Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 25.10.2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об НДС при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при оказании услуг в аэропортах, облагаемых по ставкам 0% и 20%.

Ответ:

Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет. При этом пунктом 3 статьи 172 Кодекса установлен особый порядок принятия к вычету налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг), облагаемых по нулевой ставке, согласно которому вычет налога по приобретенным товарам (работам, услугам) производится на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.

Таким образом, для определения сумм налога на добавленную стоимость, относящихся к операциям по оказанию услуг, облагаемых по нулевой ставке, налогоплательщику необходимо вести раздельный учет предъявленных сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), использованным при оказании услуг, облагаемых по ставкам налога на добавленную стоимость в размере 0 и 20 процентов.

Следует отметить, что порядок ведения раздельного учета в указанном случае Кодексом не установлен. В связи с этим налогоплательщик, оказывающий вышеуказанные услуги, должен самостоятельно определить порядок раздельного учета предъявленных сумм налога на добавленную стоимость, отразив его в приказе об учетной политике организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.09.2019 N 03-07-08/73824

Вопрос:

Работники организации периодически направляются в заграничные командировки, при этом аванс им выдается в рублях, а валюту работники приобретают самостоятельно. Как в целях налога на прибыль рассчитать и подтвердить командировочные расходы (в том числе по какому курсу валюта пересчитывается в рубли)?

Ответ:

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку работодатель должен компенсировать его фактические расходы, а именно сумму в рублях, которую он потратил для приобретения израсходованного количества валюты на территории иностранного государства.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы на командировки в целях налога на прибыль учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

В силу подпункта 5 пункта 7 статьи 272 НК РФ датой осуществления командировочных расходов признается дата утверждения авансового отчета. При этом затраты организации на командировочные расходы в этом случае следует определять исходя из истраченной суммы согласно первичным документам на приобретение валюты. Курс обмена определяется по справке о покупке командированным лицом иностранной валюты.

Учитывая изложенное, при наличии первичных учетных документов, подтверждающих курс обмена иностранной валюты, расходы на командировки организации определяются исходя из истраченной суммы валюты по курсу, указанному в справке о приобретении валюты. В случае если командированный сотрудник не может подтвердить курс конвертации рублей в иностранную валюту в связи с отсутствием первичного документа по обмену, то пересчет суммы в иностранной валюте производится по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату выдачи подотчетных сумм (пункт 10 статьи 272 НК РФ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.09.2019 N 03-03-06/1/73293

Вопрос:

О документальном подтверждении в целях налога на прибыль расходов на приобретение электронных авиабилетов при направлении работника в командировку.

Ответ:

Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Указанные расходы должны отвечать критериям пункта 1 статьи 252 Кодекса, а именно: должны быть экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли будет являться авансовый отчет работника с приложенными к нему надлежащим образом оформленными оправдательными документами, в частности авиа- или железнодорожными билетами, счетом из гостиницы и т.д., а также приказ о направлении в командировку, подписанный руководителем организации.

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо учитывать, что согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

При этом посадочный талон, полученный при регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре.

При отсутствии штампа о досмотре на посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом.

В случае невозможности получения штампа о досмотре на посадочном талоне организация может предоставить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию.

В ситуации, когда ни один из указанных выше документов не может быть предоставлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.09.2019 N 03-03-07/73187

Вопрос:

О документальном подтверждении в целях налога на прибыль расходов на проживание командированного работника в гостинице на территории РФ.

Ответ:

Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

При этом согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ для целей налога на прибыль под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли организаций расходы на проживание работника в гостинице на территории Российской Федерации при пребывании в служебной командировке должны быть подтверждены документами, свидетельствующими о фактически осуществленных затратах (подтверждающие оплату проживания) и оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом нарушение гостиницей соответствующих норм отраслевого законодательства Российской Федерации само по себе не свидетельствует об отсутствии расходов налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.09.2019 N 03-03-06/1/73290

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов в случае утраты проездного документа, оформленного на бланке строгой отчетности, для целей налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

По общему правилу в качестве подтверждения для целей налога на прибыль организаций расходов выступают подлинники документов.

При этом, учитывая, что пункт 1 статьи 252 НК РФ допускает использование в налоговом учете документов, косвенно подтверждающих произведенные расходы, в случае утраты проездного документа, оформленного на бланке строгой отчетности, его могут заменить дубликат, копия экземпляра билета, оставшегося в распоряжении транспортной организации, осуществившей перевозку физического лица, или справка из транспортной организации с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать физическое лицо, маршрут его проезда, стоимость билета и дату поездки.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.09.2019 N 03-03-07/73284

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов в целях налога на прибыль первичными учетными документами, в том числе кассовым чеком.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

При этом с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Следует учитывать, что согласно статье 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Если действующим законодательством Российской Федерации для оформления конкретных операций установлены обязательные формы документов, то применяться должны установленные действующим законодательством формы документов.

В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Учитывая изложенное, расходы могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль организаций, если подтверждающие документы оформлены в соответствии с законодательством Российский Федерации и из этих документов четко и определенно видно, какие расходы были произведены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.09.2019 N 03-03-06/1/72905

Вопрос:

О принятии к вычету НДС при приобретении товаров (топлива), работ, услуг, используемых для оказания услуг по перевозке грузов, местом реализации которых не признается РФ.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции Федерального закона от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ) с 1 июля 2019 года вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Кодекса не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных статьей 149 Кодекса.

В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику после 1 июля 2019 года при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе топлива, принимаются к вычету в случае использования этих товаров (работ, услуг) для оказания услуг по перевозке грузов, местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Кодекса не признается территория Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.09.2019 N 03-07-08/72375

Вопрос:

О применении инвестиционного вычета по налогу на прибыль в отношении ОС, являющихся предметом лизинга.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, исчисленные им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьями 286 и 288 Кодекса по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 Кодекса, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный статьей 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 Кодекса.

Вместе с тем право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении расходов налогоплательщика, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, применительно к объектам основных средств, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, устанавливается законом данного субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 6 статьи 286.1 Кодекса).

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет не более 90 процентов суммы расходов текущего периода, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 257 Кодекса, и (или) не более 90 процентов суммы расходов текущего периода на цели, указанные в пункте 2 статьи 257 Кодекса (за исключением расходов на ликвидацию основных средств).

Исходя из положения, предусмотренного абзацем вторым пункта 1 статьи 257 Кодекса, следует, что к вышеуказанным расходам в общем случае относятся расходы на приобретение, сооружение, изготовление, доставку основного средства и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Вместе с тем расходы на приобретение, сооружение, доставку, изготовление имущества, являющегося предметом лизинга, и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, определены в абзаце третьем пункта 1 статьи 257 Кодекса.

В этой связи инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 257 Кодекса, не применяется к объектам основных средств, являющимся предметом лизинга.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.09.2019 N 03-03-06/1/72537

Вопрос:

Об НДС при передаче имущественных прав по договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом.

Ответ:

Согласно статье 143 и подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения НДС признаются осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями операции по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.

Перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от налогообложения НДС, предусмотрены пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса. В указанные перечни операции по передаче имущественных прав по договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом не включены.

Таким образом, осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями операции по передаче имущественных прав по договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом признаются объектом налогообложения НДС.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.09.2019 N 03-07-14/71592

Вопрос:

О применении ККТ организацией при выдаче займов работникам.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона N 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника применяется лицом, которое реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги.

Таким образом, в случаях, указанных в вопросе, при выдаче организацией займов своим работникам применение контрольно-кассовой техники не требуется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.09.2019 N 03-01-15/71891