Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 29.11.2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О применении ККТ при выплате организацией денежных средств физлицу за приобретаемый у него товар.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона N 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника применяется лицом, которое реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги.

Таким образом, в случае, указанном в вопросе, при осуществлении организацией выплаты денежных средств физическому лицу за приобретаемый у такого лица товар применение контрольно-кассовой техники не требуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.10.2019 N 03-01-15/77953

Вопрос:

Об уплате НДС налоговым агентом при перечислении вознаграждения иностранному лицу.

Ответ:

На основании пункта 4 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата налога на добавленную стоимость налоговым агентом производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в налоговом органе и оказывающему указанные услуги.

Кроме того, на основании указанного пункта банк, обслуживающий налогового агента, у которого в соответствии с нормами статей 148 и 161 Кодекса возникает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.

Иного порядка уплаты налога на добавленную стоимость налоговым агентом при перечислении вознаграждения иностранному лицу Кодексом не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.10.2019 N 03-07-08/77818

Вопрос:

О выполнении функций налогового агента по НДС при приобретении у иностранного лица услуг, оплачиваемых в рублях, если их стоимость выражена в иностранной валюте.

Ответ:

В соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.

На основании пункта 4 статьи 174 Кодекса уплата налога на добавленную стоимость налоговым агентом производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в налоговом органе и оказывающему указанные услуги.

Поскольку согласно пункту 5 статьи 45 Кодекса обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, налог на добавленную стоимость по вышеуказанным услугам, приобретаемым у иностранного лица за иностранную валюту, исчисляется в рублях. При этом на основании пункта 3 статьи 153 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость в отношении таких услуг пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату фактического осуществления расходов.

Принимая во внимание, что особенности определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении услуг, стоимость которых выражена в иностранной валюте и оплата за которые производится в рублях, Кодексом не предусмотрены, при приобретении у иностранного лица услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, оплата за которые осуществляется в рублях, налоговой базой по налогу на добавленную стоимость является сумма денежных средств, перечисляемых иностранному лицу.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.10.2019 N 03-07-08/77811

Вопрос:

О применении освобождения от НДС в отношении медицинских изделий с 01.01.2022.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождение от налога на добавленную стоимость применяется в отношении медицинских изделий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2022 года освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное указанным подпунктом пункта 2 статьи 149 Кодекса, применяется в случае представления в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.10.2019 N 03-07-07/77303

Вопрос:

Об учете расходов на оплату работ (услуг) сторонним организациям в целях налога на прибыль.

Ответ:

На основании статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 данной статьи, и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ определено, что датой осуществления расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.

При этом под датой предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, следует понимать дату составления указанных документов.

Учитывая изложенное, дата признания расходов в целях налогообложения прибыли регулируется статьей 272 НК РФ при условии соответствия таких расходов требованиям статьи 252 НК РФ, в частности, документального подтверждения. При этом НК РФ не предусмотрено, что дата составления первичного учетного документа всегда должна рассматриваться как дата возникновения соответствующего расхода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.10.2019 N 03-03-06/1/77295

Вопрос:

Организация использует в служебных целях личный автомобиль работника. Облагается ли НДФЛ выплачиваемая работнику в связи с этим компенсация, если он не является собственником автомобиля?

Ответ:

Согласно статье 188 Трудового кодекса Российской Федерации (Трудовой кодекс) при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

С учетом изложенного компенсационные выплаты, производимые в соответствии со статьей 188 Трудового кодекса организацией за использование личного автомобиля работника, используемого в интересах работодателя, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Кодекса в размере, определенном соглашением сторон трудового договора.

При этом в целях освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц полученных доходов в организации должны иметься копии документов, подтверждающих право собственности работника на используемое имущество, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели и суммы произведенных в этой связи расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.10.2019 N 03-04-05/76250

Вопрос:

О документальном подтверждении в целях налога на прибыль расходов при осуществлении расчетов организацией в качестве покупателя (клиента).

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

При этом с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Следует учитывать, что согласно статье 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического объекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события.

При этом если действующим законодательством Российской Федерации для оформления конкретных операций установлены обязательные формы документов, то применяться должны установленные действующим законодательством формы документов.

Согласно положениям пункта 6.1 статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 названной статьи, должны содержать следующие реквизиты: наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента), сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар), сумма акциза (если применимо), регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).

Идентификация покупателя (клиента) как организации происходит на основании предъявляемой им доверенности на совершение расчетов от имени организации.

Таким образом, при осуществлении указанных расчетов в кассовом чеке отражается информация как о продавце, так и о покупателе.

Учитывая изложенное, расходы могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль организаций, если подтверждающие документы оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и из этих документов четко и определенно видно, какие расходы были произведены.

Основание: ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 01.10.2019 N 03-03-06/1/75343, от 27.09.2019 N 03-03-06/1/74459

Вопрос:

О налоге на прибыль при реализации фондом имущества, внесенного при его создании в качестве имущественного взноса.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав установлены статьей 268 НК РФ.

Как следует из положений подпункта 2 пункта 1 указанной статьи НК РФ, если реализуется прочее имущество (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров), налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации на цену приобретения (создания) этого имущества, если иное не предусмотрено пунктом 2.2 статьи 277 НК РФ, а также на сумму расходов, указанных в абзаце втором пункта 2 статьи 254 НК РФ.

Таким образом, в силу вышеуказанных статей НК РФ при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации прочего имущества на стоимость его приобретения при условии, что фактически понесенные расходы по приобретению этого имущества до момента его реализации не были учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пунктом 2 статьи 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Таким образом, в силу указанной нормы НК РФ доходы и расходы, произведенные за счет средств целевых поступлений, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

Исходя из вышеизложенного при получении фондом на основании решений органов государственной власти имущественного взноса на свое содержание и ведение уставной деятельности доходы в виде такого имущества не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При реализации указанного имущества доходы от такой реализации не подлежат уменьшению на его стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.09.2019 N 03-03-06/3/74946

Вопрос:

О дополнительных тарифах страховых взносов на ОПС, если на рабочих местах в складских помещениях с холодильными, морозильными камерами СОУТ установлен вредный класс условий труда.

Ответ:

Из вопроса следует, что по результатам проведенной специальной оценки условий труда в отношении складских помещений с холодильными и морозильными камерами установлен класс условий труда - вредный, подкласс 3.2.

Исходя из положений статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренные для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат в пользу тех лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда.

В случае если работники организации числятся занятыми на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, и при этом в отношении их рабочих мест по результатам специальной оценки условий труда установлен итоговый класс условий труда вредный (подкласс 3.2), то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данных работников, начисляются по дополнительному тарифу в размере 4,0% (пункт 3 статьи 428 Налогового кодекса).

Если работники не заняты на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, то независимо от класса условий труда, установленного в отношении их рабочих мест по результатам специальной оценки условий труда, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данных работников, не начисляются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.09.2019 N 03-15-06/74288

Вопрос:

О применении ККТ при получении агентом в безналичном порядке и передаче принципалу денежных средств за товары.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, в случае, указанном в вопросе, при получении денежных средств в безналичном порядке за товары положения Федерального закона N 54-ФЗ возлагают на организацию-агента обязанность применять контрольно-кассовую технику. Вместе с тем при передаче денежных средств принципалу применение контрольно-кассовой техники не требуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.09.2019 N 03-01-15/74190