Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 13.03.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О налоге на прибыль с дохода иностранной организации, полученного от российской организации.

Ответ:

Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности, исходя из положений которых иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.

Согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации при условии представления подтверждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Кодекса.

Таким образом, если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация - источник выплаты дохода не располагает подтверждениями, предусмотренными пунктом 1 статьи 312 Кодекса, то она на основании положений статьи 310 Кодекса обязана произвести удержание налога по ставке, предусмотренной статьей 284 Кодекса (в отношении соответствующего вида дохода).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.01.2020 N 03-08-05/6

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН расходов на создание сайта в сети Интернет.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уменьшают полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Вместе с тем подпунктом 2 пункта 3 статьи 257 Кодекса установлено, что к нематериальным активам относится исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных.

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса предусмотрено, что расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов учитываются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Кодекса.

Учитывая изложенное, в случае предоставления правообладателем права на использование программ для ЭВМ, баз данных налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе учесть расходы по созданию сайта в сети Интернет на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса.

В случае если к налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, переходит исключительное право правообладателя на использование программ для ЭВМ и баз данных, указанные расходы учитываются на основании пункта 3 статьи 346.16 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.01.2020 N 03-11-11/128

Вопрос:

Организация осуществляет разработку, реализацию и сопровождение разработанных программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора.

В рамках осуществляемого вида деятельности организация при наличии документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

- имеет за 9 месяцев 2019 г. среднюю численность работников, определяемую в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, в количестве семи человек;

- имеет долю доходов от реализации услуг по предоставлению прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам за 9 месяцев 2019 г. в размере более 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период.

При этом организация применяет упрощенную систему налогообложения.

Имеет ли организация право применять пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с пп. 3 п. 1 и п. 5 ст. 427 НК РФ в 2020 г.?

Ответ:

Согласно подпункту 3 пункта 1 и подпункту 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 8,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,0 процента, на обязательное медицинское страхование - 4,0 процента.

В соответствии с пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса для указанных плательщиков, не являющихся вновь созданными организациями, условиями применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов являются:

- получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;

- средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса, составляет не менее семи человек.

Таким образом, если организация, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, соблюдает условия, установленные пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса, о доле доходов и средней численности работников по итогам девяти месяцев 2019 года (с января по сентябрь 2019 года), то такая организация с января 2020 года вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.12.2019 N 03-15-06/103492

Вопрос:

Об учете расходов по оплате товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, при переходе с объекта налогообложения "доходы" на "доходы минус расходы" в целях УСН.

Ответ:

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

На основании подпункта 23 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщик вправе учесть при определении налоговой базы расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.

Согласно пункту 2 статьи 346.17 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях главы 26.2 Кодекса оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.17 Кодекса при переходе налогоплательщика, применяющего УСН, с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.

В связи с этим налогоплательщик, применяющий УСН, при переходе с 1 января 2020 года с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу в 2020 году учитывает в том числе расходы на приобретение товаров, которые поступили, оплачены и реализованы налогоплательщиком в 2020 году.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.12.2019 N 03-11-11/103503

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на обеспечение нормальных условий труда, а также расходов на оплату товаров для личного потребления работников и аналогичных расходов.

Ответ:

Положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что для целей налогообложения прибыли организаций учитываются только те расходы, которые отвечают условиям статьи 252 Кодекса, т.е. обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Из указанных норм Кодекса следует, что при расчете налоговой базы учитываются расходы, непосредственно связанные с производственной деятельностью работников организации.

При этом пунктом 29 статьи 270 Кодекса определено, что для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются расходы на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.12.2019 N 03-03-06/1/103067

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в целях налога на прибыль.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - оказания услуг по организации перевозок грузов, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей, иных услуг, связанных с перевозкой грузов, регулируется главой 41 "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".

В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

При этом неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы, а именно: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (пункты 5, 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности"), оформленные по установленным формам, которые утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2008 N 23 "Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов".

Учитывая изложенное, в целях подтверждения расходов при оказании услуг транспортной экспедиции в рамках главы 25 НК РФ необходимо наличие экспедиторских документов, а также любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.12.2019 N 03-03-06/1/103070

Вопрос:

Об НДС при возврате реализованных физлицам в розницу товаров.

Ответ:

В соответствии с пунктом 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них.

