Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 29.03.2019

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О страховых взносах в отношении ежемесячных выплат бывшему работнику.

Ответ:

Из вопроса следует, что организация на основании решения акционера и договора о пожизненной выплате осуществляет ежемесячные выплаты бывшему сотруднику, ушедшему на пенсию. Трудовые отношения организации с указанным физическим лицом прекращены.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, учитывая, что упомянутые ежемесячные выплаты бывшему работнику не являются оплатой его труда за период, в котором он состоял в трудовых отношениях с организацией, а являются фактически материальной помощью пенсионеру, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.01.2019 N 03-15-06/5304

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах при возмещении работникам стоимости прохождения предварительных медосмотров (психиатрических освидетельствований).

Ответ:

Исходя из положений статей 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников.

Статьей 213 Трудового кодекса определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, к которым, в частности, относятся работники медицинских организаций.

Предусмотренные статьей 213 Трудового кодекса категории работников проходят медицинские осмотры в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н (далее - Порядок).

Согласно пунктам 6 и 7 Порядка обязанности по организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров возлагаются на работодателя. Кроме того, предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.

Пунктом 8 Порядка определено, что направление заполняется на основании утвержденного работодателем списка контингентов, в котором, в частности, указывается: наименование медицинской организации (с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров); наименование должности (профессии) или вида работы; вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) медицинским осмотрам.

С учетом вышеизложенного прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра работника при устройстве его на работу должно осуществляться по направлению работодателя в медицинскую организацию (с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров) и за счет средств работодателя.

Иной порядок прохождения данного медицинского осмотра является нарушением норм, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что Порядок не предусматривает в рамках проведения медицинского осмотра психиатрического освидетельствования. Данный Порядок предусматривает "скрининговый" осмотр одним врачом-психиатром и одним врачом-наркологом с целью выявления общих медицинских противопоказаний (алкоголизм, токсикомания, наркомания) к допуску к работам, предусмотренным пунктом 48 приложения N 3 Порядка.

При этом Порядок не устанавливает требований прохождения медицинского осмотра по месту регистрации или по месту пребывания, кроме случаев представления заключения о проведении обязательного психиатрического освидетельствования, в соответствии с пунктом 9 приложения N 3 Порядка.

Таким образом, работники, в отношении которых врачом-психиатром и (или) наркологом установлено подозрение на наличие медицинских противопоказаний, направляются на освидетельствование в специализированные врачебные комиссии, уполномоченные на то органом здравоохранения субъекта Российской Федерации, для уточнения клинической ситуации и подтверждения (исключения) подозрения на наличие медицинских противопоказаний.

1. Налог на доходы физических лиц

Из вопроса учреждения следует, что оплата предварительного медицинского осмотра в нарушение статьи 213 Трудового кодекса осуществляется за счет собственных средств работников. При этом учреждение возмещает работникам расходы путем выплаты компенсации стоимости медицинских осмотров, которые должны осуществляться за счет средств работодателя.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Статья 41 Налогового кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса.

С учетом вышеизложенного суммы возмещения налогоплательщикам понесенных ими расходов на оплату обязательных медицинских осмотров, необходимость прохождения которых обусловлена требованиями статьи 213 Трудового кодекса, не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) налогоплательщиков, соответственно, доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, в таком случае не возникает.

2. Страховые взносы

Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Согласно пункту 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

При этом перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат, установленный статьей 422 Налогового кодекса, является исчерпывающим и не содержит сумм выплат, направленных на возмещение расходов работников по прохождению ими предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров.

Следовательно, возмещаемые учреждением работникам суммы расходов по оплате медицинских осмотров облагаются страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.01.2019 N 03-15-06/5260

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль сумм отчислений в страховые резервы.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 294 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам страховых организаций, кроме расходов, предусмотренных статьями 254 - 269 Кодекса, относятся также расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности.

К расходам страховых организаций относятся, в частности, суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, утвержденном Центральным банком Российской Федерации.

В письме Банка России от 04.10.2017 N 015-53/8027 разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" формирование страховых резервов осуществляется страховщиками в соответствии с правилами формирования страховых резервов, которые утверждаются органом страхового надзора. На основании указанного пункта правила формирования страховых резервов были утверждены Банком России следующими нормативными документами:

- Положением от 16.11.2016 N 557-П "О правилах формирования страховых резервов по страхованию жизни";

- Положением от 16.11.2016 N 558-П "О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни".

Таким образом, для целей налогообложения прибыли организаций учитываются суммы отчислений в страховые резервы, сформированные в соответствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации.

Одновременно обращается внимание, что для целей налогообложения прибыли организаций Кодексом определен порядок признания доходов и расходов по начислению (статьи 271 и 272 Кодекса), в том числе и для страховых организаций.

Особенности учета страховыми организациями доходов и расходов установлены статьями 293 и 294 Кодекса соответственно.

Таким образом, для целей налогового учета в страховых организациях применяется порядок учета доходов и расходов с учетом особенностей, установленных статьями 271, 272, 293 и 294 Кодекса.

