Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 25.07.2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О дате признания доначисленных по результатам налоговой проверки сумм налога на имущество организаций в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном НК РФ порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей признается дата их начисления.

На основании пункта 7 статьи 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение либо о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Пунктом 1 статьи 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

Таким образом, доначисленные по результатам налоговой проверки суммы налога на имущество организаций признаются для целей налогообложения прибыли организаций на дату вступления в силу соответствующего решения налогового органа.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.06.2019 N 03-03-06/1/44236

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН расходов на разработку сайта в сети Интернет.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уменьшают полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Таким образом, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщик вправе учесть расходы на разработку сайта в сети Интернет в случае их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, и при условии, что исключительное право на него не переходит к налогоплательщику.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.06.2019 N 03-11-11/44458

Вопрос:

Об уплате IT-организациями страховых взносов на ОПС с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для их исчисления, при применении пониженных тарифов страховых взносов.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не установлено главой 34 "Страховые взносы" Кодекса.

На основании пункта 2 статьи 425 Кодекса тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование устанавливается в размере 22,0% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования и 10,0% свыше установленной предельной величины, если иное не предусмотрено главой 34 "Страховые взносы" Кодекса.

Статьей 427 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса для отдельных категорий плательщиков страховых взносов предусмотрены иные, пониженные тарифы страховых взносов.

При этом исходя из положений пункта 2 статьи 427 Кодекса пониженные тарифы страховых взносов, установленные данной статьей, применяются в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования.

В частности, для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных, на период до 2023 года включительно установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 14,0% (на обязательное пенсионное страхование - 8,0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,0%, на обязательное медицинское страхование - 4,0%) при соблюдении этими организациями условий о доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий (не менее 90%), численности работников (не менее 7 человек) и наличии у них документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (подпункт 3 пункта 1, подпункт 1.1 пункта 2, пункт 5 статьи 427 Кодекса).

Таким образом, по совокупности вышеприведенных норм Кодекса плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со статьей 427 Кодекса, в том числе вышеупомянутые организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 10,0% с сумм выплат физическим лицам, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, не исчисляют и не уплачивают.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.06.2019 N 03-15-06/43880

Вопрос:

Об НДС и налоге на прибыль при предоставлении объектов ОС в безвозмездное пользование автономной некоммерческой организации.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом пунктом 2 данной статьи ГК РФ предусмотрено, что к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные ГК РФ в отношении договора аренды.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях главы 21 Кодекса оказание услуг на безвозмездной основе признается их реализацией.

Пунктом 2 статьи 146 Кодекса определен перечень операций, не являющихся объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Так, в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. При этом услуги по передаче объектов основных средств в безвозмездное пользование автономным некоммерческим организациям в вышеуказанный перечень не включены и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В отношении упомянутых в вопросе норм подпункта 3 пункта 3 статьи 39 и подпункта 2 пункта 2 статьи 146 Кодекса отмечаем, что данные нормы в отношении услуг по предоставлению основных средств во временное пользование, в том числе оказанных безвозмездно, не применяются.

Что касается налога на прибыль организаций, то при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Так, в частности, подпунктом 16 пункта 2 статьи 251 Кодекса установлено, что к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относятся имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.

Положения указанного подпункта пункта 2 статьи 251 Кодекса подлежат применению в случаях получения некоммерческими организациями на ведение своей уставной деятельности права безвозмездного пользования имуществом казны, если такое право было передано соответствующим решением органа государственной власти или органа местного самоуправления, в котором указано целевое назначение передаваемого имущества.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.06.2019 N 03-07-11/43986

Вопрос:

О принятии (отмене) решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банках.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приостановление операций по счетам в банках применяется для обеспечения исполнения решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней и (или) штрафов, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 3.2 указанной статьи и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Кодекса.

Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (пункт 4 статьи 76 Кодекса).

Пунктом 2 статьи 76 Кодекса предусмотрено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банках принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией требования об уплате налога, пеней и штрафа. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в этом случае означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 статьи 76 Кодекса.

Согласно пункту 9 указанной статьи, в случае если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения указанного заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа (пункт 8 статьи 76 Кодекса).

В случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока (пункт 9.2 статьи 76 Кодекса).

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 35 Кодекса налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Одновременно сообщается, что невыполнение контрагентами договорных обязательств перед налогоплательщиком не является основанием для установления особенностей налогообложения и порядка уплаты налогов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.06.2019 N 03-02-08/43737

Вопрос:

О налоге на прибыль при выплате депозитарием дивидендов управляющей компании, разместившей по договору с НПФ средства пенсионных резервов.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации.

Согласно пункту 3 статьи 275 Кодекса российская организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, признается налоговым агентом, если иное не предусмотрено Кодексом.

Лицо, признаваемое в соответствии с Кодексом налоговым агентом в отношении доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по налоговым ставкам, предусмотренным Кодексом, в порядке, предусмотренном статьей 275 Кодекса (пункт 4 статьи 275 Кодекса).

Указанной статьей установлены особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях.

При этом каких-либо особенностей исчисления налоговыми агентами налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия, для негосударственных пенсионных фондов данной статьей не предусмотрено.

