всех необходимых деклараций и (или) расчетов.

Таким образом, положительное решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов может быть принято только в случае поступления в налоговый орган деклараций и (или) расчетов, необходимых как для расчетов показателей, установленных пунктами 3, 11 и 12 Правил, так и для установления сумм платежей, на которые предоставляется отсрочка (рассрочка).

3. Правила не ограничивают количество заявлений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, которые может подать заинтересованное лицо.

4. Пунктом 3 постановления N 409 на 3 месяца продлены сроки представления налогоплательщиками, налоговыми агентами налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость), налоговых расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, расчетов сумм налогов на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, расчетов по авансовым платежам, срок подачи которых приходится на март - май 2020 г., и до 15 мая 2020 г. продлены сроки представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 г.

Указанные положения не влекут продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе в случае, когда в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) срок уплаты указанных платежей установлен не позднее даты представления налоговой декларации (расчетов).

При этом постановлением N 409 не исключается ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 122 Кодекса, за неуплату или неполную уплату сумм налога, страховых взносов в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия).

5. Заинтересованное лицо, в соответствии с Правилами, имеет право на отсрочку или рассрочку уплаты страховых взносов при наличии у него одного из показателей, перечисленных в пункте 3 Правил.

Согласно пункту 4 Правил размер доходов определяется в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Расчет снижения размера доходов производится на основании показателей за квартал, предшествующий кварталу, в котором подается заявление об отсрочке или рассрочке по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов. Эти данные сравниваются с показателями за аналогичный период 2019 года.

Для организаций, применяющих общий режим налогообложения, размер доходов определяется на основании данных налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый (отчетный) период. Размер доходов от реализации товаров (работ, услуг) определяется на основании данных налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за соответствующий налоговый период. По заявлениям, подаваемым во II квартале 2020 г., заинтересованное лицо вправе указать на необходимость их рассмотрения с учетом показателей, предусмотренных пунктом 3 Правил, за указанный квартал 2020 г. в пределах сумм, указанных в представленных заинтересованным лицом декларациях и (или) расчетах.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.07.2020 N 03-02-07/1/62040

Вопрос:

Об учете гаражным кооперативом доходов в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно положениям статей 50 и 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительские кооперативы, к которым относятся в том числе и гаражные кооперативы, являются одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации.

Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации, определены в Законе Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

В соответствии с положениями указанного закона потребительское общество создается на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

Доходы, не учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, определены статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Указанный перечень доходов является закрытым.

На основании пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно, в частности, от организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному данным пунктом. При этом на налогоплательщиков - получателей таких целевых поступлений возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К таким целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов).

Таким образом, взносы учредителей (участников, членов), поступающие некоммерческим организациям на свое содержание и ведение уставной деятельности, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что такие взносы учредителей (участников, членов) предусмотрены законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях и произведены в соответствии с данным законодательством.

Иные доходы некоммерческих организаций, не поименованные в статье 251 НК РФ, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.07.2020 N 03-03-07/61992

Вопрос:

Об определении в целях налога на прибыль восстановительной и остаточной стоимости ОС, введенных в эксплуатацию до 01.01.2002.

Ответ:

Для создания дополнительных инвестиционных ресурсов Правительством Российской Федерации Постановлением от 25.11.1993 N 1233 "О переоценке основных фондов (средств) предприятий и организаций" были утверждены индексы (коэффициенты) пересчета балансовой стоимости основных фондов для определения их восстановительной стоимости (далее - коэффициенты) в целях переоценки основных фондов (средств).

Вместе с тем Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" введена и с 01.01.2002 вступила в силу глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

При этом положениями указанной главы НК РФ предусмотрено, что в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НК РФ, восстановительная стоимость таких амортизируемых основных средств, согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 257 НК РФ, определяется как их первоначальная стоимость с учетом проведенных переоценок до даты вступления указанной главы НК РФ в силу.

При этом остаточная стоимость основных средств, введенных до вступления в силу главы 25 НК РФ, определяется как разница между восстановительной стоимостью таких основных средств и суммой амортизации, определенными в порядке, установленном абзацем пятым пункта 1 статьи 257 НК РФ.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы").

В этой связи установленные коэффициенты не применяются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Порядок исправления выявленных в текущем периоде ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, установлен положениями пункта 1 статьи 54 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.07.2020 N 03-03-07/61747

Вопрос:

Об учете доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав в целях налога на прибыль.

Ответ:

Для целей налогообложения прибыли на основании пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходы налогоплательщика в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав (включая право пользования имуществом), за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ, признаются внереализационными доходами налогоплательщика.

При этом для целей налога на прибыль организаций имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (пункт 2 статьи 248 НК РФ).

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.07.2020 N 03-03-07/61624