Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 03.07.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О сроках уплаты налога на прибыль за I квартал 2020 г.

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 30.03.2020 по 03.04.2020, с 04.04.2020 по 30.04.2020, а также с 06.05.2020 по 08.05.2020 включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

В этой связи с учетом положений пунктов 6 и 7 статьи 6.1 Кодекса срок уплаты организациями налога на прибыль, дата уплаты которого приходится на дату с 30.03.2020 по 08.05.2020 включительно, переносится на 12.05.2020, за исключением организаций, для которых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" предусмотрено продление сроков уплаты налога на прибыль организаций (авансовых платежей по налогу).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.05.2020 N 03-03-07/40918

Вопрос:

Организация импортирует товар из стран дальнего зарубежья, не входящих в состав таможенного союза.

При стоимости товара, не превышающей 1 000 евро по инвойсу, таможенное оформление осуществляется в упрощенной форме, выпуск груза на таможне производится по реестру либо по заявлению. Оба документа являются официальными таможенными документами таможенных органов.

Согласно требованиям Налогового кодекса РФ (п. п. 1, 2 ст. 171) уплаченный на таможне НДС по импортированным товарам можно принять к вычету при наличии условий:

- товар приобретен для операций, облагаемых НДС;

- товар принят к учету (оприходован на баланс организации);

- факт уплаты НДС подтвержден платежными документами.

Достаточно ли выписки из реестра с отметкой таможенных органов в случае оформления по реестру либо таможенного приходного ордера в случае оформления по заявлению для пакета документов, требуемых для принятия к вычету таможенного НДС?

Может ли отсутствие таможенной декларации стать основанием для отказа в вычете НДС?

Ответ:

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС), исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные указанной статьей налоговые вычеты. При этом вычетам подлежат в том числе суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории (далее - суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров в составе таможенных платежей) либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:

1) товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;

2) товаров, приобретаемых для перепродажи;

3) товаров, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Кодекса не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных статьей 149 Кодекса.

На основании положений пункта 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров в составе таможенных платежей, производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров в составе таможенных платежей, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров в составе таможенных платежей, производятся при условии помещения товаров под одну из таможенных процедур, перечисленных в пункте 2 статьи 171 Кодекса.

В связи с изложенным обращается внимание на следующее.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс) выпуск товаров определен как действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с Таможенным кодексом помещению под таможенные процедуры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Таможенного кодекса при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию.

При таможенном декларировании одним из применяемых видов таможенной декларации является декларация на товары (подпункт 1 пункта 1 статьи 105 Таможенного кодекса, далее - ДТ), которая используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом, - при таможенном декларировании припасов (пункт 3 статьи 105 Таможенного кодекса).

В соответствии с пунктом 6 статьи 105 Таможенного кодекса в качестве ДТ допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров, в случаях и порядке, определяемых Таможенным кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией.

В соответствии с указанными полномочиями решением Комиссии от 20 мая 2010 года N 263 утверждена Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве ДТ (далее - Инструкция).

Согласно подпункту 4 пункта 8 Инструкции в заявлении использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве ДТ указываются сведения о заявляемой таможенной процедуре.

Таким образом, для реализации налогоплательщиком права на вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров в составе таможенных платежей, у налогоплательщика, использовавшего в качестве ДТ транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, помимо выполнения условий, установленных статьями 171 и 172 Кодекса, должны иметься документы, подтверждающие, что ввезенные им товары выпущены таможенным органом в соответствии с одной из указанных в пункте 2 статьи 171 Кодекса таможенных процедур.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.05.2020 N 03-07-08/40460

Вопрос:

О применении ККТ организацией при получении денежных средств в безналичном порядке за услуги, в том числе при расчетах через платежного агента.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

В этой связи при получении денежных средств в безналичном порядке за услуги организации обязаны применять контрольно-кассовую технику. Вместе с тем при осуществлении расчетов платежным агентом контрольно-кассовая техника применяется таким платежным агентом. При этом дополнительное применение контрольно-кассовой техники поставщиком услуг не требуется.

Дополнительно сообщается, что Федеральным законом N 54-ФЗ предусмотрены специальные условия применения контрольно-кассовой техники в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.05.2020 N 03-01-15/40639

Вопрос:

О применении ККТ при приеме СНТ взносов, в том числе в качестве компенсационной платы за оказанные организациями коммунальные услуги.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, прием садоводческим некоммерческим товариществом взносов, в том числе в качестве компенсационной платы за коммунальные услуги, оказанные товариществу сторонними организациями, не относится к расчетам для целей Федерального закона N 54-ФЗ и не требует применения контрольно-кассовой техники.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.05.2020 N 03-01-15/40636

Вопрос:

О применении ККТ организацией при получении платы от ИП в безналичном порядке без предъявления электронного средства платежа.