Таким образом, при выплате депозитарием дивидендов управляющей компании, разместившей по договору с негосударственным пенсионным фондом средства пенсионных резервов, применяется общий порядок налогообложения, установленный статьей 275 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.06.2019 N 03-03-10/43531

Вопрос:

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

В соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при изъятии имущества собственником не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.

Учитываются ли в доходах в целях исчисления налога на прибыль суммы начисленной амортизации передаваемого имущества в случае прекращения права хозяйственного ведения (изъятия амортизируемого имущества собственником)?

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 Кодекса.

Учитывая, что при изъятии амортизируемого имущества по решению собственника такое имущество перестает использоваться в деятельности унитарного предприятия, начисление амортизации по нему прекращается.

При этом суммы амортизации, начисленные до момента изъятия данного имущества, не включаются в доход унитарного предприятия при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.06.2019 N 03-03-06/3/43497

Вопрос:

Согласно требованиям разд. 2 "Аналитический и синтетический учет" ч. III "Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций при организации работы по ведению бухгалтерского учета" Положения Банка России от 27.02.2017 N 579-П "О Плане счетов бухгалтерского учета кредитных организаций и порядке его применения" выдача клиентам выписок из лицевых счетов и приложений к ним осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены соответствующим договором, на бумажном носителе либо в электронном виде (по каналам связи или с применением различных носителей информации).

В настоящее время банк проводит активную работу по переходу с бумажного на электронный документооборот со своими клиентами, и стандартным договором банковского счета предусмотрено, что банк формирует выписки по счету и предоставляет их клиенту в электронном виде ежедневно при наличии операций по счету. Банк предоставляет выписки на бумажном носителе за последний рабочий день года (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным), а также по запросу клиента. При отсутствии у банка технической возможности предоставлять выписки в электронном виде банк формирует выписки на бумажном носителе при наличии операций по счету.

Банком выработано сразу несколько электронных форматов документов, содержащих в себе информацию о движениях и остатках по счету клиента и передаваемых по различным каналам связи с клиентом.

При этом, поскольку банк несет расходы на создание или приобретение специального программного обеспечения для формирования электронных выписок по счетам клиентов, а также на подключение и обслуживание защищенных каналов связи с клиентами, банк ввел в свои "Тарифы и условия по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов" дополнительные комиссии за предоставление выписок по счетам в различных форматах и передаваемых по различным каналам связи в разбивке как по счетам и типам выписок, так и по форматам и каналам связи.

Облагаются ли такие комиссии НДС?

Ответ:

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации осуществляемые банками банковские операции по открытию и ведению банковских счетов организаций и физических лиц, в том числе банковских счетов для расчетов по банковским картам, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Услуги банка по предоставлению справок об операциях по таким банковским счетам и о наличии средств на этих счетах следует относить к банковским операциям по ведению банковских счетов организаций и физических лиц, в том числе банковских счетов для расчетов по банковским картам.

Таким образом, услуги банка по предоставлению, в том числе с использованием средств связи, сведений об операциях по указанным счетам и о наличии средств на этих счетах не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.06.2019 N 03-07-05/43116

Вопрос:

О счетах в банках, по которым налоговые органы вправе принимать решения о приостановлении операций.

Ответ:

Налоговые органы вправе принимать решения о приостановлении операций по счетам в банках налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов - организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, в случаях, предусмотренных статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Кодекса.

Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах (пункт 2 статьи 11 Кодекса).

Статьей 76 Кодекса не установлено, что налоговые органы вправе принимать решения о приостановлении операций исключительно по счетам в банках, которые открываются для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, налоговые органы вправе принимать решения о приостановлении операций вышеуказанных лиц по счетам в банках, указанным в пункте 2 статьи 11 Кодекса, за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума (абзац пятый пункта 1 статьи 76 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.06.2019 N 03-02-08/42856

Вопрос:

О приостановлении операций по счетам в банке по решению налогового органа и ответственности за убытки, понесенные в результате такого приостановления.

Ответ:

Приостановление операций по счетам в банке по решению налогового органа применяется в случаях, предусмотренных статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Кодекса в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов - организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах.

Статьей 76 Кодекса не установлено, что налоговые органы вправе принимать решения о приостановлении операций только по счетам в банках, которые открываются для осуществления предпринимательской деятельности.

Кроме того, статьей 76 Кодекса не определены полномочия банков по проверке обоснованности и правомерности принятых налоговыми органами решений о приостановлении операций по счетам плательщиков.

Такая позиция подтверждается арбитражной практикой (постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.10.2006 по делу N Ф04-7271/2006(27959-А27-19), от 27.02.2007 по делу N Ф04-905/2007(31849-А81-19), Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.01.2009 N Ф09-21/09-С3).

Согласно пункту 6 статьи 76 Кодекса решение налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Приостановление операций плательщика по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам плательщика в банке (пункт 7 статьи 76 Кодекса).

Банки исполняют такие решения налоговых органов в соответствии со статьей 76 Кодекса и Положением Банка России от 06.11.2014 N 440-П "О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".

Пунктом 10 статьи 76 Кодекса установлено, что банки не несут ответственности за убытки, понесенные плательщиками в результате приостановления операций по их счетам в банках по решениям налоговых органов.

Согласно пункту 1 статьи 35 Кодекса налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.06.2019 N 03-02-07/1/41805