Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 07.02.2020

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О применении ККТ при расчетах за услуги через кредитные организации.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

В этой связи при осуществлении расчетов через кредитные организации за услуги положения Федерального закона N 54-ФЗ возлагают на организацию обязанность применять контрольно-кассовую технику.

Требования к кассовому чеку установлены статьей 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.11.2019 N 03-01-15/92650

Вопрос:

Об учете ТСН в целях налога при УСН взносов на содержание имущества общего пользования, поступающих от лиц, не являющихся его членами.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Доходы, указанные в статье 251 Кодекса, при определении объекта налогообложения не учитываются (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса).

Согласно пункту 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 настоящего Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников недвижимости, жилищному кооперативу, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами (подпункт 1 пункта 2 статьи 251 Кодекса).

Таким образом, товарищество собственников недвижимости, применяющее упрощенную систему налогообложения, взносы на содержание имущества общего пользования, поступающие от лиц, не являющихся членами товарищества, учитывает при налогообложении в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.11.2019 N 03-11-11/92035

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН расходов на оплату товаров для дальнейшей реализации при переходе с объекта налогообложения "доходы" на "доходы минус расходы".

Ответ:

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

На основании подпункта 23 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщик вправе учесть при определении налоговой базы расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.

Согласно пункту 2 статьи 346.17 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях главы 26.2 Кодекса оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.17 Кодекса при переходе налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.

В связи с этим налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, при переходе с 1 января 2020 года с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу в 2020 году учитывает в том числе расходы на приобретение товаров, оприходованных в 2019 году, но оплаченных в 2020 году.

Стоимость товаров, оплаченных и оприходованных в 2019 году, при их реализации в 2020 году в расходах при определении налоговой базы по налогу не учитывается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.11.2019 N 03-11-11/92033

Вопрос:

Об освобождении от НДС операций по реализации банками слитков драгоценных металлов физлицам, а также банковских операций с драгоценными металлами.

Ответ:

Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) освобождаются операции по реализации драгоценных металлов в слитках банками лицам, не являющимся банками, при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков).

В настоящее время освобождение от налогообложения НДС операций по реализации слитков драгоценных металлов клиенту, осуществляемых банком, если слитки драгоценных металлов выданы клиенту из хранилища, Кодексом не предусмотрено.

На основании подпункта 3 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившего в силу с 1 октября 2019 года, от обложения НДС освобождаются осуществляемые банками и банком развития - государственной корпорацией следующие банковские операции:

- привлечение драгоценных металлов физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок), за исключением монет из драгоценных металлов;

- размещение привлеченных драгоценных металлов от своего имени и за свой счет;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц в драгоценных металлах, за исключением монет из драгоценных металлов;

- осуществление переводов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам в драгоценных металлах.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.11.2019 N 03-07-14/91739

Вопрос:

Об отсрочке (рассрочке) по уплате налогов, сборов, взносов для организации-банкрота и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам при обращении в суд о признании организации банкротом.

Ответ:

1. Главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определяется порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога, сбора, страховых взносов (далее - платежи, регулируемые Кодексом).

Согласно пункту 8 статьи 64 Кодекса при принятии уполномоченным органом решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (сбора, страховых взносов) причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты платежа, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

При предоставлении отсрочки (рассрочки) Кодексом не предусмотрено списание пеней.

Отсрочка или рассрочка по уплате платежей, регулируемых Кодексом, может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти платежи в установленные сроки, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом таких платежей возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Кодекса.

Одним из оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате указанных платежей является угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им причитающихся платежей, регулируемых Кодексом (подпункт 3 пункта 2, пункт 13 статьи 64 Кодекса).

Наличие такого основания устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налогов, сборов, страховых взносов, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 26.06.2019 N 382.

Однако предоставление отсрочки организации, которая по решению суда признана банкротом, Кодексом не предусмотрено.

В целях урегулирования задолженности может быть принято мировое соглашение на основании Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

В соответствии с пунктом 1 статьи 150 указанного Федерального закона на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

Пунктом 1 статьи 159 названного Федерального закона предусмотрено, что утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

2. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание регулируются статьей 59 Кодекса.

Обстоятельства, при наличии которых недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, признаются безнадежными к взысканию, определены пунктом 1 статьи 59 Кодекса.

