Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 20.12.2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

На основании учредительных документов организация осуществляет деятельность в сфере культуры и искусства (код ОКВЭД 90.04).

Организация заключает с организаторами театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (театрами) договоры о возмездном оказании услуг, в соответствии с которыми организация принимает на себя обязательство по формированию (заказ, печатание) и распространению входных документов на посещение мероприятий театров. В свою очередь, театр обязуется принимать и оплачивать оказанные организацией услуги.

В целях исполнения договора театры предоставляют организации информацию обо всех проводимых мероприятиях, посещение которых возможно при предъявлении входного документа, по квоте, установленной в договоре.

Передаваемая театром информация, в частности, включает:

- наименование театра и его адрес;

- наименование мероприятия;

- план зрительного зала;

- расположение сцены относительно мест зрителей;

- количество мест в зрительном зале;

- количество рядов в зрительном зале;

- количество и порядок нумераций мест в каждом ряду зрительного зала;

- наименование секций зрительного зала;

- расположение секций зрительного зала относительно друг друга.

На основе полученной информации организация самостоятельно и за свой счет производит формирование (заказ, печатание) распространяемых входных документов на конкретное мероприятие театра на своих бланках строгой отчетности и (или) в электронной форме.

Таким образом, входные билеты не передаются театром на реализацию, а организация несет все расходы, связанные с распространением входных билетов.

Согласно пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождаются реализация и услуги по распространению входных билетов на посещение театрально-зрелищных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства.

Освобождаются ли услуги по распространению входных билетов от налогообложения НДС на основании пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, если форма данных билетов утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности?

Ответ:

Согласно абзацу третьему подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, входных билетов на посещение театрально-зрелищных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

Кроме того, на основании абзаца второго указанного подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются также услуги по распространению указанных в абзаце третьем подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса билетов, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства.

Таким образом, подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены как реализация вышеуказанных входных билетов, так и услуги по распространению этих билетов.

Учитывая изложенное, если организация является организацией, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства, и входные билеты формируются этой организацией на бланках строгой отчетности, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, услуги этой организации по распространению входных билетов на посещение театрально-зрелищных мероприятий, оказываемые на основании договора о возмездном оказании услуг, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.12.2019 N 03-07-11/94695

Вопрос:

О ставке НДС при реализации и (или) ввозе в РФ фруктов и ягод (включая виноград).

Ответ:

В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 268-ФЗ "О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 268-ФЗ) подпункт 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнен положением, согласно которому при реализации и (или) ввозе на территорию Российской Федерации фруктов и ягод (включая виноград) налогообложение налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) производится по налоговой ставке 10 процентов.

На основании пункта 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Перечни кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 (далее - Перечни).

Таким образом, организация вправе применять налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в Перечнях. При этом присвоение продукции кода по ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.12.2019 N 03-07-14/94652

Вопрос:

Об НДС при приобретении организацией, применяющей УСН, услуг по письменному переводу у иностранных организаций.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса либо в случае, когда работы (услуги) выполняются (оказываются) по договорам, заключенным между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе Республики Беларусь и Республики Казахстан, - разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса место реализации услуг по письменному переводу определяется по месту деятельности организации (индивидуального предпринимателя), оказывающей услуги.

Согласно подпункту 5 пункта 29 раздела IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола место реализации услуг по письменному переводу определяется также по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги.

Таким образом, местом реализации услуг по письменному переводу, оказываемых иностранными организациями, в том числе организациями, являющимися хозяйствующими субъектами Республики Беларусь и Республики Казахстан, российской организации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.12.2019 N 03-07-08/94694

Вопрос:

О ставке НДС при оказании в порту услуг по приему, хранению и транспортировке порожних контейнеров, а также при выполнении разгрузочно-погрузочных работ в отношении таких контейнеров, ввезенных в РФ.

Ответ:

Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.

Применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость при оказании услуг по приему, хранению и транспортировке порожних контейнеров, а также при выполнении разгрузочно-погрузочных работ в отношении таких контейнеров указанным подпунктом 2.5 и другими подпунктами пункта 1 статьи 164 Кодекса не предусмотрено.

Учитывая изложенное, вышеуказанные работы (услуги) облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.12.2019 N 03-07-08/94282

Вопрос:

О применении в целях налога на прибыль специального коэффициента к основной норме амортизации в отношении ОС, являющихся предметом договора лизинга.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщики, которые данные основные средства должны учитывать в соответствии с условиями такого договора, вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3.

Учитывая, что применение указанного специального коэффициента к основной норме амортизации является правом для налогоплательщика, решение о его применении, а также конкретный размер соответствующего специального коэффициента к основной норме амортизации (в пределе, установленном Кодексом) должны быть отражены в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя на соответствующий налоговый период.

При этом решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в части увеличения вышеуказанного специального коэффициента к основной норме амортизации (в установленном пределе) или его уменьшения применяется с начала нового налогового периода по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.12.2019 N 03-03-06/1/94290

Вопрос:

О применении ставки НДС 10% при реализации товаров в РФ.

Ответ:

Пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень товаров, реализация которых облагается налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, в том числе продовольственных товаров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - постановление N 908) утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В связи с этим организация вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.

Одновременно сообщается, что присвоение продукции кода по ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.12.2019 N 03-07-07/94021

Вопрос:

Об НДС при реализации продуктов питания, произведенных организациями общественного питания.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС операции по реализации на территории Российской Федерации продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям.

Таким образом, операции по реализации столовым образовательных и медицинских организаций продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания, освобождаются от налогообложения НДС. В отношении операций по реализации продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими иным организациям, вышеуказанное освобождение от налогообложения НДС не применяется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.11.2019 N 03-07-07/92776

Вопрос:

О вычете НДС без счетов-фактур при приобретении товаров за наличный расчет через подотчетное лицо для проведения официального мероприятия.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС, а также документов, подтверждающих уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами.

Исключение предусмотрено пунктом 7 статьи 171 Кодекса (с учетом пункта 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137) в отношении вычетов НДС по услугам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также по найму жилых помещений в период служебной командировки работников, которые производятся на основании бланков строгой отчетности, оформленных на командированного работника, с выделением суммы НДС отдельной строкой.

Таким образом, принятие к вычету сумм НДС покупателем при приобретении товаров за наличный расчет в организации розничной торговли через подотчетное лицо для проведения официального мероприятия при условии, что товары приняты на учет как представительские расходы и использованы в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость, без наличия счетов-фактур, выставленных продавцом, Кодексом не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.11.2019 N 03-07-11/92132

Вопрос:

Об учете численности медицинского персонала, имеющего свидетельство об аккредитации специалиста, в целях применения ставки 0% по налогу на прибыль.

Ответ:

Условия применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, установлены статьей 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В частности, одним из условий применения пониженной ставки налога на прибыль организаций является наличие в штате данной организации медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, численность которого в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов (подпункт 3 пункта 3 статьи 284.1 НК РФ).

Указанное условие не содержит положений, позволяющих относить к численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, численность медицинского персонала, имеющего только свидетельство об аккредитации специалиста.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.11.2019 N 03-03-06/1/92030

Вопрос:

О вычете НДС при приобретении горюче-смазочных материалов за наличный расчет без наличия счетов-фактур.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС, а также документов, подтверждающих уплату сумм НДС, удержанного налоговыми агентами.

Исключение предусмотрено пунктом 7 статьи 171 Кодекса (с учетом пункта 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137) в отношении вычетов НДС по услугам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также по найму жилых помещений в период служебной командировки работников, которые производятся на основании бланков строгой отчетности, оформленных на командированного работника с выделением суммы НДС отдельной строкой.

Таким образом, принятие к вычету сумм НДС покупателем при приобретении горюче-смазочных материалов за наличный расчет без наличия счетов-фактур, выставленных продавцом, Кодексом не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.11.2019 N 03-07-11/91521