При этом статьей 252 НК РФ определено, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

В целях главы 25 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

Таким образом, если под соответствующие затраты налогоплательщиком создавался резерв, повторному включению в состав расходов рассматриваемые затраты не подлежат.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.01.2019 N 03-03-06/2/5516

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль стоимости МПЗ и прочего имущества, полученных безвозмездно.

Ответ:

Абзацем вторым пункта 2 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 8, 13 и 20 части второй статьи 250 Кодекса.

Таким образом, из положений абзаца второго пункта 2 статьи 254 Кодекса следует, что стоимость имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, полученного безвозмездно, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 250 Кодекса.

Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав установлены статьей 268 Кодекса.

Так, при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абзаце 2 пункта 2 статьи 254 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.01.2019 N 03-03-06/1/5515

Вопрос:

Об учете в целях УСН расходов в виде процентов по кредитам при смене объекта налогообложения с "доходы" на "доходы минус расходы".

Ответ:

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы в виде процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

Согласно пункту 2 статьи 346.16 Кодекса расходы в виде процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, и в порядке, предусмотренном статьей 269 Кодекса.

При этом пунктом 1 статьи 252 Кодекса предусмотрено, что расходами признаются любые затраты налогоплательщика при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса расходы налогоплательщика в виде процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) признаются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения.

При этом согласно пункту 4 статьи 346.17 Кодекса при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.

Исходя из этого проценты по кредитам, уплаченные банку в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не учитываются при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Проценты по кредитам, уплачиваемые банку после перехода на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в порядке, предусмотренном статьей 269 Кодекса, при условии, что указанные расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.01.2019 N 03-11-11/4867

Вопрос:

О предоставлении инвестиционного вычета по НДФЛ при реализации (погашении) ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 210, со статьями 214.1 и 214.9 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 статьи 214.1 Кодекса и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет.

При расчете финансового результата в целях получения в установленном порядке инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса, могут в том числе учитываться доходы и расходы, относящиеся к ценным бумагам, которые ранее учитывались на индивидуальном инвестиционном счете, а после его закрытия переведены на иные счета, открытые у налогового агента.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.01.2019 N 03-04-05/4850

Вопрос:

О налоге на прибыль при реализации имущества, полученного по договору об отступном, а также об учете банком расходов на оценку справедливой стоимости указанного имущества.

Ответ:

На основании статьи 409 Гражданского кодекса Российской Федерации по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением отступного - уплатой денежных средств или передачей иного имущества.

Учитывая положения пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в случае если имущество, полученное по договору об отступном в погашение задолженности по кредитному договору, не используется в основной деятельности и предназначено для реализации, то такое имущество для целей налогообложения прибыли не признается амортизируемым имуществом.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 268 НК РФ при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, если иное не предусмотрено пунктом 2.2 статьи 277 НК РФ, а также на сумму расходов, указанных в абзаце втором пункта 2 статьи 254 НК РФ.

Таким образом, в соответствии с указанными положениями главы 25 НК РФ расходы, связанные с приобретением имущества, в том числе по его содержанию, могут быть учтены в момент реализации такого имущества при их соответствии положениям статьи 252 НК РФ. При этом стоимость данного имущества для целей налогообложения формируется исходя из фактических затрат на его приобретение.

В отношении расходов банка на проведение оценки справедливой стоимости имущества и предметов залога сообщается следующее.

Для целей налогообложения прибыли на основании статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Учитывая указанное, налогоплательщик может учитывать в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, любые затраты при условии их соответствия положениям статьи 252 НК РФ и в случае, если такие виды расходов не поименованы в статье 270 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.01.2019 N 03-03-06/2/4675

Вопрос:

О применении ККТ организацией при удержании из зарплаты работников стоимости оказанных им услуг и при возмещении ими расходов на приобретение бланка трудовой книжки, мобильную связь.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Согласно положениям пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику до 01.07.2019.

Таким образом, в случае исполнения обязательств работников организации-работодателя по оплате оказываемых им услуг путем удержания из заработной платы работников соответствующих сумм задолженности организация обязана применять контрольно-кассовую технику с 01.07.2019.

Вместе с тем возмещение работниками указанных в обращении расходов организации на приобретение бланка трудовой книжки, расходов на мобильную связь не относится к расчетам для целей Федерального закона N 54-ФЗ и не требует применения контрольно-кассовой техники.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.01.2019 N 03-01-15/4355

Вопрос:

Об НДФЛ в отношении процентов по банковским (залоговым) счетам.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 214.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 процентов годовых, если иное не предусмотрено главой 23 Кодекса.

Согласно нормам главы 44 "Банковский вклад" Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

Также следует отметить, что письменная форма договора банковского вклада считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями.

Несоблюдение письменной формы договора банковского вклада влечет недействительность этого договора.

Учитывая изложенное, пункт 1 статьи 214.2 Кодекса применяется к доходам в виде процентов, если они получены по вкладам в банках. В иных случаях соответствующие проценты подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.01.2019 N 03-04-06/4260

Вопрос:

Об уплате налога на имущество организаций в отношении жилых помещений, учитываемых на счете 41 "Товары", исходя из кадастровой стоимости.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Кодекса закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Таким образом, жилые помещения, учитываемые на бухгалтерских счетах 41 "Товары", подлежат налогообложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества, в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в рамках статьи 378.2 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.01.2019 N 03-05-05-01/4064