Обращение налогового органа в суд о признании организации банкротом не является основанием списания образовавшихся у организации недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.11.2019 N 03-02-07/1/91525

Вопрос:

О налоге на имущество организаций в отношении здания, введенного в эксплуатацию, если права собственности на него не зарегистрированы.

Ответ:

Разъяснения о порядке обложения налогом на имущество организаций объекта недвижимого имущества направлены обществу письмом Минфина России от 17.12.2015 N 03-07-11/74052, согласно которому объекты недвижимого имущества, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном порядке, подлежат обложению налогом на имущество организаций при условии, если одновременно выполняются условия принятия активов в качестве основных средств, установленные пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, то есть когда объект приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности организации. При этом указанные условия не ставятся в зависимость от государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества.

Таким образом, здание, принятое по акту приема-передачи и введенное в эксплуатацию, признается объектом обложения налогом на имущество организаций и подлежит обложению налогом на имущество организаций вне зависимости от отсутствия у организации прав собственности на объект недвижимого имущества, если иное не установлено статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В силу пункта 12 статьи 378.2 Кодекса налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объектов недвижимого имущества (включая торговые центры) признается собственник объектов недвижимого имущества или организация, владеющая таким объектом на праве хозяйственного ведения, при условии их включения в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых исходя из кадастровой стоимости.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.11.2019 N 03-05-05-01/90998

Вопрос:

Об установлении льгот или пониженных ставок по налогу на имущество организаций для участников РИП.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 372 Кодекса, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса, порядок и сроки уплаты налога, а также могут определять особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Кодекса, предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Предельные налоговые ставки по налогу на имущество организаций установлены пунктом 1 статьи 380 Кодекса. При этом пунктом 2 данной статьи определено, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В этой связи законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе установить налоговые льготы или пониженные налоговые ставки по налогу на имущество организаций для любых категорий налогоплательщиков и видов объектов недвижимого имущества, в том числе для участников региональных инвестиционных проектов, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 статьи 25.8 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.11.2019 N 03-05-04-01/90990

Вопрос:

О страховых взносах при выплате организацией физлицу вознаграждения по договору возмездного оказания услуг.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в число застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством лица, осуществляющие работы (услуги) по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, не входят и поэтому пунктом 3 статьи 422 Налогового кодекса установлено, что вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по упомянутым договорам гражданско-правового характера, не включаются в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое организацией физическому лицу по договору возмездного оказания услуг, признается объектом обложения только страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.11.2019 N 03-15-06/90643

Вопрос:

У банка заключены договоры с клиентом - физическим лицом о брокерском и депозитарном обслуживании. В отношении акций, находящихся на торговом счете депо, производится выкуп по требованию акционера в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ. Доходы, полученные от данной операции, не относятся к доходам, приравниваемым к дивидендам в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ. Данная операция производится без участия банка в качестве брокера, но при участии банка в качестве депозитария согласно нормам Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ. Выкупаемые акции переводятся на счет депо в депозитарий, осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Зачисление денежных средств, полученных от выкупа акций, может производиться по заявлению клиента либо на его брокерский счет, либо на текущий счет, открытый в банке.

По мнению банка, обязанность по исполнению функции налогового агента по НДФЛ в отношении дохода, полученного клиентом - физическим лицом от выкупа акций, возникает у банка в качестве брокера только в случае зачисления данного дохода на брокерский счет клиента, открытый в банке.

Если же банк, действуя в качестве депозитария, перечисляет по указанию клиента полученный доход, минуя брокерские счета, непосредственно на текущий счет клиента в банке, права распоряжения по которому у брокера не имеется, обязанности налогового агента, в частности по исчислению и удержанию суммы НДФЛ, у банка не возникает. В этом случае обязанность по исчислению и уплате НДФЛ лежит на самом клиенте-налогоплательщике.

Правомерна ли позиция банка?

Ответ:

Согласно Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в установленных случаях.

Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов предусмотрены в статье 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В случае если организация, действуя в качестве депозитария, по указанию клиента перечисляет доход на текущий счет налогоплательщика без зачисления на брокерские счета, обязанности по исполнению функции налогового агента у депозитария не возникает. Исчисление и уплату налога налогоплательщики производят самостоятельно.

Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 226 Кодекса в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 226.1 Кодекса, налоговыми агентами признаются также российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.11.2019 N 03-04-06/90668