Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 27.09.2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об определении срока полезного использования ОС в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

На основании пункта 1 статьи 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (пункт 6 статьи 258 НК РФ).

Таким образом, для определения срока полезного использования объекта основных средств в целях исчисления налога на прибыль организаций следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.

При этом положения пункта 6 статьи 258 НК РФ применяются только в отношении тех видов основных средств, которые не указаны в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.08.2019 N 03-03-06/1/63956

Вопрос:

Об НДС при выдаче работникам трудовых книжек или вкладышей в них.

Ответ:

Согласно статье 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом особенностей применения налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) по стоимости их приобретения указанной главой Кодекса не установлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача права собственности на товары.

В соответствии со статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора впервые трудовая книжка оформляется работодателем.

Согласно пункту 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках", при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на их приобретение, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 34 и 48 указанных Правил.

Таким образом, операции по выдаче работодателем работникам трудовых книжек или вкладышей в них, в том числе по стоимости их приобретения, являются операциями по реализации товаров и, соответственно, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.08.2019 N 03-07-11/63587

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов в целях налога на прибыль первичными учетными документами, в том числе кассовыми чеками.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

При этом с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Следует учитывать, что согласно статье 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического объекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события.

При этом если действующим законодательством Российской Федерации для оформления конкретных операций установлены обязательные формы документов, то применяться должны установленные действующим законодательством формы документов.

Согласно положениям пункта 6.1 статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 названной статьи, должны содержать следующие реквизиты: наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента), сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар), сумма акциза (если применимо), регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).

Идентификация покупателя (клиента) как организации происходит на основании предъявляемой им доверенности на совершение расчетов от имени организации.

Таким образом, при осуществлении указанных расчетов в кассовом чеке отражается информация как о продавце, так и о покупателе.

Учитывая изложенное, расходы могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль организаций, если подтверждающие документы оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и из этих документов четко и определенно видно, какие расходы были произведены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.08.2019 N 03-01-15/63722

Вопрос:

Об исполнении банками решений налоговых органов об отзыве неисполненных поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов).

Ответ:

Частью 7 статьи 5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" определяется момент наступления безотзывности перевода денежных средств, если иное не обусловлено федеральным законом.

В силу пункта 4.1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы принимают решения об отзыве не исполненных полностью или частично поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) - организаций или индивидуальных предпринимателей или поручений на перевод электронных денежных средств указанных лиц в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных этим пунктом.

Банки обязаны исполнять поручения налоговых органов в соответствии со статьями 46 и 60 Кодекса и решения об отзыве неисполненных поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов), в том числе в случае, если сумма, указанная в отзыве, меньше суммы остатка поручения налогового органа, находящегося в очереди не исполненных в срок распоряжений, до момента наступления безотзывности перевода денежных средств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.08.2019 N 03-02-07/1/63883

Вопрос:

О вычете НДС, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также уплаченного при приобретении у иностранного лица работ (услуг).

Ответ:

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции Федерального закона от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах") с 1 июля 2019 года вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Кодекса не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных статьей 149 Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в соответствии со статьей 173 Кодекса покупателями - налоговыми агентами. Данная норма применяется при условии, что работы (услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 171 Кодекса, и при их приобретении он удержал и уплатил налог при перечислении доходов иностранному лицу.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также уплаченные в качестве налогового агента при приобретении у иностранного лица работ (услуг), принимаются к вычету в случае использования таких товаров (работ, услуг) для осуществления операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Кодекса не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных статьей 149 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.08.2019 N 03-07-08/63716

Вопрос:

О применении ставки НДС 10% при реализации хлебобулочных изделий.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) производится по налоговой ставке в размере 10 процентов при реализации в том числе хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия).

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утверждены перечни кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов (далее - Перечни).

Таким образом, организация вправе применять налоговую ставку по НДС в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в Перечнях. В отношении реализации продукции, не включенной в Перечни, применяется ставка 20 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.08.2019 N 03-07-07/63683

Вопрос:

О страховых взносах при выплате организацией единовременной материальной помощи при рождении ребенка обоим родителям.

Ответ:

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховым взносами для организаций суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работникам-родителям при рождении ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка.

При этом статьей 422 Налогового кодекса не предусмотрено, что в случае выплаты организацией указанной материальной помощи обоим родителям ребенка, являющимся работниками организации, ограничение не облагаемой страховыми взносами суммы материальной помощи размером не более 50 000 рублей на каждого ребенка применяется в расчете на обоих родителей.

Учитывая изложенное, в случае выплаты организацией в течение первого года после рождения ребенка единовременной материальной помощи обоим родителям, являющимся работниками организации, страховыми взносами не облагается сумма материальной помощи в размере не более 50 000 рублей, начисленная каждому из работников, являющихся родителями.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.08.2019 N 03-15-06/63295

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов в целях налога на прибыль первичными учетными документами, в том числе кассовым чеком.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

При этом с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Следует учитывать, что согласно статье 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Если действующим законодательством Российской Федерации для оформления конкретных операций установлены обязательные формы документов, то применяться должны установленные действующим законодательством формы документов.

В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Учитывая изложенное, расходы могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль организаций, если подтверждающие документы оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и из этих документов четко и определенно видно, какие расходы были произведены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.08.2019 N 03-03-06/1/63290

Вопрос:

О признании банком дохода в виде единовременного комиссионного вознаграждения за выдачу кредита в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 290 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к доходам банков, кроме доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 НК РФ, относятся также доходы от банковской деятельности, предусмотренные статьей 290 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 290 НК РФ к доходам банков в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, доходы от осуществления банковской деятельности в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов (включая иностранные банки - корреспонденты), и осуществления расчетов по их поручению, включая комиссионное и иное вознаграждение за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие операции, оформление и обслуживание платежных карт и иных специальных средств, предназначенных для совершения банковских операций, за предоставление выписок и иных документов по счетам и за розыск сумм.

Таким образом, доходы банка в виде комиссии за выдачу кредита являются доходами от банковской (основной) деятельности и учитываются в составе доходов от реализации.

В силу пункта 3 статьи 271 НК РФ для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. При этом реализацией организацией услуг на основании пункта 1 статьи 39 НК РФ признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Учитывая наличие в статье 271 НК РФ специальных положений о признании доходов от реализации, доходы банка в виде единовременного комиссионного вознаграждения за выдачу кредита признаются на дату оказания услуги по выдаче банком кредита.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.08.2019 N 03-03-06/2/61489

Вопрос:

Об учете покупателем в целях налога на прибыль расходов в виде возмещения поставщику суммы утилизационного сбора.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В этой связи компенсация (возмещение) расходов, произведенных иным налогоплательщиком (иной организацией), в общем случае не отвечает критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Кодекса. Следовательно, такая компенсация (возмещение) не может включаться в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Необходимо также отметить, что плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые перечислены в пункте 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В частности, к ним относятся лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации.

Таким образом, возмещаемая сумма утилизационного сбора поставщику продукции (плательщику утилизационного сбора) не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций у покупателя такой продукции.

При этом обращается внимание, что покупатель включает в расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, стоимость приобретенного товара, размер которой определяется ценой договора, в порядке, предусмотренном статьей 268 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.08.2019 N 03-03-06/1/61449