Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 23.08.2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О социальном вычете по НДФЛ при удержании из зарплаты работников сумм страховых взносов по договору ДМС, услуги по которому оказываются за пределами РФ.

Ответ:

В соответствии с абзацем вторым подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования своих супруга (супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно медицинских услуг.

Общая сумма социального налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного пунктом 2 статьи 219 Кодекса.

В случае если договор добровольного медицинского страхования заключен между страховой компанией и организацией-работодателем в пользу работников, но удержание страховых взносов производится из заработной платы работников, налогоплательщик вправе реализовать свое право на получение социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса.

При этом абзацем пятым подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса установлено, что вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг и (или) уплаты страховых взносов предоставляется налогоплательщику, если медицинские услуги оказываются в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на оказанные медицинские услуги, приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения или уплату страховых взносов.

Если услуги по договорам, заключенным со страховой организацией, оказываются по месту пребывания застрахованных лиц за пределами Российской Федерации в организациях, не имеющих лицензий на осуществление медицинской деятельности согласно российскому законодательству, то налогоплательщик не вправе реализовать свое право на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.07.2019 N 03-04-06/52406

Вопрос:

Об учете в целях УСН расходов на разработку программного обеспечения и на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уменьшают полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Таким образом, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщик вправе учесть расходы на разработку программного обеспечения в случае их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, и при условии, что исключительное право на него не переходит к налогоплательщику.

Одновременно сообщается, что в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу вправе учитывать расходы, в частности, на приобретение исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин.

Основание: ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 15.07.2019 N 03-11-11/52099, от 15.07.2019 N 03-11-11/52121

Вопрос:

Об уплате страховых взносов на ОПС с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для их исчисления, IT-организациями, применяющими пониженные тарифы страховых взносов.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не установлено главой 34 "Страховые взносы" Кодекса.

На основании пункта 2 статьи 425 Кодекса тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование устанавливается в размере 22,0% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования и 10,0% свыше установленной предельной величины, если иное не предусмотрено главой 34 "Страховые взносы" Кодекса.

Статьей 427 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса для отдельных категорий плательщиков страховых взносов предусмотрены иные, пониженные тарифы страховых взносов.

При этом исходя из положений пункта 2 статьи 427 Кодекса пониженные тарифы страховых взносов, установленные данной статьей, применяются в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования.

В частности, для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных, на период до 2023 года включительно установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 14,0% (на обязательное пенсионное страхование - 8,0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,0%, на обязательное медицинское страхование - 4,0%) при соблюдении этими организациями условий о доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий (не менее 90%), численности работников (не менее 7 человек) и наличии у них документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (подпункт 3 пункта 1, подпункт 1.1 пункта 2, пункт 5 статьи 427 Кодекса).

Таким образом, по совокупности вышеприведенных норм Кодекса плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со статьей 427 Кодекса, в том числе вышеупомянутые организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 10,0% с сумм выплат физическим лицам, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, не исчисляют и не уплачивают.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.07.2019 N 03-15-06/51737

Вопрос:

Об учете туристическими агентствами, применяющими УСН, денежных средств, поступивших по агентскому договору, в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.

Ответ:

Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, на период до 2018 года (включительно) был установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рублей).

Согласно пункту 6 статьи 427 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 335-ФЗ)) соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, признавался основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляла не менее 70% в общем объеме доходов. Общий объем доходов определялся путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса, а именно доходов, определяемых в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса, и доходов, поименованных в статье 251 Кодекса.

Вместе с тем главой 34 "Страховые взносы" Кодекса не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов критерия для применения пониженных тарифов страховых взносов в части общей суммы доходов за налоговый период и доходов от осуществления основного вида экономической деятельности от определения этой организацией объекта налогообложения при применении УСН на основании главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса.

Таким образом, денежные средства, поступившие плательщику-агенту в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, учитываются в доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности и в общей сумме доходов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов, принимая во внимание, что такой доход получен организацией при осуществлении основного вида экономической деятельности.

Обращается внимание, что исходя из положений пунктов 2 и 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, повышающие тарифы страховых взносов или иным образом ухудшающие положение плательщиков страховых взносов, обратной силы не имеют, а акты законодательства о налогах и сборах, снижающие тарифы страховых взносов или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Таким образом, учитывая, что действие положений пункта 6 статьи 427 Кодекса в редакции Федерального закона N 335-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года (в соответствии с пунктом 9 статьи 9 Федерального закона N 335-ФЗ), эта норма никак не может ухудшить положение каких-либо плательщиков взносов и не может привести к утрате ими права на применение в 2017 году пониженных тарифов в связи с перерасчетом общего объема доходов и доходов от основного вида деятельности, а также к доплате страховых взносов по общеустановленному тарифу страховых взносов и к возникновению обязанности по представлению уточненных расчетов в налоговый орган.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.07.2019 N 03-15-06/51756

Вопрос:

О применении пониженных тарифов страховых взносов организацией, применяющей УСН и осуществляющей деятельность по уходу с обеспечением проживания.

Ответ:

В подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) поименованы плательщики страховых взносов - организации, применяющие УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность в производственной и социальной областях, в частности деятельность по уходу с обеспечением проживания, для которых подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса на период до конца 2018 года были установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 20% при соблюдении плательщиком условия о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн рублей), а также условия, предусмотренного пунктом 6 статьи 427 Кодекса.