Согласно пункту 4 статьи 172 Кодекса вычеты указанных сумм налога производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров, но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

Поскольку исключений из общего порядка применения вычетов сумм налога на добавленную стоимость при возврате товаров физическими лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, положениями главы 21 Кодекса не предусмотрено, при возврате такими лицами товаров следует руководствоваться вышеуказанным пунктом 5 статьи 171 Кодекса.

Принимая во внимание, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них принимаются продавцом к вычету, соответствующие операции по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров в книге продаж, предназначенной для регистрации в том числе счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг населению), продавцом не отражаются.

При возврате товаров, реализованных в режиме розничной торговли с использованием контрольно-кассовой техники и выдачей чеков физическим лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, то есть без выдачи счетов-фактур, продавцом соответствующие операции по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров отражаются в книге покупок, предназначенной для регистрации счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных) и документов (чеков) для компенсации суммы налога на добавленную стоимость, выставленных (оформленных) продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке. При этом в книге покупок продавца могут регистрироваться реквизиты расходных кассовых ордеров, выписанных при возврате денежных средств покупателям, при наличии документов, подтверждающих прием и принятие на учет возвращенных товаров. При этом регистрация документов в книге покупок продавца производится на дату принятия на учет возвращенных товаров.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.12.2019 N 03-07-07/103105

Вопрос:

О ставке НДС при реализации продовольственных товаров.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации в том числе продовольственных товаров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В связи с этим организация вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.

Одновременно сообщается, что присвоение продукции кода по ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.12.2019 N 03-07-07/103102

Вопрос:

О применении одной единицы ККТ для нескольких автоматических устройств при расчетах за оказание услуг автоматическими устройствами.

Ответ:

Согласно положениям пункта 5.1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) с использованием автоматических устройств для расчетов за оказание услуг автоматическими устройствами, механически соединенными с корпусом автоматического устройства для расчетов, при условии отображения при осуществлении таких расчетов на дисплее автоматического устройства для расчетов QR-кода, вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов.

Таким образом, в вышеуказанном случае пользователь вправе применять одну единицу контрольно-кассовой техники (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) для нескольких автоматических устройств для расчетов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.12.2019 N 03-01-15/102577

Вопрос:

Об уплате с 01.01.2020 страховых взносов и представлении расчета по ним обособленным подразделением, наделенным полномочиями по начислению и выплате вознаграждений работникам и имеющим счет в банке.

Ответ:

Из вопроса следует, что каждое обособленное подразделение организации имеет свой расчетный счет в банке и наделено головной организацией полномочиями начислять выплаты в пользу работников своего подразделения.

В соответствии с положениями пункта 11 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 325-ФЗ), который вступит в силу с 01.01.2020) уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

При этом подпунктом 7 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона N 325-ФЗ) предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, которому открыт счет в банке, полномочиями (о лишении полномочий) начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).

Согласно положениям статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Руководители обособленных подразделений назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Таким образом, учитывая положения вышеуказанной статьи Гражданского кодекса, головная организация может наделить обособленное подразделение полномочиями по осуществлению любых ее функций, в том числе по начислению и выплате вознаграждений в пользу работников организации, осуществляющих деятельность в данном обособленном подразделении.

Учитывая изложенное, если обособленное подразделение, которому головной организацией открыт счет в банке, наделено полномочиями по начислению и выплате сумм вознаграждений в пользу физических лиц, что должно быть закреплено в положении о данном обособленном подразделении, то такое обособленное подразделение уплачивает страховые взносы и представляет расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту своего нахождения.

Наличие банковского счета в кредитных организациях у обособленного подразделения, наделенного организацией полномочиями по начислению и выплате вознаграждений в пользу работников, необходимо для регистрации в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 2.3 Федерального закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и, соответственно, для проведения Фондом социального страхования Российской Федерации проверки правильности заявленных плательщиками страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством согласно пункту 8 статьи 431 Налогового кодекса.

Что касается возможности уплаты страховых взносов с выплат работникам обособленного подразделения с других банковских счетов головной организации, а не с банковского счета данного подразделения, то данный вопрос относится также к компетенции самой организации.

Однако в случае если уплата страховых взносов с выплат работникам обособленного подразделения будет производиться с других банковских счетов организации, то необходимо обратиться в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения для решения вопроса о том, на какой счет в банке Фондом будут выделяться средства на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе сверх начисленных страховых взносов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.12.2019 N 03-15-06/102593