Ответ:

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Таким образом, при получении организацией платы от индивидуального предпринимателя за товары, производимой им в рамках предпринимательской деятельности без предъявления электронного средства платежа, применение контрольно-кассовой техники не требуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.05.2020 N 03-01-15/40630

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН расходов на зарядку служебных электровелосипедов.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

При этом расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса (пункт 2 статьи 346.16 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Учитывая изложенное, налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения вправе уменьшить полученные доходы на расходы по зарядке служебных электровелосипедов при условии их соответствия критериям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.05.2020 N 03-11-11/40097

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на приобретение средств индивидуальной (коллективной) защиты и дезинфекцию помещений.

Ответ:

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии условий, установленных пунктом 16 ПБУ 10/99.

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. К таким расходам относятся также расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ, для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Учитывая изложенное, затраты организации на приобретение средств индивидуальной и коллективной защиты, а также расходы на дезинфекцию помещений могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на основании статьи 264 НК РФ с учетом положений статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.05.2020 N 07-01-09/38974

Вопрос:

Об обороте спиртосодержащей непищевой и парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии, средств личной гигиены.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность по обороту спиртосодержащей непищевой продукции, расфасованной в металлическую аэрозольную упаковку емкостью не более 450 миллилитров.

При этом согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под спиртосодержащей непищевой продукцией понимается непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.

Кроме того, абзацем первым пункта 4 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены вправе устанавливать перечень этой продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие указанного Федерального закона. Такой перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2018 г. N 2322-р (далее - Перечень).

Таким образом, в случае если производимая продукция является спиртосодержащей непищевой продукцией, расфасованной в металлическую аэрозольную упаковку емкостью не более 450 миллилитров, или внесена в Перечень, положения Федерального закона N 171-ФЗ, а также нормативных правовых актов, принятых в целях реализации указанного Федерального закона, на нее не распространяются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.05.2020 N 03-13-05/38970

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде выплаты премии уволенному работнику.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму осуществленных (понесенных) экономически оправданных и документально подтвержденных затрат, направленных на получение дохода.

При этом на основании статьи 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По мнению Минтруда России, изложенному в письме от 22.08.2018 N 14-1/В-691, если системой оплаты труда (системой премирования) организации не предусмотрены порядок и условия выплаты премии уволенному работнику, то при увольнении по любому из оснований все суммы, причитающиеся работнику (в том числе зарплата за отработанный период), должны быть выплачены ему в день прекращения трудовых отношений (часть 1 статьи 140 ТК РФ).

В случае если приказ о премировании работников предприятия был издан после увольнения данного работника, то оснований для включения его в приказ не имеется, так как на момент издания приказа он не состоит с организацией в трудовых отношениях, если иное не предусмотрено в локальном нормативном акте (коллективном договоре, соглашении) организации, который регулирует порядок и условия премирования уволенного работника.

Таким образом, если локальными нормативными актами организации, содержащими нормы трудового права, предусматриваются порядок и условия по выплате премии уволенному работнику, начисленной в результате наступления определенных оснований (достижения соответствующих показателей эффективности) после его увольнения, но за период, когда работник состоял в трудовых отношениях с работодателем, то расходы в виде выплаты данной премии могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций при соответствии указанных расходов положениям статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.05.2020 N 03-03-06/1/37404

Вопрос:

О налоге на прибыль при реализации ООО доли, действительная стоимость которой ранее выплачена вышедшему участнику.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) в течение одного года со дня перехода доли или части доли в уставном капитале общества к обществу они должны быть по решению общего собрания участников общества распределены между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества или предложены для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 268 Кодекса при реализации имущественных прав (долей, паев) налогоплательщик вправе уменьшить доходы на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 Кодекса.

Как следует из пункта 4 статьи 24 Закона N 14-ФЗ, продажа долей или частей долей, приобретенных обществом в соответствии с Законом N 14-ФЗ, в том числе долей вышедших из общества участников, осуществляется по цене не ниже цены, которая была уплачена обществом в связи с переходом к нему доли или части доли, если иная цена не определена решением общего собрания участников общества.

Таким образом, общество с ограниченной ответственностью при реализации доли, ранее выкупленной у своего участника, вправе уменьшить доходы от реализации данной доли, определяемые с учетом требований статьи 24 Закона N 14-ФЗ, на расходы, осуществленные на ее выкуп.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.04.2020 N 03-03-06/1/35838