Пункт 7 статьи 427 Кодекса устанавливает условия применения пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков страховых взносов, поименованных в подпункте 7 пункта 1 статьи 427 Кодекса, - некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (в Минюсте России или его территориальных органах), применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).

Таким образом, организациями на УСН, применявшими до конца 2018 года пониженные тарифы страховых взносов, установленные для плательщиков страховых взносов, поименованных в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, положения пункта 7 статьи 427 Кодекса не применяются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.07.2019 N 03-15-06/51745

Вопрос:

О составлении корректировочных счетов-фактур при неоднократном изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Ответ:

Согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 168 и пункту 10 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на указанное изменение.

На основании пункта 5.2 статьи 169 Кодекса в корректировочном счете-фактуре должны быть указаны порядковый номер и дата составления счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); разница между показателями счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Согласно пунктам 1 и 2 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, в строке 1б корректировочного счета-фактуры указываются номер и дата счета-фактуры, к которому составляется корректировочный счет-фактура, а при заполнении граф по строке А (до изменения) корректировочного счета-фактуры указываются соответствующие показатели граф счета-фактуры, к которому составляется корректировочный счет-фактура.

Поскольку корректировочный счет-фактура составляется на разницу между показателями до и после изменения стоимости, то при повторном изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) продавцом выставляется новый корректировочный счет-фактура, в который переносятся соответствующие данные из предыдущего корректировочного счета-фактуры (в строку А (до изменения) повторного корректировочного счета-фактуры переносятся сведения, отражаемые по строке Б (после изменения) предыдущего корректировочного счета-фактуры).

Учитывая изложенное, при неоднократном изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в строке 1б корректировочного счета-фактуры должны быть указаны номер и дата предыдущего корректировочного счета-фактуры.

В случае если в первом корректировочном счете-фактуре стоимость возвращаемых повторно товаров не корректировалась, то в строке 1б повторного корректировочного счета-фактуры возможно указывать номер и дату первичного счета-фактуры.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.07.2019 N 03-07-09/51930

Вопрос:

Об НДС при уступке небанковской кредитной организацией прав требования по обязательствам, возникающим из договора купли-продажи ценных бумаг.

Ответ:

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) передача имущественных прав на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС.

Согласно пункту 1 статьи 153 Кодекса при передаче имущественных прав налоговая база по НДС определяется с учетом особенностей, установленных статьей 155 Кодекса.

Так, абзацем вторым пункта 1 статьи 155 Кодекса предусмотрено, что при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), налоговая база определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены. В связи с этим при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации ценных бумаг, освобождаемых от обложения НДС согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 149 Кодекса, налоговая база по НДС определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.

Что касается передачи первоначальным кредитором права требования ценных бумаг, то особенности определения первоначальным кредитором налоговой базы по НДС при передаче первоначальным кредитором права требования на товары (работы, услуги) статьей 155 Кодекса не установлены.

Таким образом, при передаче первоначальным кредитором права требования ценных бумаг, вытекающего из договора реализации ценных бумаг, освобождаемых от обложения НДС согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 149 Кодекса, налоговую базу по НДС следует определять в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 153 Кодекса, согласно которому при определении налоговой базы выручка от передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате имущественных прав.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.07.2019 N 03-07-11/51950

Вопрос:

Об НДС при оказании российской организацией услуг в электронной форме иностранной организации.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.

Так, на основании положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса место реализации услуг в электронной форме, поименованных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, определяется по месту нахождения покупателя таких услуг.

Таким образом, в случае, если покупателем таких работ (услуг) является иностранное лицо, не состоящее на учете в российских налоговых органах, местом реализации услуг территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги, оказываемые российской организацией, налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.07.2019 N 03-07-08/51317

Вопрос:

Российская организация в целях сокращения расходов приняла решение об отказе от предоставления руководящим работникам персонального транспорта, используемого в служебных целях. Взамен служебного транспорта указанной категории работников была предоставлена денежная компенсация. Размер денежной компенсации за отсутствие персонального автотранспорта, используемого в служебных целях, а также порядок ее выплаты установлены в трудовом договоре.

В соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ помимо расходов, поименованных в п. п. 1 - 24.2 ст. 255 НК РФ, к расходам на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль относятся другие виды расходов, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором.

Компенсации, выплачиваемые работникам за отсутствие персонального транспорта, не поименованы в перечне расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со ст. 270 НК РФ.

Поскольку компенсация за отсутствие персонального автотранспорта, используемого в служебных целях, не поименована в ст. 255, а перечень других видов расходов, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договорами, является открытым, имеет ли организация право признать затраты на выплату компенсаций своим руководящим работникам за отсутствие персонального транспорта, используемого в служебных целях, в составе расходов, учитываемых по налогу на прибыль?

Ответ:

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании статьи 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При этом перечень расходов на оплату труда не является закрытым, и согласно пункту 25 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами.

Таким образом, любые выплаты работодателя, произведенные в пользу работника, которые на основании локальных нормативных актов организации, содержащих нормы трудового права, осуществлены в качестве системы оплаты труда, могут учитываться в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли организаций в соответствии с пунктом 25 статьи 255 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.07.2019 N 03-03-06/1/50790

Вопрос:

О применении ККТ при расчетах в безналичном порядке с организациями и (или) ИП с использованием систем дистанционного взаимодействия.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

При этом расчеты в безналичном порядке с организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием указанных в вопросе систем дистанционного взаимодействия не являются расчетами с предъявлением электронного средства платежа и, следовательно, не требуют применения контрольно-кассовой техники.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.07.2019 N 03-01-